Электронная онлайн библиотека

 
 Психология общения

8.11. Правила педагогического общения


Соблюдение правил педагогического общения убережет педагога от многих трудностей и ошибок, которые подстерегают его в практической деятельности. Краткое их изложение можно свести к следующим пунктам:

1. Успех педагогической деятельности в первую очередь зависит от культуры общения.

2. Моделируйте общения не "от себя", а от студентов, их потребностей и интересов.

3. Ориентируйте свое педагогическое вещания на конкретного студента, а не на абстрактную группу.

4. Используйте различные виды общения.

5. Общайтесь со студентами на взаимных интересах, однако не организуйте общения "по вертикали", сверху вниз.

6. Постоянно учитывайте психологическое состояние отдельных воспитанников и коллектива в целом.

7. Смотрите на себя со стороны, постоянно анализируйте свои поступки и действия.

8. Умейте слушать студентов, обращайте внимание на их мнение.

9. Старайтесь понять настроение аудитории, на этой основе моделируйте общения с ней.

10. Общение не должно приводить к конфликтам, а предотвращать их.

11. Не унижайте человеческого достоинства.

12. Общение должно быть систематическим. Не оставляйте без внимания "неудобных" для вас студентов.

13. Будьте инициативным в общении.

14. В процессе общения учитывайте пол воспитанников.

15. Избегайте штампов, постоянно ищите новые формы, средства, методы и приемы.

16. Преодолевайте негативные установки в отношении конкретного студента.

17. В процессе общения избегайте абстрактной критики, поскольку это порождает сопротивление.

18. Как можно чаще улыбайтесь: это вызывает положительные эмоции, побуждает к продуктивного общения.

19. В процессе вашего общения чаще высказывайте одобрение, поощрение.

20. Открыто проявляйте в студенческом коллективе свое отношение к воспитанникам.

21. Постоянно развивайте свою коммуникативную память, запоминая педагогические ситуации, их ход.

22. Если назревает потребность в индивидуальной беседе, заблаговременно разработайте ее план.

23. В процессе общения в центре внимания должна быть личность студента, его достоинство.

24. Учитывайте социально-психологический рост студентов.

25. Систематически анализируйте процесс общения.

26. Технология и тактика общения должны быть направлены на устранение психологических барьеров между педагогом и студентом.

27. Учитывайте в процессе общения индивидуальные особенности, темперамент, характеры студентов.

28. Отдельно обдумывайте особенности общения с важковиховуваними студентами.

29. В процессе общения не злоупотребляйте своими преимуществами как руководителя-преподавателя.

30. Постоянно совершенствуйте инструмент общения - собственное вещание.

Мы рассмотрели теоретические основы, которые позволяют понять сущность, структуру и технологию построения профессионального педагогического общения. Однако случается, что отношения между преподавателем и студентом усложняются. Мы стремились показать, как не допустить искажений в отношениях, обеспечить позитивное развитие взаимоотношений "преподаватель-студент".



Назад