Электронная онлайн библиотека

 
 Психология общения

8.2. Педагог как актер


Педагогическую деятельность следует отождествлять с театром одного актера. Поэтому для педагога важно осознать принципы театрального действия, ее законы. При этом может хорошо послужить система Л.С. Станиславского, которая рассматривает органическую природу театрального творчества через природу человека-творца, актера. В ней впервые решается вопрос сознательного овладения подсознательным, произвольным процессом творчества, проявлением таланта личности в деятельности. Система Л.С. Станиславского - наука не только о актерское творчество, но и о том, как, опираясь на объективные законы, лелеять, развивать, обогащать разные способности, и не только сценические. Она - важное средство повышения коэффициента полезного действия в творческой деятельности.

Тот, кто работает на педагогической ниве, сталкивается с тем, что в теории педагогики нет раздела, посвященного развитию практических умений на подсознательном уровне. В определенной степени этому может помочь театральная педагогика. Однако своеобразно, благодаря постоянному тренинговые. Способности на уровне подсознания формируются постоянной напряженной работой.

Для педагогического искусства, наиболее родственного с театральным в исполнительском цілеспрямуванні, является вопрос "Как поставить уровень подсознательного в уровень сознательного, и использовать это для достижения наиболее эффективного научно-педагогического и воспитательного результата?".

В данном случае, конечно, на первом месте в овладении мастерством художественного воздействия на аудиторию, решающая роль принадлежит наличия природных задатков исполнителей художественной действия, а лишь затем способность совершенствовать их, которая набу-ется в процессе обучения, воспитания, практической деятельности.

Что же такое педагогический талант? Таких определений достаточно в историко-философских, педагогических, этико-эстетических исследованиях. Однако в данном случае нас больше интересует проекция определение таланта в театральной педагогике на педагогическую деятельность. В определении таланта должен окончательно определиться и сходство актерского и педагогического искусства.

Воспользуемся взглядом В.И. Немировича-Данченко: "Искусство актера сложное до чрезвычайности, и данные, с помощью которых актер овладевает зрителями, разносторонние: заразительность, личное обаяние, правильность интуиции, дикция, пластичность, красота жеста, способность к характерности, труд, любовь к делу, вкус и т. д.".

Безусловно, эти свойства необходимы и педагогу основной действующему лицу в театре одного актера. Отсутствие хотя бы одного из перечисленных признаков уменьшит педагогическую влиятельность. Другими словами, педагогу не помешает иметь наилучшие составляющие одаренного актера.

Следует подчеркнуть еще одну важную черту таланта в искусствах, которые основаны на общении, - заразительность. Известно, что за каждым человеком, за ее творческими достижениями скрытая неповторимость с ее своеобразием и отличиями. Особый проявление этой неповторимости наблюдаем в умении одного человека заражать других убежденностью, вербальной действием, чувствами. Благодаря заразительности срабатывает главный закон межличностного общения - закон совместимости.

Л.С. Станиславский неоднократно определял заразительность актера как личностное обаяние, как силу притяжения: "знаете Ли вы таких актеров, которым стоит только появиться на сцене, и зрители их любят? За что? За красоту? Но часто-густо ее нет. За голос? И его нередко не хватает. За талант? Он не всегда заслуживает восхищения. За что же? По ту неуловимую свойство, которое мы называем обаянием. Это привлекательность, которую нельзя объяснить, как у актера, у которого даже недостатки превращаются в достоинства, которые копируют его поклонники. Это свойство называется "сценическим", а не жизненной обаянием".

Что же может быть причиной популярности многих преподавателей среди своих студентов? Бросается в глаза одна повторяемость, что обаяние - неотъемлемая черта и педагога. Она может не совпадать с жизненной, кинематографической, телевизионной и даже сценической. Это специфическая педагогическая очарование. В некоторых педагогов преобладает интеллектуальное обаяние. В их глазах, чертах лица, осанке, движениях, во всем существе отражается работа мысли, мудрость, благородство духовных интересов. В других преобладает очарование наивности, детской непосредственности. Есть педагоги с грацией трагичности, комичности, возвышенности. Важно, чтобы очарование в педагогической деятельности вызвала положительные эстетические чувства, важнейшие факторы совместимости субъектов учебно-воспитательного процесса.

В общении педагог должен обязательно обогащать студентов интеллектуально, нравственно, эстетически, діяльнісно. Конечно, педагог этого не выполнит или выполнит недоброкачественно, если не будет обладать системой умений, навыков, необходимых для правильного познания и оценки других людей. Общение обязательно предусматривает формирование у педагога и студентов образов друг друга и понятий о личностные свойства каждого участника общения; оно несет в себе эстетическую характеристику - - внешнюю и внутреннюю сходство участников общения, обуславливает определенное отношение к себе; в общении проявляется и поведенческий компонент - слова и дела, адресованные педагогом ученикам и наоборот. Эти три компонента - познавательный, эстетический и поведенческий - неразрывно связаны между собой.

Анализ учебно-воспитательных действий талантливых преподавателей показывает, что одной из важных предпосылок педагогической совместимости есть сила эстетических чувств, сила переживаний педагога на уровне профессиональной и сугестивної действия. Чем ярче, разнообразнее переживания педагога на лекции, семинарском или практическом занятии, тем больше он самоутверджується в сознании студента. Работа педагога - всегда творчество. Вне эстетическим чувством она немыслима. Поэтому развитие чувственной сферы педагога, формирование его эстетического опыта - самый важный из составляющих его педагогического мастерства.

В педагогической деятельности взаимоотношения с аудиторией зависят от самочувствия педагога. Его возникновения как у актера, так и в педагога осложняется тем, что и тому и другому почти постоянно приходится работать с известным материалом, а увлечься уже знакомым и привычным очень трудно. Возникает вопрос: как сохранить себя в творческом благополучии и подать материал, как будто впервые? Как сделать постоянно повторяющийся процесс по-новому творческим?

Творческое самочувствие в педагогической или актерской действия с известным, повторяющимся материалом всегда волновало и практиков и теоретиков. Не случайно об этом писал К. Д. Ушинский: "Повторяя двадцатый раз одно и то же, учитель, конечно, не может говорить с тем вдохновением, которое возбуждает симпатию и внимание слушателей; а между тем он не имеет никакой методики, которая помогла бы ему чувствовать и поддерживать эту внимание". И до этого времени в педагогике нет таких методик, за исключением, правда, театральной педагогики.

Творческому самочувствию и актера и педагога, особенно в первые годы их творческой деятельности, мешает мышечное напряжение. Своеобразные судороги мышц больше всего разрушают органику творческой природы, ухудшают способность мышления, мешают проявлению эстетических чувств. Поэтому таким важным для актера и педагога расслабления, или релаксация. В этом может помочь только специальный тренинг.



Назад