Электронная онлайн библиотека

 
 Психология общения

7.1. Психологические аспекты общения врача с пациентом


Чтобы стать врачом, надо быть безупречным человеком. Надо не только уметь придерживаться таких этических категорий, как долг, совесть, справедливость, любовь к человеку, но и понимать людей, иметь знания в области психологии. Без этого не может быть и речи о эффективность деонтологічного воздействия на пациента.

Нередко возникает вопрос, нужно ли вообще заниматься изучением психологии общения с пациентом, ведь среди врачей случаются настоящие мастера своего дела, хотя они и не изучали никогда психологии. Действительно, среди врачей есть врожденные психологи, ставших главным образом интуитивно, благодаря своим личным морально-этическим качествам. Однако из этого отнюдь не следует, что для общения с больными достаточно владеть только интуицией или опытом. Кроме этого, врачу нужна еще и специальная подготовка.

Известно, что профессия врача имеет определенные психологические особенности. Врач не может догматически придерживаться определенных постулатов и указаний, не только с точки зрения на характер протекания заболевания, но и с точки зрения психологических и других факторов и причин его возникновения. Перед врачом каждый раз возникает много нетипичных задач, для решения которых необходимо самостоятельное мышление и умение предвидеть последствия своих действий.

Психологізація труда врачей связана также с индивидуальными особенностями как пациентов, так и самого врача, с его личными качествами, опытом, авторитетом. Те же приемы деонтологічного влияния, что эффективные у одного врача, могут быть совершенно неприемлемы или малоприйнятні для другого. В этом и заключается один из важнейших психологических аспектов деятельности врача. На самом деле на этот труд способен не каждый, поэтому при выборе профессии врача важна профессиональная ориентация.

Стать хорошим врачом без любви к своей работе, к больного человека невозможно. Врач, равнодушен к больному, к людям, вообще "глухой" к общественных проблем, - большое социальное и профессиональное зло, за которое дорого платит общество. Ведь врач лечит не только применяя различные медикаментозные средства, но и влияя на больного собственной личностью. К сожалению, морально-психологические принципы врачебной деятельности, их деонтологічне воплощение еще не изучены в достаточной мере.

Труд врача как специфическое общественное явление имеет свои особенности. Прежде всего эта работа предполагает процесс взаимодействия людей. В работе врача предмет труда - человек, орудия труда - человек, продукт труда - тоже человек. Здесь лечебно-диагностические методы неразрывно сплетаются с личностными отношениями. Поэтому так важно получать моральные и психологические аспекты деятельности врача.

Коммуникативная компетентность врача основывается на знаниях и чувственном опыте, способности ориентироваться в ситуациях профессионального общения, понимании мотивов, интенции, стратегии поведения, фрустрации как своих собственных, так и партнеров по общению, уровне освоения технологии и психотехніці общения.

Согласно содержания, форм и функций общения, коммуникативная компетентность врача должна охватывать такие сферы:

  • компетентность в осуществлении перцептивной, коммуникативной и интерактивной функций общения;
  • компетентность в реализации, прежде всего, субъект-субъектной взаимодействия с партнерами по общению (понятно, что общение по типу распоряжений, приказов, инструкций, требований и т.д . (субъект-объектная модель взаимодействия) также должна быть освоена;
  • компетентность в решении как продуктивных и репродуктивных задач общения;
  • компетентность в реализации как поведенческого, операционно-инструментального, так и личностного, глубинного уровня общения.

Определяющую сторону коммуникативной компетентности врача в современных условиях составляет компетентность именно в субъект-субъектном общении, в решении производственных задач, в овладении глубинным, личностным уровнем общения с другими людьми.

В структуре коммуникативной компетентности врача выделим:

  • гностический компонент (система знаний о сущности, структуре, функциях и особенностях общения вообще и профессионального в частности; знания о стиле общения, в частности, об особенностях собственного коммуникативного стиля; фоновое знание, то есть общекультурная компетентность, которая, не имея непосредственного отношения к профессионального общения, позволяет уловить, понять скрытые намеки, ассоциации и т.п., то есть сделать понимание более эмоциональным, глубоким личностным; творческое мышление, в результате которого общение выступает как разновидность социального творчества);
  • конативний компонент (общие и специфические коммуникативные умения, которые позволяют успешно устанавливать контакт с собеседником, адекватно познавать его внутренние состояния, управлять ситуацией взаимодействия с ним, применить конструктивные стратегии поведения в конфликтных ситуациях; культура речи; экспрессивные умения, которые обеспечивают адекватный высказыванием міміко-пантомімічний сопровождение; перцептивно-рефлексивные умения, которые обеспечивают возможность проникновения во внутренний мир партнера по общению и пониманию самого себя; доминирующее применения организующих воздействий во взаимодействии с людьми (по сравнению с оцінюючими и, особенно, дисциплінуючими);
  • эмоциональный компонент (гуманистическая установка на общение, интерес к другому человеку, готовность вступать с ней в личностные, диалогические отношения, интерес к собственному внутреннему миру; развитые эмпатия и рефлексия; высокий уровень идентификации с выполняемыми профессиональными и социальными ролями; позитивная Я-концспція; адекватные требованиям профессиональной деятельности психоэмоциональные состояния).

Приводим основные коммуникативные умения и навыки, необходимые в практической деятельности врача:

  • умение проводить беседу с пациентом;
  • умение управлять своими психическими состояниями и преодолевать психологические барьеры;
  • достаточное понимание индивидуально-психологических особенностей пациентов и умение их учитывать;
  • умение проникать во внутренний мир пациента;
  • умение проявлять сочувствие (эм пата ваты) пациенту о его заболевания;
  • умение выслушать и дать совет пациенту;
  • умение анализировать все компоненты своей деятельности и себя как личность и индивидуальность.

Особенности изучения психологических основ медицинского общения заключаются в том, чтобы уметь преодолевать эти трудности, а именно: умение познать пациента и себя, составить психологический портрет пациента, умение психологически грамотно общаться и др. Врач должен обладать положительной установкой к личности пациента, признание его ценности без предубеждений, излишней критичности.

Исходя из выше указанного, поставим проблематично вопрос: каким должен быть врач XXI века, в чем заключается его профессионализм?



Назад