Электронная онлайн библиотека

 
 Экономическая история

Социально-экономическое развитие Древнего Египта


Особенности хозяйственной деятельности. Специфика географического положения Древнего Египта определила основу основ экономической жизни древних египтян - ирригационное земледелие. О его значение свидетельствует тот факт, что оно оставалось высокоэффективным даже в периоды политического упадка государства. Ирригационное земледелие в Верхнем Єгипті характерно в основном для развития зернового хозяйства, земли Дельты (Нижнего Египта), отвоеванные у болот, более пригодные для пастбищ. Поэтому охотничий промысел вытеснило животноводство. В отличие от месопотамской ирригации, где система каналов и дамб имела прежде всего дренажное назначения, в долине Нила, с объединением страны в единое государство, египтяне построили простую и надежную бассейновый систему ирригации. Ее назначение - как можно дольше, в течение всего посевного периода, задерживать воду на полях. Строительство и эксплуатация такой системы искусственного орошения требовали усилий всех номов (так называли в Єгипті первые государства. - Авт.), что очень повлияло на политическую организацию древнеегипетского общества. Выступая организатором работ и распорядителем земель, племенная знать со временем захватывала власть.

Преимущества этой системы такие. Во-первых, вода в Нільській долине стояла в каналах только во время наводнения, в течение 6-9 недель, остальное время они оставались сухими. По каналам в Месопотамии приходилось наблюдать в течение всего года. Во-вторых, после оседания ила паводковую воду отводили обратно в реку, что давало возможность удобрить почву, оберегая его от засолки. В-третьих, наличия влаги на протяжении двух месяцев вполне хватало для прорастания и созревания зерновых культур. Поэтому давление на природу был меньшим, чем в системе ирригации в Месопотамии.

Еще в IV тыс. до н. э. египтяне изобрели ніломір, он помогал хлеборобам прогнозировать не только время разлива Нила, но и размеры паводка. В эпоху Нового царства (1580-1555 гг. до н. э.) было изобретено шадуф, с помощью которого два рабочих за световой день могли полить к полгектара земли. Шадуф дал возможность египтянам интенсивно осваивать высокие поля и поспособствовал прежде всего развития садоводства. Наконец, в i тыс. до н. э. египтяне начали использовать для полива земли водоналивне колесо сакіє, которым пользуются и нынешние египетские крестьяне. Ремонт дамб, очистка каналов, регулировка последовательности многократного полива полей, полевые работы, связанные с режимом орошения, - все это могло осуществляться лишь при жестком соблюдении графика, при постоянном контроле и управлении из единого центра, осуществляемых государством. Давньосхідна государство, следовательно, возникла из необходимости объединения сил земледельцев-общинников для строительства и обслуживания оросительной системы.

 

Сельское хозяйство и ремесла. Внедрение искусственного полива земли обеспечивало высокий валовой сбор зерновых в стране. Одна семья хлеборобов могла прокормить из египетских почв еще три семьи. Из зерновых египтяне выращивали преимущественно пшеницу-эммер (вид сорта), ячмень и сорго, с огородных - чеснок, огурцы, из технических - лен, из волокон которого ткачи производили полупрозрачную ткань. Развивались также садоводство и виноградарство, прежде всего выращивали финиковые пальмы.

Культура земледелия в Єгипті была архіпримітивною. В Верхнем Єгипті сяк-так царапали землю, чтобы не образовалось солончаков, а в Нижнем сеяли зерно прямо в неспушений ил и сразу же выгоняли на засеянное поле домашний скот, чтобы утоптати его в илистую почву. Жали высоко, срезая сами колоски, которые затем лущили на гумне, гоняя по нему ослов.

Первые пирамиды начали строить еще в XVIII в. до н. э. О знаниях в те времена астрономии и геометрии свидетельствует тот факт, что все пирамиды имеют одинаковую направленность осей, а их стороны сориентированы по сторонам света, причем отклонение от севера не превышает десятой доли градуса. Ежегодно строительные работы выполняли примерно 100 тыс. человек. На них тратили не только много строительных материалов, но и средств. По подсчетам Геродота, строительство пирамиды Хеопса обошлось в 1600 талантов серебра (от 40300 к 60100 кг). Во времена Геродота за талант серебра можно было купить 3000 свиней.

Основным богатством в Єгипті считались скот и домашняя птица, однако культура животноводства и птицеводства египтян была крайне примитивной. Они в течение длительного времени откармливали на мясо прирученных антилоп, газелей, гиен, журавлей, пеликанов, лебедей и др. Из домашней птицы выращивали гусей и уток, держали кур. Египтяне Знали также пчеловодство, которое, вероятнее всего, именно они и изобрели. Держали лошадей. Уже в i тыс. до н. э. египтяне начали поставлять лошадей на передньоазіатський рынок. Занимались охотой и рыболовством.

В целом сельскохозяйственное производство Древнего Египта развивалось интенсивным путем и полностью зависело от состояния ирригационного строительства в стране. Ирригационное земледелие объединяло египтян в монолитный трудовой коллектив под эгидой сильной монархии.

Достаточно широко были развиты ремесла. Особых успехов они достигли в таких ремеслах, как столярничество, каменярство, чинбарство, строительство, судостроение, гончарство, ткачество, ювелирное дело и др. Уже в эпоху Древнего царства (2800-2250 гг. до н. э.) они производили с помощью примитивных каменных и медных инструментов пятислойный дикт, строили надежные парусные и весельные суда с папируса и древесины, из кедровой смолы изготовляли замечательную ароматическое масло, научились литья. Далеко за пределами страны славились их изделия ювелиров из золота, серебра и електруму. Поражает мастерство каменщиков, которые сооружали над внутренними галереями и камерами пирамид сверхпрочные перекрытия, надежно выдерживали колоссальное давление на них, а стены гробниц и храмов украшали филигранными рельефными изображениями, использовали так тщательно отшлифованы и подогнанные друг к другу многотонные каменные глыбы, что между ними нельзя просунуть даже кончик папиросной бумаги. Более того, египетские строители пробивали новые тоннели и камеры в уже построенных пирамидах. Поражает объем работ, выполненных ими в течение суток Древнего царства, который лишь на постройке пирамид превышал 12 млн м.

Позже египтяне начали осваивать бронзовое производство, хотя в эпоху Среднего царства (2050-1750 гг. до н. э.) еще пользовались преимущественно каменными и медными орудиями труда, научились изготавливать стекло, в совершенстве освоили технологию добычи и обработки золота. С ростом городов началось строительство защитных стен и фортификационное строительство. Создали оригинальную архитектуру. Примером может служить храм Амона в Фивах (Карнаке), украшен 134 колоннами, расположенными в 16 рядов. Зал в храме площадью 50 тыс. кв. м.

Периодом наивысшего экономического расцвета страны стала эпоха Нового царства (1580-1085 гг. до н. э.). В этот период можно быстрее начали развиваться ремесла. При дворе фараонов, в дворцах создавали мастерские, в которых иногда работало до 150 человек. Возникли новые методы обработки золота: плетение золотых нитей, изготовление золотых цепочек, ковка и др. Египтяне уже изготавливали очень твердую бронзу. В середине II тыс. до н. э. в Єгипті появились первые изделия из железа, однако хозяйственное использование этого металла тормозилось, потому что в стране не было железной руды. Египтяне значительно усовершенствовали производство стекла, ливарництво, судостроение, достигли настоящих вершин в искусстве бальзамирования. Еще в i тыс. до н. э. они научились производить с фарфороподібної массы особый фаянс, который имел большой спрос на международном рынке.

Ремесленники использовали промышленное сырье Нильской долины. В Египетского завозили только дефицитную промышленную древесину (из Нубии и Восточного Средиземноморья), серебро и олово (для производства бронзы).

В Єгипті впервые была разработана технология изготовления материалов для письма - папируса. С этой целью в начале III тыс. до н. э. использовали трав'янисту растение папирус, стебель которой разрезали на полоски, которые накладывались друг на друга. Перекрещенные слои сжимали под прессом, а затем высушивали. Как материал для письма их использовали на Ближнем Востоке и в Европе даже в средние века.

 

Развитие торговли. В период Древнего царства была примитивная обменная торговля. На свои ювелирные изделия, ароматные масла, мед, ткани, алебастровый посуду египтяне выменивали в нубийцев бивни слона, меха, благовония, эбеновое дерево; у жителей экзотической страны Пунт - миррову смолу, доски, электрум; в сирийских племен - промышленную древесину; у жителей финикийского города Библ, которое постепенно стало важнейшим центром египетской торговли в Азии, - медь, бронзу, лазурит, лошадей. Вели обменную торговлю с островом Крит. Однако это была торговля в форме напівторговельних-полувоенных экспедиций. За приобретенный товар они платили зерном (это было основное мерило стоимости), одеждой, тем медью, а в конце Среднего царства - также золотом.

Почти весь период существования Древнего Египта его экономика оставалась натуральной. Товарного производства в стране не было, сбывали не товар, а избыток продукции, изготовленной для собственных нужд. Обеспеченность страны и ее географическая изолированность и возможность для египтян легко грабить смежные территории были основным тормозом развития торговли в период Позднего царства (XI-IV вв. до н. э.).

Товарообмен оставался незначительным и в эпоху Нового царства. Лишь в конце этой эпохи стал состоять загальноєгипетський рынок, а в i тыс. начали развиваться товарно-денежные отношения. В этот период в стране начали использовать единицу стоимости дебен (кусок меди - 90 г). Развития торговли в большой степени способствовали связи с Грецией, жители которой отмечались коммерческой жилкой, и изменение положения Египта - когда был могучей передньоазіатською государством, он получал железо, медь, олово, промышленную древесину и т.д. как военную добычу и дань вассальных народов, теперь все это он должен был покупать.

Торговля способствовала развитию мореплавания. В Єгипті эпохи Позднего царства процветало ростовщичество со всеми его социальными последствиями.

 

Социальные состояния общества. В Єгипті функционировало большое многоотраслевое царское хозяйство. Фараону принадлежали большие имения, значительную часть которых он раздавал своим вельможам в служебное пользование вместе с крестьянами, обязанными работать на них. Часть вельмож обзаводились собственным хозяйством. Храмы также были владельцами земли.

Всех, кто работал в хозяйствах фараона, храмов и вельмож, называли меретами. Это были земледельцы, ремесленники, рыбаки, пивовары, птицеловы. Исполнители полевых работ объединялись в рабочие отряды и под надзором чиновников выполняли уроки (нормы выработки). Мерети собственных хозяйств не имели, а находились на полном содержании своих владельцев.

Часть египетских крестьян было освобождено от принудительных работ на вельмож, ее заменили уплатой налога за пользование землей и водой для орошения. Они выполняли общегосударственные работы: строили царские гробницы, храмы, ирригационные сооружения и т.д.

В эпоху Древнего царства в Єгипті были рабочие, которых называли баку. Их использовали исключительно в домашних хозяйствах. Однако они не были бесправными. Баку мог жениться со свободной египтянкой, свидетельствовать в суде против своего господина, пользоваться и свободно распоряжаться имуществом, в том числе землей.

Почти все трудовое население всех профессий Египта эпохи Среднего Царства составляло царских хемуу. Работало оно на царя, храмы и вельмож, причем полевые работы выполняли мужчины, женщины вели домашнее хозяйство. Специальные чиновники координировали в среде царских хемуу подготовку необходимых специалистов. Трудовая повинность на пользу фараона имела большое значение для экономики Древнего Египта. Функционировало даже ведомство поставщика людей из заключения - из числа тех, кто уклонялся от повинностей. Сохранились записи о организацию людей в пятерки и десятки во главе с руководителем работ. Выполнение работ контролировал особый чиновник - учетчик людей. Условия труда были практически одинаковы во всех хозяйствах, поэтому этим рабочим было безразлично, где выполнять принудительные работы. Царские хемуу, как и предоставленные вельможам имения, считались служебным имуществом, их закрепляли не за человеком, а по должности. Наследование родительской должности происходило только с разрешения фараона. Фараон мог лишить всех благ любого чиновника, если он становился у него на пути. Социальное положение, богатство зависели не от природных качеств и профессионализма, предпринимательства, деловитости человека, а от приближенности к вершине социальной пирамиды.

Трудовые повинности на государство сохранились в эпоху Среднего и Нового царства. Реальное положение іхуті (так стали называть царских хемуу) не изменилось: тот же принудительный характер труда, и сама урочная система. Незначительная часть крестьян были свободными. Была также незначительная часть рабов, которых использовали в основном на работах с обслуживания ирригационных систем.

Путем общественных работ восточные правители подчинили себе свободных общинников. В этих условиях труд рабов играла второстепенную роль - она имела "домашний характер". Рабы выполняли в основном обязанности прислуги. Лишь в последний период Древнего Египта - в XVI-XII вв. до н. э. - рабов начали использовать как ткачей, гончаров и др. В "азиатских" общинах не было необходимости в дополнительной рабочей силе. Наоборот, там был избыток трудовых ресурсов. В период прекращения сельскохозяйственных работ, связанных с разливом рек, население нужно было чем занять. Поэтому неслучайно, что почти все древневосточные государства строили величественные культовые и светские сооружения - пирамиды в Єгипті, башни-зикурати и висячие сады в Месопотамии и др. В условиях избыточных трудовых ресурсов труд рабов в сельскохозяйственном производстве почти не использовали. Крестьяне-общинники - это дармовая сила, которую не надо покупать, кормить, одевать. Труд этих людей можно было использовать будь-где. В отличие от рабов античных государств, которые находились в собственности отдельных рабовладельцев и которых использовали в частных интересах, эту огромную трудовую армию применяли централизованно для государственных (общественных) работ. Управление этими работами требовало мощного государственного аппарата. В Древнем Єгипті регулярно проводили переписи населения и хозяйства с целью, в основном, распределения трудовой повинности.

Ремесленники в царсько-храмовом хозяйстве объединялись в рабочие отряды, работали под присмотром мастеров, несли коллективную ответственность за выполнение каждым декадной, месячной или годовой нормы выработки. Начальники царских мастерских имели ежедекадный выходной, жили в достатке, некоторые из них даже строили для себя гробницы. Простые ремесленники работали без выходных и жили в материальном затруднении.

В период Нового царства усиливалось имущественное расслоение, общество достигло апогея бюрократизации. Страна стала по сути единственным государственным хозяйственным комплексом, в ней даже храмовые хозяйства контролировала царская администрация. Они были особой формой государственного имущества. Государство регулировало количественный состав и социальную структуру общественных служб и учреждений за помощью нарядов и регулярных переписей населения и имущества. Во время таких переписей чиновники устанавливали размер налога для каждого хозяйства и определяли профессию каждого египтянина. Института гражданства в Єгипті не было.

Такая система общественного производства была характерна и для последующих периодов развития Древнего Египта. Однако в ней происходили определенные изменения. Так, если в сутки строительства пирамид крестьяне несли коллективную ответственность за уплату государству зернового налога, то теперь - индивидуальную, весь хлеб, собранный из крестьянских наделов, шел в государственные закрома, крестьянину же потом выделяли определенную долю сельскохозяйственной продукции.



Назад