Электронная онлайн библиотека

 
 Экономическая история

Становление и развитие государственного социализма в СССР


Революционные преобразования. 25 октября (7 ноября) 1917 г. к власти пришла одна из радикальных партий России - РСДРП (б). Ее экономические задачи был определен на VI съезде партии (1917), они имели характер не социалистического строительства, а общественно-государственного вмешательства в производство, распределение, финансы и регулирования рабочей силы на основе введение всеобщей трудовой повинности.

Для практического осуществления государственного контроля необходима была национализация банков и синдикатов, которую при этом не сводили лишь к конфискации, к изменению форм собственности. По мнению большевиков, национализация имела не нарушить капиталистические хозяйственные связи, а наоборот, объединить их в общенациональном масштабе, стать формой функционирования капитала под общим контролем трудящихся (прежде всего рабочего класса) в период перехода от капитализма к социализму и привести общество к самоуправления. В переходный период, конкретные сроки которого не определялись, предусматривалось сохранение и использование товарно-денежных отношений. Конкретно-исторические условия 1917-1918 гг. в сочетании с нетерпимостью трудящихся масс, неприятием буржуазией новой власти обусловили вызревания идей о возможности немедленного осуществления коммунистических принципов, которые разработали К. Маркс и Ф. Энгельс. Согласно них в новом обществе должен был действовать безтоварний (безденежный) механизм. Для того чтобы преодолеть тяжелый кризис и в то же время использовать капитал в интересах трудящихся, было предложено централизацию хозяйственной жизни и общий характер государственного аппарата на основе привлечения к управлению всех граждан.

Экономическую политику первых месяцев советской власти (октябрь 1917 - лето 1918 г.) В. Ленин определил как "красногвардейскую атаку на капитал", задачей которой было сосредоточение в руках органов диктатуры пролетариата "командных высот" в экономике и одновременно создание социалистических органов управления. Основными методами ее стали принуждение и насилие.

До основных мероприятий этого периода входили: организация рабочего контроля, национализация банков, воплощение в жизнь Декрета о земле, национализация промышленности и организация системы управления ею, введение монополии внешней торговли.

 

Установление рабочего контроля. В форме фабрично-заводских комитетов органы рабочего контроля возникали еще в период Февральской революции. Новое руководство страны рассматривало их как один из центральных органов переходного периода, который осуществляет не только контроль и учет, но и организацию производства.

Рабочий контроль предполагалось осуществлять в течение длительного времени.

Однако в условиях начатой национализации в первые месяцы советской власти сфера действия рабочего контроля сужалась. 14 (27) ноября 1917 г. было принято Положение о рабочем контроле. Его выборные органы предполагалось создать во всех отраслях на предприятиях, где использовали наемный труд. Контроля подлежали производство, снабжение сырьем, продажа и хранение товаров, финансовые операции. Устанавливалась судебная ответственность владельцев предприятий за невыполнение предписаний органов рабочего контроля. В ноябре - декабре 1917 г. рабочий контроль был установлен в промышленности, на транспорте, в банках, торговле, сельском хозяйстве, в главных промышленных центрах. Он считался школой подготовки кадров советского хозяйственного аппарата и важным средством налаживания государственного учета ресурсов и потребностей. Вместе с тем рабочий контроль в значительной степени ускорил проведения национализации и изменил ее направления. Будущие хозяйственники с первых шагов деятельности овладевали командными, принудительными методами работы, которые основывались не на знании экономики, а на лозунгах момента.

 

Национализация. В первые же дни Октябрьской революции большевики захватили Государственный банк. Его национализация (декрет ВЦИК 27 декабря 1917 г. "О национализации банков") еще не означала, что новые хозяева овладели банковское дело, но создало более благоприятные условия для проведения контроля за финансами предприятий. Однако общий саботаж, злоупотребления банковских работников, фактическое объединение частных банков с Государственным банком продолжались еще в 1920 г. Сопротивление, которое оказывали по всей стране банкиры, новая власть расценила как саботаж со стороны владельцев частных банков. Это значительно ускорило национализации их (конфискации). Финансовое хозяйство Украины подчинялось фінорганам России.

С первых дней революции в распоряжение советской власти переходили отдельные предприятия, которые имели важное значение для государства и владельцы которых не подчинились решению государственных органов. Прежде всего национализировали крупные заводы военного назначения, среди них Обуховский, Балтийский и др. Однако уже в настоящее время по инициативе трудящихся объявлялись национализированными также предприятия местного значения. Они передавались созданной 1 декабря 1917 г. Высшему совету народного хозяйства России (ВСНХ). В Украине было сформировано филиала ВСНХ, которые не имели автономии. Одними из первых в Украине национализировали акционерных обществах "Продамет" и "Кровля" (январь 1918 г.). Позже было национализировано 9 из 15 крупных металлургических заводов Украины, которые выплавляли 80% чугуна и стали, 230 крупных шахт, судостроительные заводы Юга, ряд предприятий Харькова, Екатеринослава и других городов. Следовательно, экономический потенциал Восточной Украины рассматривался как собственность революционной России и испытывал тех самых революционных тенденций. Украинские правительства суток национально-освободительной революции (1917-1919) существенно не повлияли на изменение общего положения и развитие экономики Украины. Их стремление создать единый самостоятельное экономическое пространство Украины не увенчались успехом.

На практике идея национализации постепенно сводилась к конфискации, что негативно сказалось на работе промышленных предприятий, поскольку нарушались хозяйственные связи, утруднювалося налаживание контроля в масштабе страны. Несмотря на такое положение, с начала 1918 г. национализация промышленности на местах стала приобретать массового характера, стихийных и все более возрастающего конфискационного движения. Нехватка опыта приводил к тому, что иногда обобществляли предприятия, к управлению которыми рабочие фактически не были готовы, а также малые предприятия, которые становились обузой для государства. Распространение получила практика незаконной конфискации по решению фабзавкома с последующим его утверждением государственными органами. На этом фоне происходило ухудшение экономического положения страны. Производство чугуна и стали по 1917 г. сократилось на 24%, добыча угля в Донбассе - в 2 раза. Положение осложнялось с хлебом. Для того чтобы остановить нарастание этого неконтролируемого упадка и разрушения экономических связей, Совет народных комиссаров (СНК) была вынуждена пойти на централизацию хозяйственной жизни в общенациональном масштабе. Именно это и определило характер национализации второго этапа (май - июнь 1918 г.). В распоряжение государства переходили уже целые отрасли производства, прежде всего те, в которых позиции крупного финансового капитала были наиболее крепкие: сахарная промышленность (национализирован в мае), нефтяная, металлургическая и машиностроительная (национализирован в июне).

В собственность государства до 1 июля перешло 513 крупных промышленных предприятий. 28 июня 1918 г. СНК принял Декрет о всеобщей национализации крупной промышленности страны "с целью решительной борьбы с хозяйственной и производственной разрухой и для укрепления диктатуры рабочего класса и крестьянской бедноты". В условиях гражданской войны началась национализация всех промышленных предприятий. К осени 1918 г. промышленность было почти полностью национализирован.

Декрет о земле, принятый на II съезде Советов (1917), заложил основы новых аграрных отношений. В нем сочетались радикальные меры - отмена частной собственности на землю и передача помещичьих имений, "как и всех удельных земель, монастырских, церковных, со всем живым и мертвым инвентарем", в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных советов крестьянских депутатов - с признанием равноправия всех форм землепользования (подвірної, хуторской, общественной, артільної) и правом распределения конфискованной земли по трудовой или потребительской нормами с периодическим переделом.

Национализацию и распределение земли осуществляли на основе Закона о социализации земли, принятого ВЦИК 27 января (9 февраля) 1918, p. который определял порядок распределения и потребительской-трудовую норму надела. В 1917-1919 гг. распределение провели в 22 губерниях. Землю получили более 6 млн крестьян. Их освободили от платы за аренду земли и от долгов Крестьянском банке. Коренного изменения претерпела социальная структура села: доля состоятельных крестьян уменьшилось с 15 до 5%, середняков - резко возросла (с 20 до 60), а число бедных уменьшилось с 65 до 35%. Некоторые образцовые хозяйства не подлежали разделения, а реорганізовувались в исследовательские показательные формы советского хозяйства - совхозы.

Одновременно были приняты меры военного характера, что стало проявлением "надреволюційності" на селе. В частности, установлено государственную монополию на хлеб; 27 мая 1918 г. продовольственным органам предоставлены чрезвычайные полномочия для закупки хлеба (формирование этих органов началось после утверждения декрета о предоставлении Народному комиссариату продовольствия чрезвычайных полномочий по борьбе с деревенской буржуазией, которая скрывает хлебные запасы и спекулирующей ими). На основе декрета от 11 июня 1918 г. создали продовольственные отряды (продотряды) и комитеты бедноты (комбіди), задачей которых было изъятие излишков хлеба по твердым ценам (весной 1918 г. деньги уже мало что значили и хлеб фактически изымали бесплатно, в лучшем случае - в обмен на промышленные товары). Действия продотрядов и комбідів способствовали увеличению ежедневного вывоза, например Украины, продовольствия - с 140 вагонов в марте до 400 в июне 1918 г. Вывоз хлеба сопровождался реквизициями, насилием над крестьянами, осуществлялся террор над украинским селом. Однако и в этих условиях В. Ленин не ставил вопрос об экспроприации кулаков, а лишь о подавлении их контрреволюционных намерений.

В целом к началу гражданской войны сложилась такая система управления народным хозяйством: ЦК партии разрабатывал теоретические основы деятельности аппарата; Совнарком (РНК) развязывал наиболее важные вопросы; народные комиссариаты руководили отдельными сторонами народнохозяйственного жизни; их местными органами были соответствующие отделы исполкомов советов; Высший совет народного хозяйства (ВСНХ) - центр всеобщего управления промышленностью, который осуществлял руководство через свои главные управления, а на местах - через губернские и городские совнархозы. Предприятие возглавлял правление, 2/3 членов которого назначал местный совнархоз, а 1/3 избирали на полгода. При этом доминировал отраслевой подход к управлению.

 

Политика "военного коммунизма". С началом гражданской войны летом 1918 г. и иностранной интервенции 2 сентября ЦИК объявил Республику единым военным лагерем. Устанавливался командно-административный режим для сосредоточение в руках государства всех имеющихся ресурсов и спасения остальных хозяйственных связей. Начали предпринимать чрезвычайные меры, названных позже политикой "военного коммунизма". Она приобрела завершенных рис до весны 1919 г. Составляющие политики "военного коммунизма" такие:

- введение (май 1918 г.) продовольственной диктатуры (хлебная монополия государства и твердые цены, продотряды и т.п.);

- национализация всех предприятий;

- централизация распределения сырья и готовой продукции;

- запрет свободы торговли (ноябрь 1918 г.), сворачивание денежного обращения, введение карточной системы распределения продуктов;

- милитаризация народного хозяйства, установление государственного контроля за производством, введение всеобщей трудовой повинности;

- введение (январь 1919 г.) продовольственной раскладки на хлеб, а затем и на другие продукты сельского хозяйства.

"Военный коммунизм" - это модель государственного регулирования экономики, которая имела двойную природу. С одной стороны, он был реакцией на критические обстоятельства и поэтому представлял собой набор вынужденных временных мер, а с другой - его реализация на практике стала попыткой непосредственного перехода к новому общественному строю. Своеобразным стержнем политики "военного коммунизма" стала продразверстка, согласно которой каждая губерния должна была сдать государству "излишки" зерна и других продуктов. Сначала размеры "излишков" определялись реальными потребностями семьи и фактическим наличием в нее зерна, но вскоре главным критерием стала потребность государства в хлебе.

Продразверстка была одним из элементов установки продовольственной диктатуры, что оказалась в введении монополии на торговлю, искусственном удержании стабильных цен, создании комитетов бедноты, формировании продотрядов для принудительной хлебозаготовки (в начале июля 1919 г. в Украине действовало 46 таких отрядов, которые насчитывали в своих рядах 1500 человек).

Идею построения безтоварного социализма путем замены торговли планомерным, организованным в общегосударственном масштабе распределением продуктов закрепляли декретов Совнаркома, принятыми в 1920 г.: "О бесплатном отпуск населению продовольственных продуктов" (4 декабря); "О бесплатном отпуск населению предметов широкого потребления" (17 декабря); "Об отмене платы за всякого рода топливо" (23 декабря).

Предлагались различные проекты ликвидации денег и замены их учетными трудовыми или энергетическими единицами - тредами, енедами. Однако кризисное состояние экономики подтверждал неэффективности предпринимаемых мер.

 

В Украине, где до 65% урожая шло на рынок (в Екатеринославской губернии - 50%, в Таврической - 60, в Херсонской - 65% и т.д.), к этой политики относились неодобрительно. Недовольство вызвал и план коллективизации деревни, провозглашенный 14 февраля 1919 г. в декрете ВЦИК "О социалистическое землепользования и о мерах к социалистическому земледелию". Курс на ликвидацию крупных помещичьих, крестьянских хозяйств и на переход от единоличного хозяйствования к обобществления производства вызвал недовольство и протест крестьянских масс.

В 1920 г. в результате гражданской войны и реализации политики "военного коммунизма" по сравнению с 1917 г. добыча угля уменьшилась в 3 раза, выплавка стали - в 16, производство хлопчатобумажных тканей - в 12 раз. Рабочие, занятые тяжелым трудом, получали за день 225 г хлеба, 7 г мяса или рыбы, 10 г сахара. Производство промышленной продукции в Украине снизилось до 1/10 довоенного уровня. В 1920 г. в Украине производили: стали - 1,7%, проката - 1,8, угля (Донбасс) - 22% от уровня 1913 г. Такое состояние экономики побуждал к новой волны национализации. В Украине она развернулась в третий раз. В руки государства перешло 11 тыс. промышленных предприятий, правда, государству удалось более-менее обеспечить работой лишь 4 тыс. из них. В январе 1920 г. был создан Украинский трудовую армию. 30 тыс. ее бойцов обеспечивали рабочей силой отдельные предприятия, их не раз использовали в качестве орудия принуждения. В хозяйственной практике получили распространение милитаризация труда, трудовые повинности.

Возглавляемую И. Сталиным Украинскую трудовую армию использовали также для извлечения из крестьянских хозяйств хлеба, а с 1920 г. - еще и мяса, яиц, отдельных видов овощей. Хотя официальное продразверстка для Украины составляла 140 млн пудов, однако И. Сталин считал, что в Украине есть 600 млн пудов хлебных излишков. Для того чтобы отобрать их у крестьян, создали огромную армию. Штат только губернских, уездных и районных продовольственных комитетов насчитывал 60 тыс. человек. А еще действовали члены продовольственных отрядов, трудармія, войска внутренней службы.

Резко усилилась централизация управления. С целью выявления и максимального использования имеющихся ресурсов предприятия лишали самостоятельности. Высшим органом стала образованная ВЦИК 30 ноября 1918 г. Совет рабочей и крестьянской обороны, задачей которой было введение жесткого режима во всех отраслях народного хозяйства и тесная координация работы ведомств. Общим центральным органом управления промышленностью оставалась Высший совет народного хозяйства (ВСНХ), структура которой приобрела ярко выраженный военный характер. Центральный аппарат ВСНХ состоял из общих (функциональных) и производственных отделов (металлургического, горного, текстильной и др.). Вопрос распределения сырья, учета и распределения готовой продукции, финансирование отдельных отраслей возлагалось на производственные отделы. Координацию действий родственных отраслей промышленности возлагали на производственные отделы ВСНХ. Главные комитеты, или центры (всего 42 - Главнафта, Главсіль, Центромідь и др.), сосредоточили оперативное руководство предприятиями. Между главком и предприятием во многих отраслях стояла еще одно звено - трест, который руководил несколькими небольшими предприятиями, которые не подчинялись непосредственно ВСНХ. Такая система централизованного управления получила название главкізму.

В течение гражданской войны, военной интервенции и блокады страны со стороны Антанты произошло резкое сокращение производства, снизилась производительность труда, увеличилась изношенность оборудования и т.д. Экономика страны оказалась в состоянии глубокого разрухи: было разрушено 70 тыс. км железных дорог, половину подвижного состава, общие материальные потери от войны составили 39 млрд золотых рублей, или четверть национального богатства. Украина, в частности Донбасс, на территории которых велись военные действия, понесли наибольшие разрушения.

Положение крестьянства было также тяжелым. Упадок промышленности и отсутствие свободного товарооборота лишали крестьян заинтересованности в расширении своего производства.

После окончания гражданской войны в конце 1920 г. на первый план выступило задачи восстановления народного хозяйства. Переход к развитию в мирных условиях нуждался также изменения методов управления экономикой страны. Военизированная система управления, бюрократизация аппарата, недовольство продразверсткой вызвали весной 1921 г. внутриполитический кризис, которая проявлялась в восстаниях и забастовках на предприятиях.

В марте 1921 г. X съезд РКП (б) в ходе внутриполитической борьбы принял решение о замене продразверстки продовольственным налогом (вскоре СНК УССР издал декрет о нормах и размер налога - общая сумма налога составила 126 млн пудов зерна вместо 180 млн пудов в соответствии с продразверсткой). Это положило начало перехода к новой экономической политике (нэп).

 

Новая экономическая политика. Появление новой модели хозяйствования обусловлена рядом объективных причин: переходом к мирному строительству, который требовал изменения акцентов в экономике, кризисным состоянием экономики, который имел тенденцию к усилению и стимулировал отход от военно-коммунистической доктрины, недовольством крестьянства продразверсткой (следует учесть, что 77% личного состава Красной армии этого периода составляли крестьяне), неблагоприятный для коммунистов состоянию мирового революционного движения, который заставлял большевистский режим придерживаться более гибкой политики в отношении крестьянства.

В 1921-1922 гг. формировалась непівська модель организации общества, которая фактически реализовалась на практике. В основу ее была положена концепция пути к социализму через государственный капитализм. Составной модели в экономике стала административно-рыночная система хозяйствования. Принципиальные ее характеристики такие: государственная монополия (минимальный связь с мировой экономикой) во внешней торговле, государственная собственность на большую и большую часть средней промышленности, торговли, транспорта; хозрасчет в промышленности, что действовал в ограниченном виде только на уровне трестов (объединений предприятий), которые находились в собственности государства; неэквивалентный обмен с деревней на основе продналога; торможение развития большого индивидуального хозяйства на селе.

Согласно решений X съезда продналоге определялся как процентное или частичный вывод продуктов с учетом числа едоков, наличии скота и количества полученного урожая. Размер налога устанавливался до сева и имел строго дифференцированный характер: для бедных крестьян его снижали. Излишки продукции позволяли реализовать в рамках прямого обмена на промышленные товары. Однако обмен практически сразу перерос в торговлю, что обусловило необходимость признания товарно-денежных отношений и торговли как формы их реализации.

С переходом к нэпу повсюду начала возрождаться кооперация. Правительство видел в ней оптимальную форму вовлечения крестьянства в социалистического строительства, важный элемент смычки города и деревни. В течение короткого времени сельскохозяйственная кооперация сосредоточила в своих руках значительную часть товарной продукции: в Украине, например, до 37% плановой заготовки зерна и почти 50% технических культур. В 1924 г. кооперативные организации обеспечивали до 96% потребностей промышленности в сырье. К концу восстановительного периода в Украине всеми видами кооперации было охвачено большую часть сельского населения республики. Натуральный налог заменили денежным, позволили наем и аренду земли.

Нэп обусловил существенные изменения и в промышленности. Оставляя в своих руках "командные высоты", землю и решающие отрасли хозяйства (крупная промышленность, банки, транспорт, внешнюю торговлю), государство перешло к новым формам хозяйственных отношений - к аренды. В аренду организациям (кооперативам, артелей и др.), а также частным лицам сдавали мелкие и средние предприятия, которые производили в основном потребительские товары. Арендодателями выступали ВСНХ и ее местные органы (районные и губернские). В Украине в 1921 г. в аренду было сдано 5200 таких предприятий, то есть почти половину имеющегося фонда. Арендная плата увеличила материально-финансовые ресурсы государства. Однако с 1924-1925 гг. сдачи государственных предприятий в аренду начали сокращать, а в 1928 г. прекратили.

Начатый процесс разгосударствления и внедрение хозрасчета нуждался более гибкой формы управления. Поэтому вместо сверхцентрализованных главков, тормозили нэп, создали тресты, которые стали основными звеньями управления государственной промышленностью. Первые тресты в Украине организовали осенью 1921 г. (Тютюнтрест, Маслотрест, Цукротрест, Югосталь и др.). Всего в республике было создано 21 республиканский и 54 губернских тресты, они объединяли 304 предприятия и имели широкую хозяйственную самостоятельность. Однако хозрасчет на предприятия, которые входили в трестов, фактически не распространялся, а это тормозило развитие рыночных отношений.

Позже возникла новая форма организации производства - синдикаты. Они выполняли функции торгово-распределительного аппарата трестов по реализации продукции и снабжения предприятий сырьем. Постепенно синдикаты из торговых трансформировались в регулирующие, а отчасти в управленческие организации, заменив главки. ВСНХ Украины руководил теперь не массой предприятий, а регулировал и планировал хозяйственную деятельность трестов и синдикатов. Для обеспечения взаимодействия плановых и рыночных принципов в феврале 1921 г. было создано Госплан СССР (через 7 месяцев - Госплан Украины), а на местах - ведомственные и территориальные плановые комиссии. Руководствовались тем, что рынок необходимо организовывать и научно предусматривать, то есть влиять на него через планирования.

Важной формой привлечения иностранного капитала для восстановления народного хозяйства страны в первой половине 20-х годов стали концессии. Государство предоставляло предприятия или территорию для разработки его природных ресурсов и осуществляла контроль за их использованием, не вмешиваясь в хозяйственные и административные дела. Концессии обкладывали такими же налогами, что и государственные предприятия. Оплата осуществлялась частью полученной прибыли (в виде произведенной продукции), другую ее часть могли реализовать за рубежом.

Возрождение товарно-денежных отношений обусловило необходимость восстановления денежной системы. В октябре 1921 г. было основано Госбанк РСФСР. В Украине действовали банки как общесоюзного и республиканского значения, возобновили работу финансово-кредитные учреждения местного значения (коммунальные банки, кредитные общества и др.), которых в 1925-1926 гг. уже насчитывалось 250. Начали работу биржи (первая Харьковская - февраль 1922 г.). В 1924-1925 гг. в Украине их было 15 с общим годовым оборотом более 1 млрд рублей. Наряду с товарными биржами в Украине во всех крупных губернских городах и большинстве уездных функционировали биржи труда, которые регулировали рынок рабочей силы, обеспечивали занятость, оказывали материальную и денежную помощь безработным. В 1924 г. был создан Наркомат внутренней торговли СССР (соответственно и Украины).

В 1922-1924 гг. провели денежную реформу - ввели жесткую конвертируемую денежную единицу (червонец). В ноябре 1922 г. создали Госбанк СССР, он выпустил банковские билеты (червонцы), которые обеспечивались в размере 25% золотом и иностранной валютой, а часть - дефицитными товарами, краткосрочными векселями и другими обязательствами. Золотое содержание червонца (7,74234 г чистого золота) отвечал 10 рублям 1913 г. Червонец стал вытеснять радзнаки. Если в январе 1923 г. в денежном обращении страны было 97% радзнаків и лишь 3% червонцев, то в феврале 1924 г. радзнаків осталось всего 16,8%, а червонцев стало 83,2%, в Украине соответственно 26,5 и 73,5% (были проведены две деноминации радзнаків: 1922 г. - 1 новый рубль равнялся 10 тыс. старых, 1923 г. - 1 новый рубль равнялся 1 млн предыдущих рублей). Вместе с этим повышался курс червонца и относительно твердой валюты (июнь 1923 г. - 3,85 долл., февраль 1924 г. - 5 долл. США). Червонец стал основной валютой (1 червонец равнялся 50 тыс. радзнаків в 1924 г.), которая имела устойчивый паритет с золотом и иностранной валютой. Госбанк стал единым эмиссионным центром страны. По решению II Всесоюзного съезда Советов СССР 2 февраля 1924 г. выпустили казначейские билеты номиналом 3,5 рубля, а также медные и серебряные разменные монеты. Предыдущие денежные знаки у населения выкупили.

Создание денежной системы, наряду с налоговой реформой, способствовало бездефицитности бюджета. Согласно налоговой реформы с конца 1923 г. промышленные предприятия отчисляли в госбюджет 70% всех доходов (сельхозналог составлял примерно 5%), что обеспечило в 1923 - 1924 гг. сбалансированность государственного бюджета. Было отменено трудовую повинность, введено сдельную оплату труда (1922). Подоходный налог состоял из основного и прогрессивного. Основной платили все граждане, кроме чернорабочих, поденщиков, государственных пенсионеров, а также рабочих и служащих с ежемесячной зарплатой менее 75 руб. Прогрессивный налог платили те, кто получал дополнительную прибыль. К тому же были еще и косвенные налоги: на соль, спички и т.д.

Произошли значительные изменения и в аграрной политике. Натуральный налог заменили денежным (в 1923 г. ввели единый налог, который изымали в смешанной форме на выбор крестьянина, с 1924 г. - только денежный: 1,2% своих доходов платили бедняки, 3,5 - середняки и 5,6% - кулаки). По Земельному кодексу 1922 г. было разрешено нанимать батраков и арендовать землю, отменили на десять лет величину земельных границ. В 20-х годах возникли первые колхозы (коллективные хозяйства) - кооперативные хозяйства добровольно объединились для совместного ведения крупного сельскохозяйственного производства на основе общественных средств производства и коллективного труда. В 1925 г. в Советском Союзе их насчитывалось 22 тыс. Они отмечались выше механизацией труда и товарностью.

Итак, основные мероприятия новой экономической политики - построение отношений между городом и деревней на экономической основе, развитие промышленности на новых организационных принципах и на базе электрификации, кооперирования населения, частичное введение хозрасчетных отношений, допуск частного капитала в экономику, наладка государственного регулирования, планирования и управления экономикой - в совокупности дали возможность до 1925 г. достичь основных довоенных показателей экономического развития. Однако период нэпа не характеризовался гармоничным бескризисным развитием. Наоборот, дестабилизирующие процессы расшатывали экономику почти ежегодно: финансовый кризис (1922), кризис сбыта (1923), товарный голод (1924), рост инфляции (1925). Однако взаимодействие плановости и развитие рыночных отношений обеспечивали динамическое равновесие в хозяйственной системе. С одной стороны, план выходил из потребностей рынка и учитывал процессы, которые происходили на нем, а с другой - организовывал рыночные процессы, производил на них активное влияние. Дестабилизация началась с нарушением этого взаимодействия, ростом с 1925 г. центристских тенденций в экономике, то есть с усилением централизованного планирования и управления экономикой в ущерб рыночным отношениям.

 

Сворачивание нэпа и формирования командной экономики. Как и каждая переходная модель, нэп не мог окончательно стабилизировать экономическое развитие. В конце 20-х годов резервы "восстановительного эффекта" был исчерпан, страна оказалась на пороге острого кризиса, в основе которой лежала недостаток капиталов для реконструкции промышленности. В 1926 г. оказалась нехватка металла, а затем других материалов и сырья. Она была обусловлена развитием нового строительства, напряженными планами выпуска продукции на действующих предприятиях. Для регулирования поставок создали Комитет государственных заказов. Товарный голод охватил и потребительский рынок.

Основными причинами этого были:

1) срыв хлебозаготовки (через недовольство крестьян государственными заготовительными ценам) и невыполнение экспортных обязательств, что уменьшило валютные поступления, и соответственно сокращение промышленного производства и капитального строительства;

2) значительно быстрее роста спроса на внутреннем рынке по сравнению с предложением (рост численности рабочих в промышленности и строительстве, снижение на 10% в 1927 г. цен с одновременным ростом номинальной заработной платы рабочих увеличили платежеспособный спрос);

3) политика активного вытеснения с 1926 г. частного капитала: повышение тарифов на перевозки частных грузов, приостановление государственного кредитования частных предприятий, введение в 1927 г. налога с сверхприбыли, запрет предоставления частным лицам в аренду государственных предприятий и возобновление старых договоров, уменьшение количества иностранных концессий (до 1930 г. ликвидировано большинство концессий; в 1931 г. ликвидирована частная промышленность);

4) огосударствление распределения: в 1929 г. осуществлен переход на карточную систему снабжения; в феврале 1930 г. ликвидировано товарные биржи и ярмарки.

Перед правительством СССР возникла проблема:

1) низкие темпы развития всего хозяйства на базе нэпа и прогрессирующее отставание от ведущих капиталистических стран;

2) отказ от рынка, возврат к административным методам, концентрация имеющихся ресурсов и форсированное развитие главной звена хозяйства - тяжелой индустрии. Выбрали вторую альтернативу.

Политика нэпа была вынужденным тактическим шагом, предпринятым под давлением обстоятельств, а не стратегической линией. Сворачивание в конце 20-х годов нэпа вызвано внутренними экономическими противоречиями этой политики и противоречивыми процессами, которые она вызвала в обществе. Среди них снижение темпов развития, исчерпания ресурсов, нежелание большевистской партии делиться властью и распространить действие экономического плюрализма на сферу политики, быстрая дифференциация общества, рост социальной напряженности, а следовательно, и создание социальной базы для решительного отказа от рыночных отношений. Этого требовала и государственная политика реализации курса индустриализации, принятого XIV съездом ВКП (б) в декабре 1925 г. Начала раскручиваться "машина чрезвычайности": в 1927 г. программа "переконструирования нэпа", развертывание кооперирования по производственному принципу и коллективизации, расширение плановых начал в экономике, активное наступление на капиталистические элементы города и деревни.

Восстановление и расширение государственного сектора создали условия и вызвали необходимость перехода от годового планирования в форме контрольных цифр к перспективному планированию. Первый пятилетний план (1928-1932) было утверждено в 1929, p. за ним воплощались в жизнь в 1933-1937 гг. второй и в 1938-1942 гг. - третий пятилетние планы. Госплан УССР, как и союзный, относительно пятилетнего плана стоял на таких позициях: План в 1932 г. Доля первого подразделения в валовой продукции всей промышленности выросла до 53,4% против 39,5% в 1928 г.

Взяв курс на модернизацию промышленного потенциала страны, советское руководство сразу столкнулось с тремя проблемами: средства, сырье и трудовые ресурсы для развития индустрии. Получить все это можно было от крестьянства, которое составляло большинство населения. Привычные административные методы в экономике - перекачивание средств за счет установления заниженных цен на сельхозпродукцию (в годы первой пятилетки они иногда составляли 1/8 рыночных) - уже не могли эффективно удовлетворить потребности индустриализации. Выходом была коллективизация, поскольку коллективное (контролируемое и управляемое государством) хозяйство могло быстро обеспечить рост производства и финансовых поступлений.

 

Коллективизация началась в 1928 г. Первоочередной задачей в области сельского хозяйства признавался развитие всех форм кооперации (производственной, жилой, кредитной, потребительской и т.д.), а перспективным задачам - постепенный переход к коллективной обработке земли на основе новой техники (механизация, электрификация). Однако не устанавливались сроки, формы и методы кооперирования. XV съезд ВКП (б) (1927) предусматривал медленный, постепенный, добровольный переход к кооперации. Однако практика диктовала быстрые темпы и жесткие методы, было возбуждено закреплены на бумаге основные принципы кооперации. Форсирование коллективизации привело не только к резкому сокращению поголовья скота и сбора зерновых, но и к человеческим жертвам, которых насчитывалось миллиона (около 10 млн человек). Вследствие этого в годы первых пятилеток действовала карточная система снабжения населения (до 1936 г.). В то же время коллективизация обусловила создание социальной базы для модернизации аграрного сектора, повышение производительности труда, высвобождение трудовых ресурсов для других отраслей экономики.

В 1929-1933 гг. провели хозяйственные реформы, которые завершили процесс ограничения рыночных отношений и способствовали формированию экономической системы, основанной на командно-административных методах управления экономикой. Прежде всего реформы охватили управления промышленностью. В 1932 г. ВСНХ реорганизовали в народный комиссариат (наркомат), который ведал тяжелой промышленностью. Далее развитие системы происходил путем дробления наркоматов, особенно интенсивно в 1938-1939 гг. На март 1939 г. их было уже 34, что означало переход к отраслевого принципа управления. Было восстановлено коллегии наркоматов. Резко возросла численность чиновников (только за годы первой пятилетки в 16 раз), администрирование охватило всю социально-экономическую структуру общества. Усилилась единоначалие, что утвердило командный стиль в управлении экономикой и господства директивных методов руководства.

Возражения рыночных отношений умаляет роль и значение хозяйственного расчета. По мере усиления директивного планирования и управления экономикой ослабела роль прибыли. Он почти полностью поступал в бюджет, из которого финансировались капиталовложения. Было введено прямое банковское кредитование (1930), а материально-техническое снабжение осуществлялось по принципу распределения. Предприятия, входившие в трестов, получали кредиты в соответствии с планами, которые составляли тресты. Предполагалось, что открытие предприятиями собственных счетов в банке повысит их оперативность. Однако практическое осуществление указанных мероприятий привело к противоположному результату. Кредитование стало осуществляться "под план", что подрывало сами основы хозрасчета. К тому же понимание хозрасчета изменилось: финансово-хозяйственная самостоятельность сводилась просто к сопоставление доходов и расходов предприятия, а сам хозрасчет рассматривался как форма учета и контроля. Госбанк за счет покупателей оплачивал счета поставщиков независимо от качества и ассортимента продукции, а также компенсировал все расходы, понесенные поставщиками.

Не стимулировала развития инициативы предприятия и налоговая реформа, хотя вместо большого количества налогов и видов налоговых изъятий в бюджет был введен налог с оборота и отчисления из прибыли.

Итак, в 30-х годах было создано экономическую систему, основанную на жестком централизме и директивности. По сути государство снова перешла к своеобразной "раскладки" как в сельском хозяйстве (обязательные поставки), так и в промышленности, где устанавливали жесткие директивные задания относительно производства и распределения продукции, а прибыль предприятия практически полностью изымали в бюджет государства. Утвердились командно-бюрократические методы управления. Урезание самостоятельности и прав предприятий привело к тому, что предприятия как хозяйствующие единицы стали превращаться в исполнительные органы центрального руководства. Все это завершилось возникновением командно-административной системы управления народным хозяйством.

Следует отметить, что были попытки вернуться к экономических методов управления. Так, в 1931 г. развернулось движение хозрасчетных бригад, начали переводить на хозрасчет цеха, пытались осуществлять новую тарифную реформу, направленную на увеличение разницы в оплате квалифицированного и неквалифицированного труда. Однако эти начинания осуществлялись под централизованным контролем и заканчивались расширением в дальнейшем сферы применения административно-командных методов. Если в период нэпа в планировании учитывали регулирующую роль рынка и закона стоимости, то при централизованном директивном планировании и управлении регулятором производства становился план, который слабо учитывал рынок, а часто и вовсе его игнорировал.

 

Развитие централизованного планирования проходил по линии все большего охвата планом всего народного хозяйства. В отличие от первого пятилетнего плана второй охватил развитие всех отраслей хозяйства - промышленности, сельского хозяйства, транспорта, товарооборота. В первом пятилетнем плане были определены задачи развития промышленности бывшей ВСНХ (60% всей промышленности). Второй пятилетний план охватывал всю промышленность. Если план ГОЭЛРО доказывал конкретные производственные задачи по 17 отраслях, а первая пятилетка - по 50, то вторая - по 120 отраслях промышленности. Жестко регламентировали не только плановые задания, но и ресурсы для выполнения их, формы и размеры оплаты труда, другие показатели.

Директивное централизованное планирование переносили также в сельское хозяйство. Еще в годы первой пятилетки начали разрабатывать государственные посевные планы, которые доводили до каждого района и колхоза. В 1932 г. впервые был разработан план тракторных работ МТС (в 1937 г. их насчитывалось 5518 и они обслуживали 91,5% колхозов), в 1935 г. - развитие животноводства на каждый год, в 1938 г. - проведение агрокультурных мероприятий. Было восстановлено методы внеэкономического принуждения, которые действовали в годы "военного коммунизма".

В наиболее уродливой форме командно-административные подходы оказались в насильственных методах и ускоренных темпах коллективизации, утвержденной во второй пятилетке (в колхозы было объединено 93% всех крестьянских хозяйств и 99% всех посевных площадей). Управление базировалось не на экономических методах, а на волюнтаристському вмешательстве в процессы производства, обмена и распределения сельскохозяйственной продукции. Планирование, которое игнорировало объективные законы развития, стало приобретать по сути бюрократического характера.

Результаты развития экономики, основанной на такой плановости, оказались противоречивыми. С одной стороны, система помогла мобилизовать и сконцентрировать экономические ресурсы в четко определенных сферах (участках) хозяйственной, научной, социальной деятельности. Так, в период второй пятилетки было достигнуто увеличение валовой продукции промышленности в 2,2 раза, 80% которой получили от новых и реконструированных предприятий, рост продукции в сельском хозяйстве - в 1,5 раза, снизилась себестоимость продукции на 10,3% (в первой пятилетке наблюдалось увеличение себестоимости на 2,3%). Страна получила технико-экономическую независимость. Она производила практически все виды промышленного оборудования, вышла в 1936 г. на первое место в Европе и второе в мире по объему промышленной продукции, хотя по производству на душу населения еще отставала от развитых стран. С другой стороны уже в этот период жизни неоднократно ставило вопрос о ликвидации военно-коммунистических командных методов управления аграрным сектором, основанных на жесткой регламентации хозяйственной деятельности колхозов и совхозов.

В годы третьей пятилетки наряду с усилением отраслевого планирования все большее значение приобретало планирования народного хозяйства в территориальном разрезе. Это сопровождалось укреплением централизованного планирования. В Украине в 1940 г. при Совнаркоме республики был создан Экономический совет, который должен усилить работу правительства с руководства хозяйственными наркоматами, осуществлять контроль за выполнением планов, рассматривать мобілізаційно-оборонные вопросы. Такие же советы создавали по контролю за выпуском товаров широкого потребления, сельского хозяйства и заготовки, коммунального хозяйства, топлива и транспорта. Крепко утверджувався принцип директивности хозяйственных планов, усилился степень централизации планирования производства и распределения продукции, финансовых и трудовых ресурсов. Значительно возросли роль Госплана как народнохозяйственного штаба страны и роль Госплана Украины как такового самого штаба в масштабе республики. Однако вторая половина 30-х годов обозначена заметным нарастанием проблем в хозяйственной жизни. В феврале 1941 г. была сделана попытка определить методы их преодоления. Снова намечалось повсеместное внедрение хозрасчетных отношений и ряда других мероприятий, но начать реализацию их не удалось. Становилось понятным, что формы и методы планового управления, сложившиеся в значительной степени исчерпали себя и стали причиной многих негативных явлений в экономике.



Назад