Электронная онлайн библиотека

 
 Экономическая история

Развитие феодальных отношений в Византии и Индии (V-XV ст.)


Экономика ранней Византии. На месте старой греческой колонии Візантій, куда еще в 330 г. император Константин перенес свою резиденцию, вследствие раскола Римской империи образовалось новое государство. Она получила название Византия. В ее состав вошли семь крупных областей - Дарья, Македония, Фракия, Азия, Понт, Восход, Египетского. Размещена на трех континентах - в Европе, Азии, Африке, она связывал Восток и Запад.

В ранней Византии (IV-VI вв.) еще господствовали рабовладельческие отношения. Однако рабских латифундий было уже меньше, чем в Западной Римской империи. Кроме появления свободных рабов, которым предоставляли свободные земельные участки - пекулії, значительного развития приобрела свободная крестьянская община. Она была ближе к западноевропейской общины - марки. Самой распространенной стала мітрокомія - соседская община, которая объединяла крестьян, которые владели небольшими участками земли и имели на них достаточно широкие права собственности. Для мітрокомії был характерен дуализм - сочетание общинного землевладения с частной собственностью на землю. Мітрокомія проводила раскладку и сбор налогов, обеспечивала выполнения повинностей и совместных работ. С IV в. государство усиливает коллективную ответственность общины, вводит епіболу - обязательства общины платить за оставлены односельчанами земли. Для того чтобы защитить свои интересы, община нередко отдавалось под патронат более сильной лица (коллективный патронат).

Рост крупного землевладения препятствовали такие факторы:

- постоянство городского муниципального землевладения;

- существование сильных крестьянских общин;

- значительные масштабы государственной собственности на землю.

Государственная собственность на землю выступала весомой экономической базой центральной власти, способствовала длительному сохранению централізованості государства Византии. Фонд государственных земель составляли владения фиска и имен императора, которые обрабатывали не только рабы и холопы, но и крестьяне-арендаторы. Однако в отличие от Востока император не имел права собственности на все земли страны.

Рядом с рабоволодінням в империи был значительный колонат. Колонны делились на две категории:

1) свободные - имели право собственности на землю или арендовали ее у государства;

2) приписные - бесправные, приписанные к налогового ценза имений.

Законы V-VI вв. закрепляли свободных за землями, а приписным не давали возможности перехода к свободному положения. Значительная часть колонов превращались на держателей земли, неспособных вести свое хозяйство самостоятельно. Колонны составляли основную группу византийского села.

В период правления Юстиниана (527-565) происходил процесс ограничения власти крупных землевладельцев. Его реформы облегчили освобождение рабов, ограничили эксплуатацию приписных колонов. Государство выступила против усиления личной зависимости колонов.

Вследствие поражений в войне с арабами и заселением Балканского полуострова славянскими племенами образовалось Болгарское царство (681). Византия уменьшилась втрое. Большинство византийских крестьян стали свободными, не стало колонату.

Крестьянин в VIII в. стал уже не только свободным, но и владельцем земли. Укреплялось положение общины. Государство числилась с общиной как с основным плательщиком налогов и оказывали ей поддержку.

Крестьянское хозяйство было полікультурним. Строительство оросительных сооружений обеспечивали совместными усилиями. Если крестьянин не использовал долю общинных угодий, а их использовал кто другой, то общинник получал соответствующее вознаграждение. Крестьянин мог сдать часть земли в аренду соседу на условиях уплаты морти, которая равна 1/10 урожая. Арендатор-мортир - это более зажиточный крестьянин, который обрабатывал землю победнее односельчанина. Была распространена аренда ісполу (половины). Охрану прав крестьян и хозяйственное использование земли обеспечивала община.

 

Феодализация византийского общества. Вторая половина IX-XI вв. обозначена ростом налогового гнета и повинностей. Платили налог не со двора, а по количеству тягловой и домашнего скота, из используемых пастбищ, птицы, ульев, то есть из всех источников доходов крестьянского хозяйства. Крестьяне привлекались к выполнению строительства укреплений, государственных сооружений, дорог, мостов, перевозок строительных материалов. С X в. начали платить налог в пользу церкви - канонікум. К этому добавлялись грабежа и вымогательства со стороны многочисленных чиновников фискального аппарата. В связи с появлением бедных и нищих с X в. вводится налоговая ответственность общины за односельчан.

В IX-X вв. усилилась имущественная дифференциация стратеотів (военный стан, который за несение службы получал от правительства земельный надел), с верхушки которых постепенно формировался господствующий класс. Важным источником дохода византийского государства была большая государственная земельная собственность, что росла за счет завоеванных территорий, брошенных земель.

Нехватка рабочих рук и сила общины тормозили формирование и развитие крупного частного землевладения. Не случайно крупные хозяйства возникают в скотоводческих районах, где ведения хозяйства требовало минимум работников.

К X в. из малоимущих сформировался устойчивый слой наемных рабочих - містії. И лишь с середины X в. они стали переходить в категорию париков (феодально зависимые крестьяне), что способствовало росту большого земледелия. Государство, чтобы не потерять налогоплательщиков на льготных условиях, пыталась поселить этих крестьян на государственных землях. Так сформировалась категория государственных париков. Аналогичные процессы происходили и в монастырских владениях.

В Византии усиление гнета крестьян осуществлялось не землевладельцами, а государством, которая превращала свободных крестьян в зависимых. Существованию многочисленных категорий крестьян, подчиненных непосредственно государству, прикреплению крестьян до сел и налоговом бремени способствовали централизация государства, применение римской системы налогообложения. Все управление было сосредоточено в императорском дворце в Константинополе. Всех чиновников назначал император, центральное правительство контролировал провинциальное управление. Армия строилась по римскому образцу. Именно в таких условиях утверждались феодальные отношения, закреплялась феодальная вотчина.

Рост крупного землевладения происходило за счет сокращения частной собственности свободных крестьян, собственности общины, а также за счет постепенной феодализации отношений на государственных землях. Стремление государства обеспечить возделывание земли и поступления налогов привело к тому, что все больше государственных земель переходило в крупных земельных собственников, особенно монархов.

Другими источниками формирования феодального землевладения были:

1) солемній - предоставление прав на получение государственных налогов с имущества или плательщиков;

2) пронія - пожалования прав изъятия за гражданскую, государственную или военную службу.

Пронія (забота, опека) способствовало упрощению собственнических прав и превращению ее впоследствии на условное земельное держання согласно всех прав на крестьян в этих землях.

В X-XI вв. формируется типичный феодальное поместье. Основной рабочей силой становится не раб, а парик. Византийский парик был лично свободен, мог покинуть свою землю, но его могли продать вместе с землей, поскольку земля продавалась. Париком становился тот, кто не имел містій, или полностью разорен крестьянин, привязанный к двора долгами или иной зависимостью. Последнее обусловило высокий уровень феодальной ренты. Рента, которую платили парики землевладельцу, по объему была значительно больше, чем платежи крестьян-собственников государстве. В XI в. преобладала продуктовая рента, размер которой составлял 30-45% совокупного дохода парика.

Свободные крестьяне, которые арендовали государственную землю, и посажены на государственных землях безземельные крестьяне постепенно превращались в государственных париков. Итак, парикія как феодальная форма зависимости стала в Византии доминирующей и ведущей во всех типах хозяйства.

Феодализация византийского общества проявилась и в развитии элементов вассальных отношений, связанных с распространением форм условного землевладения. Они развивались в форме этерии - миры, которую составляли мелкие земледельцы, вассалы, которые были под защитой и покровительством богатого владельца, прямого держателя земли. Эти отношения формировались на основе дружбы, которая означала верность, благодарность за предоставленные услуги, помощь. Приоритет обязанности перед друзьями по сравнению с должностным и служебным долгом по сути расшатывал устои централизованной государственности. Он стал проявлением феодализации государственного аппарата изнутри, когда должность переставала быть инструментом выполнения определенных функций и превращалась в инструмент личной власти ее носителя. Следствием этого явления стало рост коррумпированности бюрократического аппарата и его неэффективности. Приказы и распоряжения не доходили до мест и не выполнялись, налоги не поступали вовремя, и значительная часть их исчезала на пути к казначейства.

Итак, в Византии XI в. в основном утвердились феодальные отношения. Однако процесс оформления их не завершился. В XI в. не сложились четкие сословные градации внутри господствующего класса, не было уединенности духовенства как особого состояния, не сформировался также городской состояние. Произошло это в конце XIII - начале XIV в., когда после захвата Константинополя крестоносцами (1203) распалась империя. Восстановление Византии в 1261 г. и вплоть до конца XIV в. ограничивалось лишь Константинополем и его окрестностями. Именно с последующим восстановлением Византии связано установление господства крупного земельного владения. Много земель с париками было роздано светским феодалам и большим монастырям. Свободное крестьянское землевладение сократилось до минимума. Расширение імунітетних привилегий вело к росту прав феодалов на землю и закрепощение крестьянина.

Расширение судебных прав феодалов фактически ставило в зависимость не только отдельных крестьян, но и общину в целом. Укреплялась система вотчинної организации, возрастала роль экономов и старост феодала, вотчинного суда. Существенно увеличился объем феодальной ренты. Росли натуральные поборы в пользу феодала и денежные - в пользу государства.

 

Экономика ранньофеодальних государств Индии. Как и в Византии, в Индии основой экономики было земледелие. Щедрый климат позволял выращивать два урожая в год - хариф (осенний) и рабы (весенний), а в некоторых местностях на орошаемых землях можно было собрать даже три урожая. Основными зерновыми культурами были просо и рис, которого в Индии насчитывалось 21 сорт. Кроме того, выращивали пшеницу, ячмень, бобовые, много видов овощей и фруктов, сахарный тростник, масличные культуры. Большие площади отводили под индиго, которое использовали для изготовления красителей для тканей, а также под посадки тутовых деревьев на корм (листья) шовковичним червям.

В ранньофеодальних государствах Гунт, Харш правители раздавали землю во владение с правом наследования, фискальной эксплуатации, сдачи в аренду и даже залога. Однако полной свободы отчуждения земли государство не позволяла. Рынка земли не было.

Система варн (жрецы - брахманы, воины - кшатрии, земледельцы (вайши) - высшие варны и ниже - шудр) в эпоху раннефеодального государства превратилась в сложную, разветвленную, однако четко иерархическую организационную систему каст. Каста (джаті - род) - это замкнутая группа людей, что обычно наследственно работали в какой сфере деятельности. На смену древним четырем варнам пришла система из многих сотен и даже тысяч каст. Каждая из них имела четко фиксированное место в загальнокастовій социальной иерархии. Только принадлежность человека к той или иной касте могла узаконить ее место в системе социально-сословных отношений.

Отличием каст от варн было то, что они были корпорациями, имели четкую внутреннюю организацию - органы управления, кассы взаимопомощи, совместные ритуалы и обряды, внутренний регламент профессиональной деятельности, нормы внутреннего и внешнего общения, свои обычаи, кухню, кастовые знаки и тому подобное. Каждая каста защищала интересы своих членов, придавала каждому из них поддержку, помогала найти работу, получить обусловленную нормой плату за нее и др. Кастовая система дожила до наших дней.

Индийский феодализм, основы которого были заложены в IV-XII вв., отличался от европейского преобладанием государственной собственности на землю.

В распоряжение крестьян землей индийский феодал не вмешивался, поскольку дарение в Индии мало условный характер и предусматривало выплату фиксированной суммы, размер которой для каждой местности определяли государственные чиновники. Учитывая, что налог взимался только с пахотной земли, феодалы стимулировали крестьян к освоению целинных земель льготными налогами на них, всевозможными наградами тем, кто засеял землю високотоварними или интенсивными культурами. Государственная собственность на землю проявлялась в праве устанавливать нормы земельного налога.

Каждый крестьянин был владельцем конкретного поля, которое он обрабатывал, не теряя прав на него даже после долгого перерыва в пользовании землей, передавал в наследство, мог продать и подарить при сохранении некоторых традиционных общинных ограничений. За участок он должен вносить установлен налог - ренту государству или тому лицу, которому правитель передоверил право сбора налогов.

После образования на севере Индии Делийского султаната (1206) как следствия завоевания земель правителем из Газни (Афганистан), режим стал крепче. Это было достигнуто путем создания централизованного аппарата и увеличением государственной земельной собственности. Особая роль государства вызывал особый тип бюрократии. Нередко присвоения части налогов было единственным источником дохода чиновников и воинов. По средневековым индийским обычаям все имущество умершего переходило в собственность семьи, а родные могли пользоваться только пенсией, которая давала возможность только выживать.

Земли государства делились на земле халіса и иктам. Чиновники султана собирали из земель халіса поземельный налог в пользу казны. У сборщиков государственных налогов (заміндарів) превращались феодалы, которым позволяли присваивать часть налогов. Пока они исправно выполняли свои обязанности, правительство не вмешивался в их дела. Заміндари могли передавать свои функции в наследство, делить и даже отчуждать и расширять земельные угодья. Они сами устанавливали нормы ренты, которую изымали, а иногда и вели собственное хозяйство с помощью зависимых или наемных работников. Однако государство могло в любое время отобрать заміндарське владения и передать его другому.

Значительную часть государственных земель раздавали іктадарату (от мусульманского прослойки иктам), который обязывался выполнять за это постоянную военную службу, поставлял в армию воинов. Иктам не была наследственной, а іктадарів перемещали в зависимости от потребностей службы. Большую часть оброков, которые собирал іктадар, передавали государстве. Однако в борьбе за преобразование условного содержания в наследственную вотчину в XV в. государство потеряло контроль над іктою. Іктадари прекратили плату взносов в казну и превратились в полноправных земельных собственников.

Государство направляло часть средств на увеличение площади поливных земель. Например, Фірузшах построил около 200 км оросительных каналов год Сатледж и Джампа, на строительстве которых отбывали трудовую повинность 50 тыс. человек. Большинство пахотных земель были неполивними, и урожай зависел от муссонов.

 

Индийская община. Хозяйственной единицей сельской общины оставалась малая семья. Ядро общины составляли постоянные и полноправные члены. В него могли входить только члены одной господствующей или численно преобладающей в этой общине касты или представители нескольких каст. Как временные, непостоянные члены, в общину нередко входили чужаки - нанятый общиной ремесленник, служащий, куплен ли подаренный общине раб и др.

Средневековая община охватывала несколько соседних сел, иногда сел целой округи, организационно объединенных в большую общину. В каждом селе были свой староста и общинная совет (панчаят). Представители каждого села, старосты и представители панчаяту входили в общинное совет великой общины, которая руководила всей сложной системой внутренних связей: рассматривала жалобы, вершило суд, выносила приговоры. Совет осуществлял связь с государством и отвечала перед ней.

Индийская община была государством в государстве с саморегулирующимся социальным механизмом. Ее внутренняя жизнь подлежало четко отрегулированном взаимообмена продуктами и услугами в соответствии с нормами варново-кастовой иерархии. Представители высших каст имели право пользоваться за деньги услугами выходцев из низших каст. Каждому члену общины четко определялись его место, права, обязанности.

Кроме уплаты 1/6 урожая, выполнения государственных повинностей, по Великих Моголов земледельцы, исповедующие индуизм, должны были платить джизію - подушный налог.

Самыми богатыми феодалами (за исключением правителей) были коллективные собственники - индуистские монастыри и храмы, а потом мусульманские мечети. Как правило, земли, которые дарили храмам, освобождались от налогов и имели иммунитет. Совет брахманов - сабха - управляла жизнью села и развязывала вопрос распределения ренты, обычно раз и навсегда. В храмовом хозяйстве преобладала натуральная рента. Кроме сельхозпродуктов земледельцы обязаны были поставлять все необходимое для богослужения: масло, гирлянды цветов, одежда и т.д. Особенно большим и хорошо организованным было храмовое хозяйство Южной Индии. Так азиатский способ производства, о котором шла речь выше, начал перерости в специфический восточный феодализм.

Государственная собственность постепенно превращалась в частную, в то же время происходила дифференциация общины. Ее верхушка начинает распоряжаться землей, налогами, сдавать участки в аренду, эксплуатировать тех, кто попадал в долговую зависимость от нее.

Однако общинно-кастовые традиции и деспотическая власть государства не допускали рост общинной аристократии, сдерживали перерастания азиатского способа производства в восточный феодализм, хранили важнейшие черты традиционного восточного общества.

Отличие средневековой социально-экономической системы Индии от европейской заключалась в том, что Индия имела слаборазвитую структуру господствующего класса, а в некоторые периоды ее не было совсем. Земледельцы, как правило, не вели своих домениальних хозяйств, потому барщины не было. Принудительную неоплачиваемый труд использовали лишь на строительстве крепостей, оросительных сооружений и т.д. Ренту изымали у крестьян в форме фиксированного государством налога.

В индийском обществе верховная государственная собственность на землю сочеталась с частным землевладением и общинным землепользованием. Собственность и власть были неразделимы, абсолютная власть - неоспоримым. Она освящалась религией и философскими трактатами. Это типичный вариант восточного общества, для которого характерно тяготение к стабильности и неизменности. Поддержанию стабильности служили и деспотизм правителей, и религия, и обычаи и законы. Ключевую роль в общественной стабилизации играла система социальных корпораций - от общин к каст.



Назад