Электронная онлайн библиотека

 
 Психология общения

КРАТКИЙ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ


АВТОРИТАРНОСТЬ (от лат. avtoritaris - влияние, власть) - свойство личности, который характеризуется склонностью к диктату и беспрекословного подчинения своему влиянию окружающих, власти, которая тесно связана с агрессивностью, завышенной самооценкой и уровнем притязаний, склонностью к стереотипизации и ригидности мышления и поведения, слабой рефлексией и тенденцией к возникновения и эскалации конфликтных ситуаций.

АВТОРИТЕТ (от лат. avtoritaris - влияние, власть) - влияние личности, основанная на занимаемой должности, статусе, признании за ней права на принятие ответственных решений, в том числе в производстве и преодолении конфликтов.

АТТРАКЦИЯ (от лат. attraction - привлечение, притяжение) - понятие, которое означает возникновения при восприятии человека человеком привлекательности одной другой, возникает у субъекта как результат его специфического отношения, оценка которого порождает разнообразную гамму чувств (от неприязни к симпатии и даже любви) и проявляется в виде особой социальной установки на другого человека.

АТРИБУЦИЯ КАУЗАЛЬНА (от лат. causa - причина, atribution - приписывание) - интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей. Основными сферами изучения атрибуции каузальної является межличностное восприятие, самос при — принятие и восприятия широкого класса других социальных объектов.

АФІЛІАЦІЯ (от англ. affiliate - присоединять) - потребность индивида в контактировать с другими людьми. В некоторой степени присутствие других побуждает снижение тревоги, при блокировании афіліації возникает чувство одиночества.

БАРЬЕРЫ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ (от франц. barrier - препятствие, препятствовать) - эстетический: возникает на основе первых впечатлений о человеке, прежде всего по ЕЕ внешнему виду, манере поведения, стиля одежды; интеллектуальный: у каждого человека разные проявления интеллекта развиваются неравномерно. В одних людей развит интеллект теоретический, в других - практический, в одних выраженная способность к целостного художественного познания мира, в других - до логического осмысления и строгого научного воспроизведения; мотивационное: когда собеседнику неинтересны мысли партнера, они не затрагивают его личных нужд, не вызывают мотива, который побуждал бы к пониманию; эмоциональный: возникает тогда, когда в отношениях между людьми отсутствует эмоциональный комфорт - состояние максимальной эмоциональной удобства в природной и социальной среде. Эмоциональный барьер возникает на основе антипатии - чувство неприязни, отвращения до чего или кого.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ БАРЬЕР - внутренняя препятствие, которое мешает человеку думать и правильно вести себя среди других людей. Часто возникает в сфере деловых и личных взаимоотношений и препятствует установлению открытых и доверительных взаимоотношений между людьми.

ВЕРБАЛЬНЫЙ - то, что касается звучания человеческой речи.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ - процесс непосредственного или опосредованного действия субъектов друг на друга, что порождает взаимную обусловленность и связь.

ВЗАИМОПОНИМАНИЕ - способ отношений между отдельными людьми, социальными группами, коллективами, организациями, странами, при котором максимально осмысляется и учитывается на практике мнение или позиция сторон, которые общаются. Объективной основой взаимопонимания выступает общность интересов, ближних и отдаленных целей, взглядов. Взаимопонимание конкретно реализуется через восприятие естественного языка (главным образом), а также искусственных средств коммуникации - жестов, формализованных языков и т.д. Оно предусматривает обмен мнениями, ценностями, изучение реального опыта сторон с целью установления взаимопонимания.

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ означают изменения тела (пантоміміка, жесты), выражения лица (мимические движения смеха, жалости, отвращения, удивление и т.п.). Главная их роль - выражать эмоциональные реакции (и положительные, и отрицательные). Речь также является разновидностью выразительных движений. Ценность изучения выразительных движений (и при простом наблюдении, и благодаря специальным аппаратам) заключается в том, что в них отражаются психофизические состояния человека.

ВИЗУАЛЬНАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА - наука, исследующая все внешние обнаружения вида и поведения человека с целью изучения ее личностного содержания.

ВЛИЯНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ - процесс и результат изменения индивидом поведения другого человека, его установок, намерений, представлений, оценок и т. п. во взаимодействии с ней. Механизмами направленного воздействия является убеждения и внушения. Механизмы косвенного воздействия - заражения и подражания.

ГОВОРЕНИЕ - компонент вербальной коммуникации, то есть умение говорить, произносить информацию, строить предложения.

ГРАФОЛОГИЯ (от греч. grqfo - пишу, logos - учение) - учение о почерк как разновидность выразительных движений, которые отражают психологические свойства и психические состояния того, кто пишет. Идея связи почерка с внутренними качествами человека принадлежит античности

(Аристотель, Теофрастта др.).

ДЕФИЦИТ ОБЩЕНИЯ недостаточность или полная потеря контактов человека с окружающей средой, с другими людьми. Это явление, которое негативно влияет на духовный мир человека, лишает ЕГО радости общения, ограничивает, сужает их познавательные интересы и социальные потребности.

ДЕЛОВОЙ УРОВЕНЬ ОБЩЕНИЯ - это такой уровень, во время которого на первое место ставится дело, одинаково ценна для партнеров. Такое общение дает партнерам плоды совместного труда и ощущение взаимодоверия и взаимоуважения, потому что, имея цель, люди раскрывают себя наиболее полно и существенно.

ДРУЖБА - форма межличностного взаимодействия, которая характеризуется выборочными отношениями, взаимной привязанностью участников общения, высоким уровнем удовлетворенности межличностными контактами, взаимными ожиданиями положительных чувств.

ЭФФЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕРЦЕПЦИИ при общении возникают эффекты социальной перцепции как результат приписывание или распространение оценочного впечатление на восприятие действий, поступков, особистіс них-рис другого человека за дефицита времени и источников информации.

ЕКСТРАЛІНГВІСТИЧНА ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА - это включение в речь пауз, других нелінгвістичних компонентов покашливание, смех), темп речи.

ЭМОЦИИ (от лат. етоуео - волнует, возбуждаю) - психические состояния и процессы в человека и животного, в которых реализуются их ситуативные переживания. Эмоции выступают как свойства человека, поскольку в них оказывается положительное или отрицательное отношение индивида к определенным объектов, сфер деятельности, к другим людям, к самому себе.

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ - разновидность социального общения, основанный на эмоциях и чувствах человека. Конкретные проявления эмоционального общения: чувство близости с другим человеком или группой людей на базе проявления общности чувств, приобщение к духовному миру другого человека. Так, любовь возникает преимущественно на почве эмоционального общения. Оно имеет исключительное значение для дружбы, симпатии, дружбы.

ЭМПАТИЯ - проникновение в переживания другого человека.

ЭФФЕКТ НОВИЗНЫ - явление, связанное с межличностным восприятием. Проявляется в воздействии на формирование образа о человеке той информации, которая поступила последней.

ЭФФЕКТ ОРЕОЛА - влияние первого впечатления о человеке на ее следующее восприятия. Выделяют "позитивный ореол" и "негативный ореол". Так, если первое впечатление о человеке в целом приятное, то в дальнейшем все его поведение, рост и поступки оцениваются положительно. Выделяют и преувеличивают в основном только положительные моменты, а негативные будто нивелируются, и наоборот.

ЭФФЕКТ ПЕРВИЧНОСТИ - преобладающее влияние на образ той информации о другом человеке, который поступает первой.

ЭФФЕКТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ - это коммуникация, которая обеспечивает динамику в решении проблем, использование наиболее оптимальных средств путем достижения взаимопонимания между партнерами.

ЖЕСТЫ (от nam.gesta - действие) - выразительные движения рук, пальцев. Жесты выступают и как импульсивно-инстинктивные действия. Рассчитаны на то, что присутствующие с их помощью поймут внутреннее состояние человека и ее требования. Жестикуляция всегда сопровождает вещания, которое становится более наглядным и экспрессивным.

ЗАРАЖЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ - один из видов психологического воздействия, во время которого передается эмоциональное состояние от одного индивида к другому. Если действует обратная связь, то заражение происходит как цепная реакция, которая сопровождает массовые явления: толпа, массовые акции и др.

СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ - это прежде всего язык, оптико-кинетическая система знаков (жесты, мимика, пантоміміка), пара - и экстралингвистические системы (интонация), неречевые выразительные средства языка (паузы), система организации пространства и времени коммуникации, система "контакта глазами").

ИДЕНТИФИКАЦИЯ (от лат. identicus - тождественный и fasio - делаю) - прием научного познания, при котором устанавливаются тождество, сходство объектов благодаря общности определенных черт, признаков. В социальной психологии широко применяется при изучении малых групп, классификаций лидеров, типологии личности. Идентификация тесно связана с моделированием как методом современного научного познания.

ИНТЕРАКТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ - это та его сторона, которая фиксирует не только обмен информацией, но и организацию совместных действий, которые дают возможность реализовать некоторую общую для партнеров деятельность.

ИНТЕРАКЦИЯ (от inter - между и action - действие), то есть как совокупность связей и взаимовлияние людей, состоящих в их совместной деятельности.

КИНЕТИКА - наук, которая изучает единицу телодвижения человека - кин (греч. кіпета - движение), или кінему (аналогично фонемі в лингвистике). С кінів образуются кінеморфи (нечто подобное фразам), которые и воспринимаются в ситуации общения.

КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬ (от лат. соттипісо - соединяю, сообщаю) - способность устанавливать контакты. Во-первых, умение устанавливать контакты определяет успех при реализации продукции, получении новых заказов, а, следовательно, и успешную работу организации. Во-вторых, умение правильно общаться и давать четкие приказы является неотъемлемым элементом успешной управленческой деятельности.

КОММУНИКАТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ - связана с выявлением специфики информационного процесса между людьми как активными субъектами с учетом отношений между партнерами, их установок, целей, намерений. Это приводит не только к движению информации, но и к уточнению, обогащения тех знаний, мыслей, фактов, которыми обмениваются люди.

КОНГРУЭНТНОСТЬ - термин, который означает соответствие между вербальными и невербальными факторами сообщение, согласованность всех его составных частей, продиктованы стремлением "підлашту-питаться" под собеседника, найти с ним контакт.

КОНТАКТ - СОЦИАЛЬНЫЙ тип связей, что является очень коротким по своим сроком. В соответствии со своими потребностями и интересами человек отбирает среди бесчисленного количества других людей, с которыми потом она вступает во взаимодействие. Можно выделить различные виды контактов: пространственные, контакты обмена, контакты заинтересованности.

КОНФЛИКТ - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

КОНФОРМИЗМ (от лат. conformis - подобный, соответствующий) - тактика человека, который приспосабливает свой образ жизни, мысли и чувства к образа жизни, мыслей и чувств той социальной группы, в которой она находится.

МАНИПУЛЯЦИЯ - система мероприятий, методов, приемов подчинения личности, направления ее поведения, чувств, желаний в русло, что отвечает интересам лица, которое осуществляет манипуляцию. Осуществляется в основном через систему средств массовой коммуникации (телевидение, пресса, радио), рекламную индустрию, механизмы моды, воспитание, образование. Охватывает достаточно большой набор приемов психотехники внушения от подсознательного влияния для выработки желаемых представлений, привитие определенных стандартов поведения до комплексного воздействия на личность.

МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ - восприятие понимания и оценки человека человеком.

МІЖОСОБИСТІСШ ОТНОШЕНИЯ - взаимосвязи между людьми, которые субъективно переживаемые и объективно проявляются в характере и попытках взаимных влияний, которые осуществляются между людьми в процессе совместной деятельности и общения.

МИМИКА (от греч. mнmicos - наследуемый) - движения мышц лица человека, в соответствии с ее чувства, настроения, которые отражают то, как она воспринимает представляет, обдумывает, вспоминает и др.

ЯЗЫК (от англ. Language / speech; нем. Sprache / rede; франц. Langage / parole) - это система знаков, единицы которой и отношения между ними создают иерархически упорядоченную структуру.

ЛЮБОВЬ - интимные чувства людей, которые сопровождаются эмоциями нежности, восторга, ревности, взаимопонимания, взаємопідтрим-ки, удовольствие от взаимного общения.

НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ включает различные знаковые системы: оп-тико-кінстичну, пара - и экстралингвистическую, пространственно-временную, контакт "глаза в глаза", которые имеют свои особенности.

ОПТИКО-КИНЕТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ЗНАКОВ - использует жесты, мимику, пантоміміку. В общем, эту систему можно представить как восприятие свойств общей моторики различных частей тела (рук - жестикуляция, лицо - мимика, позы - пантоміміка). Эта общая моторика отражает эмоциональные реакции человека, поскольку включение оптико-кинетической системы знаков в ситуации коммуникации придает общению определенных нюансов, которые воспринимаются неоднозначно за условий использования одних и тех же жестов в разных национальных культурах. Значимость оптико-кинетической системы знаков в коммуникации настолько велика, что выделилось особое направление исследований - кіпесика, которая изучает эти проблемы.

ПАНТОМІМІКА - система выразительных телесных движений.

ПАРАЛІНГВІСТИЧНА СИСТЕМА - это система вокализации вещания, которая характеризуется качеством голоса, его диапазон, тональностью и выражает чувства и состояния человека. Так, спокойный и солидный голос снимает напряженность, возбуждает интерес, а раздраженный воспринимается как признак агрессивности.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА - это умение использовать собственный психофизическое аппарат как инструмент воспитательного воздействия.

ПОДСОЗНАТЕЛЬНОЕ - совокупность психических процессов и состояний, лежащих вне сферы сознания и недоступны для непосредственного субъективного опыта. Широкого применения подсознательное находит в теории 3. Фрейда. Подсознательное - сфера детерминации сознательного поведения, которое определяется биологическими потребностями индивида.

ПРОКСЕМІКА - наука, изучающая пространственное размещение людей в отношении друг друга, изучает нормы пространственной и временной организации общения ("пространственная психология").

ОДИНОЧЕСТВО - это совокупность эмоций, которые возникли в ответ на испытанное дефицит в количестве и качестве социальных связей.

СЛУШАНИЯ - психологический компонент вербальной коммуникации, метод декодирования и восприятия информации.

СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ - склонность к определенному виду общения, направленность, готовность к нему, что проявляется в том, как человек подходит к решению большинства ситуаций.

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕРЦЕПЦИЯ - сложный процесс познания и понимания людьми друг друга, оно включает в себя все то, что в загальнопсихологічному плане определяется различными сроками и изучается отдельно.

СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА - это чувство, что тебя поддерживают другие.

ОБЩЕНИЕ - это универсальная потребность человеческого бытия, которая возникает и функционирует в различных формах человеческих отношений.

СТЕРЕОТИПИАЦІЯ (от греч. stereos - твердый, жесткий, typos-отпечаток) - восприятие, классификация и оценка социальных объектов (событий) на основе определенных. Стереотипізація является одной из важных характеристик межгруппового и межличностного восприятия и отражает схематичность, аффективный окраску, свойственное соответствующей форме социальной перцепции.

ТЕХНИКА ОБЩЕНИЯ - совокупность средств, приемов, которые люди используют для достижения желаемых эффектов в общении. Техника общения делится на технику речи и технику слушания, которые имеют свое содержание и формы.

ФИЗИОГНОМИКА (от греч. physis - природа, gnomon - знающий) разрабатывала систему соответствия между чертами лица человека и свойствами его характера, способностями и талантами.

ФРЕНОЛОГИЯ - теория, в которой систематизированы и развиты знания о связи психических особенностей человека с внешней формой ее черепа.

ХИРОМАНТИЯ - теория о связи строения кисти руки, формы пальцев, выпуклостей и впадин, линий и бороздок на ладони с внутренней сущностью человека, ее прошлым и будущим.

ЦЕННОСТЬ - общепринятое в философии, этике, эстетике, социологии понятие, с помощью которого характеризуются социально-исторические значение для общества и личностная сущность для индивидов отдельных явлений реальной действительности. Ценность является важным фактором социальной регуляции поведения личности и взаимоотношений людей.

СЛУХИ - новости, иногда искажены, которые неформально распространяются от человека к человеку. Люди, которые их распространяют, выражают собственное видение явления и событий, преувеличивая, как правило, на подсознательном уровне то, чего они боятся, или с чем не согласны.

Я-КОНЦЕПЦИЯ - относительно устойчивая система представлений индивида о самом себе. Взаимодействие индивида с окружающим миром и отношение к самому себе выступают производными. Я-концепция как установка в отношении себя включает три компонента: эмоциональный, когнитивный, волевой.



Назад