Электронная онлайн библиотека

 
 Экономическая история

Экономическое развитие Великобритании и Франции


В Великобритании и Франции, подобно США, в период Первой мировой войны наблюдался интенсивный развитие етатистських тенденций и ослабление их в 1919-1929 гг. Как страны-победительницы они в некоторой степени компенсировали значительные потери, понесенные во время войны, в отличие от побежденных стран (прежде всего, Германии). При общем направлении развития - фомуванні системы государственного регулирования экономики, результаты деятельности их правительств были разными.

 

Послевоенная экономика Англии. В послевоенный период английская экономика, хотя и лишилась немецкой конкуренции на мировом рынке, однако еще больше отставала от американской. Технический застой в промышленности, пассивный внешнеторговый баланс, ощутимые потери торгового флота и много других факторов обусловили долгий период слабого развития народного хозяйства страны вплоть до начала мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. К тому же позиции английского капитала на мировом рынке ослабли в результате экспансионистской политики США. Более того, Англия оказалась их должником - сумма долга составляла 4 млрд долл.

В послевоенный период правительство Ллойд Джорджа осуществлял активную политику перевода экономики на мирные рельсы: проводились ликвидация государственных контрольных органов, разгосударствления военного комплекса страны. Однако это не привело к отмене государственного регулирования экономики. На начало 20-х годов в руках государства еще оставалось в 4 раза больше военных заводов, чем до войны. С целью регулирования экономических процессов в 1919 г. был принят Закон об отказе от золотого стандарта фунтов стерлингов, вследствие чего государство превратилось в единого контроллера выпуска бумажных денег. В 1921 г. правительство решило частично восстановить контроль над железными дорогами страны. Расширились также социальные функции государства: помощь безработным, жилищное строительство, развитие системы народного образования. В целом в 1924 г. экономический застой было преодолено.

Однако подъем наблюдался преимущественно в самых передовых отраслях промышленности (химической, автомобильной, электротехнической, авиационной таин.). Стагнацией же были охвачены старые отрасли: судостроение, металлургия, угледобыча, текстильная. Недостаток капиталов для модернизации этих отраслей предопределялась оттоком их за границу в поисках более высоких прибылей, в том числе и в побежденного страну - Германию. Это сделало невозможным переход английской промышленности в новых форм производства - массового, текущего, благодаря которым снижались затраты, повышалась конкурентоспособность товаров. Особенностью экономического развития Англии в послевоенный период было то, что, теряя лидерство в производстве товаров широкого потребления, Англия сосредоточилась на производстве товаров роскоши. Благодаря этому она имела возможность удержать прибыльную нишу на внутреннем и внешнем рынках.

Усиление протекционистских тенденций в мировой торговле ускорило вытеснение товаров массового потребления Англии с внешних рынков. Однако правительство продолжало придерживаться в целом принципа фритредерства. Кроме того, страна постепенно теряла товарные рынки через ощутимую переориентацию английского правительства на сохранение лидерства Англии в банковской сфере. Так, в 1925 г. правительство провел ревальвацию английской валюты за счет восстановления золотого стандарта фунта стерлингов. Стоимость его приравнивалась к 4,86 долл., то есть было восстановлено довоенное соотношение между английской и американской валютами. Хотя это мероприятие и способствовал росту курса фунта стерлингов, однако подорожание английских товаров задело интересы промышленников-экспортеров.

Стабилизация (1924-1928) не дала желаемых результатов. Промышленное производство страны в 1928 г. так и не достигло довоенного уровня, а по его размерам Англия оказалась на третьем месте в капиталистическом мире. В то же время с помощью американских и английских капиталов Германия возобновила свою экономическую мощь и вернулась на второе место.

 

Антикризисная политика правительства Англии. Мировой экономический кризис (1929-1933) несколько позже, чем в других странах, обрушилась на Англию. И хотя спад экономической активности здесь был меньшим, чем в других странах, удар экономического кризиса стал ощутимым во всех отраслях хозяйственного комплекса. В начале 1930 г. в стране обострилась проблема реализации, возникли трудности в получении кредитов, начались быстрое падение цен, массовое закрытие предприятий и, как следствие, рост безработицы. К 1932 г. промышленное производство сократилось примерно на 23% по сравнению с 1929 г. В отдельных отраслях падение было еще больше: производство чугуна сократилось на 53%, судостроение - в 8 раз. Цены на сельскохозяйственную продукцию снизились на 34%, что привело к разорению многих фермеров. Число безработных составило 22% от общей численности рабочих.

В отличие от "нового курса" Ф. Рузвельта правительство Англии не ставил задачу спасения промышленности или увеличения занятости. Единственной функцией его считалось создание благоприятных финансовых условий, ликвидация дисбаланса бюджета, торговли и кредита. Выполняя предвыборную программу, лейбористское правительство наращивало бюджетные расходы на обеспечение положения широких масс населения, бедных и безработных в основном за счет усиления налогового пресса на богатых, что привело к правительственному кризису.

Поводом к правительственного кризиса стало обсуждение в августе 1931 г. докладе созданной еще в марте 1931 г. королевской Комиссии по национальной экономики под председательством крупного банкира Дж. Мэя. На основе анализа финансового положения страны Комиссия прогнозировала бюджетный дефицит 120 млн фунтов стерлингов в год. Комиссия предлагала сократить государственные расходы на 96 млн фунтов стерлингов (2/3 приходилось на уменьшение выплат безработным) и увеличить прямые и косвенные налоги на 24 млн фунтов стерлингов. За принятие предложения голосовали Макдональд и еще два министры, другие - против. В результате раскола в правительстве, который привел к кризису в лейбористской партии, 24 августа 1931 г. Макдональд возглавил новый, так называемый национальный, правительство. Ключевые посты в нем получили консерваторы.

Новое правительство приступило к реализации намеченного Комиссией плана экономии и рационализации бюджетных расходов. Было увеличено прямые и косвенные налоги, уменьшен заработную плату государственным служащим и учителям, резко сокращено общественные работы. Был принят Закон о проверке бедных, который запрещал выплату пособия по безработице лицам, которые находятся на содержании своей семьи. В целом выплаты безработицы снизили на 10%.

Благодаря выполнению мероприятий, в которых приняла Комиссия и отечественные и зарубежные банкиры поддержали ее, правительства консерваторов удалось получить большую внешний заем. В августе 1931 г. более чем 100 американских и французских банков предоставили заем в размере 80 млн фунтов стерлингов с целью восстановления платежного баланса.

Наряду с регулированием государственных расходов правительство Англии употреблял другие меры для оздоровления экономики страны. Важным мероприятием стала отмена в сентябре 1931 г. золотого паритета национальной валюты. Вследствие этого произошла девальвация фунта стерлингов. Страны, которые входили в стерлингового блока (25 государств: страны Скандинавии, Голландия, Португалия, Аргентина, Бразилия и другие вместе с британскими колониями и домініонами) и устанавливали курс своих валют на основе курса английского фунта стерлингов, были вынуждены уйти с Великобританией. Кроме того, страны стерлингового блока передавали свои валютные резервы Англии в общий фонд блока, что давало англичанам немалые выгоды от этой сделки. Ориентируясь на фунт стерлингов, странам блока приходилось закупать английские товары и одновременно поставлять в Англии преимущественно сырье и продовольственные товары.

Англия достигла превосходства над странами-конкурентами, которые сохраняли некоторое время золотой паритет национальных валют (США, Франция, Германия, Италия и др.), за счет повышения ценовой конкурентоспособности своих товаров. Страны-конкуренты, в свою очередь, ужесточили политику протекционизма. Учитывая эти обстоятельства правительство Великобритании также принял меры для защиты внутреннего рынка, отказавшись от фритредерства и прибегнув к политике жесткого протекционизма. Установление высоких таможенных пошлин на иностранные товары положительно отразилось на развитии английской промышленности, что позволило улучшить платежный баланс за счет сокращения импорта.

Применены правительством меры способствовали восстановлению доверия к фунту стерлингов, а это способствовало возвращению иностранных вкладов в банки Лондонского Сити. До апреля 1932 г. фунт стерлингов стабилизировался, бюджет был сбалансирован. Эффекта стабилизации, в отличие от "нового курса" Рузвельта, достигла благодаря использованию имеющихся в Великобритании преимуществ в отношениях с другими странами, за счет предупредительных шагов на внешнем рынке и достаточно жесткого внутреннего экономического курса. Большую роль сыграла также протекционистская политика. В результате этого уже в 1934 г. был смягчен политику экономии, на что указывает рост заработной платы, снижение размеров налогов. В 1935 г. был отменен Закон о проверке бедных.

Экономический подъем, которое началось в 1934, p. существенно усиливали государственным ассигнованиям на развитие отраслей, связанных с производством оружия (автомобилестроительная, авиационная, радіопромислова и др.). Комплекс антикризисных мероприятий способствовал притоку инвестиций в старых отраслей экономики (судостроение, металлургия). Однако это в принципе не изменило внутрихозяйственных диспропорций. Угольная и текстильная отрасли промышленности и дальше испытывали трудности.

Усиление конкуренции со стороны США, Японии и Германии создавало трудности на внешнем рынке. Немецкие товары вытесняли английские в Западной и Юго-Восточной Европе и Латинской Америке. Как и накануне Первой мировой войны, англо-немецкий конкуренция в основном оказывалась в сфере экспорта товаров, прежде всего в сфере готовых промышленных изделий.

Новая экономический кризис в конце 1937 г. вызвала новый спад производства в Англии (по 1938 г. выпуск промышленной продукции снизился на 14%). Из этого кризиса стране удалось выйти только благодаря подготовке к новой мировой войны, которая требовала увеличения военного производства.

 

Послевоенная экономика Франции. Общий уровень французского промышленного производства за годы войны уменьшился на 40%, сельскохозяйственное производство - на 1/3, объем экспорта - на 50%. Материальный ущерб, нанесенный хозяйству страны, оценивали в 200 млрд франков. Частично их компенсировали побежденные страны (в основном, Германия). На основе положений Версальского договора к Франции отошли промышленно развитые области - Эльзас и Лотарингия, на 15 лет - угольная Саарська область (с 1920 г. Саар находился под управлением Лиги наций). Вместе с другими территориальными приобретениями (часть колониальных владений Германии), а также вместе с огромной контрибуцией это стало основой для достаточно успешного развития народного хозяйства страны в послевоенный докризисный период (1919-1930). Для Франции этого периода были характерны наиболее высокие по сравнению с другими странами-лидерами (кроме США) темпы экономического роста. Успешное развитие экономики Франции базировался на быстром росте промышленного сектора, прежде всего, новых и старых отраслей, тесно связанных с государственными военными заказами.

До 1934 г. с помощью государственных субсидий было восстановлено 8 тыс. промышленных предприятий, построены новые заводы, электростанции, железные дороги. Значительно хуже оставалось положение в легкой промышленности и сельском хозяйстве, которые не имели государственной поддержки.

В процессе стабилизации возникли и стали нарастать финансовые трудности. Причина их - оккупация Рурской области в январе 1923 г. вместе с Бельгией в расчете на получение дешевого каменного угля для французских металлургических заводов. "Пассивное сопротивление" немцев привел к прекращению добычи угля в Руре, а это, в свою очередь, - к росту расходов Франции на оккупации Рура. Трудности вызвали также колониальные войны в Марокко и Сирии, которые требовали больших средств и тем самым увеличивали дефицит государственного бюджета. Падал курс франка.

Для стабилизации валюты правительство Франции провел финансовую реформу. С целью стабилизации бюджета были повышены косвенные налоги, тарифы на железнодорожный и водный транспорт, сокращенно заработную плату государственным служащим и пенсии инвалидам войны. В декабре 1926 г. девальвировали франк до 1/5 его довоенной стоимости, что привело к некоторой его стабилизации.

В конце 20-х годов вновь усиливается государственное регулирование экономики. Для этого создают специальные координационные органы - Национальный экономический совет и Высший железнодорожную совет, в состав которых входили и известные предприниматели. Государственный банк "Национальный кредит" осуществлял распределение субсидий на восстановление и развитие разрушенных войной районов. Достаточно активное вмешательство государства обусловлено не только неустойчивым политическим балансом сил в Европе, но и стремлениями монополий Франции добиться лидерства на внешних рынках, необходимостью освоения вновь приобретенных территорий, неустойчивой внутриполитической равновесием под влиянием роста популярности социалистических и коммунистических движений, другими факторами.

 

Экономика периода мирового кризиса. В 1930 г. мировой экономический кризис обрушился и на Францию. По ряду обстоятельств она оказалась особенно затяжной и продолжалась до 1936 г. В кризисный период состоялась крайняя радикализация внутриполитических отношений, что связано с отличной от других стран социальной структурой французского общества, а также политическими традициями страны. Наряду с усилением демократических и леворадикальных течений усиливалась фашизация страны по примеру Италии и Германии. Борьба между разными политическими силами не только определила особенности антикризисной политики, но и значительно повлияла на продолжительность кризиса.

За период кризиса общий уровень промышленного производства уменьшился на 1/3, производство сельскохозяйственной продукции - на 40, оборот внешней торговли - на 60%. В стране разорилось 10 тыс. мелких промышленных предприятий, 100 тыс. торговых заведений, обанкротились десятки крупных компаний. Росла безработица (составляло 1,5 млн человек), почти в 3 раза снизились доходы крестьян.

Выход из кризиса французское правительство искал в реформировании экономики на пути политики дирижизма (усиление государственного регулирования экономики). Это была экономическая политика государства, которая осуществлялась в условиях рыночной экономики и господства частной собственности. Касалась она в основном государственный сектор.

Французское правительство продолжало политику увеличения государственных заказов для предприятий военно-промышленного комплекса, предоставляя им кредиты, налоговые и таможенные льготы. Были разработаны также социальную программу помощи безработным.

Экономический кризис вызвал резкое обострение социально-экономических проблем. Поиски путей выхода из нее привели к усилению противостояния различных политических сил. Вершиной его стали попытки фашистских организаций "Огненные кресты" де ля Рока, "Аксьон франсез", "Патриотическая лига", которых поддерживали крупные монополии и представители церкви, в феврале 1934 г. силой захватить власть. Создан из коммунистов и социалистов Народный фронт предотвратил этом путча. В начале 1936 г. Народный фронт поддерживали организация радикал-социалистов, движение интеллигенции "Амстердам - Плейєль" и др.

 

Программа правительства Народного фронта. Опубликована в январе 1936 г. программа Народного фронта была ориентирована преимущественно на удовлетворение неотложных потребностей широких слоев народа и предполагала закрепления демократических свобод. Она предусматривала ограничение власти финансового капитала, национализации Французского банка и объектов военной промышленности. Среди основных требований социального характера следует указать: создание национального фонда безработицы, сокращение рабочей недели без уменьшения содержания, увеличение количества рабочих мест, в частности за счет уменьшения пенсионного возрастного барьера. Кроме того, намечались широкая организация общественных работ, регулирование закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию в интересах производителей, поддержка крестьянских кооперативных обществ и т.п.

Победа на выборах 1936 г. дала возможность создать правительство Народного фронта во главе с премьер-министром Леоном Блюмом (1872-1950) и приступить к выполнению программы. Уже через три дня после образования правительства было заключено соглашение между всеобщей конфедерацией труда и предпринимателями об увеличении заработной платы, признание профсоюзов и института цеховых старост. Соглашение предусматривало введение 40-часовой рабочей недели, предоставления оплачиваемого отпуска, признание системы коллективных договоров. Эти и другие положения Народного фронта было закреплено через несколько дней решением французского парламента.

Правительство Блюма реализовал ряд пунктов программы: повысил заработную плату шахтерам и государственным служащим, увеличил пенсии бывшим фронтовикам, организовал общественные работы, ликвидировал налог с выплат по безработице, установил в 1937 г. для мелких предприятий, как следствие налоговой реформы, 2% налог с оборота, а для крупных - 6%, увеличил налоги на большое наследство и высокие доходы, в том числе на прибыль акционерных компаний, установил контроль над деятельностью Французского банка, провел частичную национализацию военной промышленности и полностью национализировал железной дороги, созданное Национальное зерновое бюро регулировало цены на зерновые продукты, закупало зерно у крестьян по ценам, иногда в 2-3 раза превышали низкие кризисные цены, ввел 40-часовую рабочую неделю и т.д.

Резкие изменения антикризисного курса, которые оказались прежде всего в увеличении расходов по социальным статьям, поставили правительство Блюма перед острой проблемой дефицита государственного бюджета, что непомерно разбух. Правительство вынуждено было пойти на первую девальвации франка, а это негативно сказалось на жизненном уровне широких веств населения. Левая направленность политики правительства, кроме того, способствовала усилению оттока капитала из страны, процесса сокращения производства, противодействия правительственному курсу со стороны капитала. Во второй половине 1937 г. страну охватила новая экономический кризис. Пауза в действиях правительства вызвала политический кризис и, как результат, изменение кабинета министров (его возглавил Камиль Шотан).

Однако уже весной 1938 г. в результате правительственного кризиса формируется второй правительство Л. Блюма, который проводит курс на свертывание политики Народного фронта. Такой поворот был вызван не только неудачами антикризисных мер и обострением социальной напряженности, но и преимущественно обострением внутриевропейской ситуации в связи с аншлюсом (завоеванием) Австрии. За счет сокращения социальных расходов Блюм надеялся ускорить строительство оборонительных сооружений.

Источниками средств для выполнения оборонной программы правительство определило: увеличение размеров налогов на капитал, который превышал 150 тыс. франков, на так называемые привилегированные предприятия (концессия, лицензия и др.), на сверхприбыльные оборонные предприятия, установление контроля за валютными операциями, импортом и другие мероприятия. Это непосредственно затрагивало интересы крупного капитала, что и стало главной причиной падения правительства Л. Блюма. Его сменил кабинет Эдуарда Даладье (1884-1970), который окончательно отказался от программы Народного фронта.

Правительство Е. Даладье в апреле 1938 г. получил от парламента чрезвычайные полномочия. Имя нового премьера связано с заключением Мюнхенского соглашения между четырьмя европейскими странами (Великобританией, Германией, Италией, Францией) о разделе Чехословакии, с так называемой политикой "умиротворения" Германии, которые непосредственно предшествовали началу Второй мировой войны.

Нестабильность экономики Франции вплоть до конца 30-х годов стала следствием непоследовательности антикризисных мер и того, что не было общенациональной программы выхода из кризиса. Вследствие этого Франция существенно уступила свои позиции на мировых рынках. Государственное ассигнования на военное строительство несколько оживило экономику страны перед войной, но основные проблемы оставались не развязанными.

Вместе с тем, опыт Народного фронта подтвердил возможность и необходимость государственного регулирования экономики в интересах общества, показал возможность и эффективность совместных усилий государства и здоровой части общества в противостоянии тоталитаризма, фашизма. Деятельность правительства Народного фронта заложила основы политики реформирования экономических отношений на основе развития системы государственного регулирования в интересах широких слоев общества без применения крайних форм социальной борьбы, отказа от самой капиталистической системы.



Назад