Электронная онлайн библиотека

 
 Экономическая история

Становления феодальных отношений в Китае и Японии


Экономика Китая в эпоху средневековья. В период раннего феодализма в Китае существовало три государства: на севере - Вэй, в центральной части - Шу и на севере - В (период троецарствия (220-280)). Это были государства военной диктатуры. Однако в IV в. китайскую цивилизацию разрушили наступления кочевников. V-VI вв. прошли под знаком двух процессов: переселение этнических северных китайцев на юг и китаизация под влиянием мощной китайской конфуцианской цивилизации кочевников, которые заполонили Северный Китай. Будучи очень отсталыми, к концу VI в. эти кочевники, как свидетельствуют документы и китаєзнавці, стали обычными китайцами. На севере страны в конце IV в. был основан империю Северная Вэй, вождь которой завоевывал одну южную провинцию за другой, осуществляя китаїзацію администрации. Для обеспечения столицы зерном он создал вокруг нее поселения переселенных земледельцев, которых наделяли землей за счет государства.

На юг страны для освоения плодородных долин было переселено более миллиона самых богатых и самых образованных конфуцианцев. На освоенных землях новые хозяева стали выращивать рис, с того времени он является основной культурой страны, а рисовый пояс со временем стал главной житницей империи. Уже с V в. на этих территориях стали выращивать по два урожая риса в год. Здесь строили города, развивались ремесла, торговля и товарно-денежные отношения. Это был период расцвета и утверждения в Китае новой религии - буддизма, связанного с ним строительства буддийских храмов и монастырей, что привело к разрастанию особой группы землевладельцев - монастырских крестьян.

В этот период усилилась дифференциация населения. Образовались слои инвалидов, которых называли подлые люди; закреплялись списки знатных фамилий. Среди моральных ценностей важное место отводилось принципа личного обязанности младшего перед старшим.

В конце VI в. Китай стал единственным государством. Император Вэнь Ди провел земельную реформу, которая значительно ослабила сильные дома. Принципом его политики было обеспечить каждого земледельца земельным участком. В среднем каждая семья получала 120 му (0,067 га) земли (80 - на мужа и 40 - на женщину). С такого участка удерживали налог - около 3 ц зерна. Вводились трудовая повинность - 20 дней в год для мужчин и промышленная подать для женщин, которые сдавали в казну шелк или пряжу.

Благодаря реформам возросли площади земель, которые обрабатывались. Проведена перепись обнаружил 1,5 млн крестьян, которые ранее не входили в списки налогового населения. Наделение их землей значительно пополнило казну. Однако часть крестьян, которые получили от государства землю, как и раньше, обрабатывали землю чиновников и сильных домов. Несмотря на все власть централизованного государства окрепла.

Последователи Вэнь Ди укрепляли центральную власть силовыми методами. Была построена новая столица Лоян, в роскошные дворцы которой переселено из разных провинций 10 тыс. наиболее знатных и богатых семей. Для обеспечения их продуктами вокруг столицы построили большие зернохранилища, а для доставки продовольственных товаров и зерна с юга провели Большой канал, который соединил Янцзы и Хуанхэ. Его строили более 80 тыс. человек. Политика переселения наиболее влиятельных семей на новое место была направлена на укрепление центральной власти.

Большой масштаб строений, которые требовали значительных средств и труда сотен тысяч строителей, подорвали экономику страны. Росло недовольство среди населения. Началась очередная династический кризис, который завершился утверждением династии Тан. Танский период в истории Китая называют золотым веком. Установленные в стране мир и порядок дали возможность сосредоточить усилия в сфере производства. Особое развитие получили текстильное производство, красильное дело, гончарное ремесло, обработка металлов, строительство кораблей. Развивались пути сообщений, внешняя торговля. Совершенствовалась технология металлургического производства. Развития экономики способствовало приостановлении расходов на дорогостоящие престижные строения.

Было несколько изменено систему наделов: декретом 624 г. отменено наделы для женщин, если в семье был человек; вдовы получали по 50 му; установлены льготы для некоторых категорий семей.

В Китае вся земля принадлежала государству, и надели считались временно предоставленными землеробові только на период трудоспособности, потом их перераспределяли, для чего вели четкие реестры. Было восстановлено поручительство - ответственность каждого за выплату налогов и других повинностей. Определяли положение земледельца конкретные условия проживания. Там, где земли было мало, надели уменьшались, а там, где ее было достаточно, их получали из расчета на трипільну севооборот. Более того, при распределении земли учитывали престарелых и нетрудоспособных. Среди крестьян были беглецы, которых никогда не преследовали, и пришлые, которым предоставляли землю и дом беглецов, но с возвращением которых им возвращали землю и имущество.

Надзор за использованием земли и своевременной уплатой налогов осуществляли предназначены из центра чиновники. Государственные земли или раздавали в наследственное пользование титулованной знати, или предоставления в пользование чиновникам на период службы. Однако, поскольку за китайскими правовыми нормами степень знатности уменьшался с каждым поколением и через пять поколений сходил на нет, а земли возвращались в казну, чиновники были обязаны контролировать этот процесс.

Прогресс земледелия, рост поступлений в казну способствовали развитию города, где процветали торговля, ремесло, строительство. Развивались казенные ремесла, в которых в основном работали в порядке повинности. Однако в инфраструктуре государства город приравнивалось к села и было лишь налоговой административной единицей.

Своеобразным - с четкой специализацией - был государственный аппарат чиновников: император, при котором действовала государственный совет; исполнительная власть - два канцлеры (левый и правый), которые заведовали тремя ведомствами (вроде министерств) каждый; были ведомства общественных работ, налогов, военных дел, судов и тюрем, охраны общественного порядка, кадров; контроль за исполнительной властью осуществляла палата цензоров - прокуроров; местный институт чиновников. В основе подготовки и отбора чиновников лежал принцип меритократїї, то есть отбор по критериям мудрости, справедливости, порядочности. Главным методом подготовки и отбора чиновников были конфуцианская система и концепция, которые переносили на административную систему принцип семейной морали.

Для отбора чиновников в Китае впервые стали применять метод конкурса претендентов на пост, который проходил в форме экзамена, за использование которого весь мир обязан китайцам. Экзамен был трехступенчатый. Соискатель на ученую степень должен был знать концепцию Конфуция, уметь творчески излагать исторические сюжеты, иметь склонность к абстрактных рассуждений на философские темы, уметь сочинять стихи и иметь литературный наклон. Всех, кто получал третий ученую степень (как правило, первый и второй степени получало 3-5% абитуриентов), независимо от социального происхождения назначали на ответственные правительственные должности. Учитывали то обстоятельство, что человек, который так трудно приобретала свою должность, будет ею дорожить и высокопрофессионально работать.

Статус чиновников в обществе был престижным и высоким. Их права и обязанности перед властью были изложены в своде законов с 500 статей. Этот документ доказывал, что при всей сложности экономической, социальной и политической структуры суть ее проста - государственная власть и собственность. Они были неоспоримыми и вечными, а все остальное - временное. Статус чиновника и земля земледельца не переходили к их детей, поэтому детям надо было начинать все сначала.

Наибольшего развития экономика Китая во времена средневековья достигла в VIII в. Это было время повторного открытия Великого шелкового пути, восстановление могущества Китая как крупной азиатской державы. В этот период государство получало значительные доходы от добычи олова, железа, меди, серебра. Развивались горное дело, ремесла и торговля. Богатели города, росли прослойки богатых мастеров и купцов. По переписи 754 г. в стране насчитывалось 9610 тыс. дворов, 52 880 тыс. человек облагались налогом.

Однако во второй половине VIII в. проявляются признаки кризиса: ослабляется власть императора, и на окраинах приобретают большую власть военные наместники. Это отразилось также на сельском хозяйстве. Начинает отмирать государственная надільна система и утверждается намісницька форма хозяйства. Распространяется практика купли-продажи участков, которую осуществляли чиновники, ростовщики, городские торговцы. Реальная власть в государстве стала переходить к владельцам крупных имений. За несколько лет количество государственных дворов уменьшилась более чем в пять раз. Законом 763 г. заменили все повинности единым налогом с имущества, а в 780 г. государство отменило систему наделов и отказалась от контроля за перераспределением земли. Было проведено имущественную классификацию населения, что разделяла всех владельцев земли в зависимости от ее площади на девять разрядов.

Налог собирали со всех, кто имел землю, дважды в год (летом и поздней осенью), откуда и название закона - закон о двух налоги. Налог платили даже гостиные дворы, которые имели льготы по переписи 780 г. Их было 1300 тыс., что почти приближалось к числу хозяйственных - 1800 тыс. Размер налога был одинаков для всех категорий земледельцев и зависел только от качества земли. Льготы предоставляли лишь бедным семьям в неурожайные годы. Реформа 780 г. сделала крестьянскую землю предметом купли-продажи, хотя контроль за этим процессом государство еще осуществляла.

В этот период возросли имения, земли которых обрабатывали крестьяне и 50% урожая отдавали владельцу земли. Все средства производства такие крестьяне получали от владельца земли. Имения были разные по размерам, иногда они имели более 200 дворов. Владельцы имений в основном довольно легко находили способы ухода от уплаты налогов, от чего страдала казна. Для ее пополнения в 846 г. конфисковали более чем 60 млн га земли буддийских монастырей.

Реформы охватили и другие сферы экономики: развивался торговый кредит, вводят векселя, активизируются ростовщические операции, вводят государственные монополии на чай, соль и водку. До 50% поступлений в казну давала одна только монополия на соль.

Однако в конце IX в. кризис охватил все общество и экономику. Она продолжалась в течение "пяти династий и десяти царств" вплоть до династии Сун. В период Сунської империи (X-XIII вв.) состояние экономики значительно улучшился, несмотря на уплату дани племени кіданів, которое захватило часть северных китайских земель и грозило столице Китайской империи. В XI в. размеры этой дани выросли. В 1042 г. согласно договору она составляла 300 тыс. шт. шелка и 200 тыс. лянов серебра, платили также своим северо-западным соседям тангутам 100 тыс. шт. шелка и 30 тыс. цзинів чая ежегодно.

В этот период развивались торговля, ремесла, изделия которых и сегодня составляют национальную гордость Китая. Это знаменитый сунский фарфор, изделия из лака и слоновой кости, изысканные тонкие шелка. Особенно развился горнодобывающий промысел, выросло добыча серебра и железа. Серебром и серебряными изделиями откупались от завоевателей, а железо использовали для производства оружия.

Развитие торговли обусловил увеличение выпуска денег. Через недостатка меди стали выпускать железные деньги. В X в. появились бумажные деньги.

Развитие промыслов увеличил количество казенных мастерских. В металлургических плавильнях работало до 100 человек., в мастерских по изготовлению тканей - 60-70, а в кораблестроительных - 600-700 человек. На некоторых из них практиковалось использование наемного труда. Заработная плата была частично натуральной, частично денежной.

В сельском хозяйстве начали выращивать хлопок, развивалась хлопкопрядильная дело. Было выведено урожайные сорта зерна. Однако наряду с этими достижениями увеличивалось число безземельных арендаторов, взрывались восстания. Чтобы избежать нарастания недовольства, в 1068 г. канцлер Ань Ии упорядочил налогообложения, увеличил централизованные закупки зерна, чтобы не допустить резкого колебания его цен, улучшил ирригационную систему. Это был ощутимый удар по спекулянтам. Принятые меры, хоть им и оказывалось сопротивление, способствовали преодолению кризисной ситуации в стране. Благодаря этому сунська династия просуществовала два века.

В 1280 г. после 70-летней борьбы Китай полностью оказался под властью монголов. Экономика страны пошла на спад. Его преодолено только после свержения монгольского ига (1368).

В период правления династии Мин (1368-1644) Китай достиг наибольшего развития за императора Чжу Юаньчжана, который взял под строгий контроль центральной власти всю систему аграрных отношений. Все крестьяне получили землю, было создано всекитайское налогово-земельные реестры. Налоги уплачивали умеренные, много дворов от них увольняли. Частных владений в начале династии было мало, многим трудно было сдавать землю в аренду, поскольку для этого нужно было установить очень невысокие цены, иначе крестьяне отдали бы предпочтение наделам на приемлемых условиях.

Такая аграрная политика способствовала созданию сильного государства, подъема ее экономики. Однако в XV ст. Китай вступил в период затяжного кризиса, признаками которой стали обезземеливанию крестьян и нестабильность власти. Этот кризис Китай не смог преодолеть вплоть до прихода в XVII в. колонистов.

 

Особенности хозяйства феодальной Японии. Значительно позже китайской зарождается японская цивилизация. В III-V вв. здесь сложилась племенная федерация Ямато. Попытки в 604 г. принца Сьотокутайсі создать государство на принципах китайской модели (жесткая иерархия и абсолютный суверенитет правителя) не имели успеха. "Закон из 17 статей", в котором были изложены принципы существования Японского государства и управления ею, общество не восприняло. Только в 645 г. переворот Тайка привел к образованию сильного централизованного государства, в которой по китайской модели было введено универсальную систему налогообложения, отменялось частное землевладение, вся земля переходила в распоряжение правителя.

Был издан закон о земельные наделы - ханден, согласно которому крестьяне получали земельные участки, но вместе с тем власти вводила многочисленные налоги и повинности: поземельный, подворный, натуральный налоги, воинскую повинность, выплату высоких процентов за выданный в долг рис. Уже в 701 г. барщина составляла 60 дней на год.

После уплаты налогов и выполнения трудовых повинностей во многих крестьян почти ничего не оставалось, и они вынуждены были брать рис в государственных кладовых в долг под высокие проценты (от 50 до 100%). Для того чтобы расплатиться с долгами, крестьянам приходилось закладывать свои земельные наделы или продавать детей. Положение крестьян, которые за реформами Тайка делились на полноправных - рьомін и неполноправных - семин, было очень тяжелым. За реформой 645 г. должностные земельные наделы имели чиновники, и размеры этих участков зависели от ранга и должности чиновника. В пожизненное пользование получала земельные наделы знать, приближенная к царскому дому. Иногда она получала право передачи этих земель в наследство в течение трех поколений.

В Японии в период раннего Средневековья существовало рабство. Закон предусматривал предоставление рабам 1/3 крестьянского надела. За реформами Тайка повышался статус категорий инвалидов, которые переходили в полноправные. Более того, образованные потомки выходцев из Китая и Кореи становились чиновниками. Реформы Тайка и кодекс Тайхрьо стали основой японской экономической, социальной и политической структуры. Это был период укрепления государственной собственности на землю.

В VIII в. в сельском хозяйстве Японии широко применяли железные земледельческие орудия, строили плотины, создавали водохранилища и каналы. Увеличивались площади обрабатываемых земель, на которых выращивали просо, пшеницу, рожь. В сельской местности получили развитие промыслы и ремесла. Об этом свидетельствует тот факт, что налоги платили не только продуктами, но и из промышленных культур тканями, шелком-сырцом, изделиями кузнечного ремесла. Активно в это время добывали металлы: золото, железо, медь, серебро, а также серу и слюду. В тех местах, где развивались эти промыслы, крестьяне, кроме сельскохозяйственных продуктов, сдавали часть полученного металла. Государство пыталось стимулировать развитие торговли: разрабатываются правила торговли, в столице в специально отведенных местах, а в других городах - возле почтовых станций, в портах создаются рынки. В крупных городах действовало по несколько рынков.

Период VIII-XI вв. был переходом от господства государственной феодальной собственности к господству собственности отдельных феодалов. Однако в отличие от Китая, где крупные землевладельцы выполняли функции бюрократии, в Японии родоплемінна верхушка постепенно отказывалась от выполнения чиновничьих функций. Их выполняли низшие чиновники, а богатые феодалы постепенно теряли связь со своими феодами и поместьями, которые были их экономической базой, и передавали все управление хозяйством местным феодалам (рьосю) или экономам (сьокон). Высшая аристократия, которая получала из своих наделов часть доходов, порывала с крестьянами всякую связь и находилась в столице.

Уже в X в. местные феодалы становятся полноправными хозяевами на местах, что ослабляет предыдущую централизацию власти. Однако в отличие от Китая, где пассивно наблюдали за миграцией крестьян, местные феодалы Японии пытались прикрепить крестьян к земле и конкретного феодала. На этой основе возникло новое состояние - воины-самураи. Это были состоятельные крестьяне, старосты, которых отбирали для борьбы с восстаниями крестьян и междоусобными войнами. Как вознаграждение феодалы давали самураям в пользование участка земли. Тем самым было положено начало ленним отношениям - отношениям вассальной зависимости между самураем и феодалом, что, в свою очередь, обусловило формирование новых отношений между самими феодалами.

Крупные феодалы объединялись под руководством своего вождя, а самураи стали превращаться в замкнутое состояние - бусы. В их среде возник и праздник хранился кодекс военной этики (бусидо - путь воина, отсюда и название состояния), свод норм поведения, главной из которых была верность своему хозяину, готовность отдать за него жизнь. Этот закон в случае бесчестье или неудачи предусматривал за определенным ритуалом харакири (самоубийство). Сила самурайства заключалась в том, что самураи происходили из земледельцев, непосредственно связанных с землей, и опирались на реальную базу - сельскохозяйственное производство.

Борьба между аристократическими родами, в которую были втянуты и самураи, завершилась победой в 1192 г. Минамото. Представителя рода их выдвинули на должность верховного военного начальника - сегуна. С того времени титул сегун означал звание военно-феодальных правителей Японии. Ставка сегунов, как и правительство, называлась бакуфу.

Новая власть конфисковала земли своих соперников как ленни владения и раздал их своим самураям. Эти владения составляли основу структуры земледелия. Сохранилась небольшая часть крупных землевладельцев из семьи Минамото. Это был период расцвета торговли, ремесел и городов. В XVI в. городов было уже 269, в XIV - только 40.

С развитием городов образуются кооперативные объединения ремесленников и торговцев. В стране развивается внутренний рынок. Растет производительность труда, повышается урожайность сельскохозяйственных культур. Все это способствовало повышению жизненного уровня крестьян и оживлению торговли. Товарная экономика разрушала автократическую экономику замкнутых имений и расширяла границы экономических районов.

Введение в обращение китайской бронзовой монеты, которая в то время была международной валютой в торговле со всей Восточной Азии, Индокитая и в странах Южных морей, способствовало увеличению в Японии добычи меди, золота и серебра. Активизировалась внешняя торговля, особенно с Китаем. В Китай вывозили, кроме меди, оружие, веера, серу, а в Японию из Китая везли фарфор, книги, лекарства, шелк-сырец.

Значительно возросла производительность сельского хозяйства. Этому способствовало смягчению крестьянских повинностей в XIV-XV вв. Раньше крестьяне отдавали феодалам 1/2 урожая, теперь эта норма снизилась до 2/5, но земля чаще переходила в руки богатых феодалов, они же стали контролировать города и торговлю.

XV-XVII вв. - период междоусобных войн и борьбы за объединение. Например, сегун Токугава-Токугава в 1603 г. ввел процедуру заставництва, за которого предполагалось, что каждый второй год феодал с семьей, челядью и женой должен жить в специально отведенной дворовой резиденции, а вражеских центровые феодалов расселяли, территориально отделяя друг от друга. Князья сохраняли в пределах своих владений право суда и административную власть.

1626 г. японский сегун ввел бронзовую монету. Реформы в сельском хозяйстве еще больше закрепили крестьян за их землей. Токугава установил в стране полицейский надзор, который изолировал Японию от внешнего мира. Укрепление стабильности в XVII в. положительно отразилось на ее экономике, но изоляция не могла способствовать процветанию. Уже в XVIII в. начался экономический кризис.

Следовательно можно сделать вывод, что для восточной (азиатской) модели хозяйственного развития характерны следующие черты:

1) рабы не были основной производительной силой общества, ею были свободные люди;

2) земля находилась не в частной, а в государственной или государственно-общинній собственности;

3) между государством и общинниками-земледельцами сложились отношения подчиненности - не было прав на землю, лишь безусловное выполнение повинностей в пользу государства;

4) государство на Востоке приобрела форм восточной деспотии - полное бесправие подданных перед лицом государства (общество восточного рабства);

5) для общин была характерна устойчивость, вызвана необходимостью создания и поддержания в надлежащем состоянии ирригационной системы.



Назад