Электронная онлайн библиотека

 
 Экономическая история

Рост экономического могущества США


Основы экономического роста. Военные заказы во время Второй мировой войны, которые с июня 1940 по сентябрь 1944 г. составили 175 млрд долл., были мощным стимулом роста американской экономики. Это единственная страна мира, чья экономика вышла из войны значительно крепче (национальный доход страны вырос в 2 раза). Этому способствовало также государственное инвестирование отраслей промышленности. Так, с 25,8 млрд долл., вложенных за годы войны в перестройку промышленности США, 17,2 млрд долл. приходилось на государственные инвестиции. После войны доля США составляла 60% промышленной продукции, 2/3 золотого запаса и 1/3 экспорта капиталистического мира. Наличие такого потенциала дала возможность США на середину 1947 г. быстро и успешно переориентировать свою экономику на выпуск мирной продукции.

В основу быстрой перестройки легла американская модель экономического развития общества, в которой значительное место заняло государственное регулирование общественного производства. В послевоенные годы роль государства в экономической жизни США выросла еще больше. Однако регулирования экономики, оказывая значительное влияние на некоторые виды экономической активности или даже контролируя их, не меняло основного устройства экономики. С одной стороны, государство все больше вмешивалась в процесс экономического развития, брала на себя ответственность за решение многих экономических проблем, связанных с производством, распределением продукции, а с другой - не только сохранились, но и получили дальнейшего развития рыночные отношения. Усиление регулирующих функций государства проявилось в увеличении правительственных закупок, предоставлении субсидий частным фирмам, в проведении благоприятной налоговой политики. Происходило дальнейшее развитие государственного предпринимательства. Государство становилась крупным собственником и во все больших масштабах осуществляла производство товаров и услуг.

Одним из первых шагов американского правительства в области государственного регулирования в послевоенный период стало издание в 1946 г. "Акта о занятости". Он предусматривал достичь в стране путем экономического регулирования максимальной занятости не только людей, но и производственных ресурсов. В документе подчеркивалось, что федеральное правительство берет на себя ответственность за "применение всех практически возможных мер по координации и использования всех его планов" с тем, чтобы обеспечить "максимум занятости и продукции". Акт предусматривал мероприятия по организации общественных работ и стимулирования бюджетной политики, нацеленной на достижение занятости.

Издан в том же году "Акт о реорганизации законодательства" ввел представление в начале каждой регулярной сессии конгресса докладе президента об экономическом состоянии страны и меры экономического регулирования. Доклад на основе изучения состояния и тенденций развития хозяйства должен был готовить впервые в истории США создан Комитет экономических советников при президенте. В ней должны найти отражение четыре направления:

а) существующий уровень занятости, производства и покупательной способности; необходимый уровень для достижения максимума занятости, производства и покупательной способности;

б) существующие тенденции и предсказуемы - те, что возникают в этих трех сферах;

в) экономическая программа федерального правительства, условия ее выполнения;

г) рекомендации нового законодательства.

Со времен первого выступления перед конгрессом в январе 1947 г. Г. Трумэна и по сей день доклада является программой действий правительств США. Реализация их уже в 50 - 60-х годах создала предпосылки и механизмы для практического перехода к новому информационному этапу развития.

 

Переход к постиндустриальному обществу. На середину 50-х годов занятость в сфере услуг превысила занятости в индустриальной сфере. Резко сократилось число рабочих мест с низкой квалификацией, а следовательно, возросли требования к образовательного уровня рабочей силы.

Другие проблемы возникали и во время перехода (конец 50-х - начало 60-х годов) от рынка продавца к рынку покупателя. Заполонившие рынок своими относительно однотипными товарами и создав мощную промышленную базу, которая составляла чуть менее половины мировой, американские корпорации развернули борьбу за покупателя. Центр тяжести смещался от производителя до потребителя, что заставило компании проводить изучение потребительских привычек и закономерностей изменения их. Экономика США быстро адаптировалась к так называемому общества массового потребления.

Под давлением стран-конкурентов, которые сравнительно быстро сокращали разрыв с США, в 60-х годах возникло не только маркетинг, но и новые подходы к управлению персоналом и работы со смежниками в рамках американской системы ценностей. С конца 60-х годов стали активно вводить разнообразные схемы участия работников в прибылях компаний, на основе концепции народного капитализма была разработана программа выкупа работниками акций предприятий, на которых они работали. Новый подход к системе внутренне-корпоративных взаимоотношений проявился в разработке концепции фирмы-команды, в результате чего крупные фирмы стали ломать существующие ранее перегородки между высшими менеджерами и работниками. Система управления крупными компаниями становилась более "плоской", аппараты управления сокращались, активно внедрялась матричная управленческая структура. Многие компании внедряли также новую систему поставок "точно в срок" - американского образца японской системы "Канбан".

В США с 70-х годов начали интенсивно развиваться инновационные технологии в финансовой сфере. Акционеры, всевозможные инвестиционные фонды и другие финансовые институты контрактного типа становятся основными инвесторами экономики страны, потеснив коммерческие банки. Это приводит к изменению приоритетов в финансовой системе - возрастает роль торговли ценными бумагами и производными финансовыми инструментами на биржах и внебиржевых торговых площадках. Рост неопределенности в 70-х годах вызвало необходимость разработки теории финансовых рисков и отработки механизмов рыночного страхования. Вследствие этого стало резко увеличиваться круг финансовых инструментов, с которыми могли бы работать ведущие торговые площадки. Если в 1972 г. в мире были только товарные фьючерсы, то с этого времени появились валютные, в 1976 г. - процентные фьючерсы на краткосрочные облигации федерального казначейства, в 1978 г. - процентные фьючерсы на долгосрочные облигации, а в 1982 г. - индексные фьючерсы.

США превратились в мировой центр обработки финансовой информации и генератор инновационных технологий в этой сфере. Важной статьей дохода американских компаний стали финансовые, консультационные и аудиторские услуги.

 

Переход к "рейганомики". В 70-х годах произошли структурные изменения в экономике США. Была проведена массовая "чистка" неконкурентоспособных отраслей экономики, сотни предприятий ликвидированы. Например, только в текстильной промышленности закрылось более 200 предприятий. В то же время появились новые наукоемкие отрасли, которые еще и сегодня определяют лицо современного мира. Распространение современных инновационных технологий составляет весомую часть дохода США. Америка постоянно имеет положительное сальдо платежного баланса 7-8 млрд долл. в балансе передачи технологий.

Значительных изменений в новых условиях постиндустриальной эпохи понесли и взаимоотношения между органами власти разных уровней, прежде всего распределение полномочий между местными и федеральными органами власти. В 70-х годах активно воплощалась в жизнь концепция нового федерализма, которая предусматривала перенесение центра тяжести в принятии общественных решений на местные органы власти и активное развитие самоуправления на местах.

Было модифицировано систему регулирования экономики центральными органами. Кейнсианские рецепты борьбы с безработицей и инфляцией фискальной политики в новых условиях перестали эффективно работать. Начали расти дефицит и государственный долг. Кроме того, в условиях открытого информационного общества со свободным движением товаров и капиталов в мировой экономике меры государственного воздействия и значительное налоговое бремя на национальных производителей обусловили увеличение вывоза капиталов из страны.

В конце 70-х годов в США изменился подход к регулированию хозяйственной конъюнктуры. Новая экономическая политика, которую стал проводить президент Г. Рейган, получила название "рейганомики".

В начальный период пребывания у власти Г. Рейгана (1980-1988) экономика страны была охвачена кризисом. В 1982 г. в США не действовало 30% производственных мощностей в перерабатывающей промышленности. Ухудшилось положение почти во всех отраслях. Безработица составляла более 10% трудоспособных. В этих условиях экономическая политика Рейгана основывалась на рецептах неоконсерваторов и на протяжении 80-90-х годов ее применяли во всех развитых странах Запада. Основными ее составляющими были сокращение социальных программ и всех видов налогов, борьба с инфляцией методами жесткой кредитно-денежной политики, дерегулированию предпринимательской деятельности. Правительство отпустил ставки процента в свободное плавание и позволил им через рыночный механизм искать равновесие самостоятельно.

Рост ставки процента в начале 80-х годов до 20% повлияло на остальной мир. Во-первых, в Соединенные Штаты направляли капиталы из развитых стран, в результате чего американцы, используя накопления, провели санацию своей экономики. Во-вторых, рост ставок процента, резкое торможение инфляции и переориентация мировых потоков капитала в США служили началом развертывания мирового долгового кризиса развивающихся стран.

Другим шагом экономической политики Рейгана стало сокращение налогов. В 1981 г. в соответствии с Законом о налогообложении произошло снижение подоходного налога на 23%, сокращение максимальной налоговой ставки на доходы от капитала - с 70 до 50%. Однако этот закон не решил проблем малообеспеченных семей. Поэтому в 1986 г. приняли новый Закон о подоходном налоге. За этим законом предусматривалось сокращение подоходных налогов с граждан с 50 до 28%, налогов на прибыль корпораций - с 46 до 34%, что стимулировало инвестиционную деятельность. Закон освободил 6 млн граждан с низкими доходами от уплаты федеральных налогов. Было также введена система, при которой лица с одинаковыми доходами платили примерно одинаковые налоги. Однако новый закон подрывал принцип прогрессивного налогообложения, согласно которому лица с высокими доходами платили больший процент, чем лица с низким доходом. Устанавливалось только две ставки: 15% - налогообложение доходов, низших по 29 750 долл. в год на семью, и 28% - доходов, которые превышали этот уровень.

Были сняты ограничения на ведение инвестиционного бизнеса коммерческими банками США, которые действовали еще с 30-х годов и существенно ограничивали конкуренцию на финансовом рынке. Все эти меры способствовали экономическому росту США: в 1986 г. доля страны составляла около 34% промышленного производства развитых капиталистических стран и 20% их внешнеторгового оборота (в 1970 г. соответственно 32 и 18%). После замедления роста в начале 90-х годов американская экономика продолжила движение вперед.

Преодолеть дефицит государственного бюджета 290 млрд долл. удалось благодаря реализации плана стабилизации экономики Бы президента. Клинтона (1992). Он охватывал три программы:

- стимулирования экономики путем увеличения количества рабочих мест (на ее реализацию было выделено 30 млрд долл.);

- инвестирование экономики, которая предлагала льготное финансирование для частных инвесторов и целевые капиталовложения (140 млрд долл.);

- (сокращение бюджетного дефицита за счет сокращения правительственных расходов и увеличение налогов).

Для дополнительного привлечения капиталов в производственную сферу рядом с налоговой реформой резко поднимали в случае необходимости учетные ставки на банковский кредит. Это сказалось на движении капиталов в международном масштабе, стимулировало интенсивный приток в американскую экономику капиталов других стран мира, что позволило США финансировать модернизацию своей экономики в значительной степени за "чужой счет".

В 90-е годы США пережили период устойчивого экономического роста. Темпы роста экономики страны составили 2,9%, тогда как в Германии - 2, Великобритании - 1,9, Франции - 1,5, Японии - 0,8%. В результате экономического роста впервые с 1951 г. федеральный бюджет стал профицитным (в 1998 финансовом году профицит составил 70 млрд долл., в 2000 - 237 млрд долл.). В этот период резко повысились темпы роста производительности труда, увеличились реальные доходы всех сословий общества, снизились темпы инфляции. Правительство Буша-младшего наметил рост расходов бюджета на социальное обеспечение с 22,9% расходной части бюджета в 2000 финансовом году до 25,6% - в 2006 г. США опережали все другие страны по объему производства и экспорта наукоемкой продукции и услуг. В 2000 г. общий объем расходов на НИОКР в США превысил 264 млрд долл. и достиг 2,7% ВВП. Это почти половина общих расходов на НИОКР во всех развитых странах мира.

Качественно новым сдвигам в экономике США в конце XX в. стал опережающее развитие информационной инфраструктуры, основу которой составляет комплексная индустрия обработки информации с помощью новейшей компьютерной техники и программного обеспечения, а также средства электросвязи. Объем оборота в области компьютерных специализированных услуг США в середине 90-х годов составлял почти 200 млрд долл. ежегодно. В начале XXI в. с 300 млн пользователей Интернета 50% проживает в США, 40% - в Европе, 5% - в Японии и Корее, и только 5% - в остальном мире.

Итак, неоконсервативна стратегия, основы которой поддерживает и нынешний президент Буш-младший, в целом способствовала осуществлению структурной перестройки и технического переоснащения экономики США преимущественно с помощью зарубежных капитальных вложений, снижение процентных ставок.

 

План Маршалла. Особое место во внешнеэкономической политике США в послевоенный период занимала Западная Европа. Технологические преимущества и высочайшая производительность труда, огромные прибыли корпораций и государства дали возможность США финансировать новые капиталовложения как внутри страны, так и за ее пределами. Для социально-экономической стабилизации своих западноевропейских союзников США приняли программу "возрождение Европы", которое было согласовано с крупными монополиями и банками. Программу провозгласил госсекретарь США Дж. Маршалл (1880-1959). Позже эту программу назовут плану Маршалла, по имени ее автора.

План предусматривал предоставление на определенных условиях займов и кредитов. В нем согласилось принять участие 16 европейских стран (Австрия, Бельгия, Великобритания, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Турция, Франция, Швейцария, Швеция), которые в июле 1947 г. заключили конвенцию о создании специальной Организации европейского экономического сотрудничества (с 1961 г. - Организация экономического сотрудничества и развития). В марте 1948 г. к плану Маршалла присоединилась Западная Германия. В докладе, представленном Комитетом шестнадцати, сумма ожидаемых американских кредитов составляла 29-30 млрд долл. на 4 года (1948 - 1951). После рассмотрения доклада в специальных комитетах, которые создал президент США, сумму кредитов урезали до 17 млрд долл., а фактически она составила за период с апреля 1948 по июль 1952 г. 12,2 млрд долл. Однако 2/3 этой суммы досталось четырем ведущим странам - Великобритании, ФРГ, Франции и Италии. Продовольствие, топливо, минудобрения составляли 70% помощи. В то же время американский бизнес выгодно скупал западноевропейские предприятия.

Выполнение плана предусматривало ряд жестких ограничений, предписанных США. Получатели кредитов должны были отказаться от национализации промышленности, предоставить полную свободу частному предпринимательству при торможении развития конкурентных из США отраслей промышленности, снять ограничения импорта американских товаров и снизить ввозные таможенные платежи, ограничить торговлю с социалистическими странами, запрещалось также вывозить товары, привезенные из США. Соблюдение этих условий контролировала специально создана Администрация экономического сотрудничества.

США, несмотря на такие жесткие ограничения, все же способствовали созданию условий для возрождения экономик западноевропейских стран, удержав страны Западной Европы от сползания на социалистический путь. В сочетании с осуществлением собственных экономических программ план Маршалла помог послевоенном возрождению экономики западноевропейских стран. Он способствовал росту выпуска продукции в базовых отраслях, развития внутриевропейской торговли, сокращению дефицита бюджета и темпов инфляции, наращиванию производства таких остро необходимых ресурсов, как сталь, цемент, угля, шахтное, энергетическое, текстильное оборудование, калийные минудобрения, нефтепродукты, транспортные средства. Оккупационные власти США также оказывала поддержку реформам либерального направления.

 

Разгорание "холодной войны" привело к тому, что план Маршалла стал программой содействия странам - участницам американской военной помощи. Однако он способствовал и послевоенном раскола Европы, формированию военно-политического блока западных стран, усилению "холодной войны" против социалистических стран.

Функции Организации европейского экономического сотрудничества передали Североатлантического союза (НАТО), а в конце 1951 г. функции Администрации плана Маршалла - Управлению взаимной безопасности. В Брюсселе было создано Бюро по вопросам военного производства с целью перевода промышленности на военные рельсы. Таким противоречивым был результат экономической помощи США западноевропейским странам, которая вошла в историю как план Маршалла.

Долгосрочным последствием этой помощи можно также считать то, что элементы американской модели экономического развития, примененные с учетом национальной специфики, первыми стали использовать в отношении индустриально развитые государства Западной Европы, а также Япония, которые были в зоне оккупации США. Переняв экономические механизмы, которые более соответствовали новой стадии развития, эти страны стали быстро развиваться. Наконец-концов такое развитие через три - четыре десятилетия после окончания Второй мировой войны привел к новой расстановки сил в мире. С распадом СССР и мировой системы социализма в мире сформировалось два новых экономических центры, которые сравнялись по могуществу с США: Европейский Союз и группа стран Юго-Восточной Азии. Каждый из этих новых центров не монолитный, в каждом из них есть 2-3 страны, которые ведут борьбу за лидерство. Однако в нынешних условиях экономического развития Япония и многих стран Западной Европы обходят США по ВВП на душу населения.



Назад