Электронная онлайн библиотека

 
 Психология общения

8.3. Методы завоевания внимания


Педагогический процесс ставит перед рядовым педагогом требование - он, педагог, должен обладать арсеналом средств для донесения студентам своего опыта. Эти средства всегда индивидуальны, неповторимы. Кроме слов, голоса, интонации, в распоряжении педагога есть еще жест, движение, ритмика и т.д. Но самое первое и самое важное-глаза! Прежде всего они помогают приковывать к себе внимание.

Психология педагогического мастерства выделяет несколько методов завоевания внимания аудитории, одни из них - пассивный и агрессивный.

Пассивный метод заключается в том, чтобы фокусировать внимание аудитории на своей личности. Последовательным, логически стройным размышлением, умеренной почуттєвістю собирается внимание аудитории в единую педагогическое действие.

Агрессивный метод противоположный пассивном. Этим путем идут сильные, умные, экспрессивные педагоги. их чувства и воля освобождаются через интеллект мощным течением и мгновенно привлекают к себе внимание аудитории. С натренированной убежденностью такой педагог как будто гипнотизирует слушателей. Хотя в целом гіпнотизування и кратковременное, однако разными средствами его можно поддерживать столько, сколько нужно для решения педагогической задачи. Иногда для этого используются темпорит-мы и своеобразная педагогическая монотонность. За помощью которых педагог будто "врубується" в сознание слушателей, усыпляя, а потом напрягая ее. доводя себя и слушателей к кульминации чувственных переживаний. Эта кульминация и способствует формированию установок и убеждений личности, их проявления обусловлены тренованістю педагога, уровнем его психотехники.

Понятно, что каждый педагог производит свои индивидуальные средства, пользуясь которыми он предельно приближается к одухотворенности и достигает наивысшей степени.

Педагогическое действие в учебно-воспитательном процессе выгодно отличается от такой же действия в театре наличием постоянного коллектива. Поэтому педагогу, оказывая влияние на личность, важно использовать психологическую силу коллектива, помнить о постоянное движение коллектива, "закон прогресса" его, непрерывное развитие.

Один из принципов организации и воспитания в коллективе- "принцип параллельной педагогического действия". "Воспитывая отдельную личность, мы должны заботиться о воспитании всего коллектива. Практически эти две задачи будут решаться только совместно и только в одном общем цілепокладанні".

Управляя коллективом, направляя его деятельность, педагог должен обладать определенными качествами, которые способствовали бы его совместимости с коллективом и отдельными студентами, которые в него входят. Прежде всего, это умение владеть собой, управлять своим поведением. Вполне понятно, что педагога нужно специально готовить к этому.

Исследователь проблем поведенческой активности педагог В.А. Кан-Калик предлагает придерживаться определенных общих правил для оптимизации общения со студентами :

  • к аудитории заходить бодрым, уверенным, энергичным;
  • общее самочувствие в начальный период общения бодрое, производительное, уверенное;
  • в распоряжении коммуникативный настроение: ярко выражена готовность к общению;
  • энергично оказывается коммуникативная инициатива, эмоциональный настрой на деятельность, стремление передать это состояние студентам;
  • в аудитории создается необходимый эмоциональный настрой;
  • осуществляется органическое управления собственным самочувствием в проведении занятия и общении со студентами (равный эмоциональное настроение, способность к управлению самочувствием, несмотря на неблагоприятные обстоятельства, и т.п.);
  • добиваться производительности общения;
  • осуществляется управление общением (оперативность, гибкость, чувство собственного стиля общения, умение совмещать общение с методом воздействия);
  • язык (яркая, образная, педагогическое целесообразна, высококультурный);
  • мимика (энергичная, выразительная, педагогически целесообразная);
  • пантоміміка (выразительная, адекватная жестикуляции, пластичная, эмоционально насыщенные жесты).
  • К перечисленному следует добавить хотя бы два предложения:
  • блестящее знание материала;
  • четкое соблюдение меры.


Назад