Электронная онлайн библиотека

 
 Психология общения

8.4. Формирование коммуникативной культуры преподавателя


Как организовать самообучения? Давайте подумаем над этим, определив ориентировочные направления самостоятельной работы по совершенствованию собственного вещания.

Готовясь к публичному выступлению в институтской аудитории, постарайтесь определить для себя, для кого и с какой целью вы будете говорить, какие мысли, чувства вы хотели бы вызвать у своих слушателей, какую атмосферу создать, каким должен быть интонационно рисунок, ритм, темп речи.

Попробуйте, конструируя свой рассказ, использовать различные описания, детали, отрывки из художественной литературы, собственные оценки и впечатления. При этом не забывайте о требовании оправданного использования изобразительных средств.

Самоконтроль развитие коммуникативных умений, способностей, социальных установок в общении. Если условием продуктивной коммуникативного поведения преподавателя является его индивидуальный стиль общения, то в процессе профессионального самовоспитания важно не только разобраться в вопросах техники коммуникации, но и выяснить свою социальную позицию в общении. Для этого попробуйте ответить честно на вопрос, думаете ли вы о партнере в процессе общения, или пытаетесь увидеть ситуацию его глазами, помогаете ли ему общаться, или вам интересен сам процесс общения с человеком или его результат, всегда ли понимают вас люди, с которыми вы общаетесь, пытаетесь ли вы понять их.

Производительная речевая коммуникация преподавателя предусматривает также развитие в него ряда специальных способностей:

  • социально-перцептивных (понимать внутреннее состояние партнера через восприятие его внешнего поведения, вида);
  • способности к идентификации (способность поставить себя на место другого человека и предусмотреть ее возможную реакцию);

3) саморегуляции, волевого влияния, внушения, управления своим психическим состоянием в общении.

Конечно это только программа самообразования будущего преподавателя по усовершенствованию навыков и умений профессионально-педагогической речи, которую всегда можно дополнять.

Приведем взгляд И.А. Зязюна, который сделал значительный вклад в направлении педагогического мастерства, как можно научиться управлять собой, какая внутренняя и внешняя техника помогает преподавателю в этом?

По его определению, педагогическая техника - это умение использовать собственный психофизическое аппарат как инструмент воспитательного воздействия.

То есть это - владение комплексом приемов, который помогает преподавателю глубже, ярче, талантливее проявить себя и добиться успехов в воспитательной работе. В понятие "педагогическая техника" содержит две группы составляющих.

Перта группа связана с умением преподавателя управлять своим поведением: техника владения своим организмом (мимикой, пантомімікою); управление эмоциями, настроением для снятия лишнего психического напряжения, возбуждения творческого самочувствия; освоение умение социальной перцепции (техника управления вниманием, воображением); техника речи (управление дыханием, дикцией, темпом речи).

Вторая группа связана с умением повлиять на личность и коллектив: техника организации контакта, управления педагогическим общением, организация коллективных творческих дел и т.д.

Составляющие первой и второй групп педагогической техники направлены либо на организацию внутреннего самочувствия преподавателя, или на умение это чувство адекватно выявить снаружи. Поэтому мы вслед за театральной педагогикой будем условно разделять педагогическую технику на внешнюю и внутреннюю согласно цели ее использования.

Внутренняя техника в создании внутреннего переживания личности, психологическое настройка преподавателя на будущую деятельность через влияние на разум, волю и чувства.

Внешняя техника в воплощение внутреннего переживания личности учителя в его телесной природе мимике, голосе, речи, движениях, пластике.

Внутренняя техника

Психоэмоциональное состояние преподавателя не является личным делом, потому что его настроение отражается и на студентах, и на коллегах, влияет на отношения в аудитории, создает определенную атмосферу в обучении. Достичь оптимального внутреннего состояния в педагогической деятельности трудно, потому что сама она эмоционально напряженная, "это работа сердца и нервов, это буквально ежедневная и ежечасная расход огромных душевных сил".

Преподаватель должен уметь сохранять работоспособность, владеть ситуациями для обеспечения успеха в деятельности и сохранения своего здоровья. Для этого важно работать над таким синтезом качеств и свойств личности, которые позволят уверенно, без излишнего эмоционального напряжения осуществлять свою профессиональную деятельность:

- педагогический оптимизм;

- уверенность в себе, отсутствие страха перед аудиторией;

умение владеть собой, отсутствие эмоционального напряжения;

наличие волевых качеств (целеустремленность, самообладание, решительность).

Все эти качества характеризуют психологическую устойчивость в профессиональной деятельности. В основе ее - положительное эмоциональное отношение к себе, студентов, труда. Именно положительные эмоции активизируют, вдохновляют преподавателя, придают ему уверенности, вызывают чувство радости, положительно влияют на отношения со студентами, коллегами. Негативные эмоции тормозят активность, дезорганизуют поведение и деятельность, вызывают тревожность, страх, подозрение.

Преподавателю нужно уметь играть, причем не только внешне. Доброжелательный выражение лица нужен не только для того, чтобы настроиться на мажор. Он возбуждает центры положительных эмоций и создает хорошее настроение. При такой игре приемы поведения закрепляются и характер меняется. Поэтому нельзя ходить с мрачным, скучающим лицом даже тогда, когда настроение у вас плохой.

Внешняя техника преподавателя

Для успешного творческого процесса следует знать о сочетание внутреннего содержания деятельности и его внешнего проявления. Поэтому педагог должен научиться адекватно и эмоционально отчетливо отбить свое внутреннее состояние, свои мысли, чувства.

Составляющими внешней техники преподавателя является вербальные (речевые) и невербальные средства. Именно через них педагог проявляет свои намерения, именно их "читают" и понимают студенты. Рассмотрим подробно невербальные средства.

Имеем в виду внешние особенности и способы выражения своего "Я" (унаследованные - рост, комплекция, форма носа, разрез глаз и т.д.; сформированы - прическа, походка, осанка, мимика, дикция, одежда и т.д.). Внешний вид педагога должна быть эстетически выразительной.

Пантоміміка - выразительные движения всего тела или отдельной его части, пластика тела. Она помогает выделить во внешности главное, рисует образ. Преподаватель должен выработать манеру правильно стоять (ноги на ширине 12-15 см, одна нога чуть выдвинута вперед). Все движения и позы должны отмечаться изяществом и простотой. Жест педагога должен быть органичным и сдержанным, без резких широких вимахів и острых углов. Предпочтение отдается округлой и скупой жестикуляции.

Основные требования к жестов: непринужденность, сдержанность и целесообразность. Следует учитывать, что жесты, как и другие движения корпуса, чаще всего предупреждают ход высказываемой мысли, а не следуют за ней.

Для того чтобы общение было активным, следует иметь открытую позу: не скрещивать руки, стоять лицом к аудитории, уменьшить дистанцию, что создает эффект доверия. Рекомендуются движения вперед и назад по классу, а не в стороны. Шаг вперед усиливает значимость сообщение, помогает сосредоточить внимание аудитории.

Мимика - выразительные движения мышц лица. Мы отмечали, что нередко выражение лица и взгляд влияют на студентов сильнее, чем слова. Жесты и мимика, повышая эмоциональную значимость информации, способствуют лучшему его усвоению.

Студенты "читают" с лица преподавателя, вспоминая его отношение, настроение, поэтому лицо должно не только выражать, но и скрывать некоторые чувства: не следует "нести" к аудитории бремя домашних забот, неприятностей. Следует показывать на лице и в жестах том, что касается дела, способствует осуществлению учебно-воспитательных задач.

Достижения выразительности педагогической техники - лишь одна из ступенек к педагогического мастерства.

Исходя из выше сказанного уместно напомнить парадоксальную истину: педагогического искусства можно в некоторой степени научиться, однако это не означает, что с искусством рождается и педагог. Тот, кто на всю жизнь выбирает педагогическую профессию, должен обладать хотя бы тремя особенностями: умением уважать и любить людей больше за себя; умением всю жизнь пополнять знания; обогащать свой опыт, теоретический, практический эстетический, умением передавать этот опыт студентам.

Ораторское мастерство педагога

Для формирования профессионального мастерства преподавателя он должен владеть приемами ораторского искусства. Пятьдесят лет назад известный специалист по ораторскому мастерству. Адамов сформулировал шесть требований к оратора, которые он образно назвал "шесть Б", а именно: эрудиция, энергия, эмоциональность, экспрессивность, этика, эстетика.

1.Ерудиція

Это важнейшее качество оратора. В наше динамичное время нам случается иметь дело с самыми разнообразными вопросами, поэтому актуальным является старое правило: надо знать немного о много чего и много об немного.

Что означает "много об немного"? Это знание оратора о предмете его речи. А "немного об много чего"? Это общекультурный уровень. Существует три метра эрудиции:

глубина проникновения к истокам знаний по специальности;

широта - охват смежных отраслей знания;

достоверность - соответствие знаний последним данным науки.

Подчеркнем, что ни одна ораторское школа, тренинги, практикумы не помогут тому, кто имеет узкий кругозор и поверхностные знания.

2.Енергія

Вещание должно быть энергичным, упругим. Вялый, неенергійний оратор исключается из аудитории.

3. Эмоциональность

Это способность не только информировать, убеждать, но и зажигать слушателей, заставлять их переживать то, о чем говорится. Люди не только слушают речь, но и видят и чувствуют ее. Слова, которые не вызывают образов, утомляют. Эмоции говорящего влияют на публику и, наоборот, емотивне восприятия речи слушателями стимулирует деятельность оратора.

Эмоциональной выразительности речи способствуют глагола. Например, предоставляют речи динамичности и передают эмоциональное состояние человека такие глаголы:

- увлечения: восхищаться, любоваться, гордиться, надышаться и др.;

- удивление: вразитись, удивляться;

- любви и ненависти: обожать, боготворить, ценить, ненавидеть, презирать и др.;

- недовольство: пенять, рычать, сетовать, дуться, слиться, возмущаться и др.;

- волнение: бояться, переживать, дрожать, волноваться, трепетать и др.;

- заботы, волнения и скорби: болеть, плакать, грустить, беспокоиться, оно и др.

Для передачи разнообразных эмоциональных значений женщины широко используют разнообразные интонационные средства. У мужчин палитра интонационных красок беднее и более бліда. их эмоциональная оружие, в подавляющем большинстве, помещается в лексике и грамматике.

4. Экспрессивность

Суть этого требования заключается в выразительности речи, его образности, умелом использовании стилистических и риторических средств (поговорок, пословиц, афоризмов, цитат, стихотворных строк, мысли известного человека и др.).

5. Этика

Простота и ответственность, естественность и доброжелательное отношение к слушателям, коммуникабельность - все эти качества проявляются по-разному; в зависимости от индивидуальности оратора, они должны стать заслоном от высокомерия и неуважительного отношения к слушателей. В чем же может проявиться неуважение? В опоздании, нарушении регламента, недоброжелательному отношении к реплик и вопросов, в игнорировании интересов и запросов слушателей.

6. Эстетика

Это почти самый сложный вопрос ораторского искусства - выступать не только содержательно, интересно, а еще и красиво, эстетически привлекательно. Нужен ли артистизм оратору? Возможно, в том виде, в котором он необходим для актера, оратору не нужен. Однако элементы артистизма могут быть полезными. Какие именно? То, что Л.С. Станиславский называл "внутренним видением" того материала, который оратор собирается преподавать. Важно работать над голосом и дикцией. Говорят, что хорошая дикция - это вежливость актера. Но и оратора также.

Учитывая, что каждый ритор, тем больше оратор, имеет свое неповторимое психологическое лицо, можно сказать, что существует несколько типов ораторов. Как справедливо подчеркнул В.Г. Белинский: "Один оратор господствует над толпой силой своего бурного вдохновения; второй - осторожной грацией изложения; третий - преимущественно иронией, насмешкой, остроумием; четвертый - последовательностью и ясностью изложения и др.".



Назад