Электронная онлайн библиотека

 
 Психология общения

8.6. Структура личностно-группового педагогического общения


В личностно-групповом педагогическом общении, с одной стороны, выступает педагог, а с другой - студенческая группа. В психологической структуре личностного группового общения можно выделить несколько этапов.

1. Подготовка педагога к общению

На этом этапе педагог должен спланировать процесс и содержание общения с учетом целей и содержания занятия. При этом заранее избирается эмоциональный настрой на будущее занятия, исходя из состава и численности группы, индивидуальных особенностей студентов, приобретенного опыта общения. Обдумываются "лирические отступления" как возможно заполнение пауз, способы реагирования на ожидаемое поведение студентов и т.д. За такой подготовки необходимо избегать повторения (то, что было удачным в другой аудитории или на другом потоке, совсем не обязательно будет удачным в этот раз). Шаблон в групповом общении сильно понижает авторитет педагога.

2. Вступление к педагогического контакта и начальный момент взаимодействия с группой

На этом этапе выясняется возможность реализации задуманного плана общения. При установлении контакта в общении важную роль играет не шаблонность, а оригинальность поведения преподавателя.

Войдя в аудиторию, стоит обратить внимание присутствующих на нечто необычное (а необычное всегда и во всем: в численности аудитории, в размещении учеников, в подготовке методов обучения, в санитарном состоянии помещения и др.). Реакция на это необычное "здесь и сейчас" всегда воспринимается аудиторией положительно, при условии, конечно, что эта реакция доброжелательная, непосредственная и нестандартная.

3. Организация и управление общением в ходе проведения занятия (лекции, семинара)

На этом этапе преподаватель осуществляет задуманную систему коммуникаций, подает вещественные деяния, подбирает и реализует адекватные ситуации, способы общения и передачи информации, поддерживает контакт с аудиторией.

На третьем этапе реализуется комплекс коммуникативного взаимодействия субъектов педагогического процесса на трех уровнях: эмоциональном, когнитивному и социально-психологическом.

Эмоциональный, поверхностный уровень определяет удобство ситуации общения, но не характеризует содержательных его сторон.

Когнитивный уровень связан с предметной стороной общения. На этом уровне решается объяснительный процесс - стержневой элемент личностно-группового педагогического общения.



Назад