Электронная онлайн библиотека

 
 Экономическая история

Японская модель экономического развития в послевоенный период


Возрождение послевоенного хозяйства. После окончания Второй мировой войны экономика Японии находилась в состоянии разрухи. Ряд городов был практически стерт с лица земли. По оценкам экспертов, довоенный промышленный потенциал страны можно было восстановить не ранее 2000 г. К тому же для поддержки экономического роста страна не имела природных ресурсов.

Действительно, сначала восстановление экономики осуществлялась медленно. В 1946 г. уровень промышленной продукции составил 14% довоенного, в 1947 г. - 20,9%, в 1948 - 52%. Если в 1938 г. доля Японии в промышленном производстве капиталистического мира составляла 4,8, то в 1947 г. - только 1,3%. В стране росла инфляция, действовал "черный рынок", снизилась реальная заработная плата, которая в конце 1945 г. составляла лишь 13% довоенного уровня. Безработица охватило почти 10 млн человек. В 1946 г. была проведена денежная реформа, но и она не смогла остановить инфляционные процессы.

Восстановление народного хозяйства сознательно саботировали японские предприниматели, которые думали, что их предприятия будет демонтирован в счет репараций. Не спешила с восстановлением экономики и оккупационная власть. Японии не оказали помощи по плану Маршалла, не было ликвидировано в первые годы исторические ограничения свободы предпринимательства: действовал прямое распределение ресурсов с периода введения военного контроля в 1939-1941 гг. Однако опасность социально-политического конфликта заставляла США предоставить Японии существенную экономическую помощь.

Доктрина первого послевоенного японского премьера Іосіда Сигэру и всех последующих кабинетов Либерально-демократической партии ориентировала на наращивание невоенных факторов силы и утверждения на этой основе Японии как одного из лидеров мирового общества, то есть того, чего не удалось достичь военным путем. Эти стремления закреплено в новой японской Конституции 1947 г.

 

Программы экономической стабилизации Японии разработали под руководством представителя американского капитала президента Детройтского банка Дж. Доджа. Основные ее составляющие - установление бюджетного равновесия, повышение налогов, ограничения на выплату заработной платы и банковский кредит, а также девальвация иены. Предполагалось реформировать экономическую систему, государственный строй, а главное, осуществить переход к рыночной экономике. С этой целью было реорганизовано правительство Японии, через который и действовала американская оккупационная администрация, осуществляя план Доджа.

 

Земельная реформа 1947-1949 гг. имела буржуазный, антифеодальное характер - выкуп государством помещичьих земель и продажа ее арендаторам-крестьянам. Размеры участков ограничивались 1 га, а цена их в условиях гиперинфляции была чрезвычайно низкой. В результате реформы возникло более 400 тыс. новых крестьянских хозяйств, 80% всей арендной земли перешло к крестьян. Сформировался слой свободных мелких фермеров-владельцев, а помещики как класс перестали существовать. Выросла товарность сельского хозяйства, начал возрождаться внутренний рынок.

В 1947-1948 гг. с целью формирования рыночной экономики и развития предпринимательских структур распустили дзайбацу - холдинговые компании, которые были держателями акций закрытых вертикальных концернов. Их акции распродали служащим этих компаний. Было осуществлено демонополизацию и заложены основы конкурентной экономики. Законом 1947 г. запрещали чрезмерной концентрации экономической мощи, создании холдинговых компаний, картелей и других монопольных структур. Был также введен контроль над слиянием фирм, а взаимное владение акциями ограничено 25%.

В конце 40-х - начале 50-х годов по рекомендации Дж. Доджа провели радикальную бюджетную реформу: ввели принцип сбалансирования статей и бездефицитности госбюджета, ограничили предоставления убыточным предприятиям субсидий, взяли под контроль денежную эмиссию, приостановили выплату компенсации военным заводам за конверсию, стабилизировали заработную плату, установили государственный контроль за ценами, ввели единый фиксированный валютный курс. Эти меры дали возможность подавить инфляцию.

Оборачиваемость иены по текущим операциям было частично восстановлено лишь в 1971 г., а по капитальным операциям ограничения стали снимать только в середине 80-х годов. К этому времени среди развитых стран Япония отмечается наибольшими ограничениями по счетам движения капиталов. В ходе дальнейшего развития осуществлялся контроль за зовнішньоторгівельними операциями, при этом импорт капитала ограничивали, но поощряли импорт технологий.

Проект сбалансированного государственного бюджета, который разработал Додж, предусматривал резкое увеличение налогов (на 62%). Проведена налоговая реформа привела к перераспределению их: уменьшение налога на корпорации, отмена налога на сверхприбыль и увеличение налогообложения трудящихся.

Изменилась система американской экономической помощи. Было создано специальное или эквивалентный фонд, средства которого пополнялись от продажи в Японии американских товаров, которые ранее поставлялись в порядке помощи. Из этого фонда осуществлялось кредитование крупных японских компаний. Под контролем оккупационных властей происходила структурная перестройка экономики, которая позже стала одним из постоянно действующих факторов экономического успеха страны. С учетом своей специфики (нехватка сырья, большой трудовой потенциал) Япония создавала многоотраслевой комплекс перерабатывающих отраслей. В центре его в 50-х годах были такие базовые отрасли, как металлургия, химия, гидроэнергетика, судостроение, торговый флот.

В послевоенный период развитие японской экономики имел внешнеэкономической ориентации. Государство осуществляло контроль над всей системой внешнеэкономических связей, который длился 22 года. В 1952 г. приняли закон, который позволял образования экспортных картелей. Государство распределяла по лимитом средства на оплату импорта для модернизации промышленности, поощряла импорт технологий.

 

Особенности экономической модели. Проведенные реформы обеспечили переход Японии к рыночным отношениям. В стране сформировалась уникальная экономическая система, скрепленная типичными азиатскими неформальными связями - отношениями среди представителей как деловых кругов, так и деловых кругов и государства. Важнейшей особенностью этой модели было сочетание рыночных отношений с государственным регулированием их рыночной конкуренции с экономическим планированием. Формально роль государства незначительна: государственный бюджет Японии перераспределяет лишь треть ВВП. Это вполне сопоставимо с США и намного меньше, чем в европейских странах, где эта доля может превышать 50% (например, в Швеции). С такой точки зрения экономика Японии принадлежит к одной из самых либеральных в мире. Однако лишь некоторые азиатские страны (например, Южная Корея или Китай) могут поспорить с Японией по уровню жесткости и эффективности влияния правительства на экономику.

Японское правительство разрабатывает стратегические планы развития в целом (1948-1952; 1951-1953 гг. - планы восстановления народного хозяйства; 1955-1959 гг. - план самообеспечения, 1957-1960 гг. - долгосрочный план экономического развития; 60-е годы - план удвоения национального дохода и т.п.), а уже на их основе крупные компании формируют свои собственные планы. Правительство выступает представителем бизнеса на внешнем рынке, защищает его всеми возможными способами, а бизнес выполняет указания правительства. Отступников строго наказывают, поэтому часто всю японскую промышленную систему называют "корпорация Япония".

Осенью 1951 г. в связи с вступлением в силу Сан-Франциським мирным договором всю полноту власти передали японскому правительству. Важную роль в экономическом развитии страны сыграли принятые в 1952 г. решение правительства о внедрении принятых ранее ограничений во взаимоотношениях между крупными компаниями и их дочерними предприятиями. Это способствовало образованию новых монополистических объединений, которые отличались от дзайбацу. Вместо старых семейных форм руководства установилось коллективное управление в форме совещания президентов важнейших компаний. Новые финансово-промышленные группы (кейрецу) были более сцементированные неформальными связями, разветвленной и запутанной системой участия. Формально независимые компании, которые входят в кэйрэцу (финансовые, торговые, промышленные, сервисные), выступают по нечленов группы единым фронтом.

Следует подчеркнуть, что по составу участников трудно оценить реальные активы, находящиеся под контролем группы. В стране экономика формально не монополизирована, существует сектор мелкого и среднего бизнеса, который обеспечивает основную занятость. Между его предприятиями идет жесткая конкуренция, что характерно для рыночной экономики. Однако подавляющая часть этих предприятий входит в сферу влияния одной финансово-промышленной группы и является ее невидимой долей. Японские корпорации связанные разветвленными субподрядными отношениями с мелкими фирмами, которые поставляют им свою продукцию. Крупные компании, в свою очередь, заботятся о мелкие, предоставляют им научную и техническую помощь, обучают персонал, помогают с управлением и привлечением финансовых ресурсов. Эти небольшие фирмы второго эшелона окружены, в свою очередь, фирмами третьего эшелона, причем заработная плата рабочих фирмы обратно пропорциональна до удаления их от центра. За счет этого, в частности, поддерживается высокая эффективность экспортных отраслей. Ни одна европейская фирма, связанная законами о минимальные размеры оплаты труда, не может так поступать.

Подобные мелкие фирмы "пожизненно" входят в зону влияния какой-либо финансово-промышленной группы. Получив подряд от одной компании, практически невозможно потом работать на другую. Представители других финансово-промышленных групп никогда не будут с ней заключать контракты.

Существует также особая система взаимоотношений компании с персоналом, в основу которой положен психологию "компания - большая семья". Распространение системы пожизненного найма ограничивает перемещение рабочей силы внутри страны (однако поощряется ее перемещения внутри компании). Такая система сделала Японию заложником национальной традиции, хотя и дала возможность достичь впечатляющих успехов.

Более либеральные правила игры на международном рынке и давление развитых стран требуют от японских компаний внедрение новых технологий и схем организации производства, значительного повышения его эффективности. Однако подобные шаги предусматривают массовое сокращение персонала компаний, что подрывает саму суть их взаимоотношений с рабочими. Введение рыночной оплаты труда на всех предприятиях в соответствии с ее эффективности подрывает конкурентоспособность японской экономики на международных рынках.

 

Интернационализация производства, основанная на международном разделении труда, порождает увеличение торговли не только товарами и услугами, но и рост потоков капиталов между различными странами. Япония еще с 80-х годов начала активно экспортировать свой капитал. Однако его экспорт идет в основном в финансовую сферу (скупка ценных бумаг), и в сферу недвижимости, что не всегда ведет к успеху. К тому же японцам трудно играть за непривычными для них правилам. Это касается и прямых капиталовложений. Японцы не могут распространить на предприятия других стран свои схемы работы с персоналом. Поэтому приходится осваивать другие системы отношений с людьми и приучаться жить в непривычном для них мире.

Формально Япония имеет независимый современный центральный банк, однако реальные ставки процента и норму обязательных ресурсов определяет министерство финансов. Государство ограничивало приток в страну иностранного капитала. Только в 60-х годах началась либерализация внешнеэкономической деятельности Японии, которая представляла собой поэтапной отмене ограничений на импорт продукции конкурентоспособных отраслей и продолжалась в течение десятилетия.

Подобная система экономических отношений и социальная структура, которая поддерживает ее, не соответствует традиционному представлению об открытое общество и характерные для него либеральные правила игры. Очевидно также, что система ценностей и мировоззрения населения стран Запада не дает возможности полностью понять "азиатскую" экономику Японии. Однако японская экономика при всем своем своеобразии имеет много общего, например, с экономикой Южной Кореи. При всей несхожести двух стран совместное можно найти и в прагматичных подходах к остальному миру со стороны Китая.

Однако в 80-х годах эффективность этого экономического механизма, который позволял стране поддерживать впечатляющий экономический рост, иссякла. В 60-х годах экономика страны росла ежегодно средними темпами ежегодно на 10%, в 70-х годах они составляли 5%, в 80-х - 4, а в 90-х годах были незначительными (1996 г. - 3,6%, 1997 г. - 1, 1998 г. - 0%). Япония в 1969 г. по объему валового национального продукта вышла на второе место после США в капиталистическом мире.

 

Важными факторами экономического успеха были высокоэффективное использование зарубежной экономической помощи, массовое обновление основного капитала, расширения внутреннего рынка, использование зарубежных научно-технических достижений, использование высококачественной рабочей силы (еще в 1947 г. в Японии было введено обязательное бесплатное 9-классное образование, создана система подготовки и переподготовки кадров), инициативность японских предпринимателей, традиционно сложившаяся система наемного труда, которая обеспечила гармоничные отношения между администрацией фирмы и наемным персоналом, стремительное развитие собственной научно-исследовательской базы и т.д.

Важную роль в экономическом развитии Японии отыграл протекционизм. Например, в 1946 г. в Японии было собрано 110 легковых автомобилей, когда правительство не ставил задачи развития автомобильной отрасли. В 1951 г. Министерство внешней торговли и промышленности Японии перешло к протекционистской политики в этой области. Был ограничен ввоз готовых автомобилей и созданы условия для импорта зарубежных технологий. И хотя фирма "Тойота" вышла на американский рынок с опозданием, однако уже в 1971 г. доля импорта в США машин этой фирмы составляла 16% (в 1962 г. - 0,2%). После вступления автомобильной промышленностью стабильности в 1971 г. разрешено внешние капиталовложения в эту отрасль. Однако и после этого государство строго лімітувала зарубежные инвестиции.

Успех в значительной степени было обеспечено благодаря адаптированности японской модели к изменению внутренних и особенно внешних условий. Способствовала этому постоянный структурная перестройка всей экономики. Она обусловлена прежде всего необходимостью обеспечить прогрессивную структуру внутреннего спроса и конкурентоспособность японских товаров на мировых рынках. Примером может служить развитие автоиндустрии - рост жизненного уровня японцев в 60-80-х годах привело к повышению спроса на автомобили, а это, в свою очередь, обеспечило быстрое развитие этой отрасли. Коренная перестройка всей структуры экономики в конце 70-х годов была вызвана прежде всего кризисом 1974-1975 гг. Основные направления перестройки были такие: обеспечение приоритета наукоемкого производства, которое не требует больших затрат сырья, энергии, рабочей силы, сокращение энергоемкого производства, реконструкция отраслей промышленности, продукция которых особенно пострадала от зарубежной конкуренции.

Не менее важными факторами послевоенного экономического успеха Японии является государственное управление жизненным уровнем японцев (60-е годы - политика сдерживания потребления в пользу наращивания инвестиций, 80-е годы - стратегия приоритетного расширения потребления) и умение правительственных кругов определить следующие долгосрочные задачи, которые бы захватили всю нацию. Например, популярный в 60-х годах лозунг "Догнать развитые западные страны по уровню валового внутреннего продукта", когда выход на второе место в мире по этому показателю подавался как вхождение Японии в клуб великих экономических держав мира. Отдельными экономическими факторами являются рост производительности труда, повышение реальной заработной платы и т.д. При этом следует помнить, что японская модель развития охватывает как экономические, так и политические, этнокультурные, соціопсихологічні и другие факторы в их диалектической связи.

Японские экономисты считают, что их экономика всегда развивалась и развивается за активного вмешательства государства, которая не только создает условия для действия рыночного механизма, но и охватывает все стороны хозяйственной жизни, сосредоточивает внимание на решении главных задач. Достигается это за счет планирования экономического развития. В Японии, как впоследствии и в Южной Корее, государственные планы-прогнозы были директивными и часто приходилось и к предприятиям, и к их магазинов. Очевидно, что в условиях частной собственности выполнение таких планов возможно только в том случае, когда действует механизм добровольно-принудительного стимулирования предпринимателей для выполнения указаний правительства. Японское правительство осуществлял это с помощью экономических рычагов - введение налога, изменения ставки кредитов, установления льгот и субсидий и т.п.

Экономический рост предполагает наличие источников инвестиций. Для Японии это были преимущественно внутренние источники. Частично помогли американцы, отказавшись от значительной части репараций, насытив в 50-х годах заказами на обслуживание американской армии во время войны в Корее, а позже предоставив научно-техническую помощь. Поиск внутренних источников инвестиций привел к созданию механизма сдерживания потребления и перекачки национального дохода в инвестиционную сферу.

В отличие от авторитарного, военного режима, который обеспечивал действие такого механизма (Южная Корея, Чили), в Японии правительство опиралось на особую черту национальной культуры - способность воспринимать общекорпоративные интересы как интересы собственной семьи. С 80-х годов происходит постепенная переориентация на расширение потребления. В настоящее время потребительский спрос в Японии составляет 60% от ВВП, тогда как в США - 80%. Японская ситуация не характерна для высокоразвитых стран, которые имеют пропорционально развитую экономическую систему. Япония еще должно пройти абсолютно необходимую стадию на пути постиндустриального общества - стадию общества всеобщего благосостояния. На это нацелены планы последнего десятилетия (например, Пятилетний план государства благосостояния 1992-1996 гг.). Его выполнение укрепило внутренний сектор экономики, где 75% ВВП теперь составляет исключительно внутреннюю экономическую деятельность, что может служить буфером во времена спада. Такая экономика может выдержать любой спад всемирной экономической деятельности, который может возникнуть в связи с торговой политикой или другими экономическими изменениями.

Создан в послевоенный период уникальный экономический механизм привел к тому, что Япония и в 90-х годах была сочетание противоположностей - национального богатства с относительно бедным населением и современного производства с традиционной (почти полуфеодальной) культурой. Страна отмечается своей кредитно-денежной системой, которая вместе с механизмом сдерживания потребительских расходов населения позволяет свести инфляцию до безопасного уровня. Функционирование своеобразного кредитно-денежного механизма, что позволяет направлять кредитные ресурсы, в том числе и заново выпущенную денежную массу, до определенных правительством точек промышленного роста, привело к созданию уникальной банковской системы. Она представляет собой нечто среднее между Госбанком СССР, который осуществлял финансирование народного хозяйства, и двухуровневой банковской системой развитых стран. Центральный банк работал в тесном взаимодействии с министерством финансов. В других высокоразвитых странах (США, Германия) финансовую и денежно-кредитную систему разделено. Такое взаимодействие центральных органов в стране дала возможность подключить Банк Японии к управлению экономическим развитием. Однако в 90-х годах уникальная банковская система Японии стала существенным тормозом на пути превращения страны в зрелую государство со здоровой экономикой.

Заметим, что управление процессом экономического развития - не задача центрального банка. Однако по примеру Японии в некоторых развивающихся странах, привлекают его к финансированию перспективных отраслей национального хозяйства.

Быстрые темпы развития экономики предусматривают также высокие темпы роста денег в обращении. Их можно обеспечить интенсивным увеличением золотовалютных ресурсов. Для этого стране нужно положительное сальдо торгового баланса, производство конкурентоспособных товаров, что для стран, которые развиваются, является очень сложной задачей. Выпуск денег под государственный долг без соответствующего роста товарной массы - прямой путь к инфляции. Поэтому единственно возможный путь - предоставление кредитов частному сектору. Это с успехом использовала Япония. Центральный вливал деньги в банковскую систему, где они мультиплікувалися.

Постоянный ресурсный голод быстрорастущей экономики заставлял коммерческие банки выполнять условия центрального банка. Вследствие этого центральный банк кредитовал перспективные отрасли, но не сам, а через коммерческие банки. Им и приходилось следить за рациональностью использования средств на предприятиях. Следовательно, государственная политика проводилась не посредством бюджетного финансирования, а с помощью разумной национальной кредитной политики. Финансирование шло не из бюджета, а через банковскую систему, выделены средства необходимо было возвращать, да еще и с процентами (хотя и льготным), а проект имел скупаться. В этом случае объем национальных инвестиций мог превышать объем вкладов. Япония закупала за рубежом в основном лицензии и патенты (т.е. товары), а на их основе сама организовывала производство. Поэтому разница между вкладами и инвестициями покрывалась еще и банковскими кредитами, которые, следовательно порождали деньги для роста. Государство придерживалась жесткой политики контроля за доходами (в частности, за заработной платой), которые имели расти медленнее производительности труда, и в сфере оптовых цен, поскольку промышленность реагировала преимущественно на них.

За последние годы Япония превратилась в финансовый центр мирового значения. Общий объем нетто-активов составляет уже 129 млрд долл. В 1995 г. доля японских кредитов в мире составляла 53%. Крупнейшие коммерческие банки мира - это японские банки, однако они напоминают неповоротливых монстров с крайне низкой эффективностью работы. Причина заключается в недостаточности разделения финансовой и денежной системы в Японии. Коммерческие банки предназначены для государственного финансирования перспективных отраслей и в процессе своего развития оказались хроническими должниками центрального банка. Центральный банк - своеобразный подразделение министерства финансов, которое определяет, в частности, величину его учетной ставки. При этом, хотя бюджет государства может быть сбалансированным, фактический дефицит министерства финансов переводится на центральный банк. Он по сути выполняет такие же функции, что и государственное бюджетное финансирование. Государство создало японские банки и печатала для них деньги, чтобы они финансировали перспективные отрасли и развитие экспорта. Доходы банков идут государству. В этой системе промышленные и торговые фирмы также являются хроническими должниками банковской системы, и коэффициент их долговой нагрузки может составлять 300-400%. Как следствие, образуется своеобразная экономическая система, в которой все друг другу задолжали: промышленные и торговые компании - банкам, а коммерческие банки - центральном банке.

Из трех групп субъектов, которые обеспечивают источники инвестиций и которым достаются первые плоды экономического роста - семья, корпорация и государство, главную роль играют крупные корпорации. Они входят в определенную финансово-промышленную группу. Роль государства формально остается не очень заметным (через бюджетную систему распределяется около 25% ВВП), а населения являются относительно бедными.

Высокое качество японской экономики хорошо видно на примере сопоставимых данных по энергопотреблению. В 1985 г. в Японии потребляли 2,6 т условного топлива на душу населения, а в США - 6,7 т, то есть в 2,5 раза больше, при том, что ВНП на душу населения в Японии больше, чем в США. Япония разрабатывает концепцию новой энергетической культуры, суть которой - обеспечение энергетических потребностей страны за счет углубления структурной перестройки, развития альтернативных источников энергии. Японский экспорт в 1985 г. превысил импорт более чем на 46 млрд долл., а в 1993 г. - на 120,2 млрд долл. (Для сравнения: в ФРГ превышение составило 23,1 млрд, а США имели отрицательное сальдо 115,8 млрд долл.) В этом же году дефицит торгового сальдо США с Японией составил 60 млрд долл. США обвинили Японию в "колониальном характере" ее торговли.

План построения информационного общества в 2001 г., выполнение которого обеспечило общую информатизацию страны, свидетельствует о новейшие процессы в области экономики и общества. Она становится центром Восточноазиатского блока для которого больше характерна коммерческая деятельность, а не построение любых институциональных структур.

Однако, до начала XXI в. Япония так и не сумела преодолеть многолетней депрессии, обусловленной в первую очередь кризисным состоянием банковского сектора. Пытаясь оживить экономический рост и идя на встречу странам-партнерам в конце 90-х годов японское правительство существенно либерализовал режим иностранных вкладов. В результате прямые инвестиции в японскую экономику увеличились с 3,1 млрд в 1998 г. до 12,7 млрд долл. США в 1999 г. Эта тенденция сохраняется и сегодня. Япония занимает ведущее место среди развитых стран мира.



Назад