Электронная онлайн библиотека

 
 Психология общения

8.10. Учебные конфликты


Трудно избежать противоречий между индивидуальностями, поэтому часто возникают конфликтные ситуации между преподавателем и студентом, их еще называют учебные конфликты. А если конфликтная ситуация возникла, то какую линию поведения следует выбрать, чтобы не обострять отношений?

Конфликт возникает не сразу, начало его мы можем ощутить в каком инциденте, недоразумении. Еще нет открытого противостояния, ощущаются лишь недовольство, несдержанность студентов. Но на это следует реагировать, потому что студенты уже осознали эту ситуацию как конфликт, что мешает им удовлетворять собственные потребности. Если преподаватель вовремя изменения не осознает в отношении студента, ситуация может приобрести деструктивного характера. Что прежде всего следует делать?

Осознав, что нарушен баланс в интересах педагога и студентов, следует проанализировать случай, не доводя его до обострения, до возникновения конфликтной ситуации, когда происходит столкновение мнений. Оказываются инициаторы, которые высказывают мнение части недовольных. Преподаватель еще в состоянии использовать обстоятельства для приобретения студентами положительного опыта. Внимание, способность видеть "жало конфликта", осознание сущности причин и стремление устранить противоречия, сблизив интересы, - тактика преподавателя.

Неосмотрительность в конфликтной ситуации может привести к накоплению страстей, неуправляемой поведения, открытого противостояния и желание разорвать отношения. Тогда вспыхивает конфликт, по каким - тяжелая и большая работа по восстановлению деловых отношений.

Каждый конфликт в педагогической практике - острая ситуация, которая, однако, благодаря повышенной эмоциональности может способствовать осознанию моральных законов. Следовательно, важно посмотреть на конфликт как на спонтанно возникшие или специально создаваемые противоречия в отношениях между преподавателем и студентами, которые при условии конструктивного решения приводят к позитивным изменениям в отношениях его участников, их развития и развития всего коллектива. Преподаватель не должен бояться конфликта, если он возникает, следует осваивать технологию поведения в конфликтной ситуации.

Конфликт возникает не сразу, началом его бывает инцидент, недоразумения, когда еще нет открытого противостояния, имеющиеся только недовольство, несдержанность студентов. Но это нельзя обходить вниманием, ибо нередко студенты трактуют такую ситуацию как конфликт. Если преподаватель не осознает этого и вовремя не внесет корректив в ситуацию, она может приобрести деструктивного характера. Должным образом продуманы, деликатные превентивные действия снимают напряжение, открывают простор для положительных эмоций. Часто бывает эффективным компромисс, взаимный анализ ситуации.

Реальный механизм налаживания нормальных отношений заключается в предотвращении конфликтных ситуаций благодаря правильной психологической тактике в общении со студентами, даже "заряженными" на противостояние.

Погашению, устранению конфликтов способствует переключение внимания с проблем, которые спровоцировали его деловые или иные вопросы относительно которых отсутствует разнобой взглядов.

Даже за найнапруженішої ситуации преподаватель должен бы помнить мудрость: "Прежде чем хлопать дверью, подумай, как зайдешь снова к аудитории!".

Для эффективного преодоления конфликтной ситуации преподавателю необходимо выбрать поведение, учитывая собственный стиль, стиль других, вовлеченных в конфликт людей. Психолого-педагогическая наука выделяет пять стилей поведения в конфликтной ситуации.

1. Конкуренция или соперничество, стремление стать центром ситуации. По этой позиции взгляды, потребности других участников ситуации не воспринимаются как значимые. Каждый отстаивает свое мнение, поведение как единственно правильную, игнорируя мнение других. Это активный, почти агрессивное наступление, попытки решить конфликт, игнорируя интересы других лиц. Проявляется в действиях, удовлетворении своих интересов в ущерб другим участникам конфликта.

Избегания. Связан с попыткой отодвинуть конфликтную ситуацию как можно дальше, надеясь, что все решится само собой. Часто при этом пользуются тезисом, что "худой мир лучше доброй ссоры". Такая стратегия не всегда свидетельствует о намерении уклониться от решения проблемы. Она может быть и конструктивной реакцией на конфликтную ситуацию, когда решение ее целесообразнее отложить на более позднее время. Однако захват стратегией избежания может привести к потере личностных позиций в коллективе.

С .Пристосування* Речь идет о взаимное приспособление партнеров, за которого человек действует, не отстаивая своих интересов.

А.Співробітництво. Главное для него - стремление вместе подойти к эффективному решению ситуации конфликта с учетом интересов, потребностей обеих сторон, поиск взаимовыгодных условий и путей достижения взаимопонимания. Эта стратегия является наиболее эффективной для налаживания хороших отношений, но требует больше времени, чем другие. Кроме того, обе стороны должны уметь объяснить свои желания, выразить свои потребности, выслушать друг друга, выработать альтернативные варианты действий.

5. Компромисс. Оказывается в попытке не обострять ситуации в конфликте, взаимно поступаясь интересами. Он похож на сотрудничество, но его достижения происходит на поверхностном уровне отношений. Партнеры не учитывают глубинных потребностей, интересов, а удовлетворяются внешней стороной поведения.

Педагог должен уметь успешно использовать каждый из стилей разрешения конфликтной ситуации, учитывая конкретные обстоятельства: уметь уступать, идти на разумный компромисс, устанавливать партнерские отношения и в то же время отстаивать собственную позицию, расширяя арсенал стилей, а не действовать по единому стандарту.

Рассмотрим стратегии разрешения конфликта деятельности, конфликта поведения, поступка, конфликта взаимоотношений.

Конфликты деятельности. Вероятные варианты педагогической тактики:

отсрочка исполнения педагогической требования, когда педагог не настаивает на немедленном выполнении его распоряжение и выражает уверенность в том, что студент сам поймет его необходимость. Вместо угроз и оскорблений применяют веру в благоразумие студента;

компромисс проявляется или в ослаблении требования, разрешении на ее частичное выполнение, или невыполнении ее при определенных условиях;

уступка. Предопределяется тем, что преподаватель будто соглашается с аргументами студента или понимает его чувства и отменяет свое решение, не выдвигая никаких условий, выражая веру в его поведение в будущем.

Конфликты поведения, поступка. Решают сложнее, потому что в них вовлекаются в основном "тяжелые" студенты. Самым важным при этом является избежание стереотипов, преувеличений, негативных обобщений. Студенты воспринимают негативные замечания как проявление недоброжелательности со стороны преподавателей и отвечают схватывались, озорством, поддерживая тем самым состояние конфликта.

Студенты с тяжелыми чертами характера (возбудимостью, обидчивостью, чрезмерным стремлением к самоутверждению, требуют повышенного внимания к себе. Поэтому демонстрация преподавателем миролюбивых намерений является эффективным средством погашения конфликта.

Конфликты взаимоотношений - самые тяжелые по их устранению через проявление предвзятости, вражды. Эти чувства мешают и студенту, и педагогу быть приветливыми и доброжелательными, без чего трудно улучшить отношения. Исправление их является самым тяжелым испытанием профессионализма педагога, поскольку он должен стать выше чувств обиды, неприязни и показать студенту культуру, благородство в отношениях. Переломным моментом при этом может стать разговор со студентом, в которой преподаватель откровенно признает свои ошибки или предвзятость к нему, извиняется, предлагает забыть обиды.

Далее нужно укрепить новые отношения усилением сотрудничества и дружеского общения через:

"Я-обращение", в котором преподаватель использует форму не требования или замечания ("Не разговаривайте!", "Прекращайте выходки!"), а в мягкой манере выражает собственные впечатления и пожелания, связанные с нежелательным поведением студента ("Мне бы не хотелось, чтобы вы разговаривали", "Ваше поведение меня беспокоит"). Хотя, на первый взгляд, может показаться, что между замечанием и "Я-обращением" нет различия, однако она весьма существенна Впечатление преподавателя является как бы его собственным делом, которое непосредственно не касается питомца, что способствует позитивному восприятию им слов преподавателя. Применяется определенная манипуляция, обходной маневр, что есть в подобных случаях педагогически целесообразным и полезным.

"Мы-подход" - прием, с помощью которого преподаватель представляет проблему студента как общую, будто подключается к ней. Вместо "Не говорите" он говорит: "Давайте попробуем не разговаривать", вместо "Вам надо задуматься над своим поведением" - "Нам нужно подумать, как можно вести себя лучше". Это создает у студента впечатление общности, а не размежевания с преподавателем.

Четырехступенчатая формула просьба, ее составляющие: я вижу... я чувствую..., я нуждаюсь..., я хотел бы... "Я вижу, что вы недостаточно тщательно готовитесь; я чувствую тревогу за ваши результаты;

мне нужна большая уверенность в том, что у вас все будет хорошо; я хотел бы попросить вас уделять больше внимания обучению". Такая форма создает более убедительное обоснование требования преподавателя, чем традиционное замечание или указание.

Проблема общения появляется у педагогов чаще всего в "острых" случаях, когда студент и преподаватель или оба недовольны или раздражены, как, например, после нескольких замечаний, сделанных студенту за нарушение дисциплины. В таких ситуациях следует придерживаться следующих правил:

- необходимо удачно выбрать время для разговора. Разговор "по горячим следам" обречена на неудачу, потому что злость - плохой союзник. Преподавателю нужно набраться терпения и найти время для разговора (острота пройдет, воспитанник успокоится). Кроме того, за это время он сам поймет ошибочность собственного поведения; - выбрать удачное место для разговора. Разговор со студентом на глазах у группы вызывает у него желание продемонстрировать смелость и независимость. Неудачной для искреннего разговора является присутствие других преподавателей, которые начинают высказывать собственные комментарии и претензии к студента.

Методы разрешения конфликтов

За конфликтной ситуации преподаватель может направить свою активность на лучшее понимание своего собеседника, регуляцию личного психологического состояния для погашения конфликта. В первом случае решить конфликтную ситуацию можно, восстановив взаимопонимания. Проблема восстановления взаимопонимания не является простой, способствует ее решению владение и использование нескольких методов.

Метод самоанализа. Заключается в умении поставить себя на место другого, представить Его мысли, чувства, сделать выводы о мотивах и внешние раздражители его поведения. Этот метод достаточно эффективен, но граничит с угрозой принять собственные мысли и чувства при мысли и чувства другого человека, неправильно воссоздать образ оппонента. Ставя себя на место другого, нужно сравнивать действия и поведение человека с представлениями о ней.

Метод эмпатии. Основан на технике проникновения в переживания другого человека. Эффективно пользуются им эмоциональные, способные к интуитивного мышления лица, которые, доверяя своему интуитивному ощущению, заблаговременно останавливают интеллектуальные интерпретации.

Метод логического анализа. Ориентирован на людей с рациональным мышлением. Чтобы понять собеседника, такой человек воспроизводит систему интеллектуальных представлений о нем, ситуашю, в которой он находится. В противном случае преподаватель, сохраняя внутреннее спокойствие и стабильность, пытается избежать конфликта.



Назад