Электронная онлайн библиотека

 
 Психология общения

7.2. Социально-психологический портрет личности врача


Профессиональные качества личности врача:

Профессиональная подготовка врача, наличие у него набора всех профессиональных умений и навыков.

Психологическая подготовка врача. Специфика и сложность этой подготовки заключаются в том, что врач должен иметь глубокие знания по психологии и смежных с ней научных дисциплин.

На профессионализм врача также влияют особенности личной жизни: насколько благополучное его собственную жизнь - имеется ли в нем любовь, взаимопонимание с близкими людьми, материальная обеспеченность, бытовая обустройство и др. С врача многое требуется, он много за что отвечает, но сам во многом беззащитен: общество в лице государства не обеспечивает на должном уровне достойных и необходимых условий жизни. Это касается как материального, так и правового, социального обеспечения профессионала.

Но, несмотря на различные условия жизни и работы, несмотря на индивидуальные личностные особенности специалистов, профессия врача имеет существенные профессиональные ценности, которые должны присутствовать в его деятельности и определяют уровень профессионализма.

Профессия врача предполагает прежде всего любовь к своей работе, любовь к человеку, к больного человека. Без этого невозможно стать хорошим, в полном смысле этого слова, врачом.

Профессия врача - это уникальная профессия, которая должна содержать комплекс таких характеристик: постоянное стремление к самосовершенствованию, огромный практический опыт, знания специфики данной деятельности, способности к врачебной труда, знания перспектив развития медицинской отрасли.

Выделим комплекс личностных качеств, которые должны быть у врача.

Морально-этические качества врача: честность, порядочность, обязательность, ответственность, интеллигентность, человечность, доброта, надежность, принципиальность, бескорыстие, умение держать слово.

Коммуникативные качества врача: личная привлекательность, вежливость, уважение к окружающим, готовность помочь, авторитет, тактичность, внимательность, наблюдательность, быть хорошим собеседником, коммуникабельность, доступность контактов, доверие к окружающим.

Волевые качества врача: уверенность в себе, выдержка, склонность к риску, смелость, независимость, сдержанность, уравновешенность, решительность, инициативность, самостоятельность, самоорганизация, настырность, целеустремленность.

4. Организационные качества врача: требовательность к себе и окружающим, склонность брать на себя ответственность, умение принимать решения, умение правильно оценить себя и пациента, умение планировать свою работу.

Деятельность врача явление сложное, многогранное, динамическое. Его специфика предопределяется прежде всего расширением общения врача с пациентом. Для врача это не является роскошью, а профессиональной необходимостью. С его помощью осуществляется взаимовлияние двух равноправных субъектов - врача и пациента. Показателем эффективности такого взаимовлияния является преобладание положительных эстетических чувств, гуманности, творчества.

Врач должен обладать определенными качествами, которые способствуют эффективности деятельности врача. Прежде всего, это умение владеть собой, управлять своим поведением. Вполне понятно, что врача нужно готовить к этому.

Предложим несколько правил для оптимизации общения врача с пациентом, что позволит оптимизировать процесс лечения:

1. Встречать пациента бодрым, уверенным, энергичным.

2. Общее чувство в начальный период общения с пациентом бодрое, производительное, уверенное.

3. Присутствует коммуникативный настроение: ярко выражена готовность к общению. "

4. С пациентом создается соответствующий положительный эмоциональный настрой.

5. Осуществлять органическое управления собственным самочувствием у проведены беседы с пациентом (равный эмоциональное настроение, способность к управлению самочувствием, несмотря на неблагоприятные обстоятельства, и т.д.).

6. Добиваться производительности общения.

7. Речь должна быть не перенасыщена медицинскими терминами.

8. Выразительная мимика, эмоционально целесообразна, то есть должна соответствовать эмоциональному настрою пациента.

Большое значение нужно предоставлять самочувствию врача. Оно для врача не является его личным делом, потому что его настроение отражается и на пациенту, и на коллегах по работе, что создает определенную атмосферу в процессе лечения. Достичь такого оптимального внутреннего состояния чрезвычайно трудно, поскольку в некоторой степени труд врача имеет аспекты рутинности.

Врач должен уметь сохранять работоспособность, владеть ситуациями для обеспечения успеха в своей деятельности и сохранения своего здоровья. Для этого нужно работать над собой, быть уверенным в себе, уметь владеть своими эмоциями, снимать с себя эмоциональное напряжение, быть целеустремленным, решительным.

В основе деятельности врача должно быть положительное эмоциональное отношение к себе, пациентов, вообще своего труда. Именно положительные эмоции активизируют, вдохновляют врача, придают ему уверенности, вызывают чувство радости, положительно влияют на отношения с пациентами, коллегами по работе. А отрицательные эмоции наоборот тормозят активность, дезорганизуют поведение и деятельность, вызывают тревожность, страх, подозрение у пациента.

Врачу нужно уметь играть как актеру, причем не только снаружи. Выражение лица врача должен быть доброжелательный не только для того, чтобы настроиться на хороший лад, но и менять приемы поведения. Поэтому врачу нельзя ходить перед пациентами с мрачным, скучающим лицом даже тогда, когда настроение у него плохое. Если же все-таки плохое настроение не покидает вас, следует заставить себя улыбнуться, содержать несколько минут улыбку и подумать о нечто приятное.

Кроме того, что врач должен владеть своим внутренним состоянием, он должен уметь контролировать свое тело, которое отчетливо отражает внутреннее состояние, мысли, чувства. Элементами внешней техники врача является вербальные (речевые) и невербальные средства. Именно через них врач обнаруживает свои намерения, именно их "читают" и понимают пациенты.

Внешний вид врача должна быть эстетически выразительной. Нельзя небрежно относиться к своей внешности. Главное требование к одежде - это скромность и элегантность. Эстетическая выразительность проявляется и в приветливости и доброжелательности лицо врача, в собранности, сдержанности движений, в скупом, оправданном жесте, в осанке, походке. Недопустимы суетливость, искусственность жестов, их дряблость. Даже, как принять пациента, посмотреть на него, поздороваться, как отодвинуть стула, оказывается сила влияния. В движениях, жестах, взгляде пациент должен чувствовать сдержанную силу, полную уверенность в себе и доброжелательное отношение.

Пластика тела, или пантоміміка, позволяет выделить в облике врача главное, рисует его совершенный образ. Эффективности общения помогают открытые позы и жесты врача: не скрещивать руки, смотреть в лицо пациента, уменьшать дистанцию, что создает эффект доверия.

Больше всего влияет на пациентов выражение лица врача, иногда даже сильнее, чем его слово. Именно жесты и мимика повышают эмоциональную значимость информации. Пациенты "читают" с лица врача, вспоминая его отношение, настроение, поэтому лицо должно не только выражать, но и скрывать некоторые чувства: не стоит приносить в пациенте в бремя домашних забот, неприятностей. Следует показывать на лице и в жестах том, что касается дела, способствует лечению.

Выражение лица врача должен всегда соответствовать характеру речи при беседе с пациентом. Лицо врача должен выражать уверенность, одобрения, недовольство, осуждение, радость, интерес, увлечение, то есть выражать широкий диапазон эмоций, которая свидетельствует о моральную силу личности врача.

Врач в своей профессиональной деятельности должен достичь вершины мастерства общения, а именно - - владение собственным телом и умением повлиять на пациента силой своего тела. Здесь на помощь врачу может прийти биомеханика наука по формированию моторной координации поведения, умению владеть своим телом, которую разработал чешский театральный режиссер. Мейерхольд. Окончательное ее задача - подчинить свою моторную поведение выражению определенного воздействия на пациента, сделать его автоматическим, превратить в совершенную технику общения, на внутреннюю потребность.

Важным также или базой для целого ряда профессионально важных качеств личности врача является эмоциональная устойчивость, тревожность, склонность к риску есть особенности нейродинамики.

Для профессиональной психологии очень важным является тот факт, что особенности нейродинамики влияют на формирование профессионально важных качеств личности. Известно, что слабость нервных процессов порождает повышенную тревожность, эмоциональную неустойчивость, пониженную активность в деятельности и т.д. Для лиц с очень высокими показателями силы нервной системы повышенная вероятность установления негибкой, неадекватно высокой самооценки.

Эмоциональная устойчивость как способность сохранить оптимальные показатели деятельности при воздействии эмоциональных факторов также во многом зависит от особенностей самооценки. Она тесно связана с тревожностью - свойством, существенно биологически обусловленной. Обе эти качества, рассмотрены иногда как свойства темперамента, а чаще - как личностные характеристики, профессионально значимые во многих видах деятельности, которые отмечаются во многих видах регулярной профессиональной деятельности. Подобная же зависимость, чаще всего наблюдается между успешностью деятельности и эмоциональной стабильностью. Во многих видах деятельности важной оказывается эмоциональность - - интегральная способность к эмоциональных переживаний. Особенно серьезные требования к этой сферы предъявляют профессии, требующие высокой эмоциональности и одновременно эмоциональной устойчивости, например деятельность врача.

Свойство экстра-интроверсии принято считать профессионально важным, прежде всего, для групповых видов деятельности или профессий, связанных с общением, работой с людьми. Но это качество может иметь значение и для индивидуальной работы. Есть данные, которые свидетельствуют о том, что интроверсия связана с высшим уровнем активации коры головного мозга в покое, потому интроверты предпочитают деятельности, что позволяет избегать чрезмерной внешней стимуляции. Экстраверты стремятся к внешней стимуляции, предпочитают деятельности, что дает возможность дополнительных движений, эмоционально-мотивационной поддержки. Известно, что интроверты более устойчивы к монотонной работы, лучше справляются с работой, которая требует повышенной бдительности точности. В то же время в напряженных рабочих ситуациях они проявляют большую склонность к тревожных реакций, которые негативно влияют на успешность деятельности. Экстраверты же менее точные, но лучше ориентируются в напряженных рабочих ситуациях. При групповой работе необходимо учитывать большое внушаемость и конформность экстравертов.

Среди собственно личностных свойств чаще всего упоминается в качестве универсального, профессионально важного качества ответственность. Ответственность рассматривается как одно из свойств, которые характеризуют направленность личности врача, влияют на процесс и результаты профессиональной деятельности прежде всего через отношение к своим рабочим обязанностям и в своих профессиональных качеств.

Большинство других личностных качеств более специфические и важны лишь для определенных видов профессиональной деятельности. Подытоживая выше сказанное, можно предположить, что особенности личности могут выступать как профессионально важные качества практически в любом виде профессиональной деятельности, в частности в деятельности врача.

Способности врача обычно рассматривают как индивидуальные свойства личности, способствующих успешному выполнению его деятельности.

Можно выделить две большие группы специальных способностей врача:

перцептивно-рефлексивные (перцепция - восприятие) способности, определяющие возможность проникновения врача в индивидуальное своеобразие личности пациента и понимание его (эти способности являются ведущими);

проективные способности, связанные с умением действовать на другого человека, на пациента.

Среди них как главные можно выделить такие:

1. Способность правильно оценивать внутреннее состояние пациента, сочувствовать, сопереживать ему (способность к эмпатии).

2. Способность быть примером для тех, кого лечат, в мыслях, в чувствах и поступках.

3. Способность приспосабливаться к индивидуальных особенностей пациента.

4. Способность вселять в пациента уверенность, успокаивать его.

5. Способность находить нужный стиль общения с каждым, добиваться его расположения и взаимопонимания.

6. Способность вызывать к себе уважение у пациента, пользоваться (неформально) его признанию, иметь авторитет среди тех, кого лечишь.



Назад