Электронная онлайн библиотека

 
 Экономическая история

Усиление интернационализации хозяйственной деятельности и экономической интеграции


Мировая экономика в послевоенный период имела свои особенности и прошла два этапа развития: 1) от окончания войны до начала 80-х годов; 2) от 80-х годов до современности. Первый период характерен выходом после восстановления экономики на траекторию устойчивого роста и развитием на основе идей, близких духа Дж.М. Кейнса. В США, Западной Европе в 60-х годах процветала идеология общества всеобщего благосостояния. Ныне считается, что этот этап необходим для того, чтобы та или иная страна в будущем могла воспринять идеи постиндустриального общества.

Сторонники кейнсіанських концепций утверждали, что теория Дж.М. Кейнса дает возможность осуществлять планирование экономики не только отдельных стран, но и всего мирового хозяйства. Американские экономисты выдвинули программы мирового экономического регулирования. Среди них - программы создания "мирового картеля" под эгидой американского капитала, способного, по их мнению, регулировать мировую экономику, планы создания всемирного альянса и всемирного правительства, способных осуществить международную координацию национальных экономических систем.

Для послевоенного периода стало характерным создания новых международных институтов и органов, регулирующие различные аспекты развития мировой системы, поэтапное формирование региональных и международных блоков и группировок. Эта тенденция сохраняется и в современных условиях.

В 1909 г. действовало 37 межгосударственных и 176 негосударственных международных организаций. В течение века произошли резкий рост их количества и расширение функций. В конце прошлого века насчитывалось соответственно 260 и 5472 таких организаций.

Первые попытки мирового экономического регулирования начались с кредитно-денежных институтов. Это соответствовало американской концепции государственного регулирования и планирования, которая оказывала решающее значение институциональном влияния на экономику через сферу кредита и денежного обращения. Еще в июле 1944 г. в Бреттон-Вудській конференции, в работе которой приняли участие 44 страны, было принято решение об учреждении для обеспечения дееспособности новой валютной системы Международного валютного фонда (МВФ) и Международного банка реконструкции и развития (МБРР). Не вступил в эти организации Советский Союз, хотя делегация СССР приняла участие в работе конференции.

Конференция утвердила систему золотого валютного стандарта, закрепила за долларом роль мировой конвертируемой валюты, а его золотое содержание определила в следующей пропорции: 1 тройская унция равна 35 долл. Доллар стал расчетной и резервной денежной единицей.

Решение конференции подтвердили изменение мирового лидера - им стали США. В основу решений было положено план валютного и финансового регулирования мирового рынка. Американский план был рассчитан на отмену валютных и таможенных ограничений экспорта товаров из США в другие страны, тогда как англичане пытались сохранить систему таможенных барьеров для охраны стран Британской империи от американской конкуренции. Именно этим объясняется значительно позднее вступление Англии в этих международных учреждений.

12 стран, которые вошли в то время к МВФ, могли воспользоваться его услугами для стабилизации национальных валют и нормализации рынка. Однако их положение было не одинаковым. Торговый баланс США был активным, тогда как баланс большинства участников фонда - пассивным, что требовало дополнительных валютных поступлений. Поэтому обращение за помощью в фонд фактически усиливало зависимость от США. Зависимость национальных валют участников МВФ оказалась уже в 1949 г. США на заседании МВФ заставили его членов согласиться на девальвацию своих валют, которую провели 26 стран. Официально курс английского фунта стерлингов снизился с 402,7 американского цента в 1947 г. до 279,9 цента в 1951, p. курс французского франка - в соответствии с 0,84 до 0,29, датской кроны - с 20,8% до 14,4, голландского гульдена - с 37,7 цента до 26,3 цента за тот же период.

Международный банк реконструкции и развития создан с целью предоставление его членам кредитов для приобретения сырья и материалов, необходимых для послевоенного восстановления, реконструкции и развития своих экономик. При этом банк или предоставляет кредиты из собственных резервов, или гарантии под кредит той или иной частной организации. Представители банка для изучения экономических условий кредитования разъезжают по странам, собирают самые разнообразные данные, которые имеют интерес для США.

Следует отметить, что после "долгового кризиса", когда возросла значимость коммерческих банков в финансировании государственных долгов стран третьего мира роль МБРР изменилась. Образование региональной экономической конфигурации как ЕС также сократило много функций МВФ. Обе организации отреагировали на эти события поиском новых политических подходов и новых сфер, где можно предложить "помощь". О новых подходах объявил отход от господства критерия "условности" в их сделках с государствами - клиентами в сторону принципа "эффективного управления", под которым МБРР понимает эффективное государственное администрирование. Новые сферы предложили после 1989 г. "переходные экономики" Восточной Европы и бывшего Советского Союза, и МБРР вместе с МВФ с готовностью охватил эти области своими советами и деятельностью, в числе которых и Украина.

Итак, до начала 80-х годов многие страны еще могли, не принимая во внимание остальные мира, строить свою самобытную, независимую от других экономику, проводя индустриализацию імпортозаміщуваного типа. Это и произошло в социалистических странах и странах Латинской Америки. В 80-х годах наступил период решительной либерализации и интернационализации, и это стало характерной особенностью второго этапа развития мирового хозяйства.

Экономическая теория, как и экономика стран, в настоящее время характеризуются акцентированием на либерализации и предпринимательстве (монетаризм, теория рациональных ожиданий, экономика предложения). Совсем по-другому ставился вопрос о роли государства в экономической жизни страны. Выяснено, что в условиях глобальной интернационализации экономической и социальной жизни усиленная регулирующая роль государства может подавить экономическую самобытность, привести к значительному оттоку капиталов из страны. Новые теоретические достижения пытались реализовать на практике. Именно поэтому 80-90-е годы - это время либеральных реформ или стремлений проведения их в некоторых странах мира, в том числе и социалистических, Латинской Америки, США, Великобритании и др.

 

Транснациональные корпорации. Еще одной характерной чертой послевоенного периода оказался устойчивое развитие международной торговли и расширения потоков капиталов. Производство, организованное на новейших технологиях, наштовхувалося на узость национального рынка при реализации своей продукции, а поэтому страны пытались вывезти ее за границу. Наращивание объемов международной торговли теперь происходит за счет не только расширение экспортного производства в стране, но и экспорта капитала в другие страны для строительства предприятий, способных создавать эти товары. Усиливается специализация производства, что приводит к преобразованию крупных современных компаний в вертикально интегрированные и диверсифицированные концерны: различные стадии создания продукта размещены в разных странах. Современные компании превращаются в ТНК. При этом инвестирование приобретает формы прямых капиталовложений. Уже в конце 80-х годов более чем 40% мировой торговли представляли собой по сути внутрішньовиробничі поставки ТНК.

По данным ООН, в 2000 г. в мире насчитывалось более 65 тыс. транснациональных корпораций (ТНК), в которых работали более 74 млн человек. Каждая из ТНК действовала не менее чем в шести странах. Число зарубежных филиалов составил более 850 тыс. При этом на территории промышленно развитых стран размещается более 80% материнских компаний и около 33% аффилированных; в развивающихся странах, - соответственно 19,5 и почти 50, в бывших социалистических государствах - примерно 0,5 и 17%. Ядро мирохозяйственной системы образуют 500 ТНК. Рыночная капитализация отдельных ТНК превышает 500 млрд долл. США, а ежегодные объемы продаж составляют 150-200 млрд долл. Ежегодный чистый доход каждой из крупнейших корпораций фактически равняется годовому бюджету Украины. При этом более половины объемов продаж приходилась на 100 крупнейших корпораций, а в каждой из 1000 ведущих компаний объем реализованной продукции превысил 1 млрд долл. Так, объемы продаж американской "Уол-Март Сторз" составили 246 млрд долл., "Дженерал моторз" - 186 млрд, "Екссот-Мобил" - 182 млрд, "Форд" - 163 млрд долл.

В настоящее время ТНК контролируют более 50% мирового промышленного производства, 67% международной торговли, более 80% патентов и лицензий на новую технику, технологии и ноу-хау, почти 90% прямых зарубежных инвестиций. Практически всю торговлю сырьем на мировых рынках контролируют ТНК, в том числе 90% мировой торговли пшеницей, кофе, кукурузой, лесоматериалами, табаком, железной рудой; 85% - медью, бокситами; 80% - оловом, керосином; 75% - натуральным каучуком, сырой нефтью.

Как правило, ТНК - многоотраслевые компании, деятельность которых широко диверсифицирована. Так, каждая из 500 крупнейших ТНК США в среднем имеет подразделения в 11 отраслях, а самые мощные охватывают 30-50 отраслей. В группе 100 ведущих промышленных компаний Великобритании многоотраслевых - 96, Италии - 90, Франции - 84, Германии - 78.

Дальнейшее усиление экономической мощи ТНК происходит за счет многочисленных слияний и поглощений, что свидетельствует о централизации и концентрации капиталов в глобальном масштабе для доминирования на мировых рынках. Происходят глобальные процессы передела мирового рынка в различных отраслях. Естественно, что в таких условиях ТНК требуют от правительства унификации правил международной игры, ликвидации препятствий на пути вывоза товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Особенно этот процесс оживился в 80-90-х годах, когда унификация и либерализация охватили все секторы, которые обслуживают деятельность этих международных гигантов.

Проникновение ТНК в другие страны сопровождается привнесением в эти страны новых знаний, новой технологии производства и новых производственных отношений. При поддержке национальных правительств ломаются социальные структуры традиционных обществ и международные корпорации превращают их в соответствии с "международными стандартами". Бытовая культура и ценности в различных регионах мира становятся все более похожими.

Ускорение этого процесса в современных условиях затрудняется различными уровнями строительства национальных государств. Большинство стран мира, в том числе Украина, проходят стадию становления и затем - развития государственности, тогда как высокоразвитые страны уже вышли за эти рамки. Несмотря на значительное различие экономики передовых стран - США, Германии, Японии, который дополняется различными национальными и культурными традициями, в дальнейшем развитии они становятся все более похожими друг на друга. Этой унификации экономики способствуют мощные потоки капитала между странами, которые требуют единых правил игры.

Для послевоенного периода характерно также усиление идеологии интернационализации и консолидации. Этому способствовало развитие производительных сил, который все больше нуждался активного обмена между многими странами и унифицированных правил игры на международном рынке. От переговоров на двусторонней основе, что создавало различные условия для экспорта или импорта одного и того же товара, страны перешли к международным соглашениям. Поэтому в 1947 г. 23 страны подписали Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), направленную на благоустройство международной торговли и максимальное снятие (а в идеале и на полную ликвидацию) таможенных препятствий и других ограничений. Это неправительственная организация, в которой для всех участников действуют одинаковые правила и в пределах которой ведутся многолетние многосторонние переговоры, направленные на снижение тарифов и ликвидации импортных квот.

Наиболее результативным по своим последствиям был восьмой раунд переговоров в 1986 г. в Уругвае (г. Пунта-дель-Эста), на котором были выдвинуты задачи полной ликвидации барьеров в торговле текстильной продукцией и услугами и создания единой системы защиты интеллектуальной собственности. Это по сути стало практической реализацией идеи о создании единого экономического пространства в мировом масштабе. Постепенно формируется единая мировая структура производства, что требует структурной перестройки национальных хозяйств во многих странах мира. Ведь снятие имеющихся ныне торговых ограничений и запрет государствам субсидировать производство продукции национальных предприятий, сельского хозяйства многих стран приведет к упадку и сокращение этого производства.

Деятельность ГАТТ значительно способствовала тому, что сегодня тарифы составляют лишь 5% налогооблагаемой пошлинами импорта, тогда как в межвоенный период они иногда превышали 50%. Сложность и масштабность проблем, которые стоят перед организацией, нуждались в ее реорганизации. В марте 1994 г. было принято решение о преобразовании ее в Мировую организацию торговли (ВТО), в которую автоматически вошли страны - члены ГАТТ. Несмотря на интернациональность, структура организации остается, в основном, "представительной" - члены принимают участие как представители своих правительств, решения принимаются большинством голосов (предвидя пункты избежания страной ответственности). Изменения были вызваны необходимостью регулирования не только движения товаров, но и услуг, особым вниманием к интеллектуальной собственности. Высокоразвитые страны, которые вступили в фазу постиндустриального общества, генерируют новые знания, новую информацию, на которые тратят большие средства. Производители новых интеллектуальных продуктов, естественно, заинтересованы в том, чтобы окупить свои значительные расходы, защитить свои права собственности.

 

Интеграция. Важным фактором развития экономики в послевоенный период стала интеграция в разнообразных формах. Страны-соседи с интенсивным торговым обменом и примерно сопоставимым уровнем хозяйственного развития образовывали зоны свободной торговли. Например, с 1 января 1948 г. по решению правительств Бельгии, Голландии и Люксембурга, которые находились в изгнании в Лондоне (1944), p. был создан таможенный союз (известный под названием Бенилюкс). В рамках союза уже в 1949-1950 гг. ввели ограничения на импорт промышленной продукции, а к середине 50-х годов в рамках Бенилюкса сняли преграды для свободного движения капиталов и миграции рабочей силы. За примером Бенилюкса уже в начале 1948 г. был создан таможенный союз "Франсітал" (Франция, Италия). Создание таких союзов вышло за пределы Европы. США и Великобритания также в том самом году приняли решение об международный контроль тяжелой промышленности Германии, создали международную администрацию, куда вошли, помимо представителей названных стран, еще и представители Франции, Германии и стран Бенилюкса. Такие же экономические союзы возникают и на других континентах: в 1945 г. образовалась Лига арабских государств (ЛАГ), которая охватила 20 стран, в 1948 г. - Организация американских государств (ОАГ), в которую вошли 31 латиноамериканское государство, США и Канада и др. По данным ГАТТ/ВТО, в середине 90-х годов XX века в мире было более чем 30 интеграционных группировок различного типа (зоны свободной торговли, таможенные союзы "общие рынки", экономические союзы). К ним относились как середньорозвинуті, так и мощные интеграционные группировки (Европейский Союз, нафта, АСЕАН и др.) в пределах которых перемещения финансовых и трудовых ресурсов было практически либерализовано. Итак, в мире во второй половине XX в. межгосударственные связи начинают перерастать в международную экономическую интеграцию.

 

Международная экономическая интеграция - это процесс хозяйственно-политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их воспроизводственных структур на разных уровнях и в разных формах. Она характеризуется:

1) планомерной изменением структуры отдельных стран, координацией сотрудничества государств, согласованной увязкой ассортимента продукции в странах содружества, а также совместным использованием научно-исследовательского потенциала на основе международного разделения труда;

2) созданием и совершенствованием международного сотрудничества, обеспечивающая международную специализацию и кооперирование производства;

3) активизацией роли внутренней экономической политики в создании условий для углубления эффективности хозяйственных связей с другими странами.

Примером наиболее совершенной интеграции может служить поступательное движение развития Европейского Союза, на повестке дня которого стоит не только снятие всех ограничений на торговлю, но и создание единого парламента и правительства. В отношении стран, не входящих в союз, все его члены проводят, как правило, единую таможенную политику, в результате чего для первых возникают менее благоприятные условия.

 

Европейский Союз (ЕС). Союз был создан на основе слияния в 1967 г. органов трех самостоятельных региональных организаций: Европейского объединения угля и стали (ЄОВС) - Франция, ФРГ, Италия и страны Бенилюкса Европейского Экономического Сообщества (ЄЕС) - Франция, ФРГ, Италия и страны Бенилюкса (1958); в 1973 г. в него вошли Великобритания, Ирландия, Дания, с 1981 г. - Греция, в 1986 г. - Португалия и Испания, с 1995 г. - Швеция, Австрия, Финляндия; Европейской ассоциации свободной торговли (ЄАВТ) - Великобритания, Норвегия (в 1973 г. вышла), Швеция, Дания, Австрия, Швейцария и Португалия (1960 г.). В 1991 г. ЕС и ЄАВТ достигли соглашения о создании Европейского экономического пространства (ЄЕП), который объединил 18 стран от Арктики до Средиземного моря. ЄАВТ - основной торговый партнер всех стран ЕС (его доля составляет 47% экспорта и 35% импорта ЕС).

Основным направляющим документом деятельности этих организаций стал Римский договор 1957 г. За ним предусматривалось:

а) в течение 12 лет ликвидировать таможенные сборы и установить общие внешние тарифы (выполнено в 1968 г., что обусловило создание ряда специфических европейских институтов - Европейской Комиссии и Совета министров в Брюсселе, Суд в Люксембурге и Европейского парламента в Страсбурге);

б) осуществить новую экономическую интеграцию, создать единый рынок товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. В 1967 г. было принято единую сельскохозяйственную политику, которую формировал Европейский фонд сельскохозяйственных гарантий и ориентаций (в 1962 г. за счет взносов стран-участниц), в 1977 г. был образован единый бюджет сообщества (0,7% от ВНП стран ЕС плюс поступления от импортных пошлин и взносов в ЄСП), непосредственные уплаты стран-членов, а с 1 января 1979 г. и 1% от налога на добавленную стоимость (переводятся в бюджет ЕС), с 1994 г. действует Европейское экономическое пространство (ЕС - ЄАВТ);

в) ввести единую валюту (в 1993 г. вступила в силу Маастрихтский договор о создании Европейского политического, экономического и валютного союза, Европейского Союза (ЕС), основной задачей которого было введение с 1 января 1999 г. единой валюты евро, выработки общей внешней политики, повышение роли Европарламента, сотрудничество в области безопасности, иммиграции, предоставления политического убежища а также введение европейского гражданства).

Итак, Маастрихтское соглашение - это программа уже единого внутреннего рынка ЕС. В ней сформулированы критерии, которым должны соответствовать страны, которые собираются перейти к единой валюте, законодательно определены финансовые ресурсы в форме так называемого Фонда сближения. Кроме того, юридически оформлено процесс координации макроэкономической политики. С 1 января 1994 г. действуют одобрены Советом ЕС Основные направления экономической политики, которыми должны руководствоваться все страны - члены Союза. В некоторой степени Маастрихт сформировал как реальность западноевропейскую конференцию, что стало важным следствием экономической и политической интеграции.

Промышленная продукция ЕС составляет 90% общеевропейского производства. С 1 января 1999 г. 11 стран ЕС перешли к единой валюты евро, кроме Великобритании, Бельгии, Швеции и Греции. В ЕС 11 официальных языков. Ведущую роль в этой организации играют Германия, Франция, Великобритания.

 

НЕФТЬ и другие организации. Таким же путем идет развитие международной интеграции в рамках Североамериканской ассоциации свободной торговли (нафта), которое создано в 1992 г. по соглашению между США, Канадой и Мексикой о создании общего североамериканского рынка. Между этими странами снимаются не только таможенные барьеры, НЕФТЬ открывает путь к созданию единого континентального рынка для свободного движения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Идет процесс "выращивания" взаимопроникновение крупного капитала на всей территории Североамериканского континента, что создает возможность доминировать над другими экономическими центрами мира (над Западной Європою и Японией).

В настоящее время в этом направлении активизировали свою деятельность организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, просматривается стремление Японии к созданию своеобразного азиатского рынка, идут переговоры о создании Восточно-Азиатского экономического сообщества.

Углубление экономической интеграции обусловливает необходимость создания наднациональных органов, способных координировать усилия различных стран и формировать механизм для цивилизованного решения спорных вопросов, что несколько ограничивает действие национальных правительств. Их задача - унификация правового пространства разных стран (правил игры) и координация экономической политики. Завершением этого процесса должно стать создание единого правительства и единого парламента.

Пока что ни один экономический блок не достиг такого развития (ближайшее к этому стоит Европейский Союз), поэтому важную роль и в дальнейшем играют международные организации. Среди них уже упомянутые МВФ и МБРР, которые пытаются решать также международные экономические проблемы. Кроме того, специфическую роль на международной арене играют регулярные совещания глав высокоразвитых стран.

Эти страны создали несколько своеобразных клубов, среди которых наиболее известен G-7 (или "Большая семерка"). Целью этого объединения (США, Япония, Германия, Великобритания, Франция, Италия, Канада) являются ежегодные встречи глав государств для обсуждения мировых валютных проблем, проблем равновесия платежных балансов и вопросов взаимной торговли.

В современный период развития интеграции спектр международных экономических организаций чрезвычайно широк. Каждая из них решает свой круг вопросов, касающихся мирового рынка, но ее решения носят всемирный характер. Если одна из них решает свой круг вопросов, это является сигналом для начала ведения переговоров других. Классическим примером этого является последовательность в решении вопросов по международной задолженности. Сначала та или иная страна договаривается с МВФ и только после этого с ней могут иметь дело страны Парижского, Лондонского клубов, Всемирный банк и др. Сам же МВФ зависит в принятии решений и в своих действиях от высокоразвитых стран из клубов G-7 или G-10.



Назад