Электронная онлайн библиотека

 
 Украинская устное народное творчество

статья 30. Связь жанров героического эпоса с художественной литературой


Героический лиро-эпические начинает проникать в письменную литературу уже 3 княжеской эпохи, когда в летописях цитировались народные произведения, и подавались сведения о народных певцов. Первым произведением, основанным на Грани фольклора и письменной литературы, является «Слово о полку Игореве», в котором картины битвы, поля боя подаются в духе народной поэтики, с выразительной народной символикой, на олицетворение сил природы.

С героическим эпосом перекликается поэма И. Котляревского «Энеида» (в начале подаются «патрети всех богатырей», а дальше - картины воинской доблести, сражений, поединков с прямыми включениями народных образов - «Как Илья Муромец гуляет», «Как Переяслав защищал», «Монах Мамая как избил», «Как в Польше Железняк ходил»). Больше всего жанры героического эпоса культивировались в украинской литературе эпохи романтизма. Таковы сборник А. Метлинського «Мысли и песни и еще несколько» («Смерть бандуриста», «Бандура», «Казак, гайдамак, чумак», «Казак и буря», «Гетьман», «Старец» и др.), произведения Л. Боровиковского (например, «Бандурист»), Г. Маркевича («Гетманство»), О. Афанасьева-Чужбинського («Украинская дума»), Г. Костомарова («Спит Вкраина и руины», «Дети славы, дети славы», «Максим Перебийнис», «Господин Шульпіка», «Полтавская могила»); на основе сюжета думы «Иван Удовиченко, Коновченко» М. Костомаров создал балладу «Ласточка», а историческая песня, опубликованная Срезневським в «Запорожской старине» «Эй, был в Сечи старый казак», стала основой его драмы «Савва Чалый», позже этот же сюжет проработал в одноименной пьесе И. Карпенко-Карый. К жанров народного лиро-эпоса обращались представители «Русской тройке» и ее последователи. В творчестве М. Шашкевича есть дума «Собрату, посылая объема песни украинские», стилизованные поэмы «Наливайко», «Хмельницкого обступлєніє Львова», «Болеслав Кривоустый под Галичем»; среди произведений И. Вагилевича - цикл «Думы» («Добрилів», «Днестр», «Бич», «Плис-несько»); М. Устияновича - «Дума матери русской», «Ужас на Руси при зближенії монголов в лете 1224», «Могила Святослава», «Славянская колибель»; А. Могильницкого - «Упоминание старины»; И. Гушалевича - «Дума», «Дума над Галичем», «Думанаддністровська».

Отдельную страницу в использовании героического эпоса открыл Т. Шевченко, выдав 1840 г. «Кобзарь». Поэт создает образы народных певцов в произведениях «Балагур», Волоха в поэме «Гайдамаки»; стилизациями под народные думы является его поэмы «Невольник», «Гамалия», «Дума» («В воскресенье утром рано...»), собственную авторскую думу он включает в поэму «Слепой», песню о Поджигателе использует в поэзии «Монах», о Кармелюка - в поэзии «Варнак».

Народные мотивы появляются в творчестве П. Кулиша: он создает ряд дум - «Дума о татарина и пахаря», «Дума - предостережение, весьма на потомні времена нужна», «Дума о наивысший дар», «Дунайская дума»; сюжет известной думы использует в поэме «Маруся Богу-славка»; на основе народного эпоса пишет драматические произведения «Байда, князь Вишневецкий», «Царь Наливай», «Петр Сагайдачный», а также поэму «Большие провода».

Исторические песни и думы представленные в произведениях Ю. Федьковича - цикл «Думы и песни» из сборника «Стихи» (поэмы «Довбуш», «Лукьян Кобылица», «Казак», а также части из поэмы «Слава Игоря»); Б. Гринченко - «Смерть отаманова», «Лесь, преславный гайдамака», поэме о украинку-бранку «Галима»; стихах Я. Щеголева из сборника «Слобожанщина» («Хортица», «В степи», «Запорожец над лошадью», «Запорожский марш», «Золотая бандура» и др.). Стилизациями под народные исторические песни и думы «Пение» С. Руданского «Олег - князь киевский», «Павел Полуботок», «Апостол Павел», «Миних» таин.

С героическим эпосом перекликаются также сборник Леси Украинки «Думы и мечты», в том числе цикл «Невольничьи песни», и цикл «Невольницькі песни» из сборника «Отзывы»; с историческими песнями связаны произведения сборника П. Карманского «Зачесть и волю», В. Самойленко «Думы Бытия», В. Полищука «Дума о Бармашиху», книга М. Семенко «Степь», и поэма «Маруся Богуславка», стихотворение М. Зерова Рог «Соборная», поэзии М. Бажана «Кровь пленниц», «Залізнякова ночь», историческая поэма «Слепцы», поэмы О. Слисаренко «Байда», произведения А. Малышко «О казака Даниила», «Кармелюк», «Триполье», «Ярина» и др. со сборников стихов «Пленница», «Ярославна», «Книга братьев». Переосмысление древних образов и сюжетов подает П. Тычина в «Думе о трех ветров»; с героическим эпосом перекликается поэма В. Сосюры «Красная зима», написанная, по его словам, под влиянием песен «Ой Мороз, Морозенко», «ехал казак на війноньку», «Ой, на горе и жнецы жнут».

За пределами Украины украинский лиро-эпические использовали писатели-еміґранти, в частности, к жанру думы прибегали Есть. Маланюк («Дума», «Сага»), Т. Осьмачка в поэме «Поэт», «Думе о Зинько Сам-городского» (сборник «Современникам»), О. Ольжич (сборник «Ринь»),

О. Лятуринська в «Думе о окровавленную рубашку», посвященной памяти студентов, что в январе 1918 г. погибли в бою под Крутами. Этой же теме посвящены стихи П. Тычины «Памяти тридцати», Б. -И. Антонича «Крутянська песня» и О. Стефановича «Круты». О. Стефанович обращается также к былинной традиции в произведении «Илья Муромец на перепутье» (сборник «Крест»). Этот былинный сюжет использовал В. Шевчук в рассказе «Илья Негр».

Мотивы героического эпоса легли в основу художественной прозы, в частности, повести М. Гоголя «Тарас Бульба», романа Есть. Гребенки «Чайковский»; новелл О. Єфименка «Как Самойло Кошка сбежал из турецкой неволи», «Татарские нападения», В. Петрова (Домонтовича) «Укрощен гайдамака», рассказ С. Воробкевича «Турецкие пленники»; драм

И. Карпенко-Карого «Бедствия искра поле сожжет, сама исчезнет», Г. Старицкого «Маруся Богуславка», «Богдан Хмельницкий», И. Нечуя-Левицкого «Маруся Богуславка», Б. Гринченко «Ясные зори», С. Васильченко «Кармелюк», Г. Стельмаха «На Ивана Купала» (в основе которой «Дума о Морозенко»).

Народный лиро-эпические является источником украинских опер «Тарас Бульба» М. Лысенко (либретто М. Старицкого за М. Гоголю), «Осада Дубно» Ц - Сокальского, «Роксолана». Сичинского, «Фесько Андибер». Золотарева (либретто М. Рыльского), «Дума» Черноморская Бы. Яновского и др.

Среди крупных прозаических произведений следует упомянуть романы М. Стариц-кого «Разбойник Кармелюк», «Последние орлы», Г. Хоткевича «Дов-буш», П. Загребельного «Роксолана», И. Ле «Украина», Н. Рыбака «Переяславская рада», Г. Иваничука «Орда», повесть Ф. Бродяги «Танцы На Льду». П. Панч в первой книге романа «Запорожцы» разделы называет думами (первая Дума, Дума вторая) и епіграфами к ним подает отрывки из народных дум; цитирования народного эпоса и образы народных кобзарей подает писатель в романе «Беседовала Украина».

Из-среди современных писателей, которые обращаются к мотивам героического эпоса, наиболее заметной является фигура Лины Костенко (романы в стихах «Маруся Чурай» и «Берестечко», произведение «Чадра Маруси Богу-славки» (из сборника «Над берегами вечной реки»), философская антитеза к народного источники «Дума о братьях неазовских»); оригинально трансформируют народные истоки Ирина Калинец (поэма «Довбуш»), Игорь Калинец (сборник «Миф о козака Мамая» и др.).

Інтертекстуально перекликаются с думами произведения современной литературы, такие как Г. Стельмаха «Дума о тебе», И. Драча «Дума о учителя» и др.

 

Литература

Былины. - М.: Художественная литература, 1986. - 300 с.

Гоголь Н.В. О малороссийские песни / / Сочинения: В 3 т. - Т. 3. -- К., 1952. - С 393-400.

Григорьев-Наш. История Украины в народных думах и песнях. - К., 1993. - 271 с

Грица С.И. Мелос украинской народной эпики. - К.: Наук, думка, 1979. - 246 с

Грушевский М. История украинской литературы: В 6 т., 9 кн. - Т. 4. - Кн. 1. - К.: Лыбидь, 1994.

Драгоманов М. Исторические песни малорусского народа с объяснениями Вл. Антоновича и М. Драгоманова / / Драгоманов М. Избранное. - К.: Лыбидь, 1991. - С. 46-59.

Думы. Историко-героический цикл: Сборник / Вступление, ст. М. Стельмаха. - К.: Днепр, 1982. -159 с.

Думы. Поэтический эпос Украины / Вступление, ст. Г. Скуки. - К.: Сов. писатель, 1969. - 354 с

Закуковала кукушечка: Антология украинского народного поэтического творчества. - К., 1998. - С 144-227.

Исторические песни / Вступление, ст. И. Березовского. - К.: Сов. писатель, 1970. - 286 с

Кейда Ф., Мишанич С. Гайдамаки и опришки - выразители национально-освободительной борьбы украинского народа. - Донецк, 1995. - 101 с

Колесса Ф. Украинская устная словесность. - Эдмонтон, 1983. - С 80-94.

Костомаров М. Об историческом значении русской народной поэзии / / Славянская мифология. - К.: Лыбидь, 1994. - С. 44-200.

Мельник В. Народ о своей истории. - К.: Советская школа, 1966.

Мишанич О. Народная словесность / / История русской литературы: В 8 т. - Т. 1. - К.: Наук, мысль, 1967. - С. 163-170.

Народные думы: Сборник / Вступление, ст. С Мишанича. - К.: Днепр, 1986. - 173 с

Народные думы, песни, баллады / Вступление, ст. В. Яременко. - К., 1970. - 335 с.

Народ о Довбуше / Вступление, ст. В. Тищенко. - К.: Наук, мысль, 1965. - С 41-128.

Народ о Кармалюка / Вступление, ст. В. Тищенко. - К.: Вид-во АН СССР, 1961. - С 47-119.

Народ о Кобылицу / Вступление, ст. В. Тищенко. - К.: Наук, мысль, 1968. - С 35-103.

Скука Г. Украинский поэтический эпос. Думы. - К.: Т-во «Знание»,

1971. - Серия 5. - №4. - 48 с

Песни из Галичины / Сост.: Г. Береза, Г. Дацко. - Львов: Мир, 1997. - 192 с

Плисецкий М. Украинские народные думы. Сюжеты и образы. - К.: Кобза, 1994. - 364 с

Пропп В. Поэтика заранее спасибо. - М.: Лабиринт, 1998. - С. 82, 106 - 136, 200-202.

Рыльский М. Героический эпос украинского народа. - К., 1955. - 28 с.

Робинсон А.М. Былинный эпос Киевской Руси в соотношениях с эпосом Запада и Востока / / Литературное наследие Киевской Руси и украинская литература XVI-XVIII ст. - К.: Наук, мысль, 1981. - С 59-83.

Селиванов Ф.М. Русский эпос. - М.: Высшая школа, 1988. - 207с.

Песни-хроники: Новости / Сост.: 0.1. Дей, С.И. Грица. - К.,

1972. - 558 с.

Украинские народные думы и исторические песни. - К.: Вид-во АН СССР, 1955. - 660 с.

Украинские народные песни и думы. - К.: Т-во «Знание» Украины, 1992. - 96 с

Украинские сечевые стрельцы в песнях / Вступление, ст. О. Левченко. - Тернополь, 1991. - 112 с

Франко И. Старейшая украинская народная песня / / Франко И. Произведения: В 50 т. - Т. 37. - К.: Наук, мысль, 1982. - С 216-221.

Франко И. Разбор думы о бури на Черном море / / Франко И. Произведения: В 50 т. - Т. 29. - К.: Наук, мысль, 1981. - С.195-198

Франко И. Студии над украинскими народными песнями / / Франко И. Произведения: В 50 т. - Т. 43. - К.: Наук, мысль, 1986. - С 7-354.



Назад