Электронная онлайн библиотека

 
 Экономическая история

Развитие экономики СССР в 50-80-х годах


В истории СССР и Украины послевоенные годы по характеру социально-экономического развития можно разделить на три периода: подъем (1950-1970); застой (1971-1985); кризис и изменение социально-экономической системы (1985-1990). Рассмотрим особенности экономического развития на каждом из этих этапов.

 

50-60-е годы. Вместе с ростом индустриальной мощи СССР усугублялись и все больше проявлялись негативные тенденции, которые приобретали рис хронічності.

Во-первых, это заметное отставание от ведущих капиталистических стран, прежде всего, по качественным показателям, за затратами материальных, трудовых, финансовых ресурсов, экономической эффективности и т.д.

Во-вторых, это бессистемное моделирования экономики, перенасыщение ее промышленными предприятиями, диспропорции в развитии различных отраслей экономики.

В-третьих, это постепенное снижение темпов роста производительности труда в промышленности и т.д.

При таких условиях именно жизнь выдвигало первоочередная задача ускорения научно-технического прогресса, осуществления значительных структурных сдвигов в технологии, организации и управлении производством. Кроме того, необходимо было решать еще два насущные, однако противоречивые задачи: накормить и одеть людей, дать им жилье, поднять их культурный уровень и укрепить оборону страны путем производства новых видов вооружения.

В условиях, когда не было зарубежных инвестиций и не хватало финансовых и материальных внутренних ресурсов, командно-административная система развязывала проблемы в традиционном для себя стиле: определяла главные среди указанных задач и производила соответствующую систему приоритетов. В августе 1953 г. был сформирован новый курс, который предусматривал социальную переориентацию экономики и приоритетное развитие легкой промышленности. Второе, правда, мало вынужденный характер. Масштабные дотации в легкую и пищевую промышленность вместе со значительным снижением цен - в конце 1953 г. хлеб стоил в три раза дешевле, чем в 1948 г. - привели к росту дефицита, а следовательно, к просмотра текущего плана на пользу опережающего роста производства товаров широкого потребления. Другим ключевым направлением экономической политики стало возрождение разоренного села, решение продовольственной проблемы, которая требовала радикальных реформ всего процесса сельскохозяйственного производства. Уже в 1954 г. резко снизили обязательные поставки сельскохозяйственных продуктов государству, списали долги колхозов, уменьшили налоги с приусадебных участков и разрешили продажу избыточной продукции на базаре. В то же время в 1,5-5,5 раза были повышены заготовительные цены на сельскохозяйственные продукты, выросли капиталовложения и поставки техники селу.

Ослабление колоссального государственного давления на село способствовало тому, что в 1953-1958 гг. среднегодовые темпы роста сельскохозяйственного производства стали выше в 5 раз против 1950-1953 гг. (1,6% против 8%). Весомый вклад в рост сельского хозяйства внесло сначала освоения целинных земель. Уже в 1954-1956 гг. было вспахано 36 млн га целинных и залежных земель. В 1954-1958 гг. государство получило с целины больше чем половину заготовленного хлеба. Доля капиталовложений в сельское хозяйство увеличилась почти до 1/3 по сравнению с 1/5 в начале десятилетия (правда, примерно 32% этих инвестиций шло на целину). Денежные доходы колхозов с 1953 по 1958 гг. выросли более, чем в три раза. Это был период наибольшего подъема в истории колгоспно-совхозного производства в СССР.

Однако оживление советского села оказалось непродолжительным. На продолжение начатой в 1953-1954 гг. аграрной политики не хватало внутренних источников финансирования. Учитывая политические и социальные причины советское правительство не осмелился поднять розничные цены, перенеся на них примерно трехкратное увеличение заготовительной дотации, полученной колхозами в 1953-1958 гг. Однако этот груз оказался непосильным для бюджета. В 1958 г. была проведена реорганизация МТС с принудительным выкупом колхозами сельскохозяйственной техники (только колхозы Украины вынуждены были приобрести более 108 тыс. тракторов, почти 43 тыс. комбайнов и другую технику на сумму 4,2 млрд рублей). Хотя это мероприятие дало возможность выкачать из села некоторые средства, но вместе с тем резко ухудшилось финансовое состояние большинства хозяйств, а главное, не было разрешены проблемы инвестиций для сельского хозяйства. С 1954 г. (освоение целины) начались экономически необоснованные массово-политические кампании. Среди них такие: с 1955 г. - максимальное расширение посевов кукурузы (в Украине посевы кукурузы занимали в 1953 г. 2,2 млн га, в 1955 г. - более чем 5 млн, в 1962 г. - 3 млн га, в Советском Союзе было засеяно 32 млн га, из которых только 7 млн га дали некий урожай); с 1957 г. - "мясные" и "молочные" кампании, которые ставили задачу догнать США по производству мяса, масла и молока на душу населения (для Украины эта "гонка за лидером" закончилась в 1964 г. общим падением продукции животноводства на 92% относительно уровня 1958 г.). Другие административные реорганизации - укрупнение колхозов, преобразование части из них в совхозы и т.д . - также не дали ощутимых результатов.

Политику реализации надпрограм дополняли стремление ликвидировать приусадебное крестьянское хозяйство. Так, уже в 1955 г. его размеры были уменьшены в 2 раза. В 1956 г. установили денежный налог с граждан, которые держали скот в городах, а летом 1959 г. вышел указ о запрете держать скот в городах и рабочих поселках. Еще в 1956 г. M.C. Хрущев предлагал, чтобы крестьяне продавали своих коров колхозам, а молоко получали на трудодни, ошибочно полагая, что личные подсобные хозяйства будут терять свое значение и вскоре исчезнут совсем. Поэтому за 1954-1964 гг. поголовье крупного рогатого скота в подсобных хозяйствах колхозников, например в Украине, сократилось на 14%, поголовье свиней - на 20, а овец и коз - на 53%.

Как следствие, среднегодовые темпы роста сельскохозяйственного производства в 1959-1964 гг. вновь снизились до уровня начала 50-х годов (1,5%). Освоение целины, в которое были вложены огромные инвестиции, хотя и дало сначала положительные результаты, помогая создать на Востоке страны новые районы сельскохозяйственного производства, однако не смогло решить зерновой проблемы СССР. Через эрозию почвы и засуху урожаи на целинных землях стали быстро падать. В начале 60-х годов в городах возник острый дефицит продуктов питания, включая хлебобулочными, мясными изделиями и другими продовольственными товарами массового спроса. Для объяснения тотального дефицита власть начала борьбу против "спекулянтов", "экономических преступников", но улучшить ситуацию не смогла. В 1962 г. советское правительство вынуждено было повысить розничные цены на мясо (на 30%) и масло (на 25%), что вызвало массовые протесты населения. Однако проблему дефицита продуктов питания это не решало. С 1963 г. правительство, чтобы предотвратить голод, впервые закупил за рубежом более 12 млн т зерна (на 1 млрд долл.). СССР стал регулярно в возрастающих объемах завозить зерно из-за рубежа.

В промышленности этот период характеризовался постепенным смягчением сталинского надцентрализму советской децентрализацией и демократизацией управления. Расширились права союзных республик. В их ведению было передано 15 тыс. предприятий, ряд министерств из союзных был преобразован в союзно-республиканские. Территориальный принцип управления осуществлялся через советы народного хозяйства (совнархозы), которые создавались в экономических, административных районах. На территории СССР вместо ликвидированных 140 союзных и союзно-республиканских и республиканских министерств было создано 105 совнархозов, а в УССР - 11. Под контроль совнархозов Украины, например, передали 10 тыс. промышленных предприятий и в конце 1957 г. им подчинялись 97% заводов республики (в 1953 г. лишь 34%). Ускоренными темпами развивалась легкая промышленность. Итак, в первые годы "оттепели" промышленная политика, как и экономическая политика в целом была направлена на решение первоочередных задач.

В эти годы был сделан существенный шаг к повышению уровня жизни населения: осуществлено масштабное повышение заработной платы, отменен принудительные государственные займы, которые забирали почти 10% заработков трудящихся и выступали скрытой формой дополнительного налогообложения населения, вдвое увеличены пенсии, а с 1964 г. пенсии впервые стали давать колхозникам. С мая 1966 г. в колхозах ввели гарантированную оплату труда. В 1953-1958 гг. заработная плата жителей города увеличивалось в среднем на 6% за год. Во второй половине 50-х годов рабочих и служащих перевели на 7-часовой рабочий день. Впервые за годы советской власти было развернуто массовое жилищное строительство, в том числе с привлечением средств населения через жилищно-строительные кооперативы. Городской жилищный фонд в 1955-1964 гг. увеличился в 1,8 раза. К концу 70-х годов 80% семей обеспечили квартирами, однако жилищную проблему через большую миграцию сельского населения в города решить так и не удалось. В конце 50-х - начале 60-х годов под влиянием экономических трудностей темпы роста благосостояния населения резко замедлились и обострились социальные проблемы, прежде всего наблюдался тотальный дефицит продовольственных и других товаров.

В 1958 г. было введено обязательное восьмилетнее образование для всех детей школьного возраста. Отмена платы за обучение в средней школе и высших учебных заведениях способствовала росту уровня народного образования. Создана сеть школ, техникумов, ВУЗОВ позволила сформировать хороший кадровый потенциал страны, положительно сказавшись на развитии науки и культуры. Важно подчеркнуть, что в развитии экономики СССР в 1950-1970 гг. существенную роль сыграли факторы интенсивного роста, когда прирост национального дохода и валового общественного продукта обеспечивался, в основном, ростом производительности труда и внедрением достижений НТП. Промышленное развитие обеспечивало систематический рост капиталовложений, в структуре которых увеличилась доля, направленная на расширение, реконструкцию и техническое переоснащение действующих предприятий.

Советский Союз вместе с США были лидерами первого этапа третьей НТР (1945 - середина 60-х годов и середина 60-х - конец 80-х годов). В эти годы происходили радикальные изменения в техническом развитии. Быстрыми темпами развивались радиоэлектронная, атомная, химическая промышленность, приборостроение. Именно в эти годы страна создала свой ядерный и ракетный потенциал. Величайшими достижениями стали запуск первого в мире спутника, а затем - космического корабля, осуществления первого полета человека в космос, построение первых АЭС и морских атомных кораблей.

В СССР в период 1950-1970 гг. было осуществлено коренную перестройку топливного баланса: выросла добыча нефти и газа, их доля в общем объеме энергоресурсов выросла в 3 раза - с 19,7 до 60,2%. Для транспортировки этих ценных видов топлива построили трубопроводы, которые соединили все районы, за исключением Дальнего Востока. В стране была создана единая система нефте - и газоснабжения.

Существенного развития в СССР вступил морской транспорт, который по тоннажу вышел на пятое место в мире. Весь воздушный транспорт был переведен на реактивные двигатели. В эти годы осуществлено техническую реконструкцию железных дорог - переведен на электро - и тепловозную тягу. С 1958 г. в СССР прекращен выпуск паровозов. Вступил развития автомобильный транспорт, возросли масштабы автодорожного строительства. Завершилось создание Единой энергетической системы Европейской части СССР (вместе с Уралом - крупнейшей энергосистемы мира).

Значительному развитию экономики СССР способствовала экономическая реформа 1965г. Она оказалась, с одной стороны, в централизации управления народным хозяйством путем ликвидации совнархозов и восстановления отраслевых министерств (было создано 40 союзных министерств и ведомств, которые снова взяли под контроль 90% предприятий УССР). С другой стороны, возрождался хозрасчетный принцип ведения хозяйства на предприятиях, создавали фонды материального стимулирования, вводили плату за использование предприятиями основных производственных фондов, предприятиям предоставляли значительно больше прав в области планирования и т.д. В сельском хозяйстве было снижено и провозглашено неизменным на 10 лет план обязательных закупок зерна, а сверхплановые закупки должны проводиться по повышенным ценам, были сняты некоторые ограничения из подсобных хозяйств. Все эти мероприятия были направлены на повышение материальной заинтересованности трудовых коллективов в конечном результате производства, в повышении уровня интенсификации труда и экономики страны в целом.

В 1966-1970 гг. в СССР благодаря реформам удалось удержать высокие темпы роста основных экономических показателей. Валовой общественный продукт вырос на 6,7% ежегодно (в 1961-1965 гг. - на 6,9%). Национальный доход вырос на 41%, тогда как в 1961-1965 гг. - на 32%. По расчетам академика А.Г. Аганбегяна, прирост эффективности общественного производства в восьмой пятилетке по сравнению с седьмой был вдвое выше. Быстрыми темпами развивались наука и отрасли промышленности, которые определяли НТП (машиностроение, электроника, энергетика, нефтехимическая промышленность и т.д.). По объему производства ряда видов промышленной продукции СССР обогнал США и занимал первое место в мире.

Основное противоречие реформы 1965 г. заключается в стремлении властных структур сохранить директивную модель ведомственного хозяйственного механизма и вместе с тем интенсифицировать две прямо противоположные процессы: усилить централизацию в экономике и задействовать рыночные экономические регуляторы (рентабельность, прибыль и др.), сочетать централизованное плановое управление с расширением хозяйственной самостоятельности предприятий и объединений. Усиление централистских основ система воспринимала органично, однако рыночные идеи не вписывались в хозяйственный механизм, сутью которого было сохранение всей власти в руках государства. Через это, как отмечают исследователи, "реформа превратилась в первую очередь на многочисленные разговоры о реформе", а в процессе реализации ее был выхолощен и в начале 70-х годов свернуто.

В экономике один вариант административного, внерыночного управления одержавленим хозяйством - жестко командный и, безусловно, директивный - сменился другим, согласовательно-бюрократическим (директивы сохранялись, но растущие размеры хозяйства нуждались в многочисленных согласований во многих учреждениях и на разных ступенях управления). Однако растущие масштабы народнохозяйственного комплекса, прежде всего тяжелой индустрии, усложняли управление из центра, снижают его эффективность. Хозяйственный механизм командно-административной системы начал все чаще пробуксовывать. Ситуация особенно обострилась, когда в 60-х годах в мире развернулась НТР. Тогда в научно-технической области началось отставание, ради преодоления которого в свое время выбрали администрирования как метод управления. Создана для быстрого преодоления технической отсталости централизованная директивная система планирования и управления экономикой сама стала причиной растущего отставания страны от высокоразвитых стран. Если в США в 1985 г. действовало почти 1,5 млн ЭВМ (и еще более 17 млн персональных ЭВМ), то в СССР - лишь несколько десятков тысяч.

 

1971-1985 гг. Командно-административная система не смогла эффективно приспособиться к требованиям и изменений, продиктованных НТР, что, наряду с другими факторами, стало одной из главных причин затухания диспропорційного экономического развития. Он осуществлялся в основном экстенсивно. С 1960 по 1985 г. основные фонды выросли в 7 раз, а произведенный национальный доход - только в 4 раза. Постепенно истощались свободные ресурсы, прежде всего трудовые, или существенно дорожали (добычи и транспортировки полезных ископаемых). Темпы экономического роста СССР быстро снижались. Так, среднегодовые темпы роста промышленного производства составили (%) : 1966-1970 гг. - 8,5; 1971-1975 гг. - 7,4; 1976-1980 гг. - 4,4;, 1981-1985 гг. - 3,6, а национального дохода в соответствии 7,2, 5,1, 3,8% и 2,8. В начале 80-х годов советская экономика вошла в полосу стагнации. В натуральном выражении уровень производства в ряде отраслей не только не увеличивался, а напротив, снижался. Фактически приостановился рост производительности труда. Свертывание экономической реформы и поворот к предыдущей хозяйственной практики, провозглашенный "контрреформой" 1979 г., не смогли этого отвлечь.

Значительный деформирующий влияние на народное хозяйство СССР производило масштабное наращивание военных расходов. Вследствие перенапряжения советской экономики, а также потому, что США во второй половине 60-х - первой половине 70-х годов погрязли в кровопролитной и дорогой войне во Вьетнаме, было достигнуто военно-стратегического паритета с США. Однако гонка вооружений продолжалась, и в 70-80-х годах ВПК практически "подмял" под себя всю советскую экономику. По оценкам западных специалистов, военные расходы составляли около 1/4 ВВП, что во много раз превышал соответствующие показатели США, а тем более других западных стран. На военные нужды прямо или косвенно работало до 80% машиностроение страны. Милитаризации советской экономики и финансовой системы еще больше усилила война СССР в Афганистане в 1979-1989 гг. Ежегодные расходы на нее оценивались в 3-4 млрд рублей. Как следствие, советское народное хозяйство не выдержало колоссальных военных нагрузок.

Советское правительство пыталось поддерживать видимость благополучия за счет увеличения распродажи природных ресурсов. Благоприятные условия для этого образовались в результате освоения нефтяных и газовых месторождений Западной Сибири, а также неоднократного скачка мировых цен на энергоносители в середине 70-х годов. По оценкам экономистов, СССР лишь в 70-х годах получил 180 млрд "нефтедолларов", которые были потрачены не на решение острых структурных проблем советской экономики, а на военные нужды, закупку продовольствия, товаров массового спроса и на другие текущие потребности. Только закупки зерна за 70-е годы выросли более чем в 10 раз (1970 г. - 2,2 млн т, 1980 г. - 27,8 млн т, 1985 г. - 44,2 млн т).

Основные причины отставания были такие:

1. Нерешенность вопросов радикализации системы стимулов к труду. Несмотря на некоторое усиление материальной заинтересованности рабочих и служащих и повышении роли экономических рычагов в управлении предприятиями, радикальной перестройки хозяйственного механизма на практике не было осуществлено. Как следствие, в СССР в полную силу работал лишь каждый третий рабочий.

2. Слабая восприимчивость социалистической экономики, основанной на централизованном директивном планировании и управлении, к НТП. Среднегодовой прирост использованных в производстве изобретений и рационализаторских предложений неуклонно сокращался: в 50-х годах он составил 14,5%, в 60-х - 3, а в 70-х - 1,8%. В производство внедряли лишь 1/5 изобретений. Итак, оказалась противоположность в освоении достижений НТР на предыдущем и текущем этапах НТР. Достижениями первого этапа НТР СССР вообще смог успешно воспользоваться благодаря большой концентрации ресурсов на сравнительно немногих передовых направлениях. Второй этап НТР, который начался в 70-х годах с изобретением микропроцессоров, массовой компьютеризацией и резким расширением "фронта" и темпов научных и технологических открытий, советскую экономику почти не задел. Немного лучше складывалась ситуация в военных отраслях, которые в новых условиях также производили оружие, но они все больше зависели от общего технологического уровня народного хозяйства, от эффективности экономического механизма.

3. СССР, как и раньше, развивался в рамках индустриального общества с опорой на традиционные отрасли, тогда как ведущие страны Запада в 70-х годах начали переход к новому постиндустриального или информационного общества. Оно характеризовалось резким усилением роли нематериального производства, особенно в образовательной отрасли, сворачиванием традиционных отраслей промышленности, переходом к ресурсосберегающих и наукоемких технологий, к индустриализации потребления. В 1985 г. в США почти каждая пятая семья имела персональный компьютер, 3/4 населения работало в сфере услуг. В СССР в отраслях нематериального производства работало менее 27% работников.

4. Моральный износ и технологическое старения отечественного оборудования в ведущих отраслях промышленности. При проверке в 1979-1980 гг. технического уровня почти 20 тыс. видов отечественных машин и оборудования выяснилось, что не менее 1/3 из них требовало снятия с производства или коренной модернизации. На середину 80-х годов более 1/2 парка производственного оборудования мало износ превышал 50%. По международным меркам экономика СССР, за исключением сырьевых отраслей, была неконкурентоспособной. Доля машин и оборудования в советском валютном экспорте составляла около 3%.

5. Экстенсивный характер развития советской экономики и нарастания хозяйственных трудностей резко ограничивали возможность решения социальных задач. Рост благосостояния в 70-х - начале 80-х годов быстро замедлялся. Жилищное строительство со второй половины 70-х годов практически не росло. Доля средств союзного бюджета, что шла на образование и медицину, к 1985 г. упала ниже от уровня 1940 г.

6. Опережающий рост денежных доходов населения (в 1970-1985 гг. среднемесячная заработная плата увеличилась с 122 до 190 рублей) относительно предложения товаров и услуг обострило продовольственные трудности, дефицит товаров народного потребления. По уровню потребления на душу населения СССР занимал лишь 77-е место в мире. Неравномерный доступ к товарам и услугам через наличие разветвленной качества и системы льгот, распределителей и т.п. значительно увеличил разрыв в уровне жизни основной массы населения - рабочих, крестьян, интеллигенции - и привилегированных слоев, прежде всего партийной и государственной номенклатуры.

7. Значительное отставание инфраструктурных отраслей от основного производства. В легкой и пищевой промышленности (так называемая группа Б) было сосредоточено только 10% основных производственных фондов. Поэтому в общем объеме промышленной продукции систематически снижалась доля предметов потребления, что в 1986 г. составляла всего 24,7 против 60,5% в 1928 г. Это означало, что экономика не ориентировалась на первоочередное удовлетворение потребностей человека. Большую часть промышленной продукции было изъято из сферы товарно-денежного обращения, потому что средства производства не продавали, а распределяли.

8. Гипертрофированное развитие ВПК - милитаризация экономики. Экономическая отдача ВПК, на который тратили огромные материальные, финансовые и трудовые ресурсы, была незначительной. Деятельность этих предприятий требовала огромных бюджетных ассигнований, а их продукция в основном складировалась. Даже новые технологии, которые разрабатывали в ВПК, в результате засекреченности не поступали в другие отрасли народного хозяйства и потому не имели достаточного влияния на развитие НТП в стране.

9. В начале 80-х годов возникли трудности в получении главной экспортной сырья - нефти, которые дополнились изменениями конъюнктуры международного нефтяного рынка. Иссякли старые нефтепромыслы. Ухудшились геологические условия добычи. Легкой нефти существенно уменьшилось, а для добычи тяжелой нефти необходимо специальное оборудование, однако для его производства не підготовували машиностроительную промышленность. Конкуренция и переход к энергосберегающим технологиям в мире существенно повлияли на цены на энергоносители. Цена на нефть упала, сократились валютные поступления в СССР. Объем экспортных поступлений в 1983 г. составил 91,4 млрд долл., а в 1985 г. - 86,7 млрд долл.

Для преодоления валютной недостатка прибегали к внешним займам и использовали золотой запас, который снизился с 2050 т в 1953 г. до 681 т в 1987 г. Внешний долг в 1987 г. составил около 80 млрд долл. (Примерно столько задолжали и СССР). Страна задолжала преимущественно фирмам и банкам за приобретенную промышленную и сельскохозяйственную продукцию. СССР предоставлял кредиты другим государствам для реализации продукции своего ВПК, в частности странам социалистической системы (Вьетнаму, Кубе и др.), но большинство из них принадлежали к так называемого третьего мира (Ирак, Сирия, Египетского, Ангола, Афганистан и др.), валютная платежеспособность которых была слишком низкой. Следовательно, если расходы госбюджета на погашение внешней задолженности увеличились, то поступления из внешних источников уменьшились.

В течение длительного времени до начала 80-х годов бюджет СССР имел достаточно стали показатели структуры доходов и расходов, не было дефицита или он был небольшим и покрывался, как правило, остатками бюджетных средств на начало года. Доходы консолидированного бюджета были на уровне примерно 48-50% ВВП, расходы - на уровне 47-49, превышение доходов над расходами - на уровне около 0,5-1% ВВП. При этом до 80-х годов доход от внешнеэкономической деятельности составил примерно 18-20% дохода бюджета, а расходы на народное хозяйство - 21-27% расходной части бюджета.

Все названные причины обусловили ухудшение государственных финансов, вели к росту государственного дефицита. Его все в больших размерах покрывали за счет денежной эмиссии и увеличение внутреннего долга страны. На этом фоне росла потребность в увеличении государственных ассигнований на добывающие отрасли народного хозяйства. Дотации, которые составляли 1/5 часть всех бюджетных расходов, практически поощряли иждивенчество и бесхозяйственность промышленных предприятий и колхозов. Росли сверхплановые потери от брака в промышленности и строительстве, недостроенного и приостановленного капитального строительства, потери от падежа скота. В 1988 г. они составили более 7% бюджетных расходов (29 млрд рублей).

К созданию экономических трудностей для Советского Союза приложили усилия и страны, входящие в НАТО. Многолетнее противостояние двух военно-политических блоков показало, что успеха в "холодной войне" можно достичь в экономической сфере, выявив слабые места в экономике СССР. Правительства стран НАТО прибегали к мероприятий, целью которых было ослабление советской экономики. Для этого организовывали широкомасштабные кампании для снижения на мировом рынке цен на нефть, ограничения экспорта советского природного газа, что привело к уменьшению поступлений в Советский Союз зарубежной твердой валюты. Введение США запрета на приобретение Советским Союзом новой промышленной продукции и новых технологий, рост военных вооружений стран НАТО, повышение их технологического уровня и стоимости обострили ресурсную и технологическую кризис СССР, вызвали необходимость увеличения собственных научных военных исследований. Все это влекло за собой дальнейшее экономическое истощение страны. При этом западные государства создавали условия, при которых росли трудности в получении Советским Союзом зарубежных кредитов.

Следовательно, в период 70-х - середины 80-х годов наблюдалось нарастание кризиса планово-распределительной системы управления хозяйством. Государство не смогло приостановить падение темпов производства, добиться выполнения установленных планов выпуска продукции, несмотря на снижение их задач в каждой пятилетке, перевести экономику на интенсивный путь развития, хотя это неоднократно декларировалось, освободиться от убыточных предприятий (их доля в 1985 г. составляла 40% от общего количества), обеспечить снижение затрат материальных, энергетических, трудовых и других ресурсов на изготовление единицы продукции. Экономика оставалась слабо восприимчив к НТП, в результате чего СССР "проглядел" второй этап современной НТР и технологически значительно отстал от ведущих стран Запада.

 

1985-1991 гг. Апрельский (1985 г.) пленум ЦК КПСС сформулировал концепцию ускорения социально-экономического развития страны на основе научно-технического прогресса. Разработана программа коренной реконструкции машиностроения вошла в план 12-й пятилетки (1986-1990). На развитие машиностроения с целью обновления основных фондов планировали вдвое больше средств, чем в предыдущей пятилетке. Было запланировано значительные средства на развитие и внедрение научных разработок, прежде всего в приборостроении. По сути делалась попытка новой индустриализации страны за счет централизации бюджетных ресурсов, распределения и перераспределения их, изменения структуры бюджета под жестким административным контролем. Темпы прироста объемов капитальных вложений увеличились с 3% в 1985 г. до 8,4% в 1986 г.

Однако мобилизовать необходимые для новой индустриализации средства не удалось. В начале 1989 г. стало вполне понятно, что принятые ранее программы не реализовано. Уменьшение капиталовложений привело к росту незавершенного строительства, увеличение сроков ввода в действие объектов строительства, снижение темпов роста производства в различных отраслях. Основные причины этих негативных последствий такие: недостаточность бюджетных средств, выделенных для решения поставленных задач и невозможность обеспечить в пределах предыдущей экономической системы высокую эффективность капиталовложений в новую индустриализацию.

В отличие от периода 30-50-х годов, когда развитие промышленности и строительства происходил за счет сокращения социальных расходов и увеличение поступлений в бюджет от экспорта продукции, курс на сокращение социальных расходов в 80-90-х годах был невозможен через политические причины. Поэтому основными источниками получения бюджетных средств для развития машиностроения и ускорения научно-технического прогресса должны были стать доходы от экспорта энергоносителей и повышение доходности отраслей народного хозяйства. Цены на нефть, продаваемую за свободно конвертируемую валюту, составляли в 1988 г. лишь 44% от уровня 1985 г. Аналогичную динамику имели цены на газ. Вследствие этого в 1985-1990 гг. доходы от продажи энергоносителей упали вдвое. Сокращение доходов бюджета наблюдалось также в результате уменьшения импорта товаров народного потребления на пользу увеличения импорта машин и оборудования и потери вследствие этого части налога с оборота. Неблагоприятные для СССР изменения конъюнктуры на мировом рынке и невозможность сократить импорт повлекли начиная с 1985-1986 гг. ускорение роста внешней задолженности страны.

Названы причины негативно влияли и на состояние государственных финансов, приближая финансовый кризис, начавшийся в начале 90-х годов. Частая смена министров финансов, переход из финансовых органов в коммерческие структуры большого числа профессиональных работников, разделение Министерства финансов на ряд самостоятельных ведомств, отсутствие должной координации между ними еще больше ослабили систему управления государственными финансами и финансовое состояние государства.

Все эти факторы заставляли партийно-государственное руководство страны искать пути выхода из создавшегося положения. Была осознана необходимость структурной перестройки промышленности, изменения экономических отношений в народном хозяйстве. Это проявилось в попытках расширить хозрасчет, устанавливать прямые экономические связи между предприятиями, вводить арендные отношения и т.д. То есть постепенно формировалось понимание необходимости не улучшение, а больших преобразований, изменения действующей в СССР экономической модели. Важными шагами на этом пути стали законы "Об индивидуальной трудовой деятельности" (1986), "О кооперации" (1988), которые с многочисленными оговорками легализовали мелкое частное предпринимательство. Уже в 1988 г. индивидуальной трудовой деятельностью, в основном кустарно-ремесленными промыслами, было занято 734 тыс. человек. Число кооперативов весной 1989 г. превысило 99,3 тыс. В них работало до 2 млн человек. Через два года эта цифра превысила 7 млн человек, что составляло примерно 15% активного населения. Основная масса кооперативов работала в сфере услуг, производстве товаров народного потребления, строительстве и торгово-посреднической деятельности. Однако вскоре начали появляться "кооперативные" коммерческие банки, а в 1990 г. были приняты законы "Об акционерных коммерческих обществах" и "О ценных бумагах", которые засвидетельствовали появление ростков рыночной экономики в СССР. В конце 80-х - начале 90-х годов в СССР началась "компьютерная революция" - массовое распространение персональных компьютеров, импортируемых из других стран.

Вместе с тем новые предприниматели, используя ненасыщенность рынка товаров и услуг и слабость законодательного регулирования, резко увеличивали цены и ориентировались в основном на состоятельных людей. Как правило, не имея банковских кредитов, они начали активно "отмывать" капиталы теневой экономики (по оценкам, до 70-90 млрд рублей ежегодно) и быстро попадали под влияние растущей организованной преступности, которая сумела создать тотальную систему рэкета частного бизнеса. Нажитые частными предприятиями (прежде всего в торгово-посреднической сфере) и теневиками деньги положили начало первоначальному накоплению капитала.

В 1987 г. началась экономическая реформа, сопоставимая с реформой 1965, p. однако в ряде аспектов более радикальная. Цель ее заключалась в переходе от административных к преимущественно экономическим методам управления. Ключевыми лозунгами стали расширение самостоятельности предприятий, переход их на хозяйственный расчет, самофинансирование и самоуправление. Эти идеи нашли отражение в принятом 30 июня 1987 г. законе "О государственном предприятии". Он стал действующим для всех предприятий в 1989 г. Предприятиям дали право самостоятельно планировать свою деятельность, базируясь на рекомендованных, а не директивных задачах, на контрактах с поставщиками и потребителями и на государственных заказах. Деятельность предприятия должны регулировать не министерства и ведомства, а долгосрочные экономические нормативы. Предприятиям дали также право заключать прямые договоры с другими предприятиями, а некоторым - вступать в контакт даже с иностранными фирмами. Однако, поскольку реформа не изменила отношений собственности, расширение прав предприятий не сопровождалось соответствующим повышением их ответственности за результаты хозяйственной и финансовой деятельности.

В процессе проведения реформ предприятия начали снижать капитальные вложения и резко повысили заработную плату. Используя малейшую возможность, руководители предприятий повышали цены, что дало мощный импульс инфляции. Вместе с тем, несмотря на провозглашение самофинансирования, много предприятий, как и раньше, принимали государственные субсидии (до 40%). Итак, директивные, плановые регуляторы промышленности было возбуждено, а рыночные так и не была внедрена. Половинчатое, непродуманное реформирование не позволило решить острые экономические проблемы и лишь способствовало быстрому росту народнохозяйственных диспропорций, разбалансированности экономики.

Преобразования в сельском хозяйстве сводились к перестройки системы управления, до некоторого расширения самостоятельности колхозов и совхозов, внедрение арендных договоров, то есть до предоставления крестьянским семьям права брать землю в аренду на длительный срок и распоряжаться произведенной продукцией. По сути это была попытка создать "социалистическое", то есть без введения частной собственности на землю, подконтрольное государству фермерство. Однако эти меры не дали существенных результатов. Создание управленческой суперструктуры - Государственного агропромышленного комитета, который объединял ряд министерств и ведомств, ведавшие отраслью, - также не дало существенного эффекта в решении сельскохозяйственных проблем и не дало возможности добиться реального повышения самостоятельности и инициативы колхозов и совхозов. Крестьяне-арендаторы столкнулись с большими трудностями в финансировании, приобретении техники, с многочисленными бюрократическими препонами, а порой и с враждебным отношением местных органов и даже односельчан. Как итог, к лету 1991 г. хозяйствами арендаторов было охвачено только 2% земли и 3% поголовья скота.

Для народного хозяйства СССР наиболее острыми становились финансовые проблемы, которые советские руководители традиционно считали второстепенными по сравнению с производством. Обострение усиливали недооценку и непонимание этих проблем, стремление быстрее обеспечить ускоренное экономическое развитие, решить социальные задачи. На это наслоились ошибочные решения, особенно по антиалкогольной кампании, которая, по некоторым оценкам, наносила ущерба на 10 млрд рублей ежегодно, и опережающий материальное производство рост заработной платы - в 1988-1989 гг. вдвое по сравнению с 1987 - 1987 гг., увеличение на 1/4 социальных выплат. Все это привело к нарушению макроэкономического баланса, которое усилилось также вследствие объективных причин: снижение мировых цен на энергоносители и непредвиденные расходы на ликвидацию последствий Чернобыльской катастрофы (непосредственные убытки оцениваются в 8 млрд рублей - около 1,5% национального дохода), а позже и страшного землетрясения в Армении.

Как следствие, традиционный для советского государства дефицит консолидированного бюджета, что оценивался примерно в 2-3% и который покрывали преимущественно за счет вкладов населения в государственные сберегательные банки, стал стремительно расти. В 1985 г. он составил, по некоторым подсчетам, всего 1,8%, в 1986 г. - 5,7, в 1987 г. - 6,4, а в 1988 г. - 9,2%. Это, в свою очередь, привело не только к поиску кредитов на Западе, но и дало импульс инфляции, сначала скрытой, что проявилась вымыванием товаров с потребительского рынка, резким увеличением дефицита. Недовольство население быстро росло, а популярность президента СССР М.С. Горбачева падала.

Для экономики все это обернулось усилением социальной напряженности, началом массовых забастовок и стремительным ростом числа популистских решений. Начался развал советского государства. В 1988-1990 гг. он набрал форму "парада суверенитетов", то есть явного расширение полномочий союзных республик, провозглашение ими верховенства собственных приоритетов, законов над союзными, игнорирование предписаний центра, в том числе о перечислении налогов, и самостоятельного поиска путей выхода из кризиса. 16 июля 1990 г. Верховный Совет УССР принял Декларацию о государственном суверенитете Украины. В декабре 1991 года лидеры России, Украины и Беларуси (стран - основательниц СССР) объявили об отмене Союзного договора 1922 г. и создании Содружества Независимых Государств (СНГ), в которую вошли 11 бывших союзных республик (без Грузии и государств Прибалтики). СССР перестал существовать.



Назад