Электронная онлайн библиотека

 
 Психология общения

6.3. Манипулятивная и актуапізаторські модели общения


Существует ряд конфликтов, которые могут способствовать успешному общению, поэтому конфликты еще можно поделить на две большие группы: манипулятивные и актуалізаторські.

При манипулятивном конфликте в участников возникают искаженные представления о свои и чужие цели, действия, мотивы и позиции. В ситуации манипулятивного конфликта могут быть такие искаженные восприятия (Есть. Мелібруда, 1986):

1. "Иллюзия собственного благородства" - представление о том, что истина и справедливость целиком на нашей стороне, а моральные нормы нарушает лишь другая сторона.

Или Искать соринки в глазу другого" - преувеличенное представление о погрешности другого и неосознанности недостатков в себя.

3. "Двойная этика" - при осуществлении и даже при осознании одинаковых взаимодействий собственные действия воспринимаются как допустимые, а действия оппонента - как недозволенные и нечестные.

4. "Все ясно" - нежелание выслушать другого, предвзятое упрощения ситуации на пользу себе. Человек убежден в том,
что именно она имеет полное и правильное представление о конфликте.

Эти ошибки обостряют конфликт и препятствуют конструктивном выхода из него.

При актуалізаторському конфликте его участники воспринимают ситуацию более адекватно, без розовых очков из взгляда на себя и без черных - на оппонента. Они осознают неполноту своего видения конфликта и готовы выслушать другую сторону. С одинаковых позиций подходят относительно собственных и чужих действий, не обіляють себя, не очорняють соперника, ищут возможности узнать мнение и восприятие другого и увидеть то, что в их собственном поведении было не очень хорошим. Они открыты для честного конструктивного обсуждения.

Манипуляторы склонны свои негативные действия оправдывать внешним локусом оценки, а подобные действия оппонента - внутренним. Актуалізатори, оценивая более объективно и себя, и других, могут употреблять оба локусы контроля в равной степени к обоих участников конфликта, пытаясь приблизиться к объективного отражения ситуации.

Второе важное различие между двумя типами конфликта - готовность взять ответственность на себя, а не перекладывать ее на другого. Манипуляторы склонны обвинять партнера, обижаться на него, вроде бы подчеркивая свою непричастность, невинность, снимая с себя всякую ответственность. Для них признать свое поведение неправильным - значит проиграть, оказаться безоружным перед опасным врагом. Актуалізатори избегают осуждать других, они не обижаются, если нечто происходит, на их взгляд, "не так", а ищут пути для исправления положения, принимая на себя всю меру ответственности за последствия. То есть из двух сакраментальних вопросам они предпочитают вопросу "Что делать?", а не "Кто виноват?". Это делает их настоящими хозяевами ситуации и в конечном счете - всего жизнь.

Манипулятивные конфликты не будут решены до тех пор, пока участники ослепленные взаимными иллюзиями, пока в них отсутствует объективное восприятие ситуации и, главное, желание двигаться навстречу друг другу. Чтобы конфликт мог решиться, следует сделать его актуалізаторським, ища пути взаимопонимания.

Существуют позиции и взаимоотношения между людьми на две категории: "Я-Ты" и "Я-Оно". Если отношения "Я-Ты" существуют у каждого участника общения, то они сознательно или бессознательно, передают друг другу примерно такие сообщения: "Я - личность, и ты - личность. Я - важный человек, и ты - важный человек. У меня есть чувство, и у тебя есть чувства. Я хочу, чтобы меня выслушали, и ты заслуживаешь на то, чтобы быть выслушанным. Я хочу, чтобы меня понимали, и ты хочешь, чтобы тебя понимали". Отношения категории "Я-Оно" совсем другие и выражают диаметрально противоположную позицию: "Я - личность, а ты - объект. Я - важный человек, а ты неважна. Меня следует выслушать, а на то, что ты говоришь, можно не обращать внимания. Мои чувства ценные, а твои чувства ничего не значат".

Общения в системе "Я-Ты" можно назвать субъект-субъектным или актуалізаторським, оно предусматривает равноправие сторон. Такое общение является двустороннее, потому что в нем возникает настоящий диалог. Диалог - это разговор между двумя или несколькими лицами, которые стремятся понять друг друга. Они ценят друг друга, поражают партнера личностью, достойной уважения. Если у одного или у обоих участников общения способ мышления, который побуждает действовать по схеме "Я-Оно", то такую модель можно назвать субъект-объектной или манипулятивной, ведь до партнера относятся, как к вещи, которую можно использовать, и он как личность не имеет никакого значения. Диалог заменяется монологами, поэтому такое общение можно назвать односторонним, оно напоминает разговор двух глухих.

Почему человек прибегает к манипуляциям? Какие причины манипуляций? Е. Шостром указывает на пять таких причин.

Первая причина - это недоверие. Человек не доверяет себе, считает себя зависимым от других. Но другим тоже не доверяет. Поэтому становится на скользкий путь манипуляций, чтобы другие всегда были у нее на привязи, под контролем, и при таких условиях доверяет им больше. Это похоже на поведение одного из родителей в семье, который уклоняется от воспитания детей, а вместо этого пытается указывать другому, как надо воспитывать.

Вторая причина (за Эрихом Фромом): нормальные отношения между людьми - это любовь. Любовь предполагает восприятие человека таким, какой он есть и уважение к ее истинной сути.

Библия призывает людей любить своего ближнего, как самих себя. Но средняя личность не понимает этой заповеди, потому что не имеет представления о том, что значит любить. Большинство людей не любят самих себя, поэтому не могут любить ближнего. Они ошибочно считают, что чем совершеннее они будут, тем больше их будут любить; чем больше они смогут дать, тем больше получат. Но настоящая любовь бескорыстная и безусловная. Она не зависит от выгоды и принимает человека без каких-либо условий. Даже чем большая готовность личности признаться в человеческих недостатках, тем больше вероятность того, что ее будут любить. А кто не хочет или не может признавать свои слабости, то отчаянное стремится к полной власти над другим человеком. Эта власть заставляет партнера делать то, чего хочет манипулятор, думать, как он хочет, чувствовать то, что он хочет.

Третью причину манипуляции предлагают экзистенциалисты: повсюду нас окружают риск и неопределенность. Ежеминутно с человеком может случиться что угодно, поэтому человек чувствует себя беспомощным, незащищенной. С горечью осознавая непредска-чуваність жизни, манипулятор впадает в отчаяние или инерцию, в манипулятора появляется тенденция избежать риска, стремление к большей определенности и гарантированности. Тогда он превращает себя на объект и других воспринимает как объекты, как вещи.

Четвертая причина отражена в работах Джея Хейли, Эрика Берна. Д. Хейли во время длительной работы с шизофрениками заметил, что они больше всего боялись тесных личностных контактов. Е. Берн считает, что человек начинает фаты в игры и избегать быть собой, чтобы лучше управлять своими эмоциями и избегать близости.

Пятую причину выдвигает Альберт Блліс. Он отмечает, что в течение жизни человек усваивает ряд аксиом или иррациональных убеждений. Одна из таких аксиом: нам необходимо получить одобрение всех и каждого. Человек стремится нравиться другим, оказывать на них приятное впечатление и для этого предпринимает манипуляции.

Под манипуляцией Е. Шостром понимает не одну игру, а целую систему игр, и еще больше - стиль жизни, псевдофілософію жизни, направленную на то, чтобы эксплуатировать и контролировать себя и других.

Человека, противоположную манипулятору, А. Маслоу назвал самоак-туалізованою личностью, которая живет полной жизнью. И это не везение или случай, а умение использовать свой внутренний потенциал. Е. Шостром таких людей называла актуалізаторами.

Какие черты отличают манипулятора от актуалізатора? Стиль жизни манипулятора основывается на лжи, пессимизме, контроле и цинизме. Кита, на которых стоит актуалізатор, - честность, оптимизм, свобода и доверие. Основываясь на трудах гуманистических психологов (К. Роджерс, 1961; В. Сатір, 1992), можно добавить еще одну отличительную особенность в манипулятора и актуалізатора.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МАНШУЛЯТИВНОЇ И АКТУАЛІЗАТОРНОЇ МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ

Манипулятор Актуалізатор
1. Обман (фальшивость в общении, играет своими чувствами и эмоциями и своего собеседника) 1. Честность (проявляет настоящие честные чувства, способен быть самим собой, душевный)
2. Пессимизм (неверие в жизнь, апатия, часто скучает) 2. Оптимизм (жизнерадостность, бодрое настроение)
3. Контроль (стремится контролировать ситуацию, стремясь доминировать) 3. Свобода (открыта к общению человек)
4. Цинизм (недоверие ни к себе, ни к другим) 4. Доверие (вера в себя и других, верит в добро)
5. Низкая самооценка (низкая самооценка). Плохо относится к себе и к другим, имеет догматическое мышление, болезненно реагирует на критику 5. Высокая самооценка (самоуважение, чувство собственного достоинства). Принимает себя таким, какой он есть, положительно относится к себе и окружающим. Признает свои и чужие ошибки

Е. Шостром считает, что актуалізатор находится в большей безопасности, чем манипулятор, потому что понимает свою уникальность и воспринимает ЕЕ как ценность. Он ищет в себе самобытность, в то время как манипулятор прячет свою самобытность и повторяет, подражает, копирует или поведенческие модели. И чем больше значение он придает своей маске, тем более обесценивает себя и тем глубже ощущает недовольство.

Е. Шостром в работе "Анти-Карнеги..." обрисовала такие основные типы манипуляторов:

1. Диктатор. Преувеличивает свою силу, стремится управлять своими жертвами - доминировать и приказывать.

2. Тряпка. Противоположность Диктатору и его жертва. Преувеличивает свою чувствительность, стремится забывать, не слышать, пассивно молчать, избегать.

3. Калькулятор. Преувеличивает необходимость контролировать все; делает вид, что обладает скрытой информации, уклоняется, когда пытаются проверить его самого.

4. Прилипала - противоположность Калькуляторові. Преувеличивает свою зависимость, стремится, чтобы о нем заботились, позволяет и побуждает других выполнять за него его работу.

Хулиган. Преувеличивает собственную агрессивность, стремится контролировать людей с помощью угроз.

Хороший парень. Преувеличивает свою заботливость, любовь, парализует неестественной добротой. Противоположность Хулигану.

Судья. Преувеличивает свою критичность, никому не верит, всегда полон негодования, выдвигает массу обвинений, не склонен прощать.

Защитник. Преувеличивает свою готовность к поддержке, снисходительность к чужим ошибкам; чрезмерно сочувствуя тем, кем занимается, не позволяет им стать на собственные ноги и парализует инициативу. Противоположность Судьи.

Манипулятор должен стремиться отказаться от манипуляций и стать актуалізатором. Тогда из Диктатора может развиться прекрасный Лидер, который не диктует, а ведет; из Тряпки - Чуткий; из Калькулятора - Внимательный; с Прилипалы - Благодарен, с Хулигана - Настойчивый, из Хорошего Парня - Заботливый, с Судьи - Выразительный, с Защитника - Проводник.

Манипулятор, как правило, подпадает под классификацию некоего одного из рассмотренных манипулятивных типов, в то время как актуа-лізатор не ограничивается лишь одним актуалізаційним типом, а интегрирует в себе несколько. Он и Чуткий и Заботливый и Внимательный, ведь тонко реагирует на внутреннее состояние других, внимательный к их проблемам и взглядов, беспокоится о людях.

Как же преодолеть в себе манипуляции? Во-первых, необходимо осознать собственные манипуляции, признать их в себе, увидеть неискренни, кажущиеся чувства и разглядеть за ними настоящие чувства. Следующий шаг - осмелиться выразить их. Цель актуалізаційної модели - развить в себе способность честно проявлять свои истинные чувства. Присмотримся поближе к ним. Воспользуемся для этого классификации форм выражения чувств, предложенной польским психологом Есть. Мелібрудою.

Различается опосредованное и непосредственная формы передачи информации об эмоциональных переживаний. К косвенных способов принадлежат риторические вопросы, приказы и запреты, ученость и проклятия, выговоры и претензии, насмешки, похвалы и осуждения, приписывание другим людям мнимых рис. Без косвенных способов передачи чувств принадлежат определения собственных чувств, употребление сравнений, характеристика своего физического состояния и определение возможных действий, которые побуждают чувства.

Рассмотрим каждую форму подробнее.

Косвенные способы:

1. Риторические вопросы относятся не через стремление получить разумный ответ, а через наличие желания вызвать у собеседника определенную реакцию, за которым скрыты чувство раздражения, огорчения, нетерпимости.

Типичные примеры риторических вопросов: "Кто дал вам право так себя вести?", "И в кого ты такой?", "Когда ты оставишь это безобразие?".

2. Приказы и запреты: "Ты должен немедленно извиниться", "Не веди себя так вызывающе", "Прекрати спорить" - с помощью подобных высказываний человек, стоящий у власти, пытается ограничить действия других, чтобы тем самым избавиться от некоторых чувств. Но сами чувства скрываются. Вместо сказать: "Не делай этого, потому что я чувствую себя так-то и так-то", человек говорит : "Не делай этого, потому что так нельзя". Ограничениями можно достичь поведенческих изменений, но не облегчить взаимопонимание.

3.Картання и проклятия. Такая форма позволяет некоторым освободиться от ярости и гнева. Однако это имеет тяжелые последствия. Отношения с партнером становятся более напряженными и конфликтными. Бранью и проклятиями человек закрывается от своих чувств и не дает понять их другим. Например, испытывая опасения, чувство вины, человек ругается и вместо реальных чувств показывает грубость и силу, которых ей на самом деле не хватает.

4. Выговоры и претензии: "От тебя никогда не дождешься чуткости", "Ты совсем не заботишься о детях", "Опять ты за старое", - часто используются для опосредованного выражения недовольства, раздражения, сожаления. В претензиях часто содержатся неправомерные обобщения - "всегда", "опять", "совсем". Как правило, они вызывают протест у партнера: "Совсем не всегда, а только иногда".

Признаки правдивости Признаки лживости
Возвращены вверх, раскрыты до 5 собеседника ладони, пальцы расставлены, руки разомкнутые с Совання рук за спиной, в карманах, крещение их на груди, на животе, за спиной, сжатие подлокотников кресла
Прямой взгляд не ниже уровня (глаз собеседника ii Собеседник менее 1/3 времени общения смотрит партнеру в глаза, часто отводят взгляд: мужчины - на пол; женщины - на потолок; взгляд, что ускользает
Наклон корпуса вперед в сторону собеседника; руки и ноги слегка разведены, плечи свободно опущены Наклон корпуса в противоположную сторону от собеседника, сцепление конечностей, напряженность плеч
Касание пальцами лицо (но не органов чувств - рта, носа, ушей, глаз) Касание пальцами носа, рта, углов губ, щек, потирание пальцем веки, брови, подбородок почісування
Сокращение расстояния между партнерами Увеличение расстояния между партнерами
Частая доброжелательная улыбка Искусственная или бессмысленная улыбка, которая исчезает внезапно; стиснутые зубы
Расстегнута пиджак, нога вытянута в сторону партнера, руки протянуты вперед Оттягивание, поправление воротничка, потирание шеи ладонью ниже затылка
Непринужденная жестикуляция Преувеличена жестикуляция или ее полное отсутствие; непривычная жестикуляция и хаотические движения
Взвешенность подбора слов и упругий ритм речи Многословие и оговорки, возгласы
Наличие четких формулировок и внимание к деталям Отсутствие четких формулировок и пренебрежение важными подробностями
Моментальная реакция на вопрос Паузы перед ответами, слишком долгое обдумывание ответа
Мотивированные содержанием разговора изменения модуляции, громкости и высоты голоса Немотивированная смена модуляции, громкости и высоты голоса (собеседник говорит тише, задумываясь, с характерным растяжением слов)
Корректное выражение эмоций Немотивированная радость (ведь эмоционально лжец испытывает особое восхищение от того, что обман удается)
Нормальное окраски лица и естественная мимика и Неестественный румянец и бледность; мигание, неестественная мимика и асимметрия лица; продолжительность гримасы более чем 5 секунд

5. Насмешки, целью которых является вызывать чувство неловкости и стыда у собеседника. В этом случае сам автор замечаний чувствует себя неприятные эмоции. Иронизируя, человек не только хочет поиздеваться над партнера, но и замаскировано показать, что она са^ ма переживает. Это утонченный нападение на другого, который отвлекает внимание от личности того, кто высказывается.

6. Похвалы и осуждения очень распространены: "Ты невыносим", "Это блестящая идея", "Ты - лучший". В общих чертах можно себе представить, как автор этих слов относится к адресату. Однако такие представления часто слишком обобщенные и недостаточно определены, чтобы наверняка судить однако, что чувствует тот, кто высказывается.

7. Приписывание другим мнимых рис. Чувствуя определенные чувства в присутствии другого человека, мы можем приписывать ей черты, которые вызваны этими чувствами. Партнер находится в центре внимания, а наши чувства остаются неосознанными.

Непосредственные формы выражения чувств позволяют более откровенно и прямо выражать свои переживания, помогают лучше понять, что именно на душе, какие чувства, и утверждают актуалізаторську модель общения.

{Определение собственных чувств: "Мне грустно", "Я в отчаянии", "Я чувствую себя уверенно и спокойно", "Мне радостно". Человек дает возможность партнеру понять, что с ней происходит, а такая откровенность вызывает доверие и улучшает общение. Человек не прячется за маской, а снимает ее.

2. Применение сравнений. Испытывая трудности в прямом выражении чувств, можно обратиться к сравнений и метафор: "Я чувствую себя так, словно собираюсь прыгнуть в холодную воду", "У меня такое ощущение, словно бы я оскорбил невинного ребенка", "Чувствую себя, как затравленный зверь" и др. Это обогащает эмоционально выразительной палитру общения.

Зарубежная и отечественная психология давно и плодотворно работает с определения и классификации вербальных и невербальных признаков, по которым можно распознать лжеца.



Назад