Электронная онлайн библиотека

 
 Экономическая история

Экономическое развитие стран, освободившихся от колониального господства


Понятие развивающиеся страны, - условное. Оно объединяет страны, которые значительно отличаются друг от друга, но вместе с тем имеют определенные характерные черты, что позволяет отнести их к этой группе стран. Их называют также третьим миром. Они занимают важное место в мировом обществе (80% населения Земли и около 70% ее территории). Страны третьего мира является периферией мирового капиталистического хозяйства и имеют такие общие характерные черты экономического развития.

Прежде всего они отличаются низким уровнем производительных сил. Он, в свою очередь, находит отражение и в показателях, которые фиксируют реальное экономическое положение, и в зависимости от развитых индустриальных стран, и в развитии связей по старой моделью "готовые изделия - сырье".

Во-вторых, их характеризуют многоукладность и двойственность структуры экономики, которая заключается в отсталого развития сельского хозяйства и ремесел, с одной стороны, и современной промышленности - с другой.

В-третьих, во всех странах третьего мира наблюдается зависимость социально-экономического и политического развития от мирового капиталистического хозяйства, реализации своей сырьевой продукции на мировых рынках.

По-четвертых, ключевые позиции в экономике развивающихся стран, занимает иностранный капитал.

 

Стратегия развития. После краха колониальной системы ООН сформулировала международную стратегию на 60-е годы (первое десятилетие) как концепцию развития вдогонку. Практические рекомендации ее представителей (В. Ростоу, Г. Нурксе и др.) предполагали на первое десятилетие рост экономики развивающихся стран, ежегодными темпами на уровне 5%. Однако эта концепция не учитывала специфики развивающихся стран, а потому была обречена на провал.

На второе десятилетие теоретическое обоснование стратегии развития было предложено в концепции основных потребностей (X. Ченері, Г. Робинсон, И. Адельман). В ней предусмотрено увеличение инвестиций в экономику, повышения занятости в традиционных секторах хозяйства, увеличение государственной помощи беднейшим слоям населения. Эти установки концепции воплощено в планах экономического развития развивающихся стран, но самым слабым звеном стратегии оказался ее внешнеэкономический аспект. Страны, которые стали на путь независимости, уже не хотели мириться с положением отсталой и зависимой периферии в системе международного капиталистического разделения труда.

В 80-х годах теоретические обоснования стратегии развития третьего мира имели три концепции - основных потребностей, коллективной опоры на собственные силы и нового международного экономического порядка. Все они ориентируют "периферию" на ускоренную интеграцию с промышленно развитыми странами, в которой странам третьего мира отводится роль поставщика ресурсов и амортизатора в кризисные периоды. Однако ни одна из предложенных концепций не давала теоретической ответа на вопрос о способах преодоления отсталости, что делало их малопривлекательными уже с самого начала их реализации. Сложилась кризисная ситуация в сфере внешнего финансирования развития, рос государственный долг, усилилась дифференциация стран, ставших на путь самостоятельного развития.

 

Классификация стран третьего мира. Современная классификация этих стран использует широкий набор качественных и количественных характеристик: по уровню экономического потенциала, специализации в мировом хозяйстве, обеспеченности топливно-энергетическими ресурсами, зависимости от развитых капиталистических стран. С нашей точки зрения, прежде всего, следует принимать во внимание уровень социально-экономического развития, степень обеспеченности ресурсами, место и роль в международном разделении труда, показатели валового внутреннего продукта и его доли в общемировом объеме.

Классификация ООН выделяет страны - экспортеры и неекспортери нефти, государства и территории, специализирующихся на экспорте готовой продукции, и три категории стран в зависимости от уровня дохода на душу населения. Взяв эти показатели за основу, все страны третьего мира можно разделить на три группы.

 

Первая группа. По классификации ООН, к этой группе относятся новые индустриальные страны (НИК): Аргентина, Бразилия, Мексика, Южная Корея, Тайвань, Гонконг (с 1 июня 1997 г. - Сянган, что перешел под юрисдикцию КНР), Сингапур и страны созданной в 1960 г. Организации стран - экспортеров нефти (ОПЕК): Алжир, Эквадор, Габон, Венесуэла, Индонезия, Ирак, Иран, Кувейт, Ливия, Нигерия, Саудовская Аравия, Катар, Объединенные Арабские Эмираты. ОПЕК пытается противостоять власти гигантских нефтяных монополий и увеличить свои доходы.

В странах первой группы все большие масштабы приобретает начатый еще в 30-х годах процесс импортозамещающей индустриализации - замена импорта многих промышленных товаров производством их на месте. В результате значительно более широкой индустриализации приобрели развития отрасли легкой и пищевой промышленности, а также цементной, нефтяной, строительной. В новых индустриальных странах Латинской Америки произошло становление новых отраслей (металлургической, нефтеперерабатывающей, энергетической, химической), что способствовало резкому росту выпуска промышленной продукции в регионе (в 1958 г. он превысил в три раза довоенный уровень).

Среди стран Латинской Америки по уровню промышленного развития лидерство принадлежит Аргентине, на долю которой в 1950 г. приходилось 1/4 всей промышленной продукции региона (10% населения региона), 1/6 приходилась на Бразилию (30% населения региона). Однако значительно более высокими темпами шло развитие Бразилии и Мексики, поэтому в конце 50-х годов по общему объему промышленного производства Мексика вышла на первое место (1/5 всей Латинской Америки), хотя по производству на душу населения обе эти страны еще отставали от Аргентины.

Политику импортозамещающей индустриализации сознательно стимулировала государство, роль которой в экономике постоянно усиливается, особенно в создании новых производств, предприятий тяжелой промышленности. Однако создать необходимые условия для самостоятельного экономического развития ни одна из НИК не смогла. Сохранился высокий степень зависимости их экономики от экспорта продукции сельского хозяйства и сырья и соответственно от конъюнктуры мирового развития. Зависимость от импорта потребительских товаров изменилась зависимостью промышленности от дорогих машин и оборудования. Иностранный капитал также начал перемещаться в местную обрабатывающую промышленность. Поступления капиталовложений и займов в страны Латинской Америки за 1946-1960 гг. составил 10 млрд долл., а вывоз продуктов - 19,5 млрд долл.

Изменить такое положение стремились патриотическая местная буржуазия и политики стран Латинской Америки. Под руководством известного аргентинского экономиста Рауля Пребіша была разработана программа ускоренной модернизации всей экономической и социальной инфраструктуры на основе индустриализации, интенсивного сельскохозяйственного производства и эффективных внешнеэкономических связей. Программу назвали доктрина ЭКЛА (ЭКЛА - Экономическая комиссия ООН для стран Латинской Америки, созданная в 1948 г.), и ее взяли на вооружение правительства Аргентины, Мексики и других стран.

В 1961 г. президент США Дж. Кеннеди предложил в рамках курса "Новые рубежи" программа "Союз ради прогресса", рассчитанную на 10 лет и принятую 19 латиноамериканскими странами. Цель ее - ускорение экономического и социального развития стран Латинской Америки. Программа предусматривала ускоренную индустриализацию, уменьшение зависимости экономики от экспорта аграрно-сырьевых товаров и импорта машин и оборудования. На ее реализацию США выделили кредиты и другие виды помощи в размере 20 млрд долл.

Благодаря принятым мерам (ускоренное проведение аграрной реформы, кредитная и агротехническая помощь крестьянству и др.) в Мексике в значительно более широких масштабах, чем в других странах региона, удалось решить проблему самообеспечения страны продовольствием, несмотря на демографический взрыв. Ежегодные темпы роста ВВП в 60-х годах составляли 7% против 5% в 1960 г. Доля Мексики в ВВП Латинской Америки выросла с 20,3% в 1960 г. до 23,3% в 1970, p. что обеспечило ей второе место после Бразилии.

С 1950 по 1970 г. иностранные кредиты и займы Мексики выросли с 0,6 млрд до 28 млрд долл., 70% которых приходится на инвестиции США. Внешнеэкономический долг страны в этот период вырос на 1,2 млрд долл. и составил 3,8 млрд долл.

Подъема революционных и народно-демократических движений и кризис традиционных устоев латиноамериканского общества вызвали изменения в латиноамериканской политике Вашингтона. США за семь лет (1961-1967) выделили на реализацию программы "Союз ради прогресса" в форме кредитов и займов и в других формах 7,7 млрд долл. Финансовая помощь США и международных финансовых организаций шла преимущественно на развитие производственной инфраструктуры, аграрного сектора, образования, медицины.

 

Причины экономического роста этих стран такие: выгодное географическое положение, наличие дешевой рабочей силы, большие вложения иностранного капитала, прежде всего со стороны США, Японии и ФРГ, оперативный развитие внешнеэкономических отношений, активная роль транснациональных корпораций (почти 80% всех средств было вложено в НИК).

Особое место среди стран третьего мира занимают государства Среднего Востока - экспортеры нефти. Доходы, получаемые этими странами от национальных нефтеперерабатывающих компаний, были настолько велики, что внутренние инвестиции не могли поглотить их. Значительные финансовые вложения пошли в экономику промышленных стран Запада, а также в те государства, политические режимы которых устраивали стран-доноров. Частный сектор во многих странах региона (Саудовская Аравия, султанат Оман и Объединенные Арабские Эмираты и др.) постепенно укрепляет государство как движущая сила экономического роста. Инвестиционный капитал частных лиц, который разместили за рубежом выходцы из стран Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (создана в 1981 г.), оценивается в 162 млрд долл.

Широкие возможности для осуществления политики государственных капиталовложений имеют Объединенные Арабские Эмираты, доходы которых от нефти составляют более 10 тыс. долл. на душу населения.

По оценкам экспертов конца 90-х годов, арабские страны обладают 62,4% мировых запасов нефти и более 20% всех запасов газа. Прогнозируется, что эти страны и дальше будут наращивать добычу нефти и природного газа, а это усилит их роль в качестве основных поставщиков энергоносителей в мире. В начале 2000-х годов один баррель из двух экспортируемых приходился на арабские страны (в начале 90-х годов это соотношение составляло один баррель из трех).

Однако, имея значительные нефтяные поступления, арабские страны также имеют достаточно проблем экономического развития. Это и засуха, значительный рост населения вообще и в городах в частности, растущая зависимость от импорта продовольствия, отставание в развитии инфраструктуры и промышленности, в том числе и нефтяной, ухудшение положения в сельском хозяйстве.

В 90-х годах усилились структурные сдвиги в экономике НИК, что ведет к соответствующему сближения их с передовыми промышленно развитыми странами и в то же время к быстрого расширения экономической пропасти между ними и основным массивом развивающихся стран. Уже сегодня страны НИК, в которых проживает 1/8 всего населения стран третьего мира, создают более 2/5 его совокупного валового промышленного и продуктов.

 

Вторая группа. В нее входят 33 государства, доход которых на одного жителя в 1978 г. превысил 415 долл.: страны Юго-Западной, Южной и Юго-Восточной Азии (Индия, Пакистан, Иран, Сирия, Ирак, Ливия и др.). Как и в других странах третьего мира, после обретения независимости перед ними во всей полноте встала проблема получения экономической самостоятельности.

Индия в 1948 г. получила независимость. На территории бывшей британской колонии образовалось два государства - Индийский Союз и Пакистан.

С приходом к власти партии "Индийский национальный конгресс" в 1949 г. правительство страны взяло курс на создание смешанной экономики. Государственному сектору и планированию отвели важную роль в развитии страны при сохранении частного сектора.

Основное внимание правительство уделяло аграрным преобразованиям. Отменили создан еще в прошлом веке институт посредников - заміндарів. Ограничивали помещичье землевладение. Государство оказывало поддержку крестьянским хозяйствам, ограничивала ростовщичество. Развивалась кооперация, внедряли передовые агротехнические технологии. Однако на планы модернизации экономики Индии негативно влияли высокие темпы роста населения, национально-религиозные противоречия, проблемы каст. Вместе с тем зеленая революция дала возможность стране в 70-х годах отказаться от импорта продовольственного зерна. Созданный промышленный потенциал позволил в 1986 г. осуществить запуск спутника связи на собственном ракетоносители.

По примеру стран НИК в 80-х годах Индия начала рыночные реформы. Страна от импортозамещающей индустрии перешла к развитию экспортных отраслей добывающей промышленности. Государство стимулировало развитие государственного сектора в базовых отраслях, частного предпринимательства, привлечения иностранного капитала транснациональных корпораций в прогрессивные отрасли производства. Однако выйти на намеченные экономические рубежи Индии не удалось. В период седьмого пятилетнего плана (1985-1990) средний рост составил 3,5% запланированного. Примерно такие же темпы развития народного хозяйства Индии характерные для 90-х годов.

Пакистан имеет свои особенности (полная исламизация), которые породили проблемы демократизации страны. Как и Индия, он пошел по єврокапіталістичному пути. По примеру Индии было ликвидировано посредничество в земельных отношениях, в промышленности созданы основы государственного сектора, предоставлено поддержку частному предпринимательству и иностранным инвестициям. В стране, несмотря на принятые меры, усиливался государственный дефицит, обострялись проблемы платежного баланса. И далее отставала главная отрасль страны - сельское хозяйство, где работало почти 80% населения. Отсутствие новейших агрономических технологий делала отрасль, как и экономику в целом, зависимой от конъюнктуры внешнего рынка основной экспортной продукции страны - нефти.

 

Иран провозгласил суверенитет еще в 1946 г. Однако начал реформы, призванные ускорить капиталистический развитие страны и осуществить модернизацию форсированными темпами, лишь в 60-70-х годах. Важнейшей реформой, проведенной в 60-х годах, была аграрная. Была поставлена задача ликвидировать земельный голод, ограничить большое землевладения, создать фермерсько-капиталистические хозяйства путем выкупа государством значительных земельных владений и роздання их крестьянам с условием выкупа на выплаты. Однако стимулирование развития капитализма на селе не смогло преодолеть пережитков и дало мало положительных результатов.

Политика модернизации экономики в 70-х годах получила название белой революции. Она охватывала реформы в области сельского хозяйства, промышленности, образования и медицины. Осуществление индустриализации дало увеличение темпов промышленного производства до 10-15% за год. Ликвидация помещичьих товарных хозяйств привела к падению сельскохозяйственного производства, массовой безработицы. Выразителем недовольство стало мусульманское духовенство, выступления которого против реформ обеспечили в конце 70-х годов победу исламской революции (в 1979 г. в Иран вернулся шиитский лидер Хомейни, шах покинул страну). Иран был провозглашен исламской республикой, и страна вернулась к нормам шариата. И еще, в начале XXI в., несмотря на смерть Хомейни, Иран остается исламской республикой.

На Африканском континенте деколонизация охватила почти все послевоенные годы. Первыми обрели независимость арабские страны Северной Африки. Часть из них (Марокко и Тунис) стабильно придерживались курса прозападной ориентации и курса на модернизацию страны в русле рыночной экономики. Алжир и Ливия пытались построить арабский социализм.

Среди арабских стран особое место занимает Сирия, которая обрела независимость в 1946 г. Занимая лишь шестое место по численности населения и десятое по размерам территории среди этих государств, в настоящее время это одна из наиболее развитых стран арабского мира. В 1963-1965 гг. в Сирии осуществлены следующие социально-экономические преобразования: национализированы банки и страховые общества, начато новую аграрную реформу, значительно ограничен максимум земельных владений, под контроль государства взято все большие и часть средних промышленных предприятий. Государственный сектор экономики постепенно стал выходить на ведущие позиции в производстве, кредитно-финансовой сфере и внешней торговли. Все природные ресурсы страны и собственность финансовых компаний (иностранных и местных), которые разрабатывали эти ресурсы, было национализировано. Сирия - первая страна арабского мира, что взяла под контроль государства нефтяные и другие природные богатства.

В 1966 г. по требованию нового правительства страны иностранный нефтяной консорциум "Ирак петролеум компани" увеличил платежи за транспортировки иракской нефти к Средиземному морю через территорию Сирии. Однако на положение страны негативно повлияла Шестидневная война с Израилем в 1967, p. вследствие которой Израиль аннексировал значительные по площади территории соседних стран - Египта, Сирии и Иордании.

Новый этап социально-экономических преобразований связано с именем президента Хафеза Асада (с 1971 г.). В стране было создано високорозвинуту текстильную, пищевую, нефтедобывающую, строительную индустрию, сформированы новые отрасли промышленности - химической, горнодобывающей, цементную и т.д.

В соответствии с четвертым пятилетним планом (1976-1980) началось ускоренное промышленное развитие страны - индустриализация. За пять лет в стране было построено более 100 промышленных объектов. Доля промышленности в ВНП (1985) уже составила более 30%, а ее продукция во всем объеме экспортируемых товаров - 33%. Сформировался промышленный рабочий класс.

Укрепление промышленного потенциала страны продолжалась и в годы пятой пятилетки (1981-1985). Быстрыми темпами развивался государственный сектор, на долю которого приходилось более 80% промышленного производства и около 90% всего экспорта и импорта. Среднегодовые темпы роста ВНП первой половины 80-х годов составили более 7%. Железнодорожные и шоссейные дороги, сотни мостов, построенных в эти годы, связали все районы страны в единый народнохозяйственный комплекс.

Важную роль в сирийской экономике играло сельское хозяйство, доля которого составила около 20% ВНП. Организация сельскохозяйственных кооперативов стала важной чертой аграрных преобразований в 80-х годах. В Сирии в 1987 г. насчитывалось уже 4156 кооперативов, большинство из них были постачально-сбытовыми. Дальнейшее развитие доказал неэффективность кооперативов и поэтому их ликвидировали.

В создании ведущих отраслей сирийской экономики и энергетического комплекса страны важную роль сыграло сотрудничество Сирии с СССР. После заключения первой экономического соглашения в 1957 г. был построен Євфратський гидроузел - плотину "Аль-Баас" с ГЭС, несколько промышленных предприятий.

В последние годы экономическое положение страны ухудшилось. В производстве ряда видов промышленной и сельскохозяйственной продукции наблюдается застой. Одна из главных причин трудностей - развитие инфляционных процессов, сокращение помощи от нефтедобывающих арабских государств и России, что не может быть таким важным партнером, каким был Советский Союз.

Следовательно, страны, входящие во вторую группу, имеют достаточные возможности для экономического роста, однако реализация их осложняется через ряд причин, в том числе в связи с острыми структурными диспропорциями.

 

Третья группа - это страны, в которых ВВП на душу населения составляет менее 350 долл., уровень образованности - менее 20%, доля перерабатывающей промышленности - менее 10%. Из 48 стран, которые принадлежат к слаборазвитых, 25 размещены на Африканском континенте. Это государства Центральной и Южной Африки (десятки слабо сложившихся государств, военно-племенных образований). Большая часть стран Тропической Африки (аж 17) обрели независимость в 1960, p. который назван "годом Африки". В 1974 г. получили независимость португальские колонии - Ангола, Мозамбик, Гвинея-Бисау. Последней получила независимость в 1989 г. Намибия.

Африка - наиболее экономически отсталый регион мира. Среди факторов отсталости и низкого уровня жизни следует указать на очень высокий прирост населения, политическую нестабильность, этнические, межгосударственные конфликты, трайбализм (трибус - племя).

В странах Тропической Африки при многоукладности экономики преобладает дрібнотоварний уклад. Значительная часть населения до обретения независимости сосредоточивалась в районах традиционного сельскохозяйственного и сырьевого производства. Попытки независимых новых лидеров стран создать собственный экономический потенциал не только не имели успеха, а еще больше усилили зависимость их экономики от развитых капиталистических стран. Практически для всех африканских стран характерным является иностранное капиталистическое предпринимательство, представлено преимущественно дочерними компаниями ТНК развитых стран бывших метрополий, особенно Англии и Франции.

Капиталовложения ТНК бывших метрополий в страны Африки составляют 58-79% всех иностранных инвестиций. Только за 1980-1986 гг. иностранные монополии вывезли из Африки 24,9 млрд долл. чистой прибыли.

Наименее динамичной отраслью в большинстве стран остается сельское хозяйство. Такое положение объясняется технико-экономической отсталостью, ухудшением природноклиматических условий в странах, приближенных к Сахары (страны Сахеля). Это увеличивает разрыв в хроническом отставании производства продовольствия от роста населения. В основном проблему голода решают только с помощью международных организаций. Согласно мировой классификации бедными считают тех, кто получает менее 275 долл. в год. В начале XXI в. насчитывалось почти 20 стран с меньшим уровнем дохода.

Проблемы задолженности. На путь независимости страны стали, не имея больших внешних долгов. До 70-х годов они привлекали средства преимущественно из официальных источников, в том числе субсидии без возврата. В 70-х годах задолженность выросла почти на 700 млрд долл. (в 1950 г. она составляла 2 млрд, в 1970 г. - 66 млрд долл.), поскольку многие развивающиеся страны, вышли на мировой рынок ссудного капитала.

Больше всего средств из расчета на душу населения получают самые бедные страны Африки, расположенные к югу от Сахары, поскольку основным критерием при распределении официальной помощи развитию (ОПР) является уровень экономического развития страны-получателя. На них приходится около 1/10 населения развивающихся стран, и около 1/3 общей суммы ОДР.

В 90-х годах практиковали различные методы отсрочки и частичного списания долгов. Так, в июне 1999 г. лидеры ведущих индустриальных стран договорились о списании половины внешнего долга (70 из 130 млрд долл.) 30 беднейших стран мира. Рост внешнего долга несколько замедлилось. В начале XXI в., по данным отчетности дебиторов Всемирного банка (107 стран), внешняя задолженность развивающихся стран, составляет более 1,5 трлн долл. Больше всего задолжали страны Азии - почти 600 млрд долл. Только незначительной части стран третьего мира удалось преодолеть кризис задолженности. Для преобладающего числа она остается острейшей проблемой. В конце 90-х годов крупнейшим должником была Мексика, (более чем 165 млрд долл.). Несколько отстает от нее Бразилия (1995 г. - 159 млрд долл.). Внешние долги Индии, Индонезии, Аргентины составляют по 50-60 млрд долл. За ними идут Нигерия, Филиппины, Венесуэла (по 30 млрд долл.).

 

Интеграционные процессы. Наиболее активно многосторонние экономические объединения развивающихся стран, образовались в основном в конце 50-х - начале 60-х годов. Межгосударственные экономические связи стран третьего мира в 90-х годах, по данным ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию), развивались в пределах 44 региональных торгово-экономических группировок, 30 ассоциаций производителей сырьевых товаров, двух валютных союзов, восьми платежных клиринговых и пяти кредитных соглашений. Доля интегрированных группировок в общем товарообороте развивающихся стран выросла с 7% в 1960 г. почти до 20% в 90-х годах.

Интеграционные процессы в странах третьего мира происходят прежде всего на региональной основе в Латинской Америке, Азии, Африке, Ближнем и Среднем Востоке. Движение к региональной единства пока медленный, он наталкивается на преграды объективного и субъективного характера. Наибольшей эффективности экономического сотрудничества достигла создана еще в 1967 г. Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) - Индонезия, Малайзия, Таиланд, Филиппины, Сингапур и др. Взаимное обеспечение товарами, сырьем, строительство совместных предприятий, беспошлинная торговля в рамках Ассоциации стали важными факторами для подъема уровня производства и превращения этого региона в один из центров притяжения мировой экономики.

Создан в 1991 г. Общий рынок стран южной Америки (МЕРКОСУР) в составе четырех государств (Аргентина, Бразилия, Уругвай, Парагвай) с общим населением 200 млн человек, с территорией 11 млн кв. км (почти 2/3 Южной Америки) и ВВП в 460 млрд долл. (90-е годы) способствовал значительному развитию интеграции латиноамериканских стран. В таком же направлении идет объединение экономических усилий африканских стран.

Несмотря на трудности в организации и работе интеграционных союзов и объединений, они имеют будущее, поскольку способствуют не только ликвидации экономической отсталости, военных конфликтов, но и создают противовес чрезвычайном иностранному влиянию развитых стран в регионах.

Подытоживая общие тенденции развития стран третьего мира, следует отметить, что в 60-90-х годах объем производства в них в целом значительно вырос.

Так в 1961-1998 гг. производство в обрабатывающей промышленности всех развивающихся стран, возросло почти в 16 раз, а в развитых - в 5,2 раза. Однако, сравнивая эти показатели, необходимо учитывать по крайней мере два важных обстоятельства. Во-первых, исходные уровни развития обрабатывающей промышленности до начала 60-х годов в разных группах стран. Во-вторых, социально-экономическую дифференциацию различных групп развивающихся стран. Высокие темпы промышленного роста обеспечивались за счет сравнительно небольшой группы новых индустриальных стран (НИК) и стран - членов Организации стран производителей и экспортеров нефти (ОПЕК). Как следствие, возрастная тенденция увеличения разрыва в уровнях развития между бывшими метрополиями и развивающимися странами в целом стала замедляться, что свидетельствует о начале модернизации стран третьего мира. В странах ОПЕК, хотя и в разной степени, но реализуется долгосрочная цель производственной стратегии - создание многоотраслевой, полностью независимой от нефтедобычи экономики. Ускоренная индустриализация, особенно латиноамериканских НИК, сопровождается значительным усилением имущественной дифференциации населения, а значит - обострением социальных проблем. Вместе с тем в слаборазвитых странах наблюдается очень медленный процесс перехода от доиндустриальных к индустриальных форм хозяйственной жизни. Эти страны будто попали в заколдованный круг, когда крайне низкий уровень накопления приводит к отсталости и нищеты, что еще более сужает возможности накопления. Отсталость слаборазвитых стран по сравнению с передовыми государствами мира выросла, экономическая зависимость усилилась, а многоукладность, как и раньше, остается неперебореною.

Есть немало проблем вхождения развивающихся стран, в единый глобализированный рынок XXI ст. В течение 1995-2001 гг. от зарубежных инвестиций развивающиеся страны, получили доход 510 млрд долл. США благодаря росту эффективности производства и более высоким прибылям на вложенный капитал. Однако их потери составляют до 600 млн долл. США в год, а для наименее развитых стран, расположенных южнее Сахары, этот показатель достигнет 1,2 млрд долл. США.



Назад