Электронная онлайн библиотека

 
 Экономическая история

Особенности промышленного переворота в Германии


Причины экономической отсталости. Экономически и политически Германия в 70-х годах XVIII в. была одной из самых отсталых стран Европы. Если в Англии промышленный переворот начался во второй половине XVII ст., во Франции в конце XVII ст., то крупное промышленное производство в Германии, связанное с массовым использованием машин, возникло лишь во второй половине XIX ст.

Основной причиной опоздания промышленного переворота в Германии было то, что в течение первой половины XIX в. она еще оставалась аграрной страной и не могла догнать своих соперников. Феодальные порядки и далее царили в селах, тормозя развитие сельского хозяйства. Сохранялась цеховая система. Она потерпела крах в Германии лишь в конце 60-х годов, после того как по промышленным законом 1869 г. ее отменили на всей территории Северо-Германского Союза. До этого периода официальную отличие цеховых привилегий и цехового права сдерживала государство, пытаясь взять в свои руки регулирования промышленного производства, наладить контроль за деятельностью предприятий. Например, в горнодобывающей промышленности государственные чиновники не только давали разрешение на проведение работ, но и определяли уровень технического оснащения производства, объем добычи, цены, сбыт, отношения с рабочими.

Свободу предпринимательской деятельности на территориях под протекторатом Наполеона И было установлено в 1808-1810 pp. В Пруссии первый шаг сделали в 1806 г., отменив ряд цеховых запретов в ряде отраслей. В 1810 г. был принят закон, который закреплял принципы свободы предпринимательства, в частности право на промышленную деятельность получал будь-кто, кто желал ею заниматься и заплатил промышленный налог. Цеха оставались как свободные союзы. Правовые различия между городом и селом в отрасли промышленности было, устранены.

Вернуть древнее положение цехов был призван закон 1835 г. За ним предполагалось наличие обязательного документа, который подтверждал знания промысла и на основе которого выдавали разрешение на проведение работ в 42 областях, перечисленных в законе. Было возрождено обязательное ученичество перед открытием собственного дела. В таких городах, как Ганновер, Ольденбург, Гамбург, цеховую систему почти восстановили. В Баварии, Бадене, Вюртемберге свободу промышленного предпринимательства вводили постепенно. В конце концов дорогу свободному предпринимательству в Германии открыл промышленный закон 1869 г.

Экономическую отсталость Германии обусловила также ее политическая раздробленность. На начало XIX в. на территории Германии существовало около 300 мелких государств. Сохранились внутренние таможенные сборы, которые очень тормозили развитие торговли и промышленности. В начале XIX в. при перевозке товаров из Дрездена в Магдебург пошлины приходилось платить 166 раз. Политическая раздробленность лишала немецкую промышленность таможенного защиты от английского конкуренции.

 

Предпосылки промышленного переворота. Частичная ликвидация феодального режима на селе стала предпосылкой промышленного переворота в Германии. Первый ощутимый удар феодального режима на селе нанесли Французская революция 1789-1794 гг. и Наполеоновские войны. Вступая на немецкую территорию, французы отменяли феодальные привилегии и освобождали крестьян от выполнения феодальных повинностей. Так, за Люневільським миром 1801 г. левобережья Рейна временно отошел к Франции, там было ликвидировано феодальные привилегии и повинности крестьян, распродано монастырские земли. Наполеоновское господства ограничило здесь самостоятельность большого числа мелких государственных объединений. Затем удар по феодализма нанесли аграрные реформы начала XIX ст., что ускорило развитие капиталистических отношений в сельском хозяйстве.

Важным условием промышленного переворота в Германии стала ликвидация экономической раздробленности. В 1818 г. приняли таможенный закон, по которому на всей территории Прусского государства ликвидировали таможенные заставы, сбор акцизов и внутренних пошлин. Впервые в Германии образовался большой хозяйственный район. Тариф 1818 г. защитил территорию Пруссии от конкуренции других германских государств, однако не мог противостоять давлению Англии и России, которые были заинтересованы в беспрепятственном продажах в Пруссии промышленных товаров и зерна. В 1833 г. Пруссия добилась организации Таможенного союза, объединившего 18 государств Северной Германии, территория которых составляла 77 тыс. кв. км и на которой проживало 23 млн человек. Все таможенные заставы, сбор акцизов и внутренних пошлин на границах между этими государствами было отменено. Создание союза способствовало формированию общенемецкого внутреннего рынка и ускорению экономического развития, прежде всего машинного производства. Функционирование Германского таможенного союза ограничивалось 12 годами, но предусматривалась его пролонгация на основе общего согласия. Руководил союзом специальный орган - Генеральная конференция, к которой входили уполномоченные представители государств - участниц союза. Решение считались принятыми только в случае единогласного голосования. С каждой последующей пролонгацией росло число участников. Последний раз он был восстановлен в 1867 г. Северо-Германским союзом заключением союза с южными немецкими государствами сроком на 10 лет. Таможенные тарифы устанавливала конференция, а все таможенные доходы делили между собой союзные государства пропорционально численности населения. После введения общих денежных единиц и метрической системы в 1871 г. завершился процесс политического объединения Германии. Международные позиции Таможенного союза довольно быстро усиливались. Об этом свидетельствует заключение торговых договоров с Нидерландами, Грецией, Турцией, Англией и Бельгией.

Еще одной важной преградой для экономического развития была отсутствие развитых путей сообщения. Их стали прокладывать после образования Таможенного союза. В 1835 г. появилась первая железная дорога между Нюрнбергом и Фюртом длиной всего 12 км. В 1848 г. протяженность железных дорог составляла уже 2363 км. Первый немецкий локомотив был построен в 1838 г. под Дрезденом. По протяженности железных дорог Германия на середину XIX в. занимала одно из первых мест в мире (16% мировых железных дорог). Высокими темпами строили шоссейные дороги. В 1816-1823 гг. на реках Германии появились первые пароходы, однако экономическое значение они приобрели только с началом массовых перевозок.

Развитие капитализма в сельском хозяйстве, рост мануфактурной промышленности, образования Таможенного союза, усиление процессов первоначального накопления капитала, возможность использования иностранной техники ускорили начало промышленного переворота. В 1782 г. в Саксонии впервые применили механическую прядку типа "Джерри", в 1785 г. был создан первую немецкую паровую машину, а в 1796 г. в Силезии установили первую доменную печь для выплавки чугуна на каменном угле. С 1825 г. в Германии стали использовать пудлингование. Изобретение Бессемера и Томаса дал возможность использовать для производства металла железные руды с высоким содержанием фосфора, причем руда шла на выплавку металла, а из отходов доменного процесса - шлаков - изготовляли минудобрения в виде фосфорной муки. На рубеже XIX и XX вв. Германия занимала второе место в мире после США по добыче железной руды и производила 1/2 мирового объема чугуна. На фабричной основе стала развиваться хлопчатобумажная промышленность с использованием английских машин. Из Англии ввозили паровые машины. Много машин и технических приспособлений создали сами немцы. Еще в 1814 г. немецкие изобретатели К. Кениг и Г. Вамер изготовили оборудование для быстрого книгопечатания. В 1835 г. Же. Пешель создал кам'яноточильну машину, а П. Гумель в 1836 г. - набивной станок. Все больше изобретений появлялся в области обработки металлов. В 1803 г. изобрели циліндрово-сверлильный станок, в 1807 г. - горизонтальный. В 1837-1849 гг. число стационарных паровых машин в Пруссии увеличилось с 423 до 1444. Их все шире использовали также на транспорте. Количество пароходов до середины XIX в. составляла 90, а паровозов - 429.

Больше всего машинную технологию внедряли в производство в текстильной промышленности, особенно в хлопковой, в частности в Саксонии. В рамках Таможенного союза в 1846 г. насчитывалось уже 313 прядок и 750 тыс. механических станков. Ткацкое производство оставалось в руках кустарей, ремесленников и рабочих "домашней промышленности" (рассеянной мануфактуры). В Силезии развивалось льонопрядильне производство на машинной основе. В 1839 г. на территории Пруссии было 11 фабрик, что изготовляли льняную пряжу, поэтому кустарное и мануфактурное производство оказалось в тяжелом положении.

Создание Таможенного союза стимулировало развитие шелковой промышленности, ее древним центром был Крефельд, изделия которого имели большой спрос на лейпцизьких ярмарках. В 1846 г. в Крефельде работало 8 тыс. шовкоткацьких станков, 20 фарбувалень, 7 филиалов.

Значительные изменения произошли и в тяжелой промышленности. С появлением паровых машин возрос спрос на уголь. Добыча угля в Пруссии увеличилось в 1824-1843 pp. с 1,2 млн до 3,1 млн т, 1800-1848 гг. в 4 раза - с 25 тыс. до 100 тыс. - выросла общая численность шахтеров, в других отраслях тяжелой промышленности - в 12 раз, с 50 тыс. до 600 тыс. человек.

Начало строительства железных дорог сыграл важную роль в ускорении промышленного переворота в Германии.

Недостаточное развитие транспортного машиностроения был слабым местом немецкой промышленности. Хотя паровозостроительный завод Борзіга в Берлине построен еще в 1833 г., а в 40-х годах паровозостроительные заводы появились в Касселе и Хемнице, их продукция была незначительной. Известно, что в начале 40-х годов на железных дорогах Германии использовали 245 паровозов, из которых лишь 36 были немецкие.

Можно выделить три этапа промышленного переворота в Германии:

1) 30-40-ые годы - подготовительный этап. Переворот происходил преимущественно в текстильной промышленности;

2) 50-60-е годы - Германия переживала промышленное подъем, связанный с широким развитием тяжелой промышленности;

3) после образования в 1871 г. Германской империи наблюдалась тесная взаимосвязь развития фабричной промышленности с формированием монополий.

Однако феодальные пережитки в 30-40-х годах не позволили достичь высокого уровня промышленного развития. Объем производства важнейших товаров был ниже, чем в Англии, Франции. Немецкие изделия подвергались сильной конкуренции со стороны английских даже на внутреннем рынке. В этих условиях промышленный переворот мог происходить только за счет особенно интенсивной эксплуатации рабочих. Низкая заработная плата и невиданная продолжительность рабочего дня были в Германии важнейшими источниками накопления капитала.

Значительный промышленный подъем в Германии состоялось в 50-60-х годах. За 50-е годы XIX в. объем промышленного производства удвоился, а в 60-е годы вырос еще в полтора раза. Опережающими темпами развивались отрасли тяжелой промышленности. Производство средств производства с 1861 по 1870 г. увеличилось на 23%, тогда как производство предметов потребления - только на 9%. Строительство железных дорог дало сильный толчок развитию фабричной промышленности, породив большой спрос на уголь, рельсы, паровозы, вагоны. Получили развитие новые отрасли промышленности, прежде всего химическая индустрия. Открытие анилиновых красителей (1856) было положено в основу производства не только краски, но и фармацевтической продукции, взрывчатых веществ, каучука. Наращивались мощности фабрик по производству калийных и фосфорных минеральных удобрений. Химическая промышленность заняла третье место среди отраслей немецкой промышленности, а по доле в мировом производстве - второе место после США. Значительного развития приобрела немецкая электротехника. Об этом свидетельствует динамо-машина - изобретение Е.В. Сименса (1867 г.). Создание генератора для выработки электрического тока знаменовало первые шаги электротехнической промышленности. Этот период промышленного переворота отличается еще и тем, что немецкая индустрия механізувалася на основе развития отечественного машиностроения. В Германии возникли большие на то время машиностроительные заводы. Например, в 1866 г. на локомобільній фабрике Борзіга работало 1600 рабочих. Аналогичные предприятия сооружали в Хемнице, Касселе и в других городах.

Из изложенного видно, что структура отраслей тяжелой промышленности Германии в этот период была значительно шире, чем в Англии и Франции. Новые предприятия тяжелой промышленности представляли собой настоящие индустриальные гиганты, оборудованные новейшим оборудованием, с передовыми технологиями.

 

Формирование денежно-кредитной системы. Развитие банковской системы облегчал мобилизации капиталов, необходимых промышленности. 50-е годы стали периодом банковского посредничества, заложение основ кредитной системы германского капитализма. Чрезвычайно важную роль сыграли акционерные компании, которые после революции 1848-1849 гг. начали расти как грибы. Всего за следующие 20 лет в Пруссии возникло 295 компаний: горнопромышленных, металлургических, страховых, железнодорожных и других, капитал которых составлял 2,4 млрд марок. Важное значение имел приток иностранного капитала - бельгийского, голландского, английского, французского - в промышленность Рейнской области.

Особенностью формирования кредитной системы страны в XIX в. стало то, что акционерные общества на правах коммандитных обществ быстрее возникали прежде всего в столицах малых немецких государств, где на это не надо было никакого разрешения. В 30-40-х годах развитие их в больших городах тормозилось тем, что для организации общества было нужно специальное решение правительства. С образованием Северо-Германского союза началось законодательное ограничение прав местных банков на выпуск банкнот, усилилась централизация эмиссионной дела в руках государственной кредитного учреждения - Прусского банка (основан в 1765 г.), что стало одной из основных условий создания единого экономического пространства.

Кредитование промышленности и торговли до середины XIX в. осуществляли банковские дома Ротшильда, Шредера, Мендельсона, Блейхредера и др. На их базе и на основе промышленных фирм возникали крупные акционерные банки. Деятельность частных акционерных банков имела специализированный характер - по отраслям экономики и отдельными территориями. Например, Шафгаузенський банковский союз (1848) сосредоточил свои операции в Рейнской области и способствовал развитию горнозаводским предприятий. Немецкий банк (1870) было создано при содействии берлинских и франкфуртских частных банковских фирм. Он осуществлял операции в области внешней торговли, а Дрезденский банк (1872) кредитовал химическую и текстильную промышленность Саксонии.

Другая особенность крупных акционерных банков Германии - универсальный характер их внутренней организации. Они проводили регулярные операции (вклады, учет векселей, займы) рядом с нерегулярными (эмиссия фондов, торговля ценными бумагами). Ограничения их деятельности определенным кругом клиентов (отрасль экономики, территориальный район) давало возможность контролировать потребность в кредите промышленных предприятий, иметь информацию о другие банки. Четкая информация позволяла продумано определять характер их учредительной политики, что сделало их одними из самых надежных и самых солидных в мире. Уже в этот период практиковалось объединения интересов: при сохранении самостоятельности объединяли капитал для проведения финансовых операций. Начинают сливаться банковский и промышленный капитал. Крупные банки пытались поставить под контроль промышленные предприятия, которым они оказывали услуги.

В середине XIX в. в стране начал развиваться ипотечный кредит. Прусские земские кассы, которые были созданы еще в конце XVIII ст., и которые предоставляли услуги под залог земли, уже не могли обеспечить потребности в ипотечном кредите, что и обусловило организацию специальных земельных (ипотечных) банков.

 

Последствия промышленного переворота. Свою отсталость промышленную Германия ликвидировала до 70-х годов XIX в. На ее долю в 1870 г. приходилось уже 13% продукции мировой промышленности. По основным показателям - добыча угля, выплавка чугуна, длина железных дорог, мощность паровых двигателей - Германия превысила Францию. Темпы роста промышленности в Германии были выше, чем во Франции и Англии. За 1850-1869 pp. переработка хлопка в Германии увеличилось в 3 раза. Развивалась и шелковая промышленность. За 1840-1860 гг. импорт сырой шерсти в страну увеличился с 8,3 до 18,8 тыс. т. В 1861 г. на ее территории функционировало уже 1067 суконных предприятий. На 215 фабриках сосредоточивалось шовкопрядильне производство. Однако во второй половине XIX в. ситуация меняется. Развитие дешевых морских путей повлек за собой снижение цен на шерсть. Англия - основной потребитель шерсти - стала импортировать ее из Австралии и Южной Америки. Расцвет шерстяного производства в 1800-1850 гг. в Европе было подорвано в связи с уменьшением пастбищ и, соответственно, сокращением овцеводства, с интенсификацией земледелия.

Основой промышленного подъема в 1850-1870 гг. стала тяжелая промышленность. В структуре немецкой промышленности центр тяжести переместился в сферу добычи угля, выплавка металла, производства машин. За 1850-1870 гг. добыча каменного угля в Германии вырос с 225 тыс. т до 1,4 млн т, или в 6,2 раза, добыча железной руды в 1860-1870 гг. - с 1,4 млн до 4,3 млн т. Германия начала создавать свое машиностроения. За 1846-1861 гг. число машиностроительных заводов увеличилось с 131 до 300. Именно в этот период разбогатела фирма Круппа, что образовалась еще в 1811 г. Этому способствовала также милитаризация Пруссии, которая пыталась объединить Германию силой, а также готовилась к войне с Францией. На этот период приходится формирования военно-промышленного комплекса. Кроме артиллерийских заводов Круппа, сюда входили машиностроительные предприятия Борзіга, сталеварні заводы братьев Маннесманів, Стіннеса. Выполняя государственные заказы, эти предприятия имели государственную поддержку в различных формах. В 1846-1861 гг. при общем увеличении производства число металлургических заводов уменьшилось с 913 до 655, суконных - с 708 до 519, хлопчатобумажных - с 616 до 351, бумажных - с 394 до 376, что свидетельствовало об усилении процесса концентрации в промышленности. Быстрое развитие железнодорожного строительства в Германии был определяющим в 50-60-х годах XIX в. За 1851-1870 гг. протяженность путей железнодорожной сети Германии увеличилось в 3 раза, число паровозов выросло в 8, товарных вагонов - в 12 раз. В 1853 г. почти половина железных дорог принадлежала государству. Железной дороги строили как за государственные средства, так и частные. За 1865-1875 гг. в Пруссии протяженность государственных железных дорог выросла на 41%, а частных - на 103%. В конце 70-х годов казна начала выкупать частные железные дороги (в 1919 г. лишь 6,1% всех железных дорог находилось в частной собственности). Причины были как политического, так и фискального характера. Дивиденды частных железных дорог в 60-х годах составляли 15-20%, что послужило стимулом для железнодорожных компаний к расширению сети, а это, в свою очередь, способствовало росту промышленности. Железнодорожное строительство стало одним из источников обогащения банковского и промышленного капитала. В 1850-1870 гг. более чем в 200 раз выросли грузовые перевозки, что указывало на значительное развитие внутренней торговли. Если в 1846-1850 гг. объем денежного обращения не превышал 5,73 млн марок, то в 1870 г. он достиг 432,3 млн марок. Обороты внешней торговли за 1850-1870 pp. утроились. В составе экспорта стала преобладать промышленная продукция (машины, уголь, шерстяные ткани, химические продукты, сахар и др.). В импорте наибольшее значение имели хлопок, шерсть, пшеница, ячмень, железные и медные руды.

Как видим, в период 1850-1870 гг. промышленность Германии прошла путь от ремесел и мануфактуры к машинному производству, свидетельством чего стало создание комплекса отраслей тяжелой промышленности, который охватывал новое, наукоемкое производство и работал достаточно эффективно. Изменение структуры производства позволила Германии выйти на ведущие позиции в Европе из многих промышленных показателей. Она превратилась в одну из самых мощных индустриальных стран. Однако процесс индустриализации в 1870 г. не было завершено, аграрный сектор оставался основной отраслью экономики.

 

"Прусский путь развития капитализма в сельском хозяйстве. Если в Голландии и Англии под влиянием внутренних факторов и европейского рынка быстро развивался капитализм, то Германия в 70-х годах XVIII в. оставалась феодальной государством с господством помещичьей системы. Феодальная экспроприация земли приобрела больших размеров. Происходил процесс обезземеливание и обнищание крестьян.

Общее замедление экономического развития Германии в этот период стало причиной возрождения крепостничества. После Великих географических открытий торговые пути переместились на Атлантический океан, начался упадок североитальянского городов, с которыми были тесно связаны города Южной Германии. Оставаясь политически раздробленной, Германия не могла принимать участия в географических открытиях, мировой торговли, ограбления колоний. Она не могла также использовать внешние источники первоначального накопления капитала, что очень ослабляло расписание феодализма и развития капитализма.

До середины XIX в. учитывая эти обстоятельства Германия оставалась аграрной страной. Сельское хозяйство было главной отраслью экономики, где в последней трети XVIII в. ускорился процесс обезземеливанию крестьян. Снос крестьянских дворов в Пруссии, то есть поглощения земель мелких землевладельцев большими юнкерськими владениями, стало массовым явлением. Расширение дворянского землевладения за счет присвоения крестьянских земель значительно усилилось в конце XVIII ст. Одновременно с экспроприацией крестьянских земель усиливается крепостная зависимость крестьян. Крестьяне были лишены всех гражданских прав и не могли без разрешения помещика перейти в другую местность. По сравнению с другими странами Западной Европы падение крепостного права в Германии произошло позже. Ликвидацию крепостного права здесь, в отличие от Франции, было осуществлено постепенно и "сверху", то есть путем правительственных реформ. Поэтому освобождение сельского хозяйства Германии от феодальных пережитков мало крайне затяжной, к тому же половинчатый характер. Особенно ярко это проявилось в Пруссии, в наиболее значительной и сильной из государств Германии. Отсюда и название "прусский путь развития капитализма в сельском хозяйстве".

Эдикт 9 октября 1807 г. стал первым шагом в проведении аграрных реформ в Пруссии. Согласно им было провозглашено уничтожения личного закрепощения, отменено личную зависимость крестьян от помещиков. Крестьяне получали право распоряжаться своим имуществом, свободно устраивать брачные дела, их освобождали от принудительной дворовой службы в господ. Эдикт разрешил вопрос, которое имело важное значение для создания условий формирования рынка земли - право перехода земли от одного лица к другому. Исчезала различие между землями дворян и других состояний. Однако хранились повинности, связанные с земельными наделами, при этом помещикам-юнкерам позволяли присоединять к своим имениям крестьянские участки, опустошенные во время войны.

Вторым шагом реформ стал указ от 14 сентября 1811 г. об регулирования земельно-тягловых отношений крестьян и помещиков, приостановление арендного землепользования и признание за крестьянами права собственности на землю, о ликвидации барщины и оброчных платежей. Практическая реализация указа началась в 1816 г. Следующий закон 1820 г. закрепил право собственности на землю, дал крестьянам право выкупать свои повинности путем уплаты сперва 25-кратной суммы, а позже 18-кратных размеров годовых рентных платежей, или уступить помещику 1/2 или 1/3 своего пая. Однако это право распространялось только на дворы, которые имели лошадей и упряжь. Все малоимущие крестьяне не получили земли и превратились в батраков.

После революции 1848 г. правительство пошло на некоторые уступки и в 1850 г. узаконил право собственности крестьянина на участок земли, которую он обрабатывал. Однако барщина и другие повинности хранились в полном объеме и подлежали выкупу. Недовольство помещиков таким "освобождением крестьян привело к тому, что уже в 1853 г. правительство приняло декларацию, которая ограничивала "регулирования" земель лишь теми участками, из которых в 1811 г. платили государственную подать. Вследствие этого значительная часть мелких крестьян не смогли воспользоваться Законом 1850 г. В Западной Пруссии, Померании, он не распространялся на малоимущих крестьян. Издано в 1854 г. Положение о батраков юридически закрепило феодальные пережитки в Пруссии. Для тех крестьян, которые воспользовались правом 1850 p., было создано Рентный банк, который имел отделения в каждом округе. Банк предоставлял помещику 4% рентной займы и удостоверение на сумму капитализированной ренты из расчета 5% годовых. Помещик имел право ежегодно предъявлять к оплате в любом частном банке соответствующий купон. У крестьянина же банк изымал ежемесячно 1/12 части годовой ренты, которую он должен был платить 41 год и 1 месяц, если годовая рента была капитализирована из расчета 4% годовых, и 56 лет и 1 месяц, если рента была капитализирована из расчета 5% годовых. Ежемесячные взносы взимали сборщики налогов как уплате, которую приравнивали за ее значением для государственного налога. Крестьянин мог сразу оплатить всю сумму долга деньгами или частью земли. Такой процесс закабалював рентной платой часть крестьян и усиливал дифференциацию на селе.

Лишь незначительная часть состоятельных крестьян могли купить землю в собственность. Вследствие этого на середину XIX в. в руках юнкерства, а юнкерское хозяйство составило более 1000 га, было 60% всех земель (Пруссия и Мекленбург). Мелкие хозяйства, которые составляли 70% от общего числа, владели лишь 9% обработанной земли. В немецком селе появилось много безземельных крестьян, которые попадали в положение усиленно эксплуатируемых как со стороны помещиков, так и со стороны гросбауерів (класс капиталистических фермеров в северо-западных землях и в Баварии). На южном западе преобладали мелкие крестьянские хозяйства.

Несмотря на половинчатый характер реформ, сельское хозяйство Германии в XIX в. развивалось довольно быстро. Значительно улучшилась агрокультура: было введено багатопільну севооборот, повышено качество обработки земли. Посевы зерновых дополняли кормовые и технические культуры. В Померании и Бранденбурге, где преобладали песчаные грунты, расширили площади под картофель, которую использовали для производства спирта - важного экспортного товара страны. По сбору картофеля и сахарной свеклы Германия во второй половине XIX в. заняла первое место в мире. Укрепление кормовой базы способствовало развитию скотоводства, особенно молочного животноводства. В хозяйствах помещиков и гросбауерів начали широко использовать сельскохозяйственную технику, минеральные удобрения. В Германии были открыты залежи калийных солей, что дало толчок зарождению науки агрохимии. В 1840 г. немецкий химик Ю. Либих опубликовал работу, которая и заложила основы науки о минеральные удобрения. Его открытие сравнивали с изобретением парового двигателя и динамо-машины в промышленности. Очень быстро Германия стала мировым поставщиком минеральных удобрений.

В результате аграрных преобразований, проведенных в Германии в первой половине XIX ст., экономическая и политическая мощь феодального дворянства не только сохранилась, но и возросла. Это имело негативные последствия для всей социально-экономической системы страны. Юнкерство сохранило свои господствующие позиции в руководстве страной. Государственный аппарат, офицерский корпус формировался из юнкеров. Немецкая буржуазия, будучи политически слабой и неорганизованной силой, пошла на союз с юнкерством. Он определял всю социально-политическую структуру немецкого общества, предоставляя ему милитаристского, исключительно агрессивной, реакционного характера. То, что в сельское хозяйство не спрямувалося более-менее значительных средств, сделало его неконкурентоспособным. В 70-х годах XIX в. Германия превратилась в страну, которая ввозила продукты.

Подводя итоги экономического развития Франции и Германии, следует отметить, что в течение века (70-е годы XVIII в. - 70-е годы XIX в.) в этих странах произошел промышленный переворот. Он окончательно уничтожил остатки феодализма и способствовал развитию капиталистических отношений в промышленности, сельском хозяйстве, банковской и кредитной сферах.

Освобождение крестьян от крепостной зависимости создавало условия для организации рынка рабочей силы, ликвидация монополии на землю дворянства открывала возможности ее свободной купли-продажи, средства, полученные помещиками (и частично государством) от откупных операций, стали важным источником накопления, способствовали формированию рынка капиталов. Реформы создали условия для развития предпринимательства в аграрном секторе экономики - помещики становились крупными предпринимателями не только в сельскохозяйственном производстве, но и в сфере переработки сельскохозяйственного сырья (Германия сумела занять ведущее место в мире по выработке сахара, консервированных продуктов, крахмала, сушеных продуктов). Из среды крестьян стал выделяться класс капиталистических фермеров (гросбауерів), появился слой посредников, которые удовлетворяли осложнены потребности сельскохозяйственного производства.



Назад