Электронная онлайн библиотека

 
 Экономическая история

Промышленный переворот и индустриализация в Англии


Предпосылки промышленного переворота. Одной из первых стран, где начался промышленный переворот, была Великобритания (60-е годы XVIII ст.). Основные предпосылки его такие.

Во-первых, значительное накопление капитала, сосредоточенного в руках небольшого числа людей, способных тратить средства для совершенствования экономики. Оно происходило благодаря быстрому развитию торговли, открытом ограбление Индии, перехода промышленности и сельского хозяйства на капиталистический путь.

Во-вторых, это результаты Английской буржуазной революции (1640-1688), прежде всего устранение препятствий для развития капиталистических отношений. Она открыла путь для быстрого роста производительных сил, закрепила буржуазную собственность на землю, предоставила мощного толчка аграрном переворота и ускорила создание национального рынка. Произошел переход от средневековой феодальной монархии к буржуазной монархии. Политический союз земельного и финансовой аристократии, сложившийся в этот период, был длительным и сравнительно прочным. Он впоследствии превратился в союз землевладельцев и всего класса буржуазии, обеспечивая относительную устойчивость английской монархии. При этом аристократия, сохранив монополию политической власти, учитывала интересы буржуазии.

В-третьих, это иностранная конкуренция. В частности, в этот период Англия испытывала определенные трудности со сбытом металла, хлопчатобумажных тканей на мировом рынке, где значительную конкуренцию ему составляли Россия, Швеция и Индия с ее традиционно качественным и ярко раскрашенным природными красителями ситцем. Победить конкурентов можно было только при условии налаживания фабричного производства и выпуска более дешевой и качественной, а значит, и более конкурентоспособной продукции.

По-четвертых, накопления капитала сопровождалось растущими возможностями для его выгодного использования. Почти все войны XVIII в. заканчивались захватом новых колоний. В ранее завойвуваних колониях примножувалося богатство и увеличивалось население. Вест-Индия, где численность белого населения в 1734-1773 гг. выросла с 36 тыс. до 58 тыс, была для этого наиболее выгодным из всех британских владений. В 1790 г. в нее было вложено 70 млн фунтов стерлингов против 18 млн фунтов стерлингов на Дальнем Востоке, а ее торговля с Англией почти вдвое превышала импорт и экспорт Ост-Индской компании. Колониальная экспансия Англии способствовала расширению рынков сбыта для ее промышленных товаров.

Увеличение колониальных богатств и расширение торговли обеспечивали рост рынка для британских товаров, которого уже не могла насытить домашняя промышленность с помощью ручных методов производства. Большие и затяжные войны XVIII ст., которые вели регулярные войска, не только порождали непрерывный спрос на британские товары, но и вызвали спрос на специальные, стандартизированные товары. Основным предметом экспорта было сукно, которое в 1700-1770 гг. составило в нем 25-30%, ткани определенного сорта и цвета, необходимые для обмундирования, сапоги, пуговицы, боеприпасы, ружья, штыки.

Поиски путей решения проблемы массового производства товаров способствовали росту технических изобретений в конце XVIII ст., а накопление капитала достигло уровня, при котором стало возможным внедрение этих изобретений и переход к массовому производству.

 

Становление колониальной империи. 130 конфликтов, в которых Англия принимала участие в XVIII ст., были связаны с колониальными вопросами. Однако завершающим этапом в создании колониальной империи Англии стало ее участие в Семилетней войне (1756-1763), из которой она вышла более могущественным государством, расширив свои территориальные владения. Франция сохранила лишь пять захваченных городов в Индии, а из Северной Америки ее полностью вытеснили. Англия получала колоссальные прибыли от работорговли - около 20 тыс. негров за год вывозили английские работорговцы до Южной Америки и в южных колоний Северной Америки.

В середине XIX ст. Англия, воспользовавшись благоприятными обстоятельствами после поражения наполеоновской Франции (1815) и главного соперника на колониальном поприще стала центром великой колониальной империи. Угрозами и подкупом, войнами и дипломатией, убийствами и мошенничеством Ост-Индская компания до конца 40-х годов завершила захвата Индии, где проживало почти 70% населения всей Британской империи. В 1813 г. был отменен монополию на торговлю с Индией (которая принадлежала Ост-Индской компании). По парламентским актом 1833 г. компанию сохраняли только как административный и военный орган, а в 1858 г. ее ликвидировали.

В 1819 г. был захвачен Сингапур, в 1839 - Аден, ставший опорным пунктом для покорение племен юга Аравийского полуострова. В этот период был сделан решающий шаг к овладению необъятным китайским рынком. Остров Гонконг по Нанкінською соглашением (1824) перешел в Англии в "вечное владение". В 1852-1853 гг. было захвачено и присоединен к Индии всю Южную Бирму. Начало нового этапа в экономической эксплуатации Индии положило отмены торговой монополии Ост-Индской компании, которая значительную часть своих доходов получала от продажи в Англии экзотических товаров Востока. Это способствовало росту экспорта английских фабричных товаров, в том числе хлопчатобумажных тканей. Если в 1813 г. экспорт был скуден, то в 20-х годах он достиг почти 2 млн фунтов стерлингов в год.

Изготовлены с применением станков английские хлопчатобумажные ткани привели к уничтожению легкой промышленности Индии, в которой применяли ручное оборудование. Лишенные работы ремесленники и их семьи массово гибли. Те, кто выжил, снова возвращались к работе в сельском хозяйстве. Все это привело к уменьшению численности городского населения. Население м. Дакки, главного центра индийской текстильной промышленности, уменьшилось между 1815 и 1837 гг. со 150 тыс. до 20 тыс. Индия, как и Ирландия, стала чисто сельскохозяйственной колонией, которая поставляла в Великобританию пищевые продукты и сырье (хлопок и джут).

Монополия на торговлю китайским чаем, которая хранилась за Ост-Индской компанией еще в течение 20 лет, была после 1813 г. главной статьей ее прибыли. Компания ежегодно продавала чай, имея значительную прибыль из Кантона, - на сумму почти 4 млн фунтов стерлингов. Начав первую "опиумную войну (1839-1841), англичане под предлогом заставить китайцев против их воли покупать индийский опиум, а на самом деле хотели уничтожить барьеры, которые препятствовали свободному экспорта британских дешевых товаров в Китай. Итогом этой войны стало аннексии Гонконга и открытие пяти договаривающихся портов для британских торговых кораблей. Кроме того, Китай платил контрибуцию, устанавливал льготные таможенные тарифы. В 1843 г. Англия получила в Китае еще ряд привилегий - екстериторіальність, право на концессии и принцип наиболее благоприятных условий. Вторая "опиумная" война (1856-1858) открыла англичанам путь к бассейну реки Янцзы.

Особый интерес англичан вызвало побережья Западной Африки, откуда начали привозить пальмовое масло, какао и другие ценные продукты и сырье. Главными статьями обмена с местным населением были спиртные напитки и огнестрельное оружие. Найденное на этих территориях золото стало причиной ряда войн с целью захвата земель. Эти войны закончились только в 1900 г.

В 1840-1860 гг. военно-политическая экспансия Англии обеспечила новые рынки для английских фабрикантов в Афганистане и Иране.

В течение первой половины XIX века английские колонизаторы сравнительно быстро "освоили" Австралию. С конца XVIII в. до 60-х годов туда было вывезено 155 тыс. ссыльных.

Колонизация Австралии и других переселенческих колоний позволяла решать сразу несколько проблем: во-первых, эти территории были прекрасным рынком сбыта английских товаров; во-вторых, позволяли избавляться от "избыточного" населения, и, в-третьих, давали возможность самой метрополии поддерживать достаточно высокий жизненный уровень основной массы населения.

Наиболее значительной из перечисленных колоний Англии оставалась Канада, в которой до середины XIX в. проживало уже около 2,5 млн человек и куда шел большой поток эмигрантов.

Рост влияния Англии на Среднем Востоке привело к обострению отношений с Россией, а впоследствии и до прямого военного конфликта. Главным результатом Крымской войны (1853-1856) для Англии было решение о нейтрализации Черного моря. Итак, Англия на некоторое время лишилась угрозы российского продвижения к проливов и имела возможность, не наталкиваясь на сопротивление со стороны России, укреплять свои позиции в восточной части Средиземного моря.

До середины XIX в. Англия окончательно сформировалась как колониальная империя, хотя захвата новых территорий и рынков сбыта продолжалось. Создание колониальной империи способствовало еще большему укреплению экономического могущества страны.

Развитие капиталистического фермерства. Называя достижения в развитии промышленности Англии, следует отметить, что в XVIII в. она была преимущественно сельскохозяйственной страной. Для того чтобы стимулировать развитие кормовой базы и экспорт зерна, правительство в 1660 г. ввел высокие пошлины на импорт хлеба, скота, мяса, с 1689 г. на пшеницу, которую вывозили, платя премию 5 шиллингов за квартер (2,9 л), если цена на нее не превышала 48 шиллингов, за исключением неурожайных лет. Был принят закон о оседлость для обеспечения сельского хозяйства рабочей силой. В соответствии с него сельскохозяйственным рабочим запрещали самостоятельно покидать приходы, где они работали по найму. При избытке рабочей силы прихідська власть могла высылать рабочих. Такая политика способствовала увеличению выращивание зерновых в целом, в том числе на экспорт. Так, в 1706-1725 pp. экспортировали 5,4 млн квартерів; в 1726-1745 pp. - 7 млн; в 1746-1765 pp. - 9,5 млн квартерів зерна.

Стабильное развитие внешнего и внутреннего рынков обеспечивал сельскому хозяйству постоянный стимул для совершенствования техники. Результаты особенно ощущались в восточных и юго-восточных графствах, где методы ведения сельского хозяйства были значительно более совершенными по сравнению с еще не огороженным пахотными землями восточной части центральных графств. Продажи значительно усложнялась, потому что не было удобных средств наземного транспорта. Только позже, когда построили каналы и появился новый рынок сбыта в связи с индустриализацией соседних районов - Йоркшира, Черной Англии и Ланкашира, - ограждения получило распространение и в центральных графствах. С 90-х годов XVIII ст. прогресс в сельском хозяйстве определяется его интенсификацией. Вводят четырехлетнюю севооборот, землю пашут глубже, усерднее разрыхляя почву и очищая его от сорняков.

Создание кормовой базы способствовало разведению овец и крупного рогатого скота. Ранее овцы ценились преимущественно по шерсть, а крупный рогатый скот использовали преимущественно как тягловую силу. Через нехватку кормов часть скота вырезали, а остальные голодала в течение всей зимы. Теперь же научились кормить скот всю зиму без ущерба для урожая. Овцеводство и содержания крупного рогатого скота стало прибыльным. Если средний вес овец, которых продавали в 1710 г. в городе Смітфілді, была 12 кг, а крупного рогатого скота - 167, то в 1795 г. - соответственно 36 и 360 кг.

Применение новых методов в скотоводстве дало возможность повысить урожайность зерновых. Впервые стало возможным получать большое количество органических удобрений как вследствие систематического выпаса овец на участках, так и от крупного рогатого скота и свиней, которых откармливали на фермах.

Совершенствовались также орудия труда. Уже в середине XVIII в. применяли строчную сеялку, в начале XIX века. - железный плуг.

Нововведения могли осуществиться лишь при условии вложения в них большого капитала. Для малых фермерских хозяйств они были недоступны. Пионерами новых технологий в сельском хозяйстве становились состоятельные люди, в основном богатые землевладельцы. Вследствие этого техническая революция привела к социальной, которая изменила структуру сельской Англии и способствовала дальнейшему прогрессу в технике.

Особенностью ограждения в XVIII в. было то, что пахотные земли превращали в пастбища для овец и открытые поля, которые совместно обрабатывали, в большие фермы, на которых успешно развивалось зерновое и скотоводческое хозяйство. Кроме того, на основе древних, узаконенных обычаями прав был огражден большую площадь необрабатываемых земель, которые использовались сельскими жителями под пастбища, для вырубки леса и добычи торфа, а также много пустырей. Мелких фермеров-арендаторов в отдельных районах Англии постепенно сгоняли с земли или разоряли арендной платой, которая в 4,5 и даже в 10 раз превышала обычную. Много мелких фригольдерів продавали свои земли через невозможность конкурировать с усовершенствованными методами ведения хозяйства, которые применяли их богатые соседи. Высокие земельные налоги побудили лендлордов сдавать в аренду на долгий срок свои имения крупным фермерам-арендаторам (обычно на 99 лет), которые обрабатывали от 80 га земли и больше. Это привело к общему закрепление участков и вытеснение арендаторов малых ферм. Такие хозяйства представляли собой капиталистические аграрные предприятия, в которых использовали преимущественно наемный труд, применяли усовершенствованные орудия труда, передовые агротехнические приемы.

В 1740-1788 гг. число самостоятельных ферм уменьшилось более чем на 40 тыс. Этот процесс продолжался и после 1788 г. к тому же он все больше ускорялся. Это свидетельствует большое количество актов о ограждения, принятых в парламенте. Так, с 1717 по 1727 г. было 15 таких актов, с 1728 по 1760 г. - 226, с 1761 по 1796 г. - 1482, а с 1797 по 1820 г. в период наполеоновских войн, - 1727.

Начавшись в графствах Норфолкс и Эссекс, ограждения во второй половине XVIII в. переместилось и в центральные графства Англии. Однако примерно с 1760 г. положение изменилось. Рост населения превратило Англию с експортуючої государства в імпортуючу, тогда как лишь немногие страны имели большой избыток зерна. Цены быстро росли и начали сильно колебаться от 40 до 100 шиллингов и больше за квартер. Если в XVIII в. можно было получать большие барыши, то теперь стало возможным наживать большие богатства. Это привело к тому, что капиталисты начали скупать земли, а положение мелких фермеров значительно ухудшилось.

Процесс принятия акта о ограждения предусматривал необходимость согласия 4/5 всех владельцев земель. Как правило, основной площадью земли прихода владели 2-3 лорды, а другие жители были арендаторами, в результате чего от решения лордов зависело принятие актов. Кроме того, арендаторов часто подкупали или же просто вынуждали дать согласие на проведение ограждения. Перераспределение земли между ее держателями после принятия акта завершался для многих лишением ее по желанию лорда. Ограждения приводило к концентрации землевладения и землепользования. Оно сопровождалось безжалостным нарушением прав крестьян. Лишь некоторые из них добивались узаконивание установленных обычаем прав на общий крестьянский выгон, и лишь единицы получали соответствующие компенсации за потерю этих прав. Раньше крестьяне зарабатывали себе на жизнь тем, что занимались домашней промышленностью, держали некую мелкий скот и домашнюю птицу и нанимались на постоянную или временную работу. В период ограждений они имели возможность зарабатывать лишь работой по найму. Это был период разрушения домашней промышленности через конкуренцию, что возникла со стороны новых фабрик.

Благодаря прогрессу в сельскохозяйственной технике в середине XVIII в. стало возможным сокращение расходов на оплату труда. Заработная плата сельского пролетариата быстро снижалась также в связи с падением цен. Во многих районах жилье безземельных крестьян или разрушались совсем, или жизнь в них становилось невыносимым.

Тяжелое положение крестьянина, падение его жизненного уровня обусловили уменьшение сельского населения. Так, если в 1811 г. оно составляло 35% от общей численности, то в 1870 г. - 14%. Вместе с тем, центр густоты населения переместился из средних графств на север.

Революция в сельском хозяйстве дала следующие результаты.

Во-первых, возросла производительность земли, что дало возможность достаточно обеспечить городское население продуктами сельского хозяйства.

Во-вторых, образовался резерв работников - вполне "освобожденных" от любого связи с землей людей, не привязанных ни к месту, ни к собственности. Возник слой свободных рабочих согласно развития свободного капитала. Начало организованному формированию рынка рабочей силы положили созданы во второй половине XIX в. бюро при городских органах самоуправления, куда могли обращаться лица, которые искали работу, и работодатели. Биржу труда, которая координировала рынок труда в масштабах всей страны, организовали в начале XX ст.

В-третьих, значительно увеличился внутренний рынок сбыта промышленных товаров. Крестьянин периода натурального сельского хозяйства со своей домашней промышленностью и оторванностью от внешнего мира имел возможность купить очень мало. Пролетариям обычно приходилось потреблять гораздо меньше, но все, что они ели, имели покупать, а это способствовало появлению емкого внутреннего рынка.

 

Превращение Англии на "фабрику мира". Колоссальные богатства для Англии приносило ограбления колоний. Это давало возможность капиталистам-предпринимателям создавать большие централизованные мануфактуры, легко находить средства для расширения их и введения самых дорогих усовершенствований, если только они обеспечивали высокие прибыли. Развития мануфактур способствовало создание машин, а наличие свободных капиталов обеспечивала им быстрое распространение и практическое применение изобретений и усовершенствований.

Развитие науки, промышленности и транспорта в Англии - это закономерный результат благоприятного отношения общества к вопросам развития образования и науки. Так, в начале эпохи Реставрации, в 1662 г. в Лондоне оформилось Королевское общество, которое стало первой научной организацией в Англии и фактически играл роль Академии наук. Общим принципом его деятельности была отказ от схоластики и догматических методов "достижений". Только наблюдение за жизнью, природой, эксперименты и точный математический расчет признавали в кругах Королевского общества настоящей наукой. Его деятельность поддерживала даже церковь. Автор первой истории Королевского общества епископ Спарт, прославляя труда ученых, утверждал, что, за исключением Бога и души, "они свободны судить, как им вздумается".

Королевское общество способствовало развитию в Англии в XVIII в. научных центров, которые готовили кадры как для науки, так и для промышленности. Поскольку Оксфорд и Кембридж еще полностью не одолели сугубо гуманитарного направления, главных успехов этого периода было достигнуто в шотландских университетах (Глазго, Эдинбург), в университетах крупных промышленных центров - Манчестера и Бирмингема. При содействии Королевского общества возникли научные организации нового типа, так называемые диссидентские академии, в которых давали высшую научно-техническую образование. В 1799 г. в Лондоне основан Королевский институт - научно-образовательное учреждение, что ставила целью "распространение познания и облегчения широкого введения полезных механических изобретений и усовершенствований".

Значительное развитие получила система начального образования, усовершенствованием которой в XVIII в. занимались различные религиозно-благотворительные общины ("Общество распространения Евангелия", "Общество распространения христианских знаний" и особенно созданное в 1750 г. "Общество распространения религиозных знаний среди бедных" и др.). До начала XIX в. начальные школы существовали в 2/3 приходов. Впервые в истории Англии в 1802 г. издан закон об образовании, которым предпринимателей обязывали создавать фабричные школы. В них фабричные и ремесленные ученики обучались в течение четырех лет одновременно с работой на производстве.

В XVIII в. наряду с классическими закрытыми средними школами для детей богатых начали действовать реальные средние школы для подготовки технически образованных предпринимателей, прежде всего в промышленных центрах. Здесь предпочитали природоведческим наукам и новым языкам. Высшее техническое образование получали в университетах и Королевском институте.

Великие открытия и изобретения в науке и технике, сделанные в Англии в XVIII в. - первой половине XIX ст., были результатом действия достаточно развитой для того времени системы образования и подготовки специалистов. В XVIII в. в Англии создаются все необходимые условия для развития изобретательской мысли:

1) достаточное количество денежных средств, которые давали возможность субсидировать научные исследования;

2) достаточно образованное общество, которое воспринимало все новое, что появлялось в мире науки;

3) конкуренция со стороны других стран мира;

4) необходимость удовлетворения потребностей внутреннего и внешнего рынка.

Не случайно первые изобретения сделаны именно в области хлопкового производства. Надо было уничтожить хлопковую отрасль Индии и вытеснить традиционные отрасли - производство шерстяных и суконных тканей на внутреннем рынке. Потом изобретательство распространилось на металлургическую промышленность, поскольку для развития английской промышленности нужно было все больше металла.

В 1733 г. механик Дж. Кей изобрел летучий челнок, который повысил производительность труда ткача вдвое. За ним в 1785 г. E. Катрайт изобрел механический ткацкий станок, производительность которого в 40 раз превышала производительность ткача, что работал вручную. Быстрое развитие механизации характерен и для другой составляющей хлопкового производства - прядение. 1736 г. изготовили первую прядильную машину, которая механізувала процесс прядения. Ткач Д. Харгривс изобрел в 1765 г. более совершенную механическую прялку, на которой можно было работать сразу несколькими веретенами (до 20). Недостаток этих прядильных машин заключался в том, что их двигали руки человека.

Первая фабрика Д. Аркрайта с прядильной машиной, которая работала на водяном двигателе, стала важным шагом на пути технического прогресса. В 1780 г. по его примеру уже работало 20 прядильных фабрик, а еще через десятилетие - 150. Фабрики обычно строили на берегах рек, ибо двигателем пока что оставалось водяное колесо. Однако такая механизация не удовлетворяла процесс бурного развития техники производства тканей и широкого использования машин.

Начаты еще в XVII в. поиски эффективного и универсального двигателя завершились созданием во второй половине XVIII в. паровой машины. Она, с одной стороны, сделала настоящую революцию в развитии производства, а с другой - впервые наглядно продемонстрировала единство теории и практики, науки и производства. Изобретение паровой машины совершил в 1769 г. лаборант Глазгівського университета Дж. Уатт (1736-1818). В 1784 г. изобретатель создал паровую машину "двойного действия". В ней пара, расширяясь, давила то на один, то на другой бок поршня. Это была действительно универсальная машина, которую использовали в различных сферах производства, а впоследствии с некоторыми усовершенствованиями - и на транспорте.

Революціонізуюча роль паровой машины в развитии производства заключалась в ее способности работать в любых условиях. Для обеспечения спроса на машины на внутреннем и мировом рынках Дж. Уатт и фабрикант Дж. Болтон создали заводы по производству паровых машин. Прежде всего их применили на хлопчатобумажных фабриках, что привело к росту хлопкового производства с 1788 по 1803 г. втрое и значительного снижения издержек производства на единицу продукции.

Широкое производство машин требовало не только усилий рабочих, техников и ученых, но и развития металлургии.

В конце XVII в. выплавка железа осуществлялась, как и три тысячи лет назад, с применением древесного топлива, запасы которого в Англии быстро уменьшались. Широкое производство машин нуждался металла, что способствовало в начале XVIII в. применению для плавки металла новых технологий с использованием кокса. Значительного успеха в этом достиг А инженер. Дерби, который во время плавления на каменном угле стал добавлять к железной руды негашеная известь и получил чугун высокого качества. В 1756 г. он основал чугунолитейный завод, который давал более 8 тыс. т чугуна в год (для сравнения: в 1700 г. в Англии было выпущено 18 тыс. т чугуна).

Выплавка металла по новой технологии привела к увеличению спроса на уголь, который вместе с железной рудой стало основным сырьем металлургической промышленности.

В Южном Уэльсе, Шотландии, Ланкашире, Йоркшире начали разрабатывать новые угольные копи. Добыча угля увеличилась с 26 млн т в 1700 г. до 76 млн т в 1790 г. и превысил 100 млн т в 1795 г. Развитие угольной и тяжелой промышленности в начале XVIII в. стал стимулом для развития транспорта и прежде всего построения каналов.

Перевозки угля из Манчестера до Ливерпуля гужем стоило 40 шиллингов за 1 т. В 1795 г. введен в действие канал длиной 17,6 км, построенный по поручению герцога А. Бріджуотера под руководством инженера Т. Бридли. Стоимость перевозки угля благодаря этому снизилась наполовину. Через два года канал продлили до портового города Ранкорна, благодаря чему Манчестер получил выход к морю. Потом его соединили с рекой Трент и районом гончарного производства. Когда строительство Большого соединительного канала было закончено, транспорт стал в 4 раза дешевле. В связи с этим значительно развилась гончарная промышленность, а в Ченширі увеличилась разработка залежей соли.

Впоследствии всю страну охватила лихорадка строительства путей, каналов, и она покрылась сетью водных путей.

Парламент в течение 1790-1794 гг. принял более 80 актов о построении каналов. Вся внутренняя часть Англии, вынуждена к тому времени сама потреблять и производить большую часть нужных ему предметов первой необходимости, теперь имела возможность вести торговлю. Пшеница, угля, гончарные и железные изделия из центральных графств быстро нашли путь к морю. Несмотря на то, что в конце XVIII - начале XIX в. дороги были уже лучше, каналы оставались главным средством перевозки грузов и товаров, что долго не портятся, пока через 40-50 лет на смену им не пришли железной дороги.

Росту перевозки товаров гужевым транспортом способствовало строительство дорог с твердым покрытием, технику которого в конце XVIII в. разработал Же. Макад.

Развитие внутреннего рынка и необходимость быстрой передачи информации на большое расстояние привели к открытиям в сфере связи. Так, в 1837 г. В. Кук и Ч. Уинстон получили патент на электромагнитный телефонный аппарат, а в 1847-1852 гг. было проложено телефонную линию между портами Дувр и Кале.

Достижения в развитии транспортной системы и средств связи дали еще более сильный толчок экономическому развитию всей страны. Производство металла выросло из 68 тыс. т в 1788 г. до 250 тыс. т в 1806 г. и продолжало расти в последующие годы. Быстро росла тяжелая промышленность в центральных графствах страны: Стаффордшире, Западном Йоркшире, Южном Уэльсе. Железо начали использовать в различных сферах. В 1779 г. был построен первый железный мост через реку Северн в Колбрукдейлі, изготовлен целиком из литых чугунных деталей. По его модель А. Дерби в 1787 г. получил золотую медаль от Общества искусств.

Появление высококачественных сортов железа дала возможность изготавливать из него более совершенные инструменты. Во второй половине XVIII в. изобрели токарный станок с суппортом, а также строгальный станок, благодаря чему механики получили возможность обрабатывать детали с точностью до малых долей дюйма. Вследствие достижений технического прогресса стало возможным ввести взаимозаменяемость деталей, что через полвека стала характерной чертой массового производства сложных машин.

В сфере транспорта поистине революционным событием стал изобретение механика-самоучки Д. Стефенсона, который на основе действия паровой машины создал паровоз, который двигался с колоссальной для того времени скоростью - 20 миль в час. Этого рекорда Стефенсон достиг на первой в мире железнодорожной линии Стоктон - Дарлингтон в 1825 г. С этого времени начинается строительство железных дорог - сначала в очень ограниченных масштабах, а потом - быстро и повсюду.

Век железных дорог положило начало большому росту всех отраслей промышленности, укреплению монополий британских фабрикантов и положило начало развитие современной тяжелой промышленности. Начался усиленный развитие некоторых главных отраслей промышленности, особенно угольной и металлургической. В 1830 г. выплавлялось 678 тыс. т чугуна, в 1852 г. - около 270,1 тыс. т. Добыча угля выросла с 10 млн т в 1800 г. до 100 млн т в 1865 г. Экспорт британских товаров увеличился с 69 млн фунтов стерлингов в 1830 г. до 157 млн фунтов стерлингов в 1850 г.

Строительство железных дорог вышло за пределы Англии. Впоследствии она начала строить их во всех странах мира, получая от этого большие барыши, особенно в колониальных и напівколоніальних, которые не имели достаточного густоты населения и достаточной концентрации капитала для железнодорожного строительства.

Британские подрядчики не только строили дороги в других странах, но и финансировали их займам из Лондона. Началась новая фаза британской торговли. Примерно в 1850 г. экспорт составляли преимущественно предметы широкого потребления, в частности хлопкового текстиля. Теперь вместе с ним за границу начали вывозить все больше рельсов, паровозов, железнодорожных платформ, а также разнообразных машин.

Развитие железнодорожного транспорта и пароходства способствовал усилению эмиграции. В 1837 г. началась колонизация Новой Зеландии. В 1840 г. число поселенцев в Австралии стало столь велико, что ее фактически прекратили использовать как место, куда ссылали правонарушителей на каторжные работы. Много людей эмигрировали в Канаду.

 

Итак, промышленная революция, которая продолжалась в Англии с 60-х годов XVIII в. до 30-х годов XIX в., превратила ее не только в индустриальную страну, но и в индустриальную "мастерскую мира". Установились английский мировая промышленная и торговая монополии. Этому способствовало осуществлению программы свободной торговли правительства Г. Пиля (премьер-министр в 1841-1846 гг.). В июне 1846 г. промышленная буржуазия, несмотря на сопротивление земельной аристократии, добилась отмены хлебных законов, после чего были значительно снижены тарифы на ввоз многих видов сырья и продовольственных товаров. Правительство Дж. Рассела (премьер-министр в 1846-1852 pp.) в 1849 г. отменил навигационные акты, которые сыграли большую роль в защите английской морской торговли от иностранной конкуренции, но потеряли свое значение с ростом торгово-промышленной силы Великобритании.

Важным следствием промышленного переворота является индустриализация производства, которая развилась в 60-е годы.

Концентрация и централизация капитала дала возможность создавать крупные предприятия с численностью работников более 10 тыс. человек. Великобритания заняла первое место в мире по уровню и темпам развития промышленности. Наблюдалось особенно значительный рост тяжелой промышленности. Добыча каменного угля в 60-х годах составлял более половины мирового, выплавка чугуна в 1870 г. - половину мирового производства.

Экономика страны после промышленного переворота начала развиваться циклично, все чаще испытывая кризисов. Первые из них наблюдались в Великобритании после победы в войне с Францией (1815-1816 и 1819 гг.). Именно в этот период заложены основы промышленности, колониальной и торговой монополии Великобритании. Благодаря использованию машин выпуск промышленной продукции в военные годы вырос в 15-20 раз. Континентальная блокада и Англо-американская война привели к перепроизводству товаров и сокращение внешнего и внутреннего рынков.

После экономического подъема 1820-1825 гг. в Великобритании разразился циклическая кризис, охвативший почти все отрасли экономики. С 1825 г. капиталистическое производство периодически сопровождалось его сокращением и последующими депрессиями. Это произошло в 1825, 1836, 1847, 1866 гг. Со временем кризиса становились все глубже, а в 50-60-х годах они в значительной мере парализовали ведущую отрасль тогдашней английской экономики - хлопковое производство. Опустошительной стала промышленная кризис 1866 г., которая превратилась в долгосрочную депрессию и положила начало падение гегемонии страны.

Промышленный переворот завершил формирование промышленного пролетариата, численность которого в 1851 г. составила 4,8 млн человек из 21 млн населения Великобритании (без населения Ирландии). Специфической формой его борьбы во второй половине XVIII - начале XIX в. стал движение разрушителей машин - луддитов. В 1782 г. власть провела через парламент специальный закон, который наказывал за умышленное повреждение машин. В 1799 и 1800 гг. приняты законы о запрете любых рабочих объединений, принадлежность к которым и участие в беспорядках подлежали наказанию как уголовные нарушения.

Для того чтобы ездить на фабрики обанкротившихся ручных ткачей и мелких ремесленников, в 1834 г. издан новый "Закон о бедных". Он ликвидировал денежные пособия и создал так называемые рабочие дома с тюремным режимом, куда помещали бедняков, что обращались за помощью.

Движение английского пролетариата в 30-40-х годах XIX в. проходил под лозунгом борьбы за проведение "Народной хартии". Главным требованием движения, который получил название чартизм, было введение всеобщего избирательного права. Важными последствиями этого движения стали, создание в 1840 г. первой в истории пролетарской партии - Национальной чартистської ассоциации, реформирования парламента Великобритании, расширение фабричного законодательства; введение 10-часового рабочего дня для женщин и подростков (1847).

В результате промышленного переворота резко снизилась доля сельского населения (в 1811 г. оно составляло 35%, в 1817 г. - 14,2%). Быстро росли первые промышленные центры - Манчестер, Ливерпуль, Бирмингем, Лидс и др. Англия превратилась в страну городов и фабричных поселений.

В своих колониях, которые охватывали территорию 6,5 млн кв. км с населением 145 млн человек, Великобритания действовала методами насилия и грабежа. Вслед за США она добилась в 50-х годах XIX в. насильственного "открытие" для своей торговли японского рынка.

Итак, Великобритания, первой из стран мира пережила промышленную революцию, до середины XIX века превратилась в могущественную страну. Она стала крупнейшей колониальной империей, которая обеспечивала промышленность метрополии необходимой и дешевым сырьем, рабочей силой, а также широким рынком сбыта готовых изделий. Ориентация важнейших отраслей производства, особенно в текстильной, в основном на колониальный рынок позже негативно сказалась на экономическом развитии Великобритании.



Назад