Электронная онлайн библиотека

 
 
Кузьминский А.И.

Педагогика высшей школы

Учебное пособие / К.: Знание, 2005. - 486 c.

В работе рассматриваются общие основы педагогики высшей школы; особенности ее развития в историческом аспекте; философия воспитания и образования XXI века; закономерности, принципы, формы, средства, методы организации учебно-воспитательного процесса в высшей школе; система научно-исследовательской и воспитательной работы со студентами. С современных позиций раскрываются требования к преподавателя высшего учебного заведения. Каждая тема оборудованная списком рекомендуемой литературы, заданиями для самостоятельной работы, задачами и вопросами для самоконтроля усвоения теоретического материала.

Для преподавателей высших учебных заведений, слушателей магистратуры, аспирантов. Книга будет полезна всем, кого интересуют проблемы организации учебно-воспитательной работы в высших учебных заведениях.

ПРЕДИСЛОВИЕ11 
Тема 1. Место и роль педагогической науки в системе социально-экономического развития Украины13 
Проблемы современного общества в сфере образования13 
Педагогика, ее место в системе наук17 
Состояние и тенденции развития педагогики высшей школы22 
Глава 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ29 
Тема 2. История развития высшей школы 29 
Истоки и основные вехи становления образования и высшей школы в мире и в Украине29 
Киево-Могилянская академия - выдающийся образовательно-культурный центр Украины36 
Особенности развития высших учебных заведений Украины в XX - начале XXI века40 
Тема 3. Современная высшая школа в образовательной системе Украины49 
Система образования Украины, ее структура49 
Принципы деятельности образовательных учреждений51 
Характеристика высшего образования Украины начале третьего тысячелетия52 
Тема 4. Философия образования XXI века61 
Философия как мировоззренческое знания61 
Характеристика основных философских концепций образования69 
Философские основы моделирования системы образования в XXI веке78 
Тема 5. Гуманистическая направленность учебно-воспитательного процесса в высшей школе88 
Гуманизм - определяющий принцип жизнедеятельности личности и человеческого сообщества88 
Пути и средства гуманизации личности97 
Особенности реализации требований принципа гуманизма в процессе учебно-воспитательной деятельности высших учебных заведений103 
Тема 6. Психологические особенности, типология студентов и формирование студенческого коллектива 113 
Психологические особенности студенческого возраста113 
Типология студентов116 
Диалектика становления и развития студенческого коллектива: академической группы, курса, факультета, ВУЗА120 
Тема 7. Особенности деятельности, типология, педагогическая культура преподавателя высшей школы137 
Особенности деятельности преподавателя ВУЗА137 
Профессионально-педагогическое общение и типология личности преподавателя высшей школы142 
Сущность, составляющие и содержание педагогической культуры преподавателя ВУЗА146 
Педагогическая техника, особенности ее проявления в деятельности преподавателя высшей школы159 
Глава 2. ДИДАКТИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ 164 
Тема 8-9. Теоретические основы учебно-воспитательного процесса в высшей школе164 
Предмет и объект дидактики высшей школы164 
Сущность и методологические основы обучения169 
Движущие силы, логика учебного процесса171 
Структура процесса овладения знаниями, умениями и навыками, формирование компетентности180 
Мотивы обучения183 
Типы обучения, их характеристика184 
Интенсификация учебно-воспитательного процесса189 
Тема 10. Законы, закономерности и принципы обучения200 
Законы обучения, их сущность200 
Общие закономерности учебно-воспитательного процесса202 
Принципы обучения в высшей школе221 
Тема 11. Содержание, планирование и организация учебного процесса в высшей школе 230 
Специализация обучения в современной высшей школе230 
Содержание образования в высшей школе233 
Система планирование и организация учебного процесса в ВУЗЕ242 
Тема 12. Формы, виды, методы и средства обучения в высшей школе246 
Сущность понятия "формы организации обучения". Становление и развитие организационных форм обучения246 
Типология и характеристика методов обучения251 
Дидактические требования к выбору методов обучения265 
Тема 13. Лекция в высшей школе268 
Академическая лекция в системе профессиональной подготовки студентов268 
Технология и техника подготовки академической лекции275 
Дидактические и методические требования к академической лекции277 
Психолого-педагогические требования к проведению лекции в высшей школе281 
Тема 14. Технология и техника организации и проведения семинаров, практических, лабораторных, индивидуальных занятий, консультаций и коллоквиумов295 
Дидактические основы семинарских, практических, лабораторных, индивидуальных и других форм занятий295 
Виды семинаров, требования к их организации и проведения296 
Особенности технологии и техники организации и проведения практических, лабораторных, индивидуальных занятий, консультаций и коллоквиумов302 
Тема 15. Психолого-педагогические основы организации самостоятельной учебной работы студентов308 
Особенности учебной работы студентов и предпосылки ее эффективности308 
Адаптация студентов к самостоятельной учебной работы314 
Умение слушать и конспектировать лекции317 
Книга в системе профессиональной подготовки319 
Подготовка к лабораторных, практических, семинарских занятий339 
Подготовка к контрольных мероприятий341 
Тема 16. Дистанционное обучение в системе образования 346 
Социально-экономические потребности в дистанционном образовании346 
Краткий экскурс в историю дистанционного обучения351 
Сущность дистанционного обучения358 
Мотивы и принципы организации дистанционного обучения360 
Условия эффективности дистанционного обучения376 
Тема 17. Система организации научно-исследовательской работы студентов 387 
Научная работа студентов - важный фактор эффективности профессиональной подготовки специалистов с высшим образованием387 
Системность в организации научно-исследовательской работы студентов389 
Формы и виды научно-исследовательской работы студентов391 
Методы организации научно-исследовательской работы студентов407 
Тема 18. Система анализа и оценивания учебных достижений студентов 415 
Значение и роль анализа и оценивания учебных достижений студентов415 
Функции оценивания учебных достижений студентов418 
Принципы, виды и методы анализа и оценивания учебных достижений студентов419 
Методика проведения контрольных действий в высшей школе428 
Модульно-рейтинговая и кредитно-модульная технология обучения и оценивания учебных достижений студентов433 
Глава 3. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ 442 
Тема 19. Организация воспитательной работы со студентами в высшей школе442 
Задача национального воспитания студенческой молодежи в ВУЗАХ442 
Структура воспитательного процесса447 
Мотивы воспитания449 
Принципы воспитания451 
Содержание, направления, формы и методы воспитательной работы со студентами453 
Критерии воспитанности личности464 
Глава 4. УПРАВЛЕНИЕ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ469 
Тема 20. Управление высшим учебным заведением 469 
Структурно-функциональная модель высшего учебного заведения469 
Принципы управления высшими учебными заведениями471 
Система управления высшим учебным заведением473 

Назад