Электронная онлайн библиотека

 
 Украинская устное народное творчество

Глава 8. Лирические песни


Лирическая песня возникла позже, чем обрядовая поезія. ее появление связывают с тем периодом, когда фольклор начал постепенно терять первоначальное практическое значение и приобретать признаков художественного творчества. Основным признаком песен лиризм - эстетическое восприятие действительности, в процессе которого бытия осмысляется сквозь призму человеческих переживаний. С этим и связаны основные черты жанра. Здесь эпическое (розповідне) начало отступает на второй план, почти (или совсем) отсутствует изображение действия, поступки - все внимание сосредоточено на воспроизведении внутреннего мира человека (психологических состояний, мыслей, желаний, надежд, страданий и т. п.). Поэтому эпицентром лирической песни не сюжетность (подієвість, фабульність), а драматическая, эмоциональная напряженность, вызванная неким эпизодом, случаем из жизни. Отсюда и особенности поэтики жанра - первостепенное значение придается виражальним средствам, которые способны передавать тонкие эмоциональные состояния, влиять на человеческое воображение, возбуждая в ней художньообразні ассоциации и соответствующие рефлексии.

Тематика лирических песен щонайрізноманітніша.

Общепринято все лирические песни делить на две большие разряды: 1) семейно-бытовые; 2) общественно-бытовые.

Как видим, это разделение осуществлено на основе тематики. Семейно-бытовые песни отражают личную жизнь человека (любовь, жизнь в семье, семейные отношения, личные драмы, конфликты и др.), а в общественно-бытовых воспроизведенное социальную жизнь (общественные явления, общенародные проблемы, связанные с историческими, экономическими, политическими процессами, которые касаются всего народа), они воспроизводят жизнь не отдельной личности, а определенного слоя населения, общественной группы (казаков, рекрутов, бурлаков и др.) То есть в основе деления противоположность личное-общественное. Эта определяющий признак тематики предопределяет различия в характере, поэтике, художньообразній структуре песен двух разрядов.

Семейно-бытовые песни по своему происхождению старше, чем общественно-бытовые, поскольку личные духовные и семейные проблемы, семейные отношения, законы сосуществования всегда волновали людей; личные драмы и конфликты непосредственно влияли на духовную жизнь, моментально порождая соответствующие эмоции, психические реакции (одна из которых - выразить свою боль, печаль, радость, ненависть, поделиться своими переживаниями с другими; отсюда и тяга к художественного творчества, песни, в которой мелодией можно излить то, что не всегда удается выразить словами). Для того же, чтобы анализировать и выявлять свое отношение к общественной действительности, необходим определенный уровень национального сознания, который вырабатывается в процессе исторического бытия народа, что сопровождается определенными политическими, экономическими, социальными явлениями. Поэтому общественно-бытовые песни возникают несколько позже, когда национальное сознание способна анализировать процессы построения и общественные явления, то есть каждый человек осознает себя частью определенной национальной общности и социальной группы.



Назад