Электронная онлайн библиотека

 
 Психология общения

8.8. Особенности межличностного общения педагога и студента


Среди этих особенностей сначала стоит отметить, причины предвзятого отношения педагога к студента. Предвзятость недопустима в педагогическом общении. Она является следствием особой психологической установки преподавателя, участником которой часто бывал он сам.

Приведем несколько причин такой установки.

Ложные стереотипы в восприятии человека по внешним данным. Скажем, этот - в очках, значит умный, этот - спортсмен из вида, значит глупый и др. Установка на внешность часто становится причиной ошибок, что с остальными отражаются в педагогических просчетах.

Приписывание достоинств или недостатков человеку, исходя только из ее социального статуса. В этом случае студенты оказываются не в лучшем положении: их социальный статус меньше нашего.

Субъективизм, штампы, трафареты, предварительная информация, которую педагог получает о студента (или другого педагога). Следуя за ними, педагог становится на неправильный путь педагогического общения или вообще оказывается за его пределами. Необходимо проверить любую информацию и переоценить предыдущие установки, чтобы узнать реальную человека, ее плюсы и минусы и строить общение, опираясь на плюсы, осознавая, что каждый человек в чем то лучше других, в том числе лучшей от тебя самого.

Барьеры в общении "преподаватель-студент"

Владение тайнами педагогического общения - задача довольно трудная для преподавателя-начинающего. На пути к достижению этой цели он наталкивается на различные препятствия. Какие же причины?

Рассмотрим возможные барьеры в общении преподавателя. Они возникают незаметно, и сначала преподаватель может не осознавать их. Однако если причину, порождающую барьеры в общении, не устранена, то это приводит к формированию негативного стиля общения" В связи с этим важно знать, что же может вызвать коммуникации как барьер. Среди многих факторов, которые влияют на особенности организации взаимодействия между преподавателем и студентом, особое значение имеют социальный, психологический, физический и смысловой (когнитивный). В соответствии с этим в общении педагога выделяют социальный, психологический, физический и смысловой барьеры,

Социальный барьер обусловлено доминированием ролевой позиции преподавателя в системе педагогического взаимодействия. Преподаватель возвышается над личностью студента, постоянно демонстрирует свой социальный статус. Физический бар 'премьер связан с организацией физического пространства взаимодействия. Так, неправильно организованное пространство общения вызывает изолированность преподавателя. Он как будто отдаляет себя от студентов, стараясь спрятаться за стол, стул или в угол. Смысловой барьер, как правило, связан с неадаптованим до уровня восприятия студентов вещанием преподавателя, которое слишком насыщена непонятными словами, научными терминами, которые используются без комментария. Это становится причиной снижения интереса у слушателей, создает дистанцию во взаимодействии. Наиболее типичные из них:

  • барьер несовпадения установок: преподаватель приходит на занятия с интересным замыслу, захваченный им, а студенты безразличны, несобранных, невнимательны, в результате чего неопытный преподаватель раздражен, нервничает;
  • барьер боязни аудитории: характерный для преподавателей-начинающих, они неплохо владеют материалом, хорошо подготовились к занятия, но сама мысль о непосредственный контакт со студентами пугает их;
  • барьер отсутствии контакта, преподаватель входит в аудитории и вместо того, чтобы быстро организовать взаимодействие со студентами, начинает действовать "автономно" (например, пишет объяснение на доске);
  • барьер сужение функций общения: педагог учитывает только информационные задачи общения, оставляя вне поля зрения социально-перцептивные, коммуникативные функции общения;
  • барьер негативной установки на аудиторию;
  • барьер предыдущего негативного опыта общения с аудиторией или студентом;
  • барьер боязни педагогических ошибок (опоздать на занятия, не уложиться, неправильно оценить ответ студента и т.д.);
  • барьер подражания', молодой преподаватель подражает манере общения другого педагога, не учитывая собственной педагогической индивидуальности.
  • Наличие указанных барьеров общения, как правило, порождает малоэффективны модели общения преподавателя и студентов.

 



Назад