Электронная онлайн библиотека

 
 Психология общения

8.7. Психолопчні особенности у студентов


Общение на социально-психологическом уровне определяет межличностные и групповые отношения педагога со студентами. Здесь искусство общения тесно переплетается с технологией обучения, организацией работы студентов. Однако не следует забывать, что в любой педагогической технологии главным является студент. Поэтому при реализации той или иной технологии, покоряя поведение студентов, не следует забывать о индивидуальные особенности личности студентов.

Например, педагогу нужно знать, как могут вести себя студенты разного типа темперамента. Поэтому надо начинать с изучения индивидуальных особенностей, что поможет найти индивидуальный подход к каждому студенту, понять его поведение и его возможности.

Иногда спрашивают: "Какой темперамент лучший?". Все хотят быть сангвініками, и никто не хочет быть меланхоликом. Но здесь важно помнить следующее: каждый темперамент имеет свои плюсы и минусы, и к представителей каждого темперамента педагог должен найти свой подход, исходя из определенных психологических принципов.

"Ни минуты покоя" - такой принцип подхода к холерика, что опирается на использование его плюсов: энергичности, увлеченности, страстности, подвижности, целеустремленности, - и нейтрализацию минусов: вспыльчивости, невыдержанности, конфликтности. Холерик все свое время должен быть нечто занят.

"Доверяй, но проверяй" - это уже подход к сангвиника, что имеет плюсы: жизнерадостность, увлеченность, отзывчивость, общительность и минусы: склонность к зазнайству, легкомыслие, этажность, ненадежность. Милый человек сангвиник всегда обещает, чтобы не обидеть человека, но далеко не всегда выполняет обещанное, поэтому надо проконтролировать, выполнил ли он свое обещание.

"Не торопи" - таким должен быть подход к флегматика, что имеет плюсы: устойчивость, постоянство, активность, терпеливость, надежность и, конечно, минусы: медлительность, равнодушие, сухость, "толстокожесть". Главное флегматик не может работать в дефиците времени, ему нужен индивидуальный темп, поэтому его не нужно подгонять, он сам рассчитает время и сделает дело.

"Не навреди" - это девиз работы с меланхоліками, что также имеет свои плюсы: высокая чувствительность, мягкость, человечность, доброжелательность, способность к сочувствию и, конечно же, минусы: низкая работоспособность, сдержанность, замкнутость, застенчивость. Педагогу категорически запрещено кричать, давать резкие и жесткие указания, потому что такой студент очень чувствителен к слов, интонации.

Можно заметить, что люди думают по-разному, и различия соответствуют трем основным сферам сенсорного опыта - визуальной, аудіальноїі кінестетичної.

Визуальный тип. Вся информация воспринимается в виде ярких картин, зрительных образов. Рассказывая нечто, эти люди часто жестикулируют, будто рисуя в воздухе образы, что представляют. В разговоре часто пользуются фразами: "Вот, посмотрите...", "Давайте представим...", "Я вижу, что...", "Решение уже вырисовывается...". В момент упоминания эти люди смотрят прямо перед собой, вверх, влево вверх или вправо вверх.

Аудиальный тип. Эти люди употребляют в основном аудиальные слова: "Я слышу, что вы говорите", "Тогда раздался звонок", "Мне это созвучно", "Вот послушайте...", "Это звучит так..." и др. То, что человек этого типа вспоминает, как будто говорит ему его внутренний голос или он слышит язык, слова другого. При упоминании взгляд обращен вправо, вправо или влево вниз.

Кинестетический тип. Эти люди хорошо запоминают ощущения, движения. Вспоминая, эти люди будто сначала воспроизводят, повторяют движения и ощущения тела. Вспоминая, они смотрят вниз или вправо вниз. В разговоре в основном используют кінестетичні слова: "взять, схватить, почувствовать, тяжелый", "Я чувствую, что...", "Мне трудно", "Не могу ухватить мысль..." и др.

Естественно, каждый человек имеет все виды систем, но одна из трех систем обычно более развита, чем другие. И эту особенность педагогу обязательно следует учитывать в своей практической деятельности.

Ведущая сенсорная система человека оказывает свое влияние на совместимость и эффективность общения с другими людьми. Определить ведущую сенсорную систему другого человека можно, обращая внимание на слова, обозначающие процессы (глаголы, наречия и прилагательные), которые другой человек использует, чтобы описать свой внутренний опыт. Если вы хотите установить хороший контакт с человеком, вы можете использовать те же процессуальные слова, что и она. Если вы хотите установить дистанцию, то можете намеренно употреблять слова из другой системы, отличной от системы собеседника.



Назад