Электронная онлайн библиотека

 
 Экономическая история

Становление индустриального общества в Японии


Переход к монополистического капитализма. Среди азиатских стран Япония была первой и единственной страной, самостоятельно стала на путь капиталистического развития. Своеобразие его в Японии заключалась в значительном торможении процесса феодальными пережитками.

В Японии переход к монополистического капитализма совпал с эпохой промышленного переворота. Первые монополии здесь возникли уже на раннем этапе развития промышленного капитализма: в 1880 г. было создано бумажную компанию по производству и продаже бумаги; в 1882 г. возникло объединение пароходного и транспортного судостроения; на концерн превратились компании Мицуи и Мицубиси (транспорт и транспортное машиностроение).

Полуфеодальный характер управления японским обществом дал возможность переложить на трудящихся все расходы на модернизацию страны. Была жестокой эксплуатация: невероятно низкая заработная плата и наиболее продолжительный рабочий день (15-18 ч). Численность рабочих в 1914 г. составила 1 млн человек. Широко применялся труд детей, рабочий день которых не отличался от рабочего дня взрослых, а заработок был в 10 раз ниже. В промышленности хранились феодальные методы (физическое наказание рабочих и др.).

В начале XX ст. Япония оставалась аграрной страной: 2/3 ее населения работало в сельском хозяйстве, пошел прусским путем развитие капиталистических отношений на селе. Усиливался процесс пауперизації крестьян. Преобладали кабальные условия земельной аренды (арендная плата время составляла 65-70% урожая, арендатор должен был еще и отрабатывать на земле помещика). В земледелии оставалась средневековой техника (заступы и сапы). Слаборазвитым было также животноводство.

Очень узким был внутренний рынок Японии. Поэтому в 70-90-х годах XIX века японская буржуазия и помещики проявляли повышенный интерес к освоению внешних рынков. Готов милитаристский авангард получила страна в лице самураев. В 70-е годы XIX века началась экспансия Японии на Дальнем Востоке. Японский капитализм с самого начала приобрел специфических черт военно-феодального империализма. Это означало господство в экономической жизни монополий, которое соединялось с засильем милитаристских клик, которые поддерживали помещики.

Несмотря на такие противоречия, превращение Японии в централизованное государство происходило высокими темпами. Со слабой отсталой феодальной страны она превратилась в великую державу на Азиатском континенте, став примером для других азиатских стран, которые остались в положении колоний и полуколоний.

 

Создание экономического потенциала. Для дальнейшего экономического развития Японии важное значение имела победа в японо-китайской войны 1894-1895 гг. Полученная от Китая контрибуция, грабеж Китая и Кореи стали дополнительным источником капитала для японской экономики. Общая сумма капитала, который инвестировался в хозяйство страны, с 1894 по 1903 г. выросла в 3,5 раза и составила 887,6 млн иен (1894 - 249,8 млн иен). Капиталовложения направлялись прежде всего в промышленность и на транспорт, хотя, как и раньше, текстильная промышленность оставалась ведущей отраслью страны. Объем произведенной на ткацких предприятиях продукций в 1894-1898 гг. вырос более чем в 2 раза.

Ускоренное развитие горнорудной и добывающей промышленности выросло (добыча угля, нефти, железной руды и др.) создал более благоприятные условия для развития тяжелой промышленности. Ему с конца 90-х годов XIX в. в Японии придавали особого значения. Прежде всего инвестировали металлургию и машиностроение. С 1896 по 1904 г. японское правительство потратил на металлургическую промышленность 19 млрд иен, что способствовало удовлетворению внутренних потребностей страны в чугуне на 60, стали - на 40%.

Наиболее развитой из машиностроительных отраслей было судостроения. Это объясняется как островным положением страны, так и новыми планами подготовки к войне. С 1893 г. японское правительство предоставило частным судостроительным компаниям субсидию на сумму 1,6 млн иен. Однако на японских корабельнях строили лишь малотоннажные суда, поэтому все крупные корабли заказывали за рубежом.

Развитие железнодорожного транспорта положил начало становлению железнодорожного машиностроения. Уже в 1896 г. началось сооружение паровозо - и вагоностроительных заводов в Осаке и Нагое. В 1897 г. был введен в эксплуатацию завод горного машиностроения в Фукуоке и другие предприятия тяжелой промышленности, в частности те, которые производили токарные станки, электродвигатели. Развивались новые отрасли промышленности - химическая, электротехническая. К 1904 г. насчитывалось 560 машиностроительных заводов, 1153 химических, 322 предприятия газовой и электропромышленности.

 

Концентрация и монополизация. Увеличение предприятий промышленности сопровождалось последующей концентрацией производства, изменением структуры японского экспорта - преобладал уже не экспорт сырья в промышленно развитые страны, а экспорт готовых изделий до Китая и Кореи. За слишком низкого уровня капиталистических отношений внутри страны Япония начала вывозить капитал в Китай, Корею и на Тайвань, где рабочая сила была еще дешевле.

Толчком к дальнейшей монополизации стали финансовый кризис 1897-1898 гг. и мировой кризис перепроизводства 1900-1903 гг. Монополизация производства характеризовалась следующими особенностями.

Во-первых, японские монополии сразу же сложились как финансово-промышленные группы, что объяснялось государственным характером японского капитализма: здесь раньше возник государственно-монополистический капитализм.

Во-вторых, процесс монополизации в Японии не ограничивался монополизацией какой отрасли производства или сбыта некоего одного товара, а распространялся в разных направлениях. Объяснение этого - хроническая нехватка капитала. За такого характера монополизации ослабела концентрация, кроме того, фабричные товары, например, в текстильной промышленности, в которой преобладали мелкие мануфактуры, обеспечивали устойчивую прибыль и без контроля над всем рынком.

В хозяйственной жизни страны уже со второй половины 90-х годов ведущую роль стали играть крупные капиталистические компании (семейные фирмы закрытого типа или на акционерных началах). В 1903 г. их доля с оплаченным капиталом от 100 тыс. иен и составила 89,1% общей суммы капитала, который инвестировался в экономику страны. До начала XX в. монополистические объединения появились в легкой промышленности: картели - в текстильной, табачной, мукомольном и в других отраслях. Ведущее место в тяжелой промышленности заняли крупные частные компании "Мицуи", "Мицубиси", "Сумитомо", "Фудзита" и государственные предприятия. Строительство государственных предприятий способствовало обогащению крупного капитала. Предоставляя правительства средства для сооружения предприятий путем подписки на государственные займы, крупные капиталисты получали высокие проценты во время строительства, а после его завершения правительство передавал предприятия одно за одним за бесценок тем самым крупным предпринимателям. Несмотря на значительную долю государственных предприятий, в тяжелой промышленности укреплялись позиции частного капитала.

Крупные монополисты - "Мицуи" и "Мицубиси" - заняли господствующее положение в угольной отрасли. Этому предшествовала ожесточенная конкурентная борьба, которая была особенно жестокой в годы русско-японской войны. Крупный капитал играл ведущую роль не только в добывающей промышленности и судостроении, но и в перерабатывающей промышленности. Например, электротехническая компания Сібаура, которая находилась под контролем Мицуи, была ведущим предприятием отрасли и имела фактическую монополию. Концерн "Сумитомо" владел крупнейшим в стране мідеплавильним заводом. В начале XX в. было создано картельные объединения в цементной, часовой, нефтяной промышленности. Создан в 1904 г. на основе двух крупных нефтяных компаний синдикат противостоял натиску американской компании "Стандарт ойл". Несколько крупных монополистических объединений заняли ведущее место в железнодорожном транспорте и морском судоходстве.

 

Милитаризация производства. После победы в войне с Китаем для расширения колониальных владений на Азиатском материке Япония приняла программу развития на 10 лет. Она предусматривала создание отраслей тяжелой, в основном военной промышленности, реорганизации и расширения вооруженных сил. В связи с этим развитие японской промышленности начал приобретать одностороннего характера. Военные отрасли постепенно стали ведущими в тяжелой промышленности. В 1900 г. военные заводы и арсеналы составляли 40% всех государственных предприятий, на которых было сосредоточено 54% рабочих из числа тех, кто работал на государственных предприятиях, и производилось 74% всех двигателей, которые применяли в промышленности страны.

Усиления милитаризации страны происходило во время русско-японской войны 1904-1905 гг. Всю экономику страны было поставлено на военные рельсы. Распространяли внутренние займы, в том числе и принудительные. С 3 до 17% вырос земельный налог. И к тому мизерная реальная заработная плата снизилась еще на 20%. Сворачивания гражданских отраслей привело к безработице. Сократились посевные площади. Выросла внешняя задолженность, за счет которой покрывали 60% военных расходов.

Япония, победив в этой войне, захватила Южную Маньчжурию, а также Южный Сахалин. Ведущие японские монополии пытались монополизировать внутренний рынок этих территорий. Доля японских товаров в импорте Кореи и Маньчжурии составляла соответственно 74 и 60%. Создавались специальные колониальные банки. В 1908 г. было создано полудержавный концерн, который начал строительство Южно-Маньчжурской железной дороги. Японские инвестиции в эти страны с 1900 по 1914 г. увеличились с 1 млн до 220 млн долл.

Расширение рынка сбыта за счет экономической экспансии обусловило рост промышленного производства Японии. Поднялась волна учредительства, и капиталы стали более равномерно распределяться между тяжелой и легкой промышленностью. Концентрация капитала, укрепившаяся в это время начала обгонять концентрацию производства. В начале Первой мировой войны 0,4% всех компаний владели 38% совокупного каліталу страны.

После кризисов конца XIX - начала XX в. началась активная централизация банковской системы. Японское правительство с учетом опыта законодательства других стран принял законы, которые способствовали укрупнению банков. В 1896 г. для ускорения укрупнение банков был принят специальный закон об объединении мелких банков. С 1901 г. по распоряжению правительства разрешалось открывать новый банк только при наличии акционерного капитала на сумму не менее 500 тыс. иен. В начале XX в. ведущие позиции в экономике заняли пять крупнейших банков - Мицуи, Мицубиси, Сумитомо, Ясуда, Даїті. Во время войны с Россией и после ее завершения ведущим банком страны стал Банк Японии (основан в 1882 г.), в котором сосредоточилась основная часть финансовых средств. Инвестиции в промышленные предприятия он осуществлял посредническим путем через разные банки. Преимущество в финансировании предоставлялась стратегическим отраслям.

Особенностью финансово-банковской системы Японии было то, что в нее входили общественные финансовые учреждения, например Бюро вкладов (Трастовое фондовое бюро) и Ценовая заощаджувальна система.

Более позднее вступление Японии на путь капиталистического развития дал возможность развивать производство на основе передовой зарубежной техники и новых организационных форм. В условиях существования большого числа мелких предприятий новые предприятия сразу же оказывались в монопольном положении в тех отраслях, в которых они работали. Укрепляя свои позиции и объединяясь, они способствовали возникновению картелей и синдикатов в таких отраслях, как сахарная, цементная, угольная, производство железнодорожного оборудования. Старые монополии Мицуи и Мицубиси превратились в концерны во главе с холдинг-компаниями.

Несмотря на все начале XX ст. Япония осталась сельскохозяйственной страной. Доля промышленного производства достигла лишь 40%. Преодолеть сырьевую специализацию своей экономики Япония сумела благодаря последовательной реализации национальной стратегии развития, эффективным институциональным реформам, форсированном направлению инвестиций в самые передовые отрасли производства и коммуникацию, а также в образование, науку и культуру.



Назад