Электронная онлайн библиотека

 
 Психология общения

8.1. Особенности общения "преподаватель-студент"


Процесс получения образования в высшей школе - явление сложное, многогранное, динамическое. Его специфика предопределяется прежде всего расширенным общением, наибольшей, по мнению Антуана де Сент Экзюпери, роскошью на свете. Для преподавателя эта роскошь - не что иное, как профессиональная необходимость. С его помощью осуществляется взаимовлияние двух равноправных субъектов - преподавателя и студента.

Эффективность этого взаимовлияния будет лишь в том случае, когда у преподавателя будут преобладать позитивные эстетические чувства как показатель человечности, гуманности, творчества, а значит - трудоспособности и ее результативности. Этот сторону педагогической профессии близко соприкасается с искусством, что всегда является сочетанием таланта и мастерства. Мастерство, как правило, - результат обучения. Последний аккумулирует в себе лучшие традиции и опыт многих поколений, развивает и заключает природные задатки студента и преподавателя, дает им необходимые знания и навыки, организует и развивает талант, делает его гибким и чувствительным к любого творческого задания

Анализируя опыт педагогической деятельности представителей педагогической школы, стоит сказать, что преподавателю недостаточно знаний основ наук и методики учебно-воспитательной работы. Неоспорим тот факт, что все знания и практические умения преподавателя могут передаваться студентам только благодаря живому и непосредственному общению с ними. Для многих преподавателей очевидная истина: студенты нередко переносят отношение преподавателя на предмет, который он преподает. На этих отношениях выстраиваются сложная и объемная пирамида обучения и воспитания, через них происходит проникновение педагога в душевный мир студентов, чтобы выработать у них первичные навыки сотрудников собственной личности. Именно эти взаимоотношения, их культурные, моральные, психологические, технологические составляющие не всегда осознают педагоги как художественное средство совершенствования педагогической деятельности.

Составляющей педагогического мастерства преподавателя является его речи. Это инструмент профессиональной деятельности педагога, с помощью которого можно решить различные педагогические задачи: сделать сложную тему занятия интересной, а процесс ее изучения привлекательным; создай и другую атмосферу общения в аудитории, установить контакт, достичь взаимопонимания со студентами; сформировать в них чувство эмоциональной защищенности, вселить в них веру в себя.

Требования к коммуникативные качества речи преподавателя обусловлены прежде всего функциями, которые оно выполняет в педагогической деятельности. Главные из них

а) коммуникативная - установление и регулирование взаимоотношений между преподавателем и студентами, обеспечение гуманистической
направленной 11 развития студеные ел;

б) психологическая - создание условий для обеспечения психологической свободы студента, проявления индивидуального своеобразия его личности; снятие социальных зажимов, которые мешают нем:

в) познавательная - обеспечение полноценного восприятия учебной информации студентами, формирование у них особистісного. эмоционально-ценностного отношения к знаниям.

г) организационная - обеспечение рациональной организации учебно-практической деятельности студентов.

Психологическая функция давления преподавателя тесно связана с функцией коммуникативной, но имеет дано другие задачи Можно сказать, что нет задачи в некоторой степени в психотерапевтической характера - создание условий для обеспечения психологической свободы, проявления индивидуального своеобразия, снятие социальных зажимов, которые мешают этому.

Речь идет прежде всего о ситуации, коды возникает потребность психологически защитить студента: подчеркнуть уважение к нему как личности, поднять его авторитет, снять страх перед возможной неудачей, поощрить усилия для достижения успеха. Речь преподавателя в них ситуациях может буи и тем инструментом, с помощью которой снимается неуверенность студента в себе, инициируются его активность, творчество, вселяется вера в возможности самореалізації. достижения положительных результатов в деятельности. Выбор речевых моделей преподавателем здесь осуществляется не с позиции "вы должны", "обязаны", а с позиции "вы имеете право".

Следующая функция педагогической речи обеспечения полноценного восприятия учебной информации студентами. Известно, что есть прямая зависимость между коммуникативными особенностями речи преподавателя и характеру познавательной деятельности студентов в процессе изучения нового материала. Речь преподавателя может помочь сделать эту бдительность акционной, интересной для студента, а может затруднить восприятие, поставить студента в позицию пассивного наблюдателя на занятии.

Коммуникативные способности и умение это умение общаться, обмениваться информацией и на этом основании установления педагогически целесообразных отношений и участниками педагогического поноса. Основные средства общения слово, речь, мимика и жесты. Иногда привлекаются различные наглядные приборы, технические средства. Основные компоненты коммуникативного процесса:

  • воспринятой и понимание другого полины, но вместе с тем и умение "подаваемые себя", самовыражаться;
  • умение приближать точки зрения и свою собеседника, настроение.
  • умение управлять общением, вносить в него необходимые коррективы

Эти умения выступают как обобщенное свойство личное - общительность. Педагогическое общение вирину ri сами задачи обучения и воспитания, что и педагогическая деятельность, используя средства взаимодействия {теми, которых учат, создает атмосфер) пране преподавателя

Педагогическое общение включает в себя задачи и средства взаимодействия со студентами, приемы самоанализа.

Выделяют следующие этапы общения:

  • ориентация в ситуации общения:
  • проявление инициативы или коммуникативная атака:
  • самоконтроль в общении;
  • осуществление общения, анализ его результатов.

Эти умения также с важными психологическими показателями профессиональной компетентности педагога:

  • интерес к личности обучаемого;
  • одинаковое сотрудничество со всеми студентами;
  • педагогический такт;
  • общительность;
  • знания гуманистических норм своей профессии и соблюдения их.

Важная психологическая характеристика педагога - творчество в общении, поиск новых задач и способов взаимодействия со студентами. В процессе общения педагог овладевает новыми сторонами профессиональной позиции:

  • "психотерапевт";
  • гуманист;
  • фасилитатор.

Индивидуально-психологические особенности тех, кого учат, и педагогических ситуаций вынуждают преподавателя высшей школы быть выдержанным, тактичным, уметь владеть собой. Совокупность всех этих качеств определяется как эмоциональная стійкість. ее отсутствие - одно из существенных противопоказаний педагогической профессии.

Вот как описывает целесообразную коммуникативное поведение педагога И.А. Зязюн: "Речь преподавателя должно отвечать ряду педагогических требований, а именно: быть логичным, доступным, четким, убедительным. И дело здесь не только в том, чтобы обеспечить активное восприятие его студентами. Педагогическая целесообразность речи преподавателя на определенном этапе занятия заключается в том, чтобы не только передать студентам знания, но и сформировать у них эмоционально-ценностное отношение к ним, вызвать потребность руководствоваться этими знаниями в своей жизни, сделать их основой собственных убеждений, Решить эту задачу преподаватель сможет лишь тогда, когда он будет не просто информировать, транслировать знания, но и влиять на сознание, чувства студентов, побудить их к співроздумів и співпереживань во время восприятия учебного материала. Основным средством деятельности преподавателя при этом является вещание".

Поставим вопрос: "всегда Ли можно встретить такого преподавателя, владеющего соответствующей техникой общения?". К сожалению, в массовом преподавательской практике - не всегда. Мы можем наблюдать занятия, на которых речь преподавателя перенасыщено штампами, сухими фразами из учебника; оно не направлено на студентов, не обращено к их ума, сердца, а в лучшем случае ориентирует на усвоение минимума учебной информации. Знания студентов остаются формальными. Невнятная речь преподавателя, несоответствие его невербального поведения (мимики, пантоміміки, позы) содержанию того, о чем он говорит, не способствуют активизации учебного слушания студентов. В таких случаях говорят, что преподаватель не создал условий для того, чтобы студенты смогли осмыслить знания как личную ценность. Преподаватель не побуждал их к размышлениям над услышанным, не разбудил эмоциональных переживаний, чувств, которые сопровождали бы процесс познания нового. Скажем так - личность студента, его мотивы обучения, ориентации, интеллект, эмоционально-волевая сфера не были полностью включены в процесс восприятия новых знаний. Некую новую информацию студенты получили, но эти знания остались в их сознании только как сумма абстрактных понятий, не связанных с их реальным бытием, интересами, хотя отметим, что формально преподаватель свою функцию выполнил, изложив студентам программный материал.

На эффективность познавательной деятельности студентов также влияет на их самочувствие на занятии, психолого-эмоциональное состояние. Студенты, которые чувствуют себя уверенно, спокойно, раскованно, более активны в познании, имеют больше возможностей для творческой деятельности. Поэтому понятна мысль современных ученых о том, как важно создать на каждом занятии условия для успеха. В решении этих задач огромное значение имеет речи преподавателя, стиль его коммуникативного поведения. Если она строится на принципах корректности, уважения к студента, понимание его индивидуальности, то лучше обеспечивается его развитие, потому что он чувствует себя личностью, в его деятельности заинтересованные преподаватели, другие студенты.

Противоположный эффект возникает тогда, когда речь преподавателя перенасыщено приказами, запретами, что сопровождается интонациями недовольство, раздраженности "учительские" выражения со словами "помолчите", "перестаньте", "сидите тихо", "прекратите", "закройте рты". Не вдохновляет студентам и привычка некоторых преподавателей перебивать ответа оценочными репликами негативного характера "Вы, как всегда, ничего не делаете", "И куда только смотрят ваши родители?", "Вам этого не понять" и др.). На первый взгляд эти невинные преподавательские высказывания дисциплинарного характера имеют целью предостеречь студентов от непродуманных действий. Однако такое восприятие речи учителя ошибочное. Оно приводит не только к разрушению отношений между преподавателем и студентом, но и к снижению познавательной активности студентов, а иногда и интереса к учебе вообще. Нередко студенты, зная особенности такой речевого поведения преподавателя, уже никак не реагируют на замечания даже тогда, когда они целесообразны.



Назад