Электронная онлайн библиотека

 
 Психология общения

8.5. Стили педагогического общения


В зависимости от отношения педагог выбирает наиболее удобные для него способы организации деятельности студентов: или он захватывает собственным примером, или умело советуется по поводу дела, или же приказывает сделать. Стиль руководства, как и отношение, является составной частью общего стиля общения преподавателя.

За В.А. Кан-Каликом, выделяют главные стили педагогического общения.

Общение на основании захвата совместной творческой деятельностью. Засадовим для него является активно-позитивное отношение к студентам, влюбленность в дело, которое передается студентам, співроздуми и сопереживание по интересных и полезных мероприятий. За такими преподавателями студенты ходят следом, потому что они наполняют их жизнь радостью, гордостью за успехи в коллективных делах.

Стиль педагогического общения, основанный на дружественном отношении. Демонстрация дружеского отношения - залог успешного взаимодействия. Этот стиль основан на личностном позитивном восприятии студентами преподавателя, который проявляет симпатию, уважение к ним. Это позитивный стиль общения, однако в перспективе его развития следует иметь творческий союз на основании увлечение делом. Отдельные педагоги неправильно интерпретируют стиль дружбы и превращают дружеские отношения на панибратский, что негативно влияет на весь учебно-воспитательный процесс.

Иногда молодые преподаватели, не умея установить дружеских отношений на фунте самоотдачи, прибегают к ограничения общения формальными отношениями и выбирают стиль общения-дистанция. В этих педагогов в целом может быть положительное отношение, но организация деятельности ближе к авторитарному стилю, что снижает общий творческий уровень совместной работы со студентами.

Общение-дистанция является в определенной степени переходным этапом к такого негативного стиля, как общение-запугивание. Прибегают к нему также те молодые педагоги, которые не в состоянии организовать совместную деятельность, ведь для этого нужны профессиональные навыки. Вот форма ситуативного проявления общения-запугивания: "Не ждите на экзамене пятерок. Знайте, что двоек вашем курса, хоть несколько, а будет", "Слушайте внимательно, а то сейчас вызову...". Такая форма общения свидетельствует о том, как поступать не следует. В общем, жесткая регламентация разрушает творческую атмосферу.



Назад