Электронная онлайн библиотека

 
 Экономическая история

Либерально-реформистская модель регулируемого капитализма США


Периоды процесса етатизації. Крупнейшим катаклизмом второго десятилетия XX в. стала Первая мировая война 1914-1918 гг. В ее водоворот было втянуто 30 стран с полуторамиллиардным населением, а это составляло 2/3 всех людей, проживающих на планете. Было уничтожено примерно 1/3 материальных ценностей стран-участниц. Огромной трагедией стали человеческие жертвы - 10 млн погибших, 20 раненых и искалеченных, более 10 млн умерших от голода и эпидемий.

Война требовала концентрации всех сил внутри каждой страны. Военные расходы были чрезвычайно велики. Например, каждый день войны для России в 1914 г. обходился в среднем примерно 10 млн руб., в 1915 г. - 24, в 1916 г. - 40, а в 1917 г. - 50-65 млн руб. На нужды войны было задействовано 86% промышленного потенциала. Приоритет отдавался отраслям, которые работали на военные нужды. Это требовало усиления роли государства в хозяйственной жизни. В целом война ускорила процесс становления системы регулируемого капитализма. Необходимым условием продолжения войны стало введение жесткой государственной регламентации хозяйственных отношений с целью мобилизации экономических ресурсов на выполнение военно-политических задач в экстремальных условиях постоянного сокращения экономического потенциала. Поэтому до завершения войны в 1918 г. практически во всех странах сложилась ярко выраженная етатистська система хозяйственных отношений.

В зависимости от уровня социально-экономического развития, особенностей национального уклада и социально-экономических отношений степень, формы и методы етатизації в разных странах были разными.

Экономика большинства стран мира переживала потрясения и нестабильность. Они зависели от понесенных потерь, победы или поражения той или иной страны в войне, от степени милитаризации и етатизації экономики в годы войны, от общего уровня социально-экономического и политического развития.

Период стабилизации 1924-1929 гг. не привел к полному повороту от етатизму к системе относительно свободных рыночных отношений. Это обусловлено тем, что в 20-х годах практически во всех странах наблюдался объективный процесс монополизации экономики, сращивание монополий и государства, дальнейшего искажения свободных рыночных отношений. Все это усугубляло внутрихозяйственные диспропорции. Версальская соглашение (1919), за которым устанавливался новый политический порядок, в целом не снимала острых европейских и мировых противоречий, а способствовала сохранению общей тенденции к милитаризации, подталкивала побежденные страны в новых попыток территориального и экономического передела мира. Это объясняет причины сохранения достаточно сильных элементов етатизму и в период стабилизации.

 

Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. снова, но уже в мирное время, способствовала усилению государственного вмешательства в капиталистическую рыночную экономику. Теоретически его обоснованно в кейнсианской теории, идеи которой несколько в другом ключе было поддержано популярными в то время доктринами - итальянского корпоративизма, немецкого национал-социализма, многочисленными социалистическими идеями.

 

В послекризисный период 1934-1939 гг. большинство развитых стран не отказались от етатизму, продолжалась практика 20-х годов. Причины этого явления таковы: во-первых, в целом крайне неустойчивое послекризисное положение национальных экономик Запада; во-вторых, усиление ярко выраженных тенденций к милитаризации в условиях подготовки ведущих западных стран до Второй мировой войны; в-третьих, влияние в целом успешного на то время опыта централизованного планирования и управления экономикой СССР.

Следует также отметить, что в послевоенный период усилились взаимосвязь и взаимозависимость центров мирового капиталистического хозяйства. Англия и Франция оказались привязанными к США значительными долгами, порожденными ввозом из-за океана промышленных и сельскохозяйственных товаров. Япония, Англия, США имели противоречивые интересы на рынках Юго-Восточной Азии. Поэтому любая нестабильность в одном из центров мирового хозяйства в этих условиях приводила к сбою всей системы. Убедительным подтверждением этого может служить экономический кризис 1929-1933 гг., которая началась в США и быстро охватил все мировое хозяйство. Кризис показал, что экономика капитализма свободной рыночной конкуренции потеряла способность к саморегулированию. Поэтому была необходима радикальная перестройка экономической системы, внедрение в нее некоего регулирующего механизма. Поиски этого механизма в различных странах привели к созданию различных моделей регулируемого капитализма.

 

Конверсия и ее последствия. США вышли из войны, укрепив свои позиции как лидер мирового хозяйства (страна придерживалась нейтралитета вплоть до 6 апреля 1917 г.; потери составили около 120 тыс. человек). За период подготовки к Первой мировой войны, особенно в ее годы, США удалось активно использовать емкий рынок воюющих стран. Выполнение контрактов на поставку оружия способствовало ускоренному промышленному развитию, а поставки продовольствия обусловили в стране резкое повышение уровня сельскохозяйственного производства. Американский экспорт за период 1914-1919 гг. вырос более чем в 3 раза - с 2,4 млрд до 7,9 млрд долл. США также удалось расширить свое влияние на тех рынках, которые ранее контролировались западноевропейскими странами, развязывали в тот период военные проблемы. Война была "большим" бизнесом для американских предпринимателей, доход которых за эти годы достиг почти 35 млрд долл. До окончания войны благодаря прибылям от массового экспорта страна погасила половину всей внешнеэкономической задолженности и превратилась в крупнейшего кредитора. В 1918 г. США сосредоточили в своих руках половину мирового золотого запаса.

Временный послевоенный спад 1920-1921 гг. вызвала конверсия промышленности. Как и в других странах, в США за годы войны ощутимо оказались диспропорции в развитии отраслей народного хозяйства. Это частично было как причиной, так и следствием государственного вмешательства в хозяйственную жизнь страны. Еще в предвоенные годы государство резко увеличила количество правительственных заказов монополиям, которые непосредственно были связаны с военным производством, предоставляла им кредиты и субсидии. С целью концентрации производственного потенциала на выполнение военных заказов правительство США в 1917-1918 гг. создал комитеты, ответственные за размещение этих заказов, а также за распределение рабочей силы, топлива, сырья, транспортных средств. Деятельность комитетов координировала военно-промышленная рада, что было необычным для либеральной экономики страны. Аналогичная централизация была характерна также для банковской сферы. Централизованные бюджетные капиталы направлялись в те производства, в которых ощущался дефицит частного капитала. Вследствие этого формировался государственный сектор в народном хозяйстве страны, тесно связан с военной промышленностью.

США, в отличие от других воюющих стран, не претерпели таких потрясений и спадов производства. В течение двух послевоенных лет в стране поддерживалась достаточно высокая хозяйственная конъюнктура благодаря активной государственной помощи американских частных компаний европейским странам в восстановлении разрушенного войной их хозяйственного потенциала. Однако сокращение размеров военных и гражданских заказов негативно отразилось на развитии экономики страны. Кризис 1920-1921 гг., которая началась в военной промышленности, быстро распространилась и на гражданское хозяйство.

В результате экономического подъема США удалось достаточно быстро преодолеть кризисные явления конверсионного периода. В 1923 г. в стране наблюдались рост и активизация производства. Процесс быстрого экономического подъема продолжался вплоть до 1929 г. Фундаментом процветания в этот период стал ускоренное развитие новых отраслей (автомобильной, электротехнической, радиотехнической, химической и др.), благодаря модернизации их и внедрению последних достижений НТП, научных методов организации производства. Финансовой базой этого процесса служили огромные прибыли, которые американские корпорации получали от экспорта капиталов и товаров в европейские и другие страны мира. С 1923 по 1929 г. их чистая прибыль составила более 50 млрд долл.

Символом процветания США в этот период стал автомобиль. 75% мирового производства автомобилей приходилось на компании "Форд", "Дженерал моторс", "Крайслер". Выпуск их с 1921 по 1929 г. увеличился с 1,5 млн до 4,8 млн шт. Главным количественным показателем подъем был рост промышленного производства на 23%, производительности труда и заработной платы на 43%. Вырос материальное благосостояние населения. К концу 20-х годов доля заработной платы в национальном доходе составляла 80%. Для семье представителей среднего слоя стал доступным легковой автомобиль. Америка по уровню массового производства товаров и услуг оставила позади другие страны мира.

В период наивысшего процветания страны сформировалась концепция американского типа цивилизации, в основе которой лежали утверждение о национальную исключительность, неограниченные возможности, в том числе бизнеса, основанного на индивидуализме, свободной конкуренции, возражения государственного вмешательства в экономику. Поэтому в этот период система государственного регулирования экономики в США не получила должного развития.

Вместе с этим на фоне общего экономического процветания ряд отраслей промышленности, которые не имели потребительского характера, испытывали значительные трудности (судостроение, угольная отрасль), много рынков были перенасыщены, что порождало трудности в текстильной и швейной промышленности. В тяжелом положении находилось сельское хозяйство. Диспропорции в народном хозяйстве стали причиной нарастания несбалансированности между производством и потреблением, которые дополнялись хронической безработицей, лихоманковим спекулятивным биржевым ажиотажем. В стране возник кризис.

 

Экономический кризис 1929-1933 гг. Кризис начался в Нью-Йорке с краха на фондовой бирже и охватила банковскую систему, промышленность и сельское хозяйство. Биржевую панику 23 октября 1929 г. вызвало катастрофическое падение курса акций, цену которых завышали биржевые спекулянты. Покупатели акций широко пользовались займам коммерческих банков и других специализированных учреждений. Когда курсы акций оторвались от номинала и начали падать, кредиторы стали требовать возврата займов. Спекулянты для получения необходимых средств начали продавать акции, ускоряя этим падение их. За период с 1929 по 1933 г. общая цена биржевых акций сократилась в 4,5 раза.

Обвал курса ценных бумаг на Нью-Йоркской бирже вызвал панику в США и во всех других странах Запада. Огромная волна финансово-экономических потрясений прокатилась по всему Западному миру. Кризис приобретала всеобъемлющего характера, однако сильнее всего она поразила США. Ее называли Великой депрессией.

За четыре года Великой депрессии промышленное производство в США сократилось на 46,2%. Больше всего пострадало автомобилестроения, в котором производство сократилось на 80%, выпуск чугунного литья сократился на 79, сталелитейного - на 76, добыча нефти уменьшилось на 78%, угля - на 59%.

Резкий спад производства в базовых отраслях негативно отразился на других отраслях экономики. Всего за годы кризиса (1929-1933 гг.) потерпели крах 135 тыс. промышленных и финансовых фирм, 19 крупных железнодорожных компаний обанкротилось 5760 банков. Объем внешней торговли сократился в 3,1 раза, внутренней - в 2 раза. Кризис отбросил экономику до уровня основных показателей развития 1911 г.

Падение курса акций зацепило от 15 до 20 млн американцев. Их материальное положение ухудшалось стремлением монополистов перевести кризисные трудности на плечи рабочих. Сокращение производства привело к росту безработицы, которая в 1933 г. охватило 17 млн человек (1/3 трудоспособного населения), что составляло вместе с членами семей почти половину всего населения. Заработная плата снизилась более чем в 2 раза. Многие населения оставалось без жилья, возникали "гуверівські городка", построенные на окраинах городов из ящиков, строительных отходов. Только в Нью-Йорке в 1931 г. в таком городке от голода умерло 3 тыс. человек.

Падение жизненного уровня усилило социальную напряженность: акции протеста, забастовки, "голодные марши", пикеты, демонстрации становились обычными явлениями жизни страны. Они охватывали всю страну. Например, созданной по решению Национального совета безработных в 1930 г. состоялась общенациональная демонстрация с участием 1,2 млн безработных.

Кризис в промышленности переплелась с аграрным. Сбор пшеницы в 1934 г. снизился на 36%, кукурузы - на 45, а более 40% фермерских доходов шло на погашение задолженности и налогов. За годы кризиса вследствие резкого падения закупочных цен на продовольственные товары (в среднем на 58%) при стабильных денежных затратах в форме арендной платы, налогов и др. происходило постоянное сокращение производства, что привело к разорению около 1 млн (18%) фермеров, хозяйства которых принудительно продали за неуплату долгов и налогов.

Для того чтобы не допускать падения цен, фермеры уничтожали продукцию: пшеницу сжигали в топках паровозов и пароходов, молоко из цистерн выливали в водоемы, картофельные и хлопковые поля заливали керосином или заорювали.

Правительство США всячески пытался смягчить последствия кризиса. Во время прихода к власти президента Г. Гувера, на правление которого выпали самые тяжелые годы, еще не развеялась иллюзорная вера в способность саморегулирования рынка. Поэтому правительство начал применять ранее испытанные рецепты борьбы с кризисом - усиление политики торгового протекционизма. С конца 1931 г. правительство пыталось удержать на плаву крупные банки, промышленные, торговые фирмы, транспортные компании и крупные фермерские хозяйства с помощью государственного кредитования. Начало практиковаться государственное регулирование процесса ценообразования, что указывало на некоторые изменения во взглядах правительства на природу кризисных явлений и на роль государства в системе хозяйственных отношений.

 

"Новый курс" Ф. Рузвельта. Решающим в выборах 1933 г. стал социально-политический фактор. Президентом США был избран Франклина Делано Рузвельта (1882-1945), который предложил для выхода из кризиса комплекс реформ - "новый курс" (под таким названием вошли в историю широкомасштабные реформы Рузвельта).

В мировой истории "новый курс" - одна из наиболее известных и эффективных реформ. Ф. Рузвельт провел в жизни больше реформ, чем обещал в предвыборной кампании. Уже 9 марта было созвано специальную сессию конгресса США и в течение 100 дней заложены основы политики "нового курса". Ее принципиальным отличием от предыдущих антикризисных мер было признание Рузвельтом несостоятельности либеральной доктрины А. Смита, отрицание тезиса о автоматизм рыночных процессов и признания необходимости активного государственного вмешательства в сферу хозяйственных отношений. Этот тезис совершенно обоснованно в теории Дж.М. Кейнса, а политика Ф. Рузвельта стала практическим подтверждением обоснованности концепции ученого.

Радикально противоположным по сравнению с предшественниками был взгляд Рузвельта и социальный фактор антикризисной политики. В отличие от Гувера, который выступал против введения выплат по безработице, повышение уровня заработной платы, внедрение других социальных мероприятий, которые облегчали бы положение бедных граждан, Рузвельт развернул реформы, направленные на "забытую человека". Именно этим ему удалось погасить социальный конфликт и сплотить нацию на борьбу с кризисом. "Новый курс" стал началом превращения США в социально ориентированное государство.

Мощным инструментом политики "нового курса" и вместе с тем его следствием стало формирование и развитие системы государственного регулирования рыночных отношений. В отличие от начале 20-х годов восстановление етатизації проходило хоть и в кризисный, но мирный период. Поэтому она не имела военно-политический, социально-экономический характер, а снова восстановлена система достаточно эффективно развивалась вплоть до конца 60-х годов.

"Новый курс" не был заранее продуманной системой нововведений, а имел эмпирический характер, был реакцией на кризис. Это свидетельствует два факта:

1) теоретическое обоснование подобных мероприятий в труде Дж.М. Кейнса "Общая теория занятости, процента и денег", которая увидела свет лишь в 1936 г.;

2) только через два года антикризисная политика приобрела явно выраженного последовательного характера.

Поэтому в осуществлении "нового курса" выделяют два этапа: первый - 1933-1935 гг. и второй - 1935-1938 гг.

 

Первым шагом реформ стали попытки оздоровления банковской и финансовой систем. В марте 1933 г. в стране приостановили деятельность всех банков, что позволило предотвратить обмена банкнот на золото. В апреле 1933 г. был принят закон, которым запрещался экспорт золота, а также указ, по которому граждане страны были обязаны сдать банкам имеющиеся у них золотые запасы, когда их сумма превышала 100 долл. Это привело к резкому обесцениванию национальной валюты. Правительство, не отказываясь в принципе от метода обеспечения банкнот, к концу 1933 г. осуществил крупные закупки денежного металла (на 187,8 млн долл.) на внешнем рынке. Приток в страну золота снизил его цену на внутреннем рынке, что позволило правительству США уже в январе 1934 г. провести девальвацию валюты страны на 41%.

По Закону о золотой резерв (1934) устанавливалась новая цена на золото (35 долл. за 1 тройскую унцию), которая действовала до 1971 г. В то же время весь золотой запас изымали из федеральных резервных банков и передавали казначейству. Взамен банкам выдавали золотые сертификаты, которые приравнивались к золоту и обеспечивали банковский резерв. Проведена девальвация доллара способствовала тому, что распределение дохода изменился в пользу промышленного, а не ссудного капитала. Тем самым было предотвращено массовое банкротство в кредитной сфере, уменьшилась задолженность монополий правительства, усилились экспортные возможности США.

Согласно Чрезвычайного закона о банках одновременно провели лицензирования их деятельности. До конца марта 1933 г. снова возобновили работу 4/5 ранее закрытых крупных банков - членов Федеральной резервной системы, а 2 тыс. мелких кредитных учреждений было ликвидировано или же они вошли в состав более крупных кредитных учреждений. Действующим банкам предоставили правительственный кредит в 1 млн долл., который оживил сферу кредитных операций. Кроме того, государство взяло на себя обязательства страховать депозитные вклады банков (была создана Корпорация по страхованию банковских вкладов). На начало 1934 г. около 80% всех банков США застраховали свои депозиты, что способствовало укреплению доверия к ним и, соответственно, росту притока средств на счета и предотвращению банкротства банков. Была создана система регулирования банковской деятельности, приняты меры защиты вкладов от риска биржевых спекуляций.

Расширила свою деятельность создана еще за президента Гувера Реконструктивная корпорация. Только за два года "нового курса" сумма предоставленных ею займов превысила 6 млрд долл. Усилилась концентрация банковской системы - число банков в 1934 г. с 25 тыс. до 15 тыс. Для уменьшения дефицита государственного и улучшения финансового положения страны президент рекомендовал резко снизить заработную плату федеральным служащим, членам конгресса и пенсии ветеранам войны. Несмотря на сильное сопротивление сената, закон был принят 20 марта 1933 г. В конце 1933 г. позволили употребление спиртных напитков и ввели значительный налог на продажу их.

Стабилизация банковской и финансовой системы помогла создать предпосылки для возобновления производства. Однако этих мер было явно недостаточно. Поэтому в июне 1933 г. приняли Закон о восстановлении национальной промышленности (НИРА - национальные интересы развития Америки), которым по сути вводилась система государственного регулирования промышленного сектора. Для его реализации было создано Администрацию национального восстановления, в состав которой вошли представители финансовой олигархии, торговой палаты, "Дженерал моторс", от группы Моргана и других концернов, а также экономисты, деятели Американской федерации труда. В то же время отраслевые ассоциации предпринимателей (всего 17 ассоциаций) в соответствии с первого раздела закона разработали и приняли кодексы честной конкуренции. За ними для предприятий одной отрасли строго регламентувались объемы производства (применение однотипных технологических процессов), предел заработной платы, продолжительность рабочей недели, определялись рынок сбыта товаров, цена на продукцию и т.д. Кодексы запрещали применения детского труда. Если кодекс утверждал президент, он набирал силу закона, а силу антитрестовского законодательства временно приостанавливалась. В целом во всех отраслях промышленности администрация Рузвельта санкционировала к действию 746 кодексов, которые охватили 99% американской промышленности и торговли.

Второй и третий разделы Закона о восстановлении промышленности также содержали положения, регламентирующие порядок взимания и расходования налогов, которые были направлены на организацию общественных работ и выплату пособий по безработице. Созданная конгрессом США Администрация общественных работ, которой выделяли громадную по тем временам сумму - 3,3 млрд долл., развернула широкомасштабную деятельность для создания новых рабочих мест в сфере муниципального хозяйства, дорожного строительства и др., для организации трудовых лагерей для безработной молодежи в возрасте от 18 до 25 лет. Всего на общественных работах на начало 1934 г. работало 5 млн человек, выплатой пособий по безработице было охвачено 20 млн, численность молодежи, которая работала в трудовых лагерях, составляла 250 тыс. человек. В лагерях молодежь имела бесплатное питание, ночлег, форму и 1 долл. в день. Работала она под присмотром инженерно-технического персонала, в остальном подчинялась офицерам.

Для более эффективного использования трудовых ресурсов правительство приступило к реализации крупных общенациональных проектов, которые способствовали экономическому прогрессу. Среди них - возведение гигантских плотин, с помощью которых предполагалось электрифицировать всю страну. Для воплощения в жизнь одного из проектов в 1933 г. создали региональное Управление долины реки Теннесси, деятельность которого изменила этот край. К пяти плотин добавилось еще 20 построенных, река стала судоходной. На работах в долине Теннесси работало 40 тыс. человек. Было значительно улучшено земледелие, приостановлено эрозию почв, поднялись молодые леса. Комплексное развитие этого экономического района стал первым опытом действия "встроенного стабилизатора" (этот термин появился в 50-х годах) - вмешательство государства в развитие хозяйства. Показателем его эффективности стал резкий рост доходов населения бассейна реки.

Трудом безработных на Юге США создавалась современная инфраструктура - строились автострады, аэродромы, мосты, порты и т.д.

Воплощены в жизнь меры по восстановлению промышленности дали в целом положительные результаты. Государству до весны 1935 г. удалось установить достаточно действенный контроль над промышленным сектором. При этом наблюдался дальнейший процесс монополизации промышленности США, что удовлетворяло крупные монополистические объединения.

 

Не менее важной была антикризисная аграрная политика Рузвельта, которая осуществлялась на основе Закона о регулировании сельского хозяйства. Конгресс США принял его весной 1933, p. накануне объявленного фермерами всеобщей забастовки. Для преодоления кризиса перепроизводства выбрали систему поощрений в виде премий и компенсаций тем фермерам, которые сокращали производство в своих хозяйствах. По замыслу правительства, такая политика уже на макроуровне способствовала не только уменьшению общих размеров товарной продукции, но и поддержанию цен на сельскохозяйственные товары (по закону, на уровне 1909-1914 гг.) и тем самым увеличению доходов фермеров. Были резко сокращены посевные площади (вспахано 10 млн акров занятых хлопчатником участков, уничтожено 1/4 всех посевов) и поголовья скота (забито 23 млн голов крупного рогатого скота и 6,4 млн голов свиней, мясо которых превращали на минудобрения). Это также повлияло на ценообразование. По сравнению с 1933 г. доходы фермеров в 1936 г. выросли на 50%. Однако от такой системы премирования и компенсаций выигрывали прежде всего крупные хозяйства, которые могли без существенных убытков сократить производство, а мелкие фермеры и далее испытывали трудности. Учитывая этот фактор, правительство по тем же законом принял чрезвычайных мер для снижения фермерской задолженности, которая на начало 1933 г. составила 12 млрд долл. В частности, правительство провело эмиссию казначейских билетов и государственных акций на сумму 3 млрд долл., что позволило в 1933-1935 гг. предоставить фермерам дешевые кредиты на сумму более 2 млрд долл. и тем самым ослабить обвальный процесс аукционной продажи обанкротившихся фермерских хозяйств. Благодаря займам много фермерских хозяйств справились с кризисом. Однако около 10% всех ферм (600 тыс.) в этот период разорились и их продали.

Важной инициативой правительства в области внешней торговли стало принятие Закона о торговле 2 марта 1934, p. по которому при заключении торговых договоров предусматривалась взаимная скидка тарифов на 50% на усмотрение президента "в интересах американской промышленности и сельского хозяйства". Цель закона - увеличить экспорт, открыть для США иностранные рынки. Закон был радикальной мерой в протекционистской стране и через несколько лет принес ощутимые выгоды для США.

"Новый курс" Рузвельта, как уже отмечалось, начало превращения США в социально ориентированное государство. Социальная направленность политики стала преобладать уже на втором этапе реформ, когда под давлением народного движения в июне 1935 г. был принят Национальный закон о трудовых отношениях. Он вошел в историю как закон Вагнера (по фамилии сенатора Г. Вагнера). Признавались необходимость коллективной защиты со стороны рабочих их интересов через профессиональные союзы путем заключения с предпринимателями коллективных договоров, право рабочих на забастовки. Администрации запрещалось применять репрессии на принадлежность к профсоюзам и вмешиваться во внутренние дела рабочих организаций. Суды обязывали рассматривать жалобы профсоюзов за нарушение закона. Одним из результатов действия закона Вагнера стало объединение всех рабочих организаций в Рабочий альянс Америки (1936), а также создание Лиги объединенных фермеров и Союза пайщиков.

По Закону о социальном обеспечении (август 1935 г.) была введена система пенсий по возрасту (с 65 лет) и выплаты помощи по безработице, в случае болезни и по инвалидности. Нормы пенсионного обеспечения были едиными для всей страны. Однако действие закона не распространялось на лиц, которые работали в сфере торговли, обслуживания.

Через два года в США приняли Закон о справедливых условиях труда, который регламентировал увеличение рабочей недели (44 ч с сокращением в следующие три года до 40 ч) и определял минимальную заработную плату (25 центов за час с последующим повышением за семь лет до 40 центов) на предприятиях федерального значения, а также запрещал применение детского труда.

В сочетании с ростом масштабов общественных работ, которые правительство наращивало, росло финансирования (в 1935 г. выделялось 4,9 млрд, 1938 г. - 5 млрд долл.), к тому же комплекс названных законов существенно улучшал положение наемных рабочих, отстаивая их интересы перед предпринимателями. Консерваторы даже обвиняли Ф. Рузвельта в социализации отношений найма, что не имело под собой почву, поскольку частная собственность оставалась неприкосновенной и не было национализировано ни одного предприятия или банка.

В "новом курсе" Рузвельта воплотились черты либерально-реформистского варианта регулируемого капитализма. Важнейшим инструментом правительственных мер стал государственный бюджет, за счет которого осуществлялось финансирование расширенного воспроизводства и социальных программ. Активная политика государственного вмешательства позволила США, во-первых, отвлечь революционную (как это не раз происходило в Европе) замену строя, а во-вторых, хоть и медленнее по сравнению с отдельными европейскими странами, преодолеть кризисное состояние экономики. К 1937 г. по ряду основных экономических показателей США практически вышли на уровень 1929 г.



Назад