Электронная онлайн библиотека

 
 Психология общения

7.3. Особенности личности пациента


К личностных характеристик пациента входят такие качества: темперамент, характер, способности, интеллект и др. Все эти группы свойств врач должен учитывать при установлении психологического контакта с пациентом.

На прием к врачу приходят разные пациенты. Врач иногда не догадывается о его личность и как следствие может быть не подготовлен к встрече с ним. Подсознательно врач всегда настраивается на образ "идеального пациента". Этим термином иногда называют таких пациентов, которые сознательно пришли излечиться от болезни, в них отсутствуют сомнения в своих силах и умениях врача, готовность выполнять все назначения врача, умение кратко излагать свои проблемы и жалобы, малая осведомленность в медицинских терминах.

Мы описали найілюзорнішу картину отношение пациента к врачу и к самому процессу лечения. Но, как показывает практика, процент таких пациентов небольшой и врач непосредственно сталкивается с разными пациентами, с проявлениями их разных характеров, что, безусловно, создает определенные барьеры в лечении. Поэтому врачу нужно учитывать все особенности личности пациента для эффективного формирования контакта с ним.

Пациенты за своими личностными характеристиками бывают разные. Рассмотрим их.

Пациенты-экстерналы обращены больше к внешнему миру, который их окружает, они общительны, у них есть широкий круг друзей, знакомств, высокая возбудимость и импульсивность поведения. В своих недугах и болезнях способны обвинять внешние обстоятельства, свою судьбу, случай. Такие пациенты обычно проявляют агрессию и гнев как к врачу, так и в других пациентов. Основная тактика, которую стоит применять врачу, является прежде всего установление эмоционального контакта с такими пациентами, а лишь затем переходить к информационного аспекта беседы.

Противоположным предыдущего типа есть пациенты-интерналы. Для них больший интерес играет их внутренний мир, их переживания, а внешнее окружение то несущественным. Такие пациенты "замкнутые в себе", некоммуникабельные, им никогда не бывает скучно с собой, трудно адаптируются к переменам внешнего окружения, склонны к самоанализу, преобладает недоверчиво-скептический тип общения. Для інтерналів нет мелочей в их здоровье. Вину за утраченное здоровье они возлагают только на себя и ответственность за события в своей жизни возлагают только на себя. Такие пациенты чрезвычайно ответственные, исполнительные, требовательным как к себе, так и к врачу. Поэтому врач во время работы с такими пациентами должен все вопросы обсуждать максимально подробно, иначе у пациента может возникнуть чувство тревоги. Не нужно экономить на времени, проводя консультацию, потому что темп мышления інтерналів бывает замедленным. Врач должен смириться с этим и быть терпеливым, спокойным. В данном случае тактика с пациентом должна быть противоположная предварительно приведенной, а именно: контакт с таким пациентом начинать с нейтрального, информационного контакта, а уже потом формировать положительное эмоциональное отношение к врачу.

Есть некоторые предпосылки для создания определенных взаимоотношений между врачом и пациентом, которые действуют еще перед тем, как они вступят в непосредственный контакт. Следует принимать во внимание, что пациент, который приходит к врачу, как правило, знает о нем больше, чем врач пациента. Имеет значение также репутация здравоохранения вообще и медицинского учреждения, куда приходит пациент. Напряженность, недовольство и гнев пациента, что был вынужден добираться до врача неудобным транспортом и долго ждать в приемной, пока дойдет его очередь, нередко является механизмом генерализации аффекта, что неадекватно проявился при встрече с медицинской сестрой или с врачом, который не имеет понятия о причинах этого аффекта.

Для большинства пациентов в образе врача обобщается личный опыт взаимодействия с авторитарными для него лицами в разные периоды жизни. Теоретические основы в области взаимоотношений между врачом и пациентом разработал 3. Фрейд в своей концепции "трансфера" ("переноса"). По этой концепции врач подсознательно напоминает больному какую-нибудь эмоционально значимую личность с его детства, например, отца. В зависимости от того, какие впечатления и отношения некогда преобладали при контакте пациента с отцом, в актуальном отношении к врачу тенденция или отрицательная (вражеская), или положительная (чувство любви, доверия). В противоположном направлении действует "антитрансфер" ("контрпсренос").

В настоящее время это первоначальное понимание 3. Фрейда считается слишком узким и искусственно созданным, но иногда рациональным, что указывает на возможность того, что пациенту некоторые элементы поведения врача, внешнего вида или репутации могут напоминать нечто позитивное или негативное из его прошлой жизни и прежде всего - опыт с теми лицами, которые имели для него большое эмоциональное значение. Кроме родителей, это могут быть бабушка и дедушка, дядя и тетя, братья и сестры, учителя, близкие друзья. И не только при взаимоотношениях с врачом, но и при каждом новом контакте, что возникает между людьми, имеет смысл подумать о том, почему некто, кого мы, вполне вероятно, видим впервые в жизни, вызывает у нас достаточно выразительные чувства симпатии или антипатии, кого из нашего прошлого чем они напоминают. Если мы будем иметь в виду такой "груз прошлого", это может нам помочь более реально понять и справиться с ситуациями, связанными с отношениями к другим людям.

В этом контексте стоит упомянуть также о возможности действия "переноса эстетического стереотипа". А именно то, что красивые люди скорее вызывают симпатию и доверие, обыкновенные - скорее антипатию и неуверенность. Этот элемент традиционно появляется уже в сказках в фигурах безобразной колдуньи и прекрасного принца. Представления о красоте связывается с хорошими качествами, безобразие - со злом. Несмотря на то, что это предсказание необоснованное, оно подсознательно делает довольно сильное действие: внешне симпатичный пациент вызывает у врача больше симпатии, даже если в действительности он требует меньше помощи, чем пациент, что возбуждает своим внешним видом антипатию. И наоборот, врач, который действует эстетически положительно, вызывает больше доверия у пациента.

Следовательно, знание и учет врачом имеющегося у пациента образа "идеального" врача способствует установлению лучшего психологического контакта между ними двумя.

Врач получит доверие пациента в том случае, если он как гармоничная личность, спокойная и уверенная, но не надменная, и если его манера поведения - быстрая, упорный и решительный, что сопровождается человеческим участием и деликатностью. Принимая серьезное решение, врач должен представлять себе результаты его для здоровья и жизни пациента, и усиливать в себе этим самым чувство ответственности. Особые требования к нему предъявляет необходимость быть терпеливым и владеть собой. Он всегда должен предусмотреть различные возможности развития заболевания и не считать неблагодарностью, нежеланием или даже личным оскорблением со стороны пациента, если его состояние не улучшается.

Трудно совместить в работе врача необходимую осторожность и рассудительность с необходимой решимостью, хладнокровием, оптимизмом, с критическим отношением и скромностью. Бывают ситуации, когда неуместно проявлять чувство юмора без тени иронии и цинизма, по принципу: "Смеяться вместе с пациентом, но никогда - над пациентом". Однако некоторые пациенты не переносят юмора даже с добрым намерением и понимают его как неуважение и унижения их достоинства.

Уравновешенная личность врача является для пациента комплексом гармонических внешних стимулов, влияние которых принимает участие в его выздоровлении. Врач должен воспитывать и формировать свою личность, во-первых, наблюдая за реакцией над своим поведением непосредственно (по разговору, оценке мимики, жестов больного), и, во-вторых, косвенно, когда об взгляд на свое поведение он узнает от своих коллег. Сам коллега также может помочь своим коллегам направить их поведение.

Есть факты, когда люди с неуравновешенными, неуверенными и рассеянными манерами постепенно гармонизировали свое поведение по отношению к другим как путем собственных усилий, так и с помощью других. Конечно, это требует определенных усилий, определенного критического отношения к себе и необходимой степени интеллигентности, что для врача должно быть само собой разумеющимся.

Молодой врач, о котором больные знают, что он имеет меньший жизненный опыт и меньшую квалификацию, находится в невыгодном положении по сравнению со своими старшими коллегами, но ему поможет осознание того, что этот недостаток можно компенсировать добросовестностью, готовностью в любую минуту прийти на помощь и скромностью.

Прежде чем молодой врач станет профессионалом своего дела, он должен завоевать авторитет и доверие среди пациентов, коллег. Основным компонентом отношений пациента и врача является доверие. Но приобретение доверия не следует только с психологической стороны отношений врача и пациента, а также имеет и более широкую, общественную сторону. Врач может завоевать доверие пациента и установить с ним в основном положительный контакт, если удовлетворит его необоснованные требования относительно лечения. Он может этому способствовать тому, что пациенты будут обращаться именно к нему и "доверие" к нему возрастет. Развитие таких отношений конечно вытекает из взаимного удовлетворения интересов с одной стороны врача, с другой стороны - больных, что могут сделать врачу какую-нибудь услугу, например, используя свою профессию (ремонтники, ремесленники, работники торговой сети и др.). Если подобных случаев становится слишком много, то от этого страдает действующее и фактически необходимое обследование и лечение всех пациентов, что должно проводиться в зависимости от их заболевания, а не общественного положения или возможностей.

Практически психологическая проблема возникает в тех случаях, когда врач заметит, что взаимоотношения между ним и пациентом развиваются благоприятно. Тогда врачу не остается ничего другого, как вести себя сдержанно, терпеливо, не поддаваться на провокации, не провоцировать самому и пытаться спокойствием и пониманием постепенно завоевать доверие больного. Таким образом создаем корректный опыт, то есть негативные проявления пациента следует корректировать с помощью собственных положительных проявлений, например, терпением, тактом и толерантностью. И, наоборот, стереотипное, до сих пор, к сожалению, нередко стихийная, "естественная" реакция - злостью на злость, иронией на иронию, беспомощностью на беспомощность, депрессией на депрессию - усиливает "греховное" и проблематично отношение пациента и возможности конфликтов, недоразумений растут. Такое поведение можно охарактеризовать выражением: "подливать масло в огонь". При этом именно такая "естественная" реакция является напрасной тратой времени, в то время как противоположный подход, то есть принимать человека таким, какой он есть, экономит время врача и пациента.

Не менее важным аспектом в профессиональной деятельности врача является знание и учет распространенной клинической классификации типов пациентов и типов врачей. Эта классификация выведена в результате длительных наблюдений за поведением пациентов и врачей. Ознакомимся с клинической классификации типов пациентов.

Тревожный пациент. Поведение таких пациентов отмечается повышенной тревогой, которая ничем не обоснована. Очень часто такие пациенты имеют тревожный тип личности. Они трусливые, покорные, неуверенные в себе, при проведении диагностических и лечебных процедур могут терять сознание, возникают различные вегетососудистые реакции. В общении с таким типом пациентов врач должен обращаться за помощью медицинского психолога, который снимет эмоциональное напряжение и тревогу, что будет способствовать эффективному процессу лечения.

Недоверчивый пациент. Поведение такого пациента отличается повышенной недоверием к деятельности врача и к его личности.

Такие пациенты к процессу лечения относятся скептически, с осторожностью. Прежде чем согласиться с врачом, сто раз обдумают, а потом начнут выполнять его рекомендации. Если врач вовремя отличит подозрительность от возможной психопатии, то ему следует прежде всего начинать лечение, преодолев барьеры недоверия и отчужденности пациента.

Предложения пациент. Такого типа пациент пытается чтобы на него обратили внимание как врачи, так и другие пациенты. Постоянно нуждается в признании того, что он действительно болен, что он испытывает невыносимые муки. Пациент показывает врачу, что он требует особого внимания к своей личности, преувеличивает описания своих жалоб. Во время работы с таким пациентом врач должен предоставить пациенту определенную долю признания его "героизма", устойчивости его характера.

Депрессивный больной. Такой больной подавлен, изолирован от окружающих, отказывается от разговора с другими пациентами и персоналом, плохо раскрывает свой внутренний мир. Он настроен крайне пессимистично, потому что потерял веру в успех лечения и выздоровления. Эффективной советом для врача является его оптимизм, вера в выздоровление пациента, которые имеют для него большое значение; стоит привлекать его к уходу за другими пациентами, выполнения им несложных поручений.

Невротический пациент. Этот тип пациента чрезмерно внимателен к своему здоровью, интересуется анализами всех лабораторных исследований, необоснованно предполагает наличие в себя самых разнообразных заболеваний, читает специальную литературу. При общении с таким пациентом главное - соблюдать дистанцию, то есть "не идти на поводу у пациента", методами убеждения и внушения объяснять важность процесса лечения, который назначен врачом, его эффективности.

Для развития умения общаться с пациентом, в частности психотерапевтического подхода к нему, будь-какому врачу необходимо иметь сведения о свой профессиональный тип поведения.

Разобраться в особенностях своих коммуникативных возможностей, помочь врачу увидеть себя "глазами пациента", дает классификация личности врачей за И. Харди (1973).

Врач-робот. Для его деятельности наиболее характерным является механическое исполнение своих обязанностей. Эти врачи тщательные, хорошо технически квалифицированные, аккуратно выполняют все поручения. Однако, работая четко по инструкции, они не вкладывают в свою работу психологического содержания. Такой врач работает как автомат, пациента он воспринимает как необходимое приложение к инструкции по его обслуживанию, их взаимоотношения с больными лишены эмоционального сочувствия и сопереживания. Они делают все, выпуская из поля зрения одно - больного. Именно такой врач способен разбудить больного, который спит, чтобы в назначенное время дать ему снотворное.

Врач-солдат. Этот тип врача хорошо подан в популярных кинокомедиях. Пациенты уже издалека по походке или громком голосе узнают о нем, быстро пытаются упорядочить свои тумбочки и кровати. Этот врач решительный, бескомпромиссный, настойчивый, мгновенно реагирует на малейшие нарушения "дисциплины". При недостаточной культуре, образовании, невысоком уровне интеллектуального развития такой жесткий "волевой" врач может быть груб и даже агрессивный с пациентами. В благоприятных случаях, если он умный, образованный, с таким решительным характером может стать хорошим воспитателем для молодых коллег.

Врач материнского типа ("мать" и "врач"). Он переносит на работу с больными свои теплые семейные отношения или компенсирует в работе их отсутствие. Работа с больными, забота о них - для него неотъемлемое условие жизни. Он хорошо владеет эмпатией, способностью к сопереживанию.

Врач-эксперт. Это врач - узкий специалист. Благодаря высокой потребности в профессиональном признании проявляет особое любопытство в определенной сфере профессиональной деятельности и гордится значимости в своей отрасли, где иногда даже "затмевает" врача. За профессиональным советом к ним не стесняются обращаться молодые врачи. Иногда люди этого типа становятся фанатами своей узкой деятельности, исключая все другие интересы из своего поля зрения, ничем не интересуются, кроме работы.

"Нервный врач". Этот тип непрофессиональной поведения врача не должен быть в лечебном учреждении и свидетельствует о некачественном профессиональный подбор кадров, об ошибках в работе администрации. Эмоционально неустойчив, вспыльчивый, раздражительный, он постоянно дает невротические реакции, склонен к обсуждению личных проблем и может стать серьезным препятствием в работе медицинского учреждения. "Нервный врач" - это или патологическая личность, или человек, страдающий неврозом. Такие люди часто сами нуждаются в серьезной психотерапевтической помощи и профессионально непригодными для работы с больными.

Врач, который принадлежит к выше перечисленных типов, еще не сформировался или уже сформировался как личность, такое его поведение отмечается неестественностью. Неестественность в общении мешает ему установить контакты с людьми, поэтому такой врач должен сам четко определить свои профессиональные цели, выработать адекватный стиль общения с пациентом.

Таким образом, если в деятельности врача основной принцип - "пациент прежде всего", то планирования и проведения лечебной практики невозможно без умения провести опрос, сформулировать проблемы, спланировать мероприятия и провести обучение пациента навыкам самоухода, а для этого врачи должны непрерывно учиться и совершенствоваться не только в профессиональной подготовке, но и в психологических основах к лечебной деятельности.



Назад