Электронная онлайн библиотека

 
 Экономическая история

Особенности экономического развития ведущих европейских стран


В течение 25-летнего послевоенного стабильного экономического развития стран Западной Европы в мире начал утверждаться второй центр силы. С 1948 по 1973 г. общий ВНП этого региона постоянно имел положительные показатели. Особенно следует отметить 50-60-е годы, когда среднегодовой прирост экономики Германии и Италии увеличился в 4, Франции - более чем в 2 раза, в Великобритании - почти вдвое. Этому способствовал не только план Маршалла, но и расширение внутреннего рынка, рост международной торговли, эра дешевой нефти из Персидского залива, перестройка промышленности на основе внедрения новейших научных и технических разработок времен войны, политика правительств западных стран, направленная на поддержку экономического роста.

 

Особенности экономической модели. Экономическая модель стран Европейского континента существенно отличалась от американской.

1. Страны этого региона были ориентированы на социальное рыночное хозяйство с большей, чем в США, участием в экономике корпоративных структур и государства.

2. Значительно более высокий уровень социальной защищенности рабочих и служащих. В Европе немалого распространение получили коллективные договоры между работником и фирмой без требования об индексации. США активно воплощали новые, более эффективные технологии, увольняя рабочих. Однако экономический рост, которое обеспечивалось этими технологиями, давало возможность создавать больше рабочих мест. Поэтому в конце 90-х годов уровень безработицы в США стал даже ниже уровня так называемой эффективной занятости, который в соответствии с кривой Филлипса составляет 5% (в марте 1999 г. он составил 4,2%, что было наименьшим показателем за последние 29 лет). В Европе в то время уровень безработицы достиг 15%.

3. Для Европы до сих пор характерна олигархическая структура распределения собственности (небольшая группа богатых семейств), тогда как в США корпорации принадлежат в основном большой группе внешних акционеров. Ни один индивидуальный акционер не обладает таким пакетом акций, который бы позволял иметь хоть какой значительный уровень контроля. Даже пять крупнейших акционеров "Дженерал моторс", которые представляют институты, что, в свою очередь, аккумулируют акции многочисленных индивидуальных акционеров, вместе владеют менее 6% акций корпорации. Акционеры ориентируются на доходность и высокие дивиденды. Значительная часть прибыли американских корпораций после уплаты налога шла на выплату дивидендов. В 1990 г. на это было направлено 34,1% прибыли, в 1993 г. - 34,2, в 1994 г. - 47,5, в 1995 г. - 51,5, в 1996 г. -42,2, в 1997 г. - 43,6 и в 1998 г. - 41,6%. В случае неэффективного руководства компаниями со стороны менеджеров акционеры корпораций просто продают акции и вкладывают деньги в более перспективные проекты.

4. Значительно менее эффективное использование научного потенциала, поскольку каждая страна стремится сама производить наукоемкую продукцию. Поэтому масштабы европейских компаний меньше американских. В США после поглощения компании "Крайслер" немецким концерном "Даймлер Бенц" оставалось только два национальных производители автомобилей, однако они оба входят в десятку крупнейших компаний мира. Телевизоров американцы не выпускают с тех пор, как корейская "Эл-джи электроникс" купила последнего производителя телевизоров в США.

5. Значительно менее эффективны, по сравнению с американскими, научные исследования, поскольку их часто дублируют в соседних странах. Кроме того, средства расходуются преимущественно на фундаментальные исследования, прикладные же исследования в основном касаются разработок в традиционных отраслях. Поэтому экономика Европы производит в основном традиционные товары и услуги индустриальной эпохи. В передовых наукоемких отраслях европейские страны не могут составить конкуренцию США.

6. Высокая доля государства в экономике. Государственные расходы составляют около 50% ВВП в западноевропейских странах, что указывает на ограниченность конкуренции, особенно в странах ЕС.

7. Большинство стран Западной Европы имеют незначительные масштабы и сравнительно узкий внутренний рынок, что определило экспортную ориентацию их экономики. Сначала они строили в отношении открытую экономику, что соответствовало этапа открытого, а не замкнутого постиндустриального общества.

Общие различия экономического развития ведущих европейских стран по сравнению с США в каждой из этих стран сочетались еще и со своими особенностями экономики.

 

Великобритания: политика государственного регулирования. За годы Второй мировой войны страна потеряла 25% национального богатства, уменьшился объем промышленной продукции, который в 1946 г. составлял 90% уровня 1937 г. В результате войны усилилась зависимость Великобритании от США, было потеряно значительную часть рынка, куда все больше проникал американский капитал. Доля Великобритании в мировом капиталистическом экспорте снизилась с 11,3% в 1937 г. до 9,8% в 1947 г.

Лейбористское правительство Клемента Ричарда Эттли пытался возродить экономику страны путем постепенного повышения доли и роли государственной собственности, сохраняя смешанную экономику. Национализация значительной части промышленных предприятий, по мнению правительства, должна была создать условия для ускорения экономического развития. Поэтому в конце 40-х годов национализировали Английский банк, угольную и газовую промышленность, ряд электростанций, часть предприятий сталелитейной промышленности, весь внутренний транспорт, телеграф и радиосвязь. Государство осуществляло национализации путем выкупа предприятий по значительно завышенным ценам и гарантировала ежегодный доход, который уплачивался от части прибыли национализированных предприятий.

Для осуществления контроля и регулирования капитальных вложений в национализированные отрасли промышленности, контроля за уплатой компенсации бывшим собственникам предприятий был создан Совет национальных инвестиций. Контроль за выпуском ценных бумаг и обязательств, регулирование предоставления займов частным предпринимателям, планирование деятельности приватнокапіталістичних предприятий, стимулирование инвестиций в те или иные отрасли выполнял Комитет эмиссии капиталов. Для согласования деятельности экономических министерств ввели должность главного плановика, а для разработки инвестиционного плана создали Плановое экономическое управление. Именно оно разработало годовые планы, которые представляли собой конъюнктурные прогнозы, и четырехлетний план на 1949-1952 гг., что должен был обеспечить бескризисный развитие английской экономики.

Правительство К. Эттли реализовал некоторые социальные программы: отменил антирабочий закон о профсоюзах, 1927, p. изменил систему социального страхования, средства которого теперь формировались из взносов трудящихся, отчислений предприятий и поступлений из государственного бюджета, ввел выплаты в случае болезни, потери трудоспособности, по безработице, в связи с рождением ребенка, на воспитание детей, пенсии по возрасту и вдовам, малообеспеченным, предоставлялась бесплатная медицинская помощь.

По темпам развития в 50-х годах Великобритания отставала от других развитых европейских стран. К началу 70-х годов от Британской империи остался лишь ряд островов в Мировом океане, а сама она превратилась в Британское содружество - межправительственную организацию стран, которые до нее раньше входили и признавали связи с бывшей метрополией. Обретения независимости колоний поставило перед страной вопрос участия в европейской интеграции.

С целью стабилизации послевоенной экономики Великобритания приняла ряд мер. В 1947 г. было объявлено о проведении режима экономии, который сводился к замораживания заработной платы, доходов, ограничение потребления граждан. Направления крупных капиталовложений в промышленность способствовало общему росту народного хозяйства страны, в частности повышению производительности труда. Уже в 1948 г. промышленность Англии превысила довоенный уровень выпуска продукции. Результатом выполнения принятой в 1947 г. четырехлетней программы развития сельскохозяйственного производства стало увеличение выпуска продукции. До начала 50-х годов в основном удалось восстановить экономический потенциал страны.

Ускоренному развитию экономики Англии в 50-х годах способствовали научно-техническая революция, усовершенствование методов управления, большие капиталовложения государства в производство, структурные изменения в промышленности. Улучшению экономического состояния страны также способствовали поставки военно-стратегического сырья и выполнение военных заказов США в связи с войной в Корее. Накопление золота и валюты дало возможность правительству лейбористов в конце 1950 г. отказаться от американской помощи по плану Маршалла. За четыре года его действия Англия получила 2351 млн долл. в форме поставок и 337 млн долл. займов. В 1960 г. под руководством Англии образовалась Европейская ассоциация свободной торговли (ЄАВТ), которая объединила страны, не вошедшие в ЄЕС (Австрия, Дания, Норвегия, Португалия, Швейцария, Швеция). Целью этого объединения было создание благоприятных условий для продажи английских товаров и услуг. В отличие от Общего рынка ассоциация хранила действующие таможенные тарифы в торговле с государствами других регионов. Однако уже с 1961 г. Англия начинает вести переговоры о вступлении в Общего рынка (создано в 1957 г. с целью противостояния растущей конкуренции со стороны США и Японии, в него вошли Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Голландия и Люксембург). Однако переговоры закончились успехом лишь в 1973 г.

Вторая половина 60-70-х годов в экономике страны обозначена кризисными явлениями. Они тесно связаны с мировым энергетическим кризисом 1973, p. с циклическим кризисом 1975 г. и большими расходами на социальные программы лейбористов. Темпы инфляции достигли к концу 70-х годов 15% за год - невиданного к тому времени в стране уровня.

 

Тетчеризм. Политика выхода британской экономики из кризиса с помощью неоконсервативной модели государственного регулирования получила название "тетчеризм", от имени главы правительства консерваторов с 1979 г. Маргарет Тэтчер. Понятие "тетчеризм", как и "рейганомика", вошло в мировую экономическую литературу, отражая новое понимание экономической политики (в пределах неолиберализма - это концепция в экономической науке и практике управления хозяйственной деятельностью, сторонники которой отстаивают принципы саморегулирования, свободного от излишней регламентации). Новая экономическая программа М. Тэтчер базировалась на теории экономического либерализма и его современной модификации - монетаризма. Поэтому правительство Тэтчер выступил за свободное предпринимательство, расширение личной инициативы и крайний индивидуализм. Он проводил политику сокращения расходов на социальные нужды населения и налогообложения, политику приватизации государственных предприятий, отказа от субсидий обанкротившимся предприятиям, урезание власти профсоюзов.

Реформы затронули все сферы хозяйственной жизни страны: было ограничено профсоюзные права на проведение забастовок, в денежной и банковской системе приняли монетаристскую концепцию, которая предусматривала жесткое ограничение денег в обращении, осуществляли стимулирования развития частного бизнеса и ограничения государственного предпринимательства, проводили расширение хозяйственной самостоятельности и финансовой автономии государственных компаний, было проведено налоговую реформу, употребляли антиинфляционных мер.

Для воплощения монетарных принципов регулирования экономики предусмотрели ослабление налогового контроля за функционированием рынка, повышение роли кредитно-денежных институтов, радикальное изменение структуры бюджетного механизма, которая выражалась в отходе от прогрессивного налогообложения частных лиц и предпринимателей.

Важным направлением реформы стал курс на приватизацию, что значительно ограничивало государственное предпринимательство. Отметим, что в 70-х годах в руках государства было 95,1% акций крупной автомобильной компании "Бритиш лейленд мотор корпорейшн", 62,5% акций электротехнической компании "Феранті". На предприятиях Британской стальной корпорации, которая принадлежала государству, производилось 93,5% стали. Большое внимание уделяли приватизации нефтяной, сталелитейной, авиакосмической промышленности, воздушного транспорта. За три года (с августа 1984 по май 1987 г.) в частную собственность было передано девять важнейших забот, или около 33% всей собственности государства в промышленности, в том числе телекоммуникации и предприятия газовой промышленности. Государственные компании вывели из зоны благоприятного климата, который ранее поддерживал правительство. Теперь они должны были выживать в условиях конкуренции, а цены на производимые ими товары и услуги не поддерживали специальными мерами - их полностью определяли условия рыночной конкуренции. Конкуренция и страх банкротства побудили государственные компании к повышению эффективности, отношения с государством они строили на основе контрактов.

В начале 80-х годов в результате приватизации доля капиталовложений в экономику со стороны государственных органов и национализированных отраслей хозяйства составляла 25% против 50% по сравнению с периодом пребывания при власти лейбористов. Уменьшились расходы местных бюджетов и на приватизацию жилья. Согласно закону его продали по льготным ценам жителям-арендаторам.

Значительно стимулировали развитие частного предпринимательства новая налоговая и финансовая политика: увеличены налоговые льготы, снижены налоги крупных корпораций до 35%, увеличились кредиты, которые предоставляли частным лицам банки страны, правительство проводило политику стимулирования хозяйственной деятельности предприятий, сокращались численность государственного аппарата и расходы на его содержание (среди центральных министерств практически не было отраслевых, что лишило государство от прямого вмешательства в хозяйственную жизнь).

С целью стимулирования инвестиций акцент переместился с прямого налогообложения на косвенное. Доля поступлений в государственный бюджет от косвенных налогов возросла с 34% в 1979 г. до 39% в 1981 г. Ставки налога на добавленную стоимость, которым облагались широкий ассортимент товаров первой необходимости, включая услуги и медицинской помощью, была повышена с 8% до 15%.

Важнейшими направлениями антиинфляционной деятельности правительства Тэтчер были: государственный контроль темпов роста денежной массы в обращении, скидки, которые предоставляла государство частному сектору, отмена контроля над ценами и заработной платой, повышение ставки процента, ограничение государственных расходов, в том числе на социальные нужды. Следствием стало снижение инфляции в конце 80-х годов до 3% в год (в 1989 г. она составляла 16%), то есть до величины, которую рекомендовали монетаристы. В середине 80-х годов Великобритания показала средние темпы экономического роста, характерные для развитых стран. Показатель роста валового внутреннего продукта достиг наивысшей отметки в Западной Европе, возросла производительность труда. Окрепла позиция Лондона как одного из финансовых центров мира.

Внутри страны правительства Тэтчер удалось заменить устойчивую систему социальных гарантий "для всех" другой, індивідуалістською - "каждый за себя". Произошли глубокие структурные изменения общества. Сократилась численность рабочего класса, занятого непосредственно на производстве, расширилась занятость в сфере обслуживания, вырос слой собственников мелких фирм, появилась социальная группа высокооплачиваемых менеджеров среднего уровня. Большинство избирателей в 80-х годах в Англии начали относить себя к средним слоям.

Успехи тетчеризму в условиях Великобритании стали свидетельством способности капиталистической системы трансформироваться и приспосабливаться к новым социально-экономическим условиям. Основные направления осуществления структурных изменений экономики страны было сохранено и в 90-х годах, несмотря на "сжатия" социокультурного потенциала общества. Последнее вызвано неравномерностью роста доходов различных слоев населения. От этой отметки доходы 20% богатого населения росли в среднем на 4,7% в год, тогда как в 20% бедных - всего на 0,2%. В результате средний доход 20% богатых начале XXI вв. был в 17 раз выше, чем у 20% бедных.

 

Франция. Война и четырехлетняя оккупация нанесли значительный ущерб экономике страны. Промышленное производство сократилось на 70%, а производство продукции сельского хозяйства уменьшилось по сравнению с довоенным периодом вдвое. Во время войны погибло 1100 тыс. человек. В 1944 г. было сформировано временное правительство во главе с Шарлем де Голлем (1890-1970), который работал до 1946 г. и ставил задачу ликвидации экономической разрухи и восстановления промышленного и сельскохозяйственного производства. В состав правительства вошли представители различных партий, которые представляли интересы отдельных слоев населения.

В созданном коалиционном правительстве не было единства по финансово-экономическим вопросам. Министр национальной экономики Пьер Мендес-Франс предложил денежную реформу, по которой предполагалось с целью предупреждения инфляции заморозить заработную плату и цены и, блокировав банковские счета, приступить к принудительного обмена банкнот. Шарль де Голль отклонил этот план реформы. Он высказался за поддержку проекта, который разработал министр финансов Г. Плевен, положив в его основу выпуск большого внутреннего займа. Коммунисты отстаивали национализации, создание системы социальной защищенности, планирование.

В 1945-1947 гг. в стране было национализировано 1/5 французской промышленности - электроэнергетике, угольную промышленность, газовые предприятия, значительную часть авиационной промышленности, автомобильные заводы фирмы "Рено", морское судоходство, воздушный транспорт. Как и в других развитых странах Запада, национализация не коснулся основных и прибыльных отраслей промышленности. Для управления национализированными предприятиями создавали административные совета с участием представителей рабочего класса, расширяли права фабрично-заводских профсоюзных комитетов. По принятым законом восстанавливали 40-часовая рабочая неделя, двухнедельные оплачиваемые отпуска для работников и трехнедельные - для служащих. Те, кто работал по найму, получали право на пенсии по возрасту с 65 лет и по инвалидности. Была введена система выплат для стимулирования рождаемости и т.п.

Национализация, которую провели частично, и законодательное закрепление социальных прав трудящихся в значительной мере способствовали ограничению господство монополий, с одной стороны, а с другой - увеличению притока капиталовложений в национализированную промышленность. До конца 40-х годов экономику страны было восстановлено (в 1947 г. достигнут довоенный уровень промышленного производства, а в 1950 г. - сельскохозяйственного).

Новый министр финансов Г. Майер осенью 1947 г. выдвинул план, что порывал с системой фиксированных цен и вводил различные валютные курсы. В январе 1948 г. было проведено девальвации франка, в результате чего его золотое содержание снизился на 44%. Политика Майера дала положительные результаты.

Приостановление процесса национализации в 1948 г. в связи с выходом коммунистов из правительства способствовало сближению Франции и США. В июне того же года в Париже было подписано соглашение об экономическом сотрудничестве с США - план Маршалла. В 1958 г. общая сумма помощи США Франции составила 12 млрд долл. Значительную часть этой суммы направили для развития и модернизации промышленного потенциала страны. По соглашению США предоставлялось право определения "экономически рациональных" отраслей экономики, контроля над французским экспортом и импортом. В таких американских компаний, как "Стандарт ойл", "Дженерал электрик", "Форд", "Крайслер" и др., появились благоприятные условия для скупки акций французских предприятий, создание во Франции своих филиалов и дочерних компаний.

В послевоенный период во Франции благодаря обновлению основного капитала и изменении структуры промышленности производство средств производства преобладало над производством предметов потребления. К концу 50-х годов в стране сложились три сектора в промышленности: традиционные отрасли (текстиль, металлургия, машиностроение, производство предметов роскоши), новые отрасли (автомобилестроение, авиапромышленность, нефтепереработка) и новейшие (атомная энергетика, электроника, производство пластических масс).

 

Экономический курс « голлизма». В июне 1958 г. Шарль де Голль снова возглавил правительство Франции, а в декабре того же года его избрали главой государства на семилетний срок. В основу своей политики новое правительство положил всестороннее содействие быстрому развитию практически всех отраслей промышленности, ее структурной перестройке, дальшій концентрации производства, образованию крупных корпораций, широкому использованию достижений научно-технической революции. Это была последовательная и жесткая линия государства, направленная на всестороннее пропорциональное развитие всех отраслей экономики, линия, которая позже получила название политики индустриального императива. Экономическая политика « голлизма » основывалась на доктрине активного государственного вмешательства в экономическую жизнь страны.

Франция одной из первых среди западных стран применила так называемое государственное индикативное (рекомендательное) планирование. Осуществляла его впервые создана система плановых органов. Она имела верховный орган - Генеральный комиссариат планирования и отраслевые комиссии по модернизации, которые разрабатывали планы развития отдельных отраслей промышленности. Индикативный план представлял собой макроэкономическую модель перспективного развития и содержал основные показатели объема, структуры, темпов роста производства, динамики цен, экспорта, импорта, налогов, инвестиций и т.д. Эти показатели служили ориентирами, на которые была направлена деятельность фирм. С их помощью пытались координировать деятельность предприятий и развитие национальной экономики.

Такую экономическую политику в экономической литературе назвали дирижизмом. Особенностями французского дирижизма были прямые административные методы вмешательства в экономику, в частности контроль за ценами, эмиссией ценных бумаг, кредитной деятельностью и т.д. Государство занималась активной предпринимательской деятельностью в национализированном секторе экономики. В 1958 г. в руках государства было 97% угольной промышленности, 95 - добыче газа, 80 - авиационного производства и выработки электроэнергии, более чем 40% автомобильной промышленности. Государство владело железными дорогами, большими военными предприятиями, акциями авиационных и морских транспортных компаний. Она осуществляла прямое финансирование капиталовложений, разрабатывала и принимала индикативные планы. В отношении государственных предприятий планирующие органы наделялись императивными правами.

В истории французского планирования можно выделить три этапа: первый, послевоенный, когда план был обязательным и касался объемов производства, фиксировал цены и др. (до 1958 г.); второй - этап индикативного планирования (к концу 80-х годов); третий (современный) - этап стратегического планирования в общеевропейских масштабах. Первый план (1947-1953) - план восстановления и модернизации прежде всего национализированного сектора экономики. Второй (1954-1957) был направлен на структурную перестройку экономики и укрепления конкурентоспособности частных фирм. Третий (1958-1961) и четвертый (1962-1965) связанные с переходом от протекционизма к открытой экономики и рассчитаны на совершенствование общеэкономических пропорций. Планы экономического и социального развития на 1966-1970 и 1971-1975 гг. имели целью концентрацию капитала и укрепления его международных позиций. Дальнейшие планы были многоцелевыми.

Обобщая опыт экономического развития стран мира, П. Массе выделил три способа гармонизации экономики:

а) гармонизация с помощью рынка, когда каждое предприятие разрабатывает собственный план в соответствии с потребностями рынка;

б) гармонизация, которая опирается на власть, когда решения вытекают из потребностей рынка, но их определяет центральная власть;

в) средний путь - это французское индикативное планирование, когда гармонизация осуществляется не посредством плана государства, а с помощью плана нации, который имеет индикативную инициативу и представляет собой третий путь между чисто рыночной экономикой и централизованным плановым хозяйством.

В 50-60-х годах произошла смена экономической стратегии. Ударение было сделано на перевооружении промышленности новой техникой, увеличении капиталовложений в промышленность и торговлю, милитаризации экономики в связи с обязательствами перед союзниками по блокам НАТО (1949) и СЕАТО (1954), Западноевропейского союза (1955) и в связи с военными действиями во Вьетнаме (1946-1954) и в Алжире (1954-1962).

Активное участие Франции в западноевропейской интеграции и НТР существенно повлияли на экономическое развитие. За десять лет (1958-1968) объем промышленного производства увеличился на 60% при ежегодных темпах роста 5,5% в год, производство продуктов сельского хозяйства выросло на 66%.

 

Политика 70-90-х годов. В связи с избранием (1969) нового президента Франции Жоржа Помпиду (1911-1974) начались изменения в финансовой политике страны, что проявилось в девальвации франка на 12,5% относительно доллара США и на 11,1% по золоту, в блокировании цен в течение одного месяца на промышленные и продовольственные товары с целью повышения их конкурентоспособности на внешнем рынке.

Для преодоления энергетических трудностей, которые возникли в связи с так называемым нефтяным шоком, когда страны ОПЕК в 1973 г. приняли решение о повышении цен на нефть в 4 раза, правительство Франции разработал план промышленной переориентации. Этот план был воплощен в седьмом плане экономического и социального развития страны на 1976-1980 гг. Содержание выбранной правительством политики заключался в приспособлении структуры экономики Франции в новых условиях международной интеграции, которая предусматривала создание транснациональных корпораций и усиление связей с мировым рынком. Вместо планируемого ранее голлістського принципа универсального народного хозяйства правительство начало проводить политику поддержки наиболее конкурентоспособных экспортных отраслей - автомобильной, авіаракетної, электротехнической, химической, производства сельскохозяйственной продукции. Были разработаны государственные отраслевые программы по ядерной энергетики, информатики, проекты "Аэробус", "Конкорд" в авиастроении, а также интенсивные методы сельскохозяйственного производства. Благодаря реализации их, несмотря на кризисные потрясения 70-х годов, экономическое положение Франции в мире оставалось стабильным, страна входила в пятерку первых капиталистических стран мира.

В начале 80-х годов значительный ущерб экономике Франции нанесла американская валютно-финансовая политика, связанная с искусственным завышением курса доллара, что привело к росту товарного дефицита Франции, поскольку 1/3 французского импорта оплачивалась в американской валюте, и рост цен на потребительские товары. Для того чтобы стимулировать французский экспорт, правительство вынуждено было пойти на девальвацию франко, перестройку производственной и финансовой структуры.

В 1982 г. был принят Закон о национализации крупнейших промышленных групп, коммерческих и деловых банков. В результате проведенной национализации во Франции образовался крупнейший среди капиталистических стран государственный сектор. На него приходится 1/4 всего экспорта и 1/3 промышленной продукции. Доля государственного сектора в финансово-кредитной сфере составляла 95%. Меры правительства обеспечили стабилизацию и рост экономики. В 1984 г. экономический рост составил 1,75%, в 1985 г. - 2%.

Итак, в начале 80-х годов перестройка экономики Франции опиралась на мощный государственный сектор, управления и планирования экономического и социального развития. Наряду с этим создавалась значительное количество сравнительно небольших частных предприятий, которые использовали новейшие технологии. Однако финансирование их брали на себя национализированные банки.

В 1986 г. к власти в стране пришла новая администрация. Она начала денационализации, сокращение налогообложения, дерегламентацію различных сфер хозяйственной деятельности. Однако, в отличие от тетчерівського варианта реприватизации, правительство Жака Ширака оставил неприкосновенной государственную форму собственности предприятий в таких отраслях, как производство и распределение электроэнергии, газоснабжения и теплокоммуникации. В 1987 г. он провел либерализацию цен на продукцию промышленности и услуги. Регламентировались только цены на книги и медикаменты, тарифы на свет, газ и железнодорожный транспорт.

90-е годы прошли под знаком предыдущей экономической политики Же. Ширака. Среди мер, направленных на ликвидацию кризиса начала 90-х годов, следует отметить расширение общественных работ и жилищного строительства, стимулирование роста производства и сдерживания роста безработицы. Был введен ряд налоговых льгот с целью стимулирования долгосрочных вкладов граждан, обеспечения доступа к целевых кредитов на капитальное и жилищное строительство. Для борьбы с безработицей выпустили государственный заем, собрав за ее помощью 110 млрд франков. В 1993 г. реализовано одну из крупнейших в Западной Европе программу приватизации, что существенно укрепило государственную финансовую систему.

Значительное влияние на экономическое развитие Франции производит интеграция ее экономики в Европейское Экономическое Сообщество и мировую хозяйственную систему. В рамках Европейского Союза (ЕС) Франция специализируется на экспорте малолитражных автомобилей, женской одежды, обуви, белья. Выравнивание экономической структуры сделало Францию равноправным партнером в этом объединении.

 

Германия. В результате Второй мировой войны Германия оказалась в чрезвычайно тяжелом положении. Страна в 1946 г. производила продукции менее половины от уровня 1936 г. К тому же Германия должна была выплатить репарации союзникам в размере 20 млрд долл. Государственный долг вырос с 27,2 млрд марок в конце 1938 г. в 377,2 млрд марок в мае 1945 г. Инфляция достигла 600% довоенного уровня. Все это вело к натурализации хозяйства и продуктообмена. Элементы натуроплаты вводили даже на транспорте, в сфере обслуживания и т.д.

На тяжелое состояние экономики Германии, кроме военной разрухи, влиял демонтаж оборудования промышленных предприятий как компенсация потерь согласно решению Потсдамской конференции глав правительств государств - победительниц в войне 2 августа 1945 г., а также разделение страны. Функционирование двух систем - центрального управления и планирования оккупационной власти и немецких органов самоуправления - дезорганизовало хозяйственную жизнь страны. Обе оказались неспособными обеспечить рациональное ведение хозяйства.

В этих сложных условиях было проведено реформу, направленную на формирование социальной рыночной экономики и превращение Германии в могучую процветающую державу. Реформы, которые привели позже к "немецкого чуда", проводились при активном содействии США: финансовая помощь (3,12 млрд долл.) по плану Маршалла, объединение трех оккупационных зон (американской, английской и французской) и передача управления экономикой в руки самих немцев, помощь в разработке проектов реформы. Вдохновителем и организатором осуществления экономической реформы был Людвиг Эрхард (1897-1977), который начал проводить ее в 1948 г. как директор управления хозяйства объединенных западных зон оккупации. Потом он был в 1949-1963 гг. министром экономики в правительстве Аденауэра (1949-1963), заместителем федерального канцлера (с 1957), p. канцлером республики (1963-1966).

 

Денежная и экономическая реформы. Планы Л. Эрхарда опирались на денежную реформу, свободные цены и предпринимательство. Реформирование экономики Западной Германии он начал с денежной реформы, чтобы избавиться обесцененных денег и ввести твердую валюту. Утром 21 июня 1948 г. рейхс-марку объявили недействительной и вместо старой рейхсмарки ввели новую валюту - дойчмарку. Каждый гражданин мог обменять 60 рейхсмарок на дойчмарки в соотношении 1:1. Причем 40 дойчмарок выплачивали сразу, а остальные 20 - через месяц. Пенсии и заработную плату выплачивали в новой валюте в соотношении 1:1.

Обменный курс наличных денег и сбережений установили 1:10, но распоряжаться можно было лишь половиной обменной суммы. Временно "замороженную" вторую половину позже разблокировали: 1/5 суммы можно было забрать, 1/10 - вложить в ценные бумаги, а остальные 70%, изымали из обращения. Денежные обязательства предприятий перечислялись также в соотношении 1 : 10. Для первой выплаты заработной платы предприятия получили наличные, а потом должны были функционировать за счет производства и сбыта продукции. Обязательства банков и других учреждений старой Германии в основном анулювалися. Новый эмиссионный банк - Банк немецких земель регулировал свои отношения с частными банками, определяя размер обязательных денежных резервов.

Через три дня после денежной началась реформа цен, направленная на восстановление рыночного механизма регулирования их. Цены были отпущены "на волю" в соответствии с законом от 24 июня, ликвидирован административный распределение ресурсов, отменены нормативные документы, регулирующие экономическую жизнь. Переход к свободному ценообразованию Л. Эрхард рассматривал как предпосылку для успешного экономического развития.

Розрегулювання цен и заработной платы проводилось постепенно. Исчез "черный рынок". Магазины заполнились товарами, вместо поиска продуктов люди стали заботиться об их производство. Инфляции почти не чувствовалось. Цены выросли лишь на несколько процентов, в такой же пропорции, что и заработная плата. Уже через полгода цены стабилизировались. Был принят закон против необоснованного завышения цен, выдавали каталоги приемлемых цен, которые учитывали покупательную способность потребителей. Вместе с тем реформа не посягнула на систему отношений частной собственности на средства производства.

В новых условиях построения социального рыночного хозяйства важное значение Л. Эрхард придавал роли государства. Идя путем свободного экономического развития, государство крепко держала основные рычаги управления экономикой. Считалось, что ответственность за экономику несет только государство, именно она должна обеспечить разумное равновесие между эффективностью хозяйства и потребностями социальной политики. Руководствуясь этим, западногерманский правительство активно поддерживал отрасли промышленности, которые испытывали трудности, а инвесторам и предпринимателям предоставлял льготы. Именно на это были направлены законодательные акты о кредитную и налоговую политику, антимонопольные и антикартельні указы и т.д. Особую роль отводили мелкому и среднему бизнесу. Уже к началу 50-х годов в этом секторе работало более половины занятого населения. В странах Европейского Союза на малых предприятиях работает например 63% всего населения и создается 67% ВВП, они являются главным средой, в котором рождаются талантливые предприниматели. В 1954 г. уровень производства был вдвое выше, чем в 1936 г. На середину 50-х годов ФРГ вышла на второе место после США по размерам золотых запасов. С 1952 г. экспорт стал превышать объем импорта и сальдо торгового и платежного баланса Германии стало положительным. На конец 60-х годов Германия вышла в передовые страны Западной Европы и заняла второе место после США по уровню промышленного производства.

Основными факторами успеха реформ были менталитет немецкого народа, его работоспособность, опыт, склонность к дисциплине, готовность во имя будущего идти на временные жертвы, благоприятные социально-экономические и политические условия - частная собственность и предпринимательские структуры, умелое использование помощи по плану Маршалла, выбор правильной стратегии экономических реформ и четкое определение последовательности и этапов проведения их, сильная политическая воля к реформированию и в процессе его, возможность свободного обмена мнениями для выбора направлений и постановки задач реформы и прочная личность.

 

Развитие в 70-90-х годах. В Германии в течение 60-х годов падали темпы экономического роста, а в 1966-1967 гг. разразилась первая послевоенная циклическая кризис. В связи с этим был принят закон о поддержке стабильности и экономического роста, известный как стабилизационный закон. Согласно им правительство должно осуществлять активную конъюнктурную и структурную экономическую политику для противодействия кризисным явлениям и ускорения экономического роста. Закон предусматривал планирование государственного бюджета, государственных инвестиций, а также создание специального Фонда выравнивания конъюнктуры. Правительство было обязано проводить антициклічну бюджетную политику, которая намечал увеличение государственных расходов для оживления спроса при ухудшении конъюнктуры, и, наоборот, уменьшение этих расходов в условиях экономического роста. Можно отметить, что этот закон положил начало перехода в Западной Германии от идеи свободного рыночного хозяйства через теорию социального рыночного хозяйства к концепции рыночного хозяйства с глобальным регулированием которая, по сути представляла собой своеобразный синтез идей В. Ойкена и Дж.М. Кейнса.

Усиление государственного регулирования на макроуровне началось с приходом к власти в 1969 г. социал-демократов. Неокейнсианская модель рыночного хозяйства хранила частную собственность, экономическую самостоятельность предпринимателей, социальную защищенность населения. В то же время возросла роль государства в регулировании экономики. Правительство практиковал государственное экономическое программирование, разработку долгосрочных задач и ориентиров экономического развития на десятилетия, политику сознательного формирования постоянного экономического роста, которая охватывала элементы долго - и среднесрочного прогнозирования и планирования. Использование кейнсіанських методов управления экономикой ФРГ способствовало сокращению безработицы и восстановлению экономического роста, который в 1970 г. составил 4%.

Однако и в новых условиях экономика Германии испытывала больших спадов производства. Самая глубокая в истории ФРГ кризис перепроизводства поразила все отрасли западногерманской экономики, привела к сокращению валового национального продукта на 5%, промышленного производства - на 12,3, внутренних частных инвестиций в основной капитал - на 18,6%. Резко возросло число банкротств, подскочили показатели инфляции. Циклический спад производства сопровождался энергетическим кризисом, которая имела мировой характер, и структурными кризисами ряда отраслей промышленности. В 1980-1982 гг. экономика ФРГ потерпела третьей за послевоенную историю страны циклического кризиса перепроизводства.

Как и в некоторых других развитых капиталистических странах, в ФРГ на волне кризиса к власти в 1982 г. пришел консервативное правительство во главе с Гельмутом Колем. Отказавшись от кейнсіанських методов регулирования экономики, правительство в основу своей деятельности положил монетаристскую концепцию предложения. Специфика западногерманского консерватизма заключалась в "мягком" варианте консервативной политики при стратегической линии, направленной на обеспечение прибыли крупного капитала. Основой экономического роста 1983-1990 гг. были интенсивные процессы накопления, увеличение инвестиций, расширения экспорта, который в 1989 г. вырос по сравнению с предыдущим годом на 10%. В пределах ЕС Германия продавала более 50% своих товаров. Было пересмотрено государственные приоритеты в научно-технической политике. Вместе с Японией Германия до 1990 г. занимала ведущие позиции в расходах на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НДЕКР). Она достигла больших успехов в создании наукоемких отраслей производства, а на мировом рынке наукоемких товаров обогнала Японию.

На начало 90-х годов пришелся резкий спад динамики экономического роста. Основными причинами были неблагоприятная конъюнктура на рынке сбыта, обусловлена потерей рынка в Восточной Европе и СССР, ухудшение конкурентоспособности национальных товаров, глобальный спад мировой экономики в 1990-1992 гг. Дополнило эти причины объединения Германии 3 октября 1990 г. Территория страны увеличилась на 1/3 населения - с 64 до 80 млн человек. В пяти новых землях начались рыночные перестройки, которые требовали огромных капиталовложений (в 1991 г. они составили 140 млрд марок, в 1992 г. - 152 млрд, в 1993 г. - 182 млрд), что привело к бюджетного дефицита, увеличение государственного долга (в 1990 г. он составлял 1039 млрд марок, в 1993 г. - 1850 млрд марок).

 

Опыт объединения показал, что ускоренная интеграция двух противоположных экономических систем не может дать немедленные положительных результатов. Требуется достаточно длительное время, в течение которого будут осуществляться трансформационные процессы, создаваться рыночные механизмы хозяйствования. Такой переходный период является одним из условий проведения глубоких рыночных реформ. Вместе с тем, несмотря на все негативные тенденции в экономике страны после объединения Германии, она остается одной из ведущих стран ЕС. Основные причины динамичного экономического развития ФРГ:

- высокий уровень потребительского спроса;

- увеличение занятости и заработной платы;

- расширение немецкого внутреннего рынка за счет пяти новых федеральных земель;

- быстрое развитие НТП;

- приоритетное развитие отраслей экспортной ориентации.



Назад