Электронная онлайн библиотека

 
 Экономическая история

Особенности экономического развития Древней Индии


Возникновение государства и развитие экономики. Как и в Єгипті и Месопотамии, основной деятельностью населения Древней Индии было ирригационное земледелие, которое базировалось на использовании водоналивного колеса.

С древнейших времен индейцы выращивали пшеницу, ячмень, рис, бобовые, дыни, хлопчатник, лен, сахарный тростник. Еще по ведийской эпохи (XIII-VII вв. до н. э.) население Северо-Восточной Индии благодаря тропическому климату и удачной севообороте научился собирать 2-3 урожая в год. Земледелие развивалось в основном интенсивным путем благодаря розчищуванню джунглей и осушению болот. Прогресс в земледелии проявлялся в появлении новых сельскохозяйственных культур и совершенствовании инвентаря.

С древнейших времен важную хозяйственную роль в Древней Индии играло также животноводство. Уже по ведийской эпохи в долине Ганга существовали огромные животноводческие фермы на десятки тысяч голов крупного рогатого скота. Население страны держало так много коров и буйволов не только потому, что стало питаться в основном молочными продуктами, но и чтобы иметь вдоволь тягловой силы для многократного спушування почв, переплетенных корнями лиан (в индийский плуг впрягали сразу по шесть буйволов). Широко использовали в хозяйствах ведической Индии слонов, которые были способны выполнять до 300 различных команд. Индейцы считали это умное животное священной.

Наибольшего расцвета древнеиндийские ремесла достигли во второй половине i тыс. до н. э. - I тыс. н. э. В этот период индийские ткачи производили на архіпримітивних ручных станках самую тонкую хлопчатобумажную ткань. Центрами ткачества были города Варанас, Матхура, Удджайн. Далеко за пределами страны славились золототкана индийская парча, изделия из слоновой кости. Мечи с индийской стали носили персидские цари. Уже за Хараппської суток (XXIII - XVIII вв. до н. э.) в Индии развивались гончарство, строительство, ткачество, ковка, судостроение, производство фаянса и стеклянной посуды и т.д.

Наличие произведенной избыточной продукции в Индии способствовала развитию торговли. Особое место занимала внешняя торговля. Еще в Індський период (XXIII-XVIII вв. до н. э.) население поддерживало тесные торговые связи со своими близкими и дальними соседями - с Южной Индией, Афганистаном, Белуджистаном, Ираном, Средней Азией, Месопотамией, сбывая им хлопчатобумажную ткань, золото, слоновую кость, ценную древесину и покупая у них металлы, драгоценные камни и т.д. Уже в VII в. до н. э. в государстве Магадха появились первые металлические деньги, которые властно подчиняли себе торговое жизни страны, вытеснив с него примитивную обменную торговлю. С переходом к денежно-товарных отношений индийское купечество в буддийский период (VI-III вв. до н. э.) при поддержке государства наладила стабильные торговые связи с Цейлоном, Бирмой, Южной Аравией, отправляло традиционные индийские товары в страны эллинистического мира.

Индийские купцы, профессия которых считалась в обществе одной из самых престижных, всегда больше продавали своих товаров, чем покупали чужих. Именно благодаря активному торговому балансу индийские раджи, вельможи, купцы на протяжении веков накопили огромные богатства. Они были основными кредиторами и ростовщиками.

Развитие международной торговли заметно активизировал кораблестроения. На суда с традиционными индийскими товарами можно было встретить у берегов Цейлона, Африки, стран Средиземноморья и Юго-Восточной Азии. Индийские специи (особенно перец), изделия из слоновой кости, золототкану парчу, непревзойденных индийских жриц любви охотно закупал Рим. Индийские купцы завозили в страну вина, папирус, ладан, отдельные металлы, сезам, масла, мед и т.д. Важную роль в развитии тогдашней индийской торговли с соседями играл Великий шелковый путь, который имел ответвление в Индию. Индийские ремесленники и купцы объединялись в профессиональные организации, деятельность которых пыталась контролировать государство. В первой половине i тыс. н. э. государственный контроль за ними ослаб. Ремесленные корпорации проявляли больше инициативы в расширении своих связей, самочинно заключая договоры с частными заказчиками. Признаком их самостоятельности были свои печатные символы.

Речная сеть в Северной Индии была почти непригодной для навигации, поэтому основную роль в развитии средств коммуникации в стране играли сухопутные пути. В условиях джунглей и ежегодного сезона тропических дождей строительство их было нелегким. Вдоль основных дорог выкапывали колодца, строили отели для путников. Однако качество индийских дорог в целом была крайне неудовлетворительной, и отсутствие надежного транспортного сообщения в значительной степени обусловила неодинаковость исторических судеб отдельных регионов.

В международной торговле Индии важную транспортную функцию выполняло каботажное мореходство. Несмотря на то, что не было удобных гаваней на индийском побережье, древние индийцы в технике мореплавания не уступали другим народам. Им принадлежит изобретение живого "компаса": брали на судно ворона, которого в период потери ориентиров выпускали, и направляли судно в сторону его полета, пока можно было увидеть береговую линию.

В Древней Индии сосуществовали государственная, общинная и частная формы собственности. В целом в разные периоды и в разных регионах соотношение их было разным, но постоянно наблюдалась тенденция к расширению частного землевладения за счет сокращения государственного и общинного.

 

Общественные отношения. Староіндійське общество жило трудом преимущественно свободных крестьян и ремесленников, однако в нем существовали также различные категории зависимого населения. Использовался рабский труд, в основном в государственном хозяйстве. Согласно Законам Ману рабы делились на 9 разрядов, а по более поздним Законами Совещания - на 15. За рабами хранились права и привилегии их варны или касты. Так, раба, который принадлежал к варны брахманов, использовали лишь на тех работах, которые не унижали его варны. В обществе к нему относились с соответствующим уважением. Частные рабы были, как правило, домашней прислугой и находились на положении младших родственников своего хозяина.

Большое распространение во всех отраслях экономики Индии вступил наемный труд. Наемники-кармакари, в отличие от рабов, работали на хозяина лишь оговоренный срок и получали от него договорную плату. В батраки шли не столько через бедность, а за дхармой своей касты, считая труд на других своим священным долгом. Как и рабы, они делились на несколько разрядов. Религиозно-этические нормы позволяли хозяину бить наемника, держать его в тюрьме, морить голодом и жаждой, калечить, сажать на кол, сжигать заживо.

Феодальные формы зависимости в индийском обществе возникли в первой половине i тыс. н. э. В этот период царская администрация начала наделять землей руководителей религиозных сект и других частных лиц. Сначала предоставляли землю во временное владение, а впоследствии - в пожизненную собственность. В собственность переходила не только земля, но и крестьяне, которые на ней работали. Государство предоставляло землевладельцам імунітетні права, уступала им частью административных, фискальных и судебных функций. Итак, бывшие свободные крестьяне становились феодально зависимыми, их заставляли выполнять сеньйоральні повинности. Кабальная зависимость в стране становилась наследственной, временные рабы становились рабами пожизненными. Впрочем основой социальной градации древнеиндийского общества (и это была одна из его специфических черт), как и раньше, оставалась не столько имущественное неравенство, сколько варново-кастовая зависимость.

Основой индийского общества были городская и сельская общины. Городские общины были самоуправляемыми. Магистрат состоял из 30 должностных лиц, сгруппированных в шесть коллегий. Одна коллегия осуществляла надзор за ремеслами; вторая - за иностранцами; третья - за рождаемостью и смертью горожан; четвертая - за торговлей; пятая - за торговлей теми ремесленными изделиями, на которых ставился казенное клеймо; шестая - за взысканием торгового пошлины.

Однако в формировании древнеиндийской цивилизации ведущую роль играла сельская община. Построена на багатокастовій основе, система земледельческих общин Индии выдержала все политические лихолетья и в пережиткових формах сохранилась и по сей день.

В древнеиндийском обществе развитие ремесел происходил также в сельской общине, что способствовало ее самозабезпеченню. За ремесленные изделия крестьяне платили в основном натурой. Общинники нанимали также астролога, жреца, музыкантов, танцоров и т.д.

К классической эпохи (II в. до н. э. - V в. н. э.) индийские крестьяне-общинники имели земельную собственность и были свободными производителями. Они платили государственный налог, но никто их не заставлял работать в царсько-храмовом хозяйстве или на вельмож. В войско их также не принимали. Индийские общины были независимыми и административно. Царские чиновники не вмешивались во внутренние дела общин, не ограничивали прерогатив органов общинного самоуправления - панчаятов.

 

Наука. Развития ремесел в Древней Индии способствовали достижения науки (прежде всего физических и химических знаний). Еще в начале нашей эры в стране возникли первые буддийские университеты. Больше всего славился университет в Наланді, в котором обучалось около 8 тыс. студентов, работало более 1,5 тыс. преподавателей. Конкурс в этот буддийский учебное заведение составлял 4-5 человек на место.

Достижения в физике и химии (эти науки впервые зародились в Древней Индии) способствовали тому, что индейцы уже изготавливали краски, лекарства, духи, цемент и т.д. Изобретенная ими в древности оранжево-коричневая краска кашайя, которой в Варнасі красили текстиль, под названием бенаресском каттхаї широко используется в стране и сейчас. Достоин удивления тот факт, что древнеиндийские металлурги знали секрет выплавки чистого железа, которое сейчас добывают граммами лабораторным способом. В V в. н. э. они вылили из него шеститонну колонну высотой более 7 м и диаметром почти полметра. Эта колонна простояла в условиях тропиков уже более 1500 лет, но на ней нет никаких следов коррозии.

Многочисленные достижения древнеиндийской медицины (уровень ее был выше античную) успешно используют для лечения ревматических, нервных и кожных заболеваний нынешние индийские, американские и европейские медики. Древнеиндийский медицинский трактат Аюрведа ("Наука о жизни") внимательно изучают гомеопаты многих стран мира.

Большого мастерства достигли каменщики. В III в. н. э. близ ступ на месте кремации буддийских святых началось строительство скальных храмов чайтья и монастырских келий віхара. Их вырубали в скале методом "внутренней резьбы": сначала вырубали помещения, а затем в его стенах скульптурные изображения Будды и святых. Фасад храма по всей плоскости украшали рельефами, колоннами, особыми "солнечными окнами, через которые дневной свет проникал в храм. Когда храм становился тесным для монахов, рядом с ним вырубали новые пещеры, в результате чего возникали целые пещерные комплексы. Самым известным таким храмовым комплексом является Аджанта в Махараштре - 29 скальных пещер в горном обрамлении реки Вахуари. Аджанта прославился еще и своими прекрасными росписями.

Изложенное подтверждает, что хозяйство Древней Индии развивалось на почве свободной наемного труда. Основой общественного развития были городская и сельская общины, внутри их происходило развитие ремесел. Важную роль играла внешняя торговля.



Назад