Электронная онлайн библиотека

 
 Экономическая история

Опыт государственного строительства социализма в странах Восточной Европы, Азии и на Кубе


После окончания Второй мировой войны в странах Центральной и Восточной Европы, а впоследствии и в отдельных странах Азии (Китай, Корея, Вьетнам) произошли огромные изменения во всех сферах социально-экономической жизни. Сущность и характер их можно отразить следующим образом: построение и в целом успешное функционирование государственного социализма с его системой централизованного планирования и управления народным хозяйством. Правда, существует и другая трактовка социально-экономических процессов и их последствий в послевоенный период. Так, отдельные исследователи утверждают, что якобы ошибочна сама характеристика созданной системы как социалистической, поскольку она не отвечает в полной мере представлениям основоположников марксизма о социализме. Соответственно, термин "реальный социализм" они рассматривают как абсолютно неадекватен действительному положению дел. На самом деле никакого другого "социализма" не было и быть не могло, а потому попытка разъединить "реальный" и "истинный" социализм носит, по сути, апологетический характер.

В рамках государственного социализма страны, начальный уровень социально-экономического развития которых был относительно невысоким, достигли значительных успехов в развитии экономики, совершенствовании социальной сферы и повышении жизненного уровня населения. Им удалось обеспечить стали высокие темпы развития экономики, решить насущные проблемы ее индустриализации, важные цивилизационные задачи, в частности обеспечение полной занятости, резкого уменьшения имущественной дифференциации, укоренение ценностей человеческой солидарности и справедливости и др. Социальные достижения в этих странах имели сильное влияние на развитие остального мира. Однако, с другой стороны, с ходом времени в экономическом развитии стран государственного социализма все больше проявлялись и негативные тенденции. Довольно долго их удавалось частично парализовать в результате осуществления многочисленных экономических реформ. Однако одним из главных препятствий на их пути стало отсутствие каких-либо серьезных попыток совместить экономические и политические реформы.

В 80-е годы XX в. экономическое положение социалистических стран продолжало ухудшаться. Эффективность функционирования народного хозяйства снижалась. Возникли серьезные осложнения в социальной сфере.

В этих условиях СССР, Монголия, страны Центрально-Восточной Европы, с одной стороны, и Китай, Северная Корея, Вьетнам, Лаос, Куба, с другой, пошли разными путями. В первой группе стран в результате мероприятий системной трансформации был ликвидирован реальный социализм и они вступили в переходного периода от социалистической плановой к рыночной экономике. А вторая группа стран продолжала оставаться в пределах системы государственного социализма, хотя и проводила проринкові экономические реформы.

 

Экономическое развитие на первом этапе (1945-1949). Первые послевоенные годы в странах Восточной Европы ознаменовались изменением политических режимов, что привело к изменению социально-экономической ориентации. Одновременно с восстановлением разрушенного войной хозяйства началась активная перестройка экономической структуры за активного политического и материального содействия СССР.

После освобождения советскими войсками Албании, Болгарии, Польше, Восточной Германии, Румынии, Венгрии, Чехословакии и Югославии в этих странах к власти пришли сформированы еще в годы войны народно-демократические правительства. Одним из первых решений было аннулирование всех экономических и политических соглашений, заключенных буржуазными правительствами, провозглашение национализации зарубежных концессий, промышленных предприятий, а также ликвидация феодально-помещичьего землевладения. Большинство стран уже в период освобождения начали аграрную реформу. В Албании был принят закон "О ликвидации помещичьего землевладения и о передаче земли в крестьянское землепользование" от 25 августа 1945 г. и 27 мая 1946, p. в Болгарии 12 марта 1946 г. Народным собранием был принят закон о трудовой поземельну собственность, который ограничивал частное землевладение по всей Болгарии, в Венгрии 15 марта 1945 г. закон "О аграрную реформу", подобный закон был принят в ГДР осенью 1945 г. Аграрная реформа в Польше осуществлялась на основе декрета Польского Комитета национального освобождения (6 сентября 1944), p. в Румынии 22 марта 1945 г. правительство обнародовал закон о земельной реформе и т. д. Все земли военных преступников (Венгрия и Восточная Германия) было конфисковано, а помещичье землевладение ликвидирован согласно принятых законов.

При проведении реформ землю передавали бесплатно в крестьянском землевладении. У помещиков Албании изъяли 170 тыс. га земли (около 70% всей пахотной земли в стране), 16 тыс. га участков получили через крестьянские комитеты 70,2 тыс. безземельных и малоземельных крестьян. В Болгарии частное землевладение ограничивали 20 га, а в Южной Добруджи - 30 га. Около 130 тыс. малоземельных и безземельных крестьянских хозяйств получили 140 тыс. га земли. В Венгрии кроме конфискации земельного собственности активных фашистов и военных преступников по закону подлежали изъятию все земли размером более 100 хольдів (в районе Будапешта - более 50 хольдів; 1 хольд равен 0, 432 га). Было конфисковано более 1/3 всей земельной площади страны. Землю получили 650 тыс. малоземельных крестьян и батраков. Часть конфискованных земель оставалась в государства - на ней организовали государственные хозяйства и исследовательские животноводческие и растениеводческие станции.

В Восточной Германии до образования ГДР (7 ноября 1949 г.) реформирования народного хозяйства происходило под контролем советской администрации. На основе закона об аграрной реформе конфисковывали все земли и сельскохозяйственный инвентарь преступников и активных нацистов, а также все дворянской-юнкерські землевладения размером более 100 га. Всего с 1945 по 1950 г. около 1/3 всех полезных сельскохозяйственных площадей страны получили 500 тыс. крестьянских хозяйств. На части конфискованных земель образовались государственные хозяйства - народные имения.

В Польше все земли помещиков размером более 50 га пахотной земли, а на возз'єднаних западных землях - более 100 га конфисковали и бесплатно распределили среди беднейших крестьян, которые получили 6,1 млн га земли. Было создано 814 тыс. новых крестьянских хозяйств.

В Румынии в результате реформы 1945 г. более 1 млн га помещичьих земель было передано 900 тыс. безземельных и малоземельных крестьян. Таким образом ликвидировали натуральную ренту, ипотечное и другую задолженность.

Аграрная реформа в Чехословакии проходила в три этапа:

- в 1945 г. конфисковали земли помещиков, а также чешских и словацких землевладельцев, которые сотрудничали с оккупантами, и передали крестьянам из расчета 8-12 га на каждую семью;

- в 1947 г. в соответствии с законом, принятым Национальным собранием, было отчуждено несколько сот тысяч гектаров земли в чехословацких помещиков для дополнительного распределения;

- в 1948 г. все владения размером более 50 га согласно закону изымали и передавали беднякам и середнякам. Всего было отобрано более 4,4 млн га земли, на части из них организовали государственные хозяйства.

Неотъемлемым звеном преобразований была аграрная реформа и в Югославии. Площади земельных наделов ограничивали (25-35 га пахотной земли), землю передавали в частную собственность. Государство сохраняло за собой земли промышленного и коммунального значения, недра земли, леса и воды, а также земли, предназначенные для государственных сельскохозяйственных имений (держгоспи), которые составили 18,1% всего земельного фонда.

С проведением национализации земли началось повсеместное формирования крестьянских кооперативов. Это были кооперативы преимущественно простейших форм: постачальницько-сбытовые, кредитные потребительские, специализированные. Только с 1948 г. начали возникать первые сельскохозяйственные производственные кооперативы. В Албании (1948) их было 56, на них приходилось 10 тыс. га общей земельной площади. В 1950 г. насчитывалось 90 кооперативов и 14 государственных хозяйств, которые вместе занимали около 9% посевных площадей. В Чехословакии с началом кооперирования в 1949 г. приняли закон "О единых сельскохозяйственные кооперативы".

В основном в 1947 г. в соответствии с законами о национализации фактически было проведено национализации промышленности. Все промышленные предприятия, кроме мелких кустарных мастерских, перешли к государству. В этот же период было национализировано транспорт, внешнюю торговлю и оптовую внутреннюю торговлю, средства связи, банки. Исключение составляла ГДР. Там на основе решений Потсдамской конференции 1945 г. было конфисковано промышленную собственность монополистов, военных и нацистских преступников. Всего в Восточной Германии конфисковали 9281 предприятие, в том числе около 5 тыс. крупных. Национализировали их позже, с образованием ГДР. Значительно позже (1948) было проведено национализации в Румынии.

Все народно-демократические страны перешли к планового развития народного хозяйства. Общностью их первых планов стал курс на индустриализацию, за исключением ГДР и Чехословакии, которые уже были промышленно развитыми странами. Например, доля промышленности Чехословакии в общем объеме национального дохода составляла 53%, а по валовому производству важнейших видов промышленной продукции и за их производством на душу населения страна входила в десятку наиболее развитых капиталистических стран. Поэтому перед ГДР и Чехословакией в первые годы после восстановления стояла задача реконструкции и дальнейшего развития промышленности, изменения ее структуры путем преобладающего развития тяжелой промышленности, особенно машиностроения, расширение сырьевой и энергетической базы промышленности. Для Восточной Германии в связи с расколом в стране стала актуальной проблема ликвидации межотраслевых диспропорций, особенно сырьевой базы.

С выполнением первых планов развития народного хозяйства, что осуществлялось при активном материального содействия СССР, было завершено восстановление народного хозяйства и создание основ социалистической экономики. Уже в 1950 г. в Албании валовая продукция страны выросла почти в 2 раза по сравнению с 1947, p. а доля промышленности в валовой продукции народного хозяйства возросла до 40%. Болгария с завершением пятилетки индустриализации (1949-1953) стала индустриально-аграрной страной, поскольку продукция промышленности составляла 56% валовой продукции всего народного хозяйства. В Венгрии довоенный уровень промышленного производства был превышен на 28%, в Польше - на 70, в Югославии - на 27%.

Китай 1 октября 1949 г. была провозглашена народной республикой. Первыми среди реформ стали преобразования, направленные на строительство социалистической экономики. В 1949 г. правительство КНР национализировал собственность китайской и зарубежной буржуазии, началась подготовка к индустриализации. В 1956, p. когда в народном хозяйстве преобладал государственный сектор, официально провозгласили курс на строительство социализма.

 

Создание РЕВ. В 1949 г. для содействия организации планомерного экономического и культурного сотрудничества был создан Совет экономической взаимопомощи (СЭВ). В нее вошли Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Советский Союз, Чехословакия, Албания (с конца 1961 г. не принимала участия в работе СЭВ). Позже организация расширилась за счет ГДР (1950), Вьетнама (1978), Монголии (1962) и Кубы (1972).

Призвание РЕВ состояла также в том, чтобы облегчить переориентацию внешней торговли стран Восточной Европы, главным партнером которых до 1939 г. была Германия, и служить каналом экономической помощи менее экономически развитым странам народной демократии со стороны Советского Союза - в противовес плана Маршалла.

Создание РЕВ обґрунтовувалось также политическими мотивами - организация имела цементировать взаимозависимость стран Восточной Европы и СССР.

 

Второй этап развития (1950-1960). С укреплением государственной собственности - основы командно-административной экономики - приняли первые планы народнохозяйственного развития, главная задача которых - завершение индустриализации. В дальнейшем проводили политику ограничения и вытеснения рыночных элементов в промышленности и сельском хозяйстве. Усиливалась специализация экономики. В сельском хозяйстве осуществлялось кооперирования крестьянства, которое в большинстве стран Восточной Европы завершилось к началу 60-х годов. Исключением стали Польша и Югославия, в которых кооперативный сектор не имел решающего значения.

В 50-х годах быстро развивался промышленный потенциал стран, темпы его роста составляли около 10% в год. Страны Восточной Европы превратились из аграрных, кроме уже индустриальных ГДР и Чехословакии, в индустриально-аграрные. Формы и методы форсированной индустриализации определили формирование монополизированной структуры национального хозяйства, индифферентной к особенностям каждой страны, которые в рыночном хозяйстве выражаются через цены факторов производства, создание административной системы управления. Несмотря на преобладание экстенсивного типа развития, хозяйственные итоги этого десятилетия были утешительными в большинстве стран Восточной Европы.

Наиболее заметные и масштабные преобразования в азиатской части социалистического лагеря было осуществлено в Китае. С 1956 по 1958 г. здесь проводили политику "большого скачка", смысл которого заключался в попытке резко поднять уровень обобществления средств производства и собственности. Для этого периода характерна постановка экономически нереальных завышенных производственных задач, возведение в абсолют революционного энтузиазма масс как главного фактора экономического развития. Принцип материальной заинтересованности вполне отвергли, осуждая его как проявление ревизионизма.

Для экономики Китая как аграрной страны важное значение имели преобразования в отрасли сельского хозяйства. В 1958 г. по всей стране создали народные коммуны, в которые были вовлечены 99% крестьянских дворов. Коммуны имели по несколько бригад, каждая из которых, в свою очередь, имела несколько малых производственных бригад. Коммуны действовали как первичная хозяйственная единица. В этот период обобществляли не только все средства производства, крестьянам также запрещали заниматься подсобными промыслами. Кроме того, внедряли "систему поставок", которая игнорировала товарный обмен и порождала натуральный распределение ресурсов среди сельских коллективов. И далее укрепляли огосударствления социалистической системы хозяйства. В торговле было слито и передано государственной торговли коллективные магазины городов и сел. В промышленности кустарные кооперативы превращали в местные государственные и кооперативные заводы.

 

Деятельность РЕВ. Новая международная экономическая организация объединила государства с однотипным общественно-политическим строем. Для стран Восточной Европы, которые вошли вместе с СССР в число учредителей РЕВ, взаимные связи, по сути, не были ранее внешнеторговым направлением. До 90% их товарооборота реализовалось за пределами нового экономического региона, который формировался. Еще в меньших масштабах осуществлялась торговля этих стран с Советским Союзом (на ее долю в среднем приходилось чуть более 1%). Между ними не было в прошлом развитых экономических контактов как на уровне государств, так и на уровне предприятий и фирм.

Переориентацию торгово-экономических отношений с помощью РЕВ было проведено в сжатые сроки с опорой на идеологический фактор. Этому способствовали внешние условия. Обстоятельства "холодной войны" лишили партнеров альтернативного выбора. Сотрудничество в рамках СЭВ помогло его участникам не просто выжить, отстроить хозяйство после войны, но и добиться достаточно весомых результатов.

Деятельность РЕВ на начальном этапе уделяли развитию товарообмена, координации и развития внешней торговли, на предоставлении научно-технической документации и информации. С 1956-1957 гг. страны - члены СЭВ перешли к специализации и кооперирования производства, до согласования народнохозяйственных планов, к созданию совместных научных центров и хозяйственных единиц. Было введено практику координации народнохозяйственных планов на 1956-1960 гг. (впоследствии - в 1976-1980 гг.), а в 1964 г. создан Международный банк экономического сотрудничества - орган для регулирования международных расчетов.

 

Третий этап (1960-1970). В этот период развития вместе с исчерпанием ресурсов экстенсивного роста стали заметны недостатки созданной в государственно-социалистических странах системы хозяйствования. Почти во всех странах Восточной Европы, особенно в индустриально развитых, резко упали темпы роста промышленности и национального дохода, наблюдалось отставание наукоемкого производства, рост внешней задолженности, что вызвало необходимость проведения хозяйственных реформ.

Ориентиром реформ в Венгрии, Чехословакии, Югославии служило использования механизма рынка для включения в систему международного разделения труда и выхода на мировой рынок. Изменения экономической системы (механизма хозяйствования) в этих странах имели сравнительно радикальный характер. В ГДР, Польше перемены не шли дальше некоторой модернизации действующей административной системы планирования и управления народным хозяйством. Такие страны, как Румыния и Монголия, а также Куба, Вьетнам, реформирование национальных моделей развития в тот период не проводили.

Нацеленность реформ на постепенную либерализацию и демократизацию в Чехословакии прервало введение в Прагу (август 1968 г.) войск стран Варшавского договора. Экономические реформы в странах Восточной Европы было свернуто. Это обусловлено не только политическим давлением, но и обострением социальных противоречий, вызванных трудностями перехода на рыночные принципы хозяйствования. Либерализация ценообразования дала положительные результаты в аграрном секторе, но в условиях монопольного положения большинства промышленных предприятий привела не к формированию конкурентного режима, а к реализации монопольных преимуществ, в том числе к росту цен. В то же время началось "проедание" дохода предприятий, когда их коллективы получили право влиять на распределение дохода на фонд потребления и фонд накопления.

С 1960 г. в Китае начался отход от политики "большого скачка". Официально было признано некоторые "левацкие ошибки", прежде всего в сельском хозяйстве, сделана попытка исправить их. Восстанавливалась и развивалась коллективная экономика, допускали индивидуальную деятельность в городе и на селе, позволяли торговлю на коллективных рынках. Было усилено единое централизованное управление экономикой и в то же время отмечалось на специфической регулятивной роли товарно-денежных отношений и экономических рычагов. Был также осуществлен ряд мероприятий поискового характера, в том числе создание в экспериментальном порядке трестов, управления экономикой через хозяйственные организации, налаживание снабжения материальными ресурсами в экономических районах и т.д. В результате реформ возросло производство основных видов промышленной продукции: хлопчатобумажной пряжи, стали, угля, электроэнергии, нефти, металлорежущих станков, появились новые для страны отрасли промышленности - электроника и нефтехимия, выросла длина железных и шоссейных дорог. Однако в 1966-1976 гг. в стране происходила "культурная революция", что крайне негативно повлиял на экономическое развитие страны. В этот период изменения в экономической системе Китая было подчинено идее создания самодостаточных автократических систем на местах. В 1969-1970 гг. в управление провинций, автономных районов, республиканских городов передают 2600 предприятий и организаций центральной подчиненности. Наметился обратный движение от мелких коллективов и организаций до крупных, от коллективной экономики - к общенародной. Ограничивают и ликвидируют индивидуальную экономику. 10 лет "культурной революции" нанесли народному хозяйству после 1949 г. наибольшие убытки. Страна потеряла 500 млрд юаней национального дохода, хотя и в этот период наблюдался некоторый экономический прогресс: производство зерна увеличилось на 34%, было введено в эксплуатацию новые передовые промышленные предприятия, железнодорожные линии, создано водородную бомбу, выведен на орбиту первые космические спутники. Всего за годы "культурной революции" было построено 1570 крупных и средних предприятий, много мелких промышленных объектов.

Следовательно, экономическую систему Китая, созданную за годы первых пятилеток, подвергались неоднократным изменениям в период "большого скачка", в ходе регулирования (60-е годы) и "культурной революции". Однако в системе не произошло существенных преобразований. В основном она отвечала традиционной модели централизованной плановой экономики, к тому же имела присущи "военному коммунизму" черты натурального обеспечения.

 

Четвертый этап развития (1970 - середина 80-х годов). Для этого периода характерны попытки решить хозяйственные проблемы стран государственного социализма путем модернизации административной системы хозяйствования, без радикальных изменений. Исчерпание ресурсов экстенсивного роста заставило страны Восточной Европы прибегнуть к использованию иностранных кредитов. Особенно это стало заметно в период мирового энергетического кризиса 1973-1974 гг., что оказалась прежде всего в росте цен на нефть.

Для ослабления зависимости от импорта сырья и топлива страны Запада оперативно перестроили народнохозяйственные структуры путем внедрения ресурсо - и энергосберегающих технологий (например, производство микропроцессоров) и биотехнологий, тогда как неисчерпаемы, по тогдашним представлениям, запасы ресурсов в СССР и неповоротливая система ценообразования во взаимной торговле лишали страны РЕВ каких-либо стимулов к подобным новшествам. Это обернулось для них значительным отставанием на ключевых направлениях научно-технического прогресса.

Сыграли негативную роль два таких явления.

1. Страны СЭВ не чувствовали на себе влияния повышения цен на нефть, поскольку главный поставщик - СССР экспортировал в страны СЭВ нефть и нефтепродукты по ценам значительно ниже, чем мировые.

2. Плановая, нерыночная экономическая система оказалась неспособной воспринять результаты нового этапа НТР. Между развитыми западными странами, с одной стороны, и социалистическими и большинством развивающихся стран - с другой, возник и начал увеличиваться разрыв не просто в уровнях и темпах роста, а в структуре экономики.

Противоречия начали проявляться также внутри стран - членов СЭВ. Венгрия и Чехословакия, а также Югославия, связанная с СЭВ рядом специальных соглашений, проводили по сравнению радикальные реформы и ставили задачу более активного вхождения в мировой рынок. Внешнеэкономический оборот этих стран распался на два потока: качественная конкурентоспособная продукция шла на западный рынок, а остальное экспортировали каналами РЕВ. Одной из острейших была проблема мировых цен. Страны - экспортеры готовой продукции считали, что они несут убытки от реализации товаров по заниженным ценам. Вследствие усиления этих противоречий доля РЕВ во внешнеторговом обороте стран Восточной Европы стабилизировалась (60% в 1960 г.) и начала снижаться, достигнув в начале 70-х годов 50-55%.

В 1971 г. приняли Комплексную программу социалистической экономической интеграции, направленная на изменение форм деятельности СЭВ. Была поставлена задача развития высших форм экономической интеграции - производственной кооперации и специализации, научно-технического сотрудничества, координации планов экономического развития, совместной инвестиционной деятельности. Реализация программы в 70-х годах способствовала некоторому росту роли и участия РЕВ в хозяйстве социалистических стран. На 1% прироста национального дохода в странах Восточной Европы приходилось 1,57% увеличение физического объема товарооборота внутри РЕВ. Это следствие мирового энергетического кризиса и усиления зависимости от импорта нефти из СССР, а также от реализации в рамках СЭВ (в соответствии с принятой Комплексной программы) совместных проектов (например, строительство газопровода Оренбург - Западная граница, энергосистемы "Мир"). В 1971-1978 гг. было заключено 100 многосторонних и 1000 двусторонних соглашений о производственной кооперации. Наибольшего развития кооперация и специализация вступили в автомобильной промышленности.

Для ликвидации отставания по масштабам и формам производственной кооперации от западных стандартов в конце 70-х годов пытались модернизировать деятельность РЕВ: начали разрабатывать долгосрочные целевые программы экономического сотрудничества. Однако в течение 80-х годов проблемы внутри РЕВ нарастали. Ее кризис и окончательное прекращение деятельности определили ряд факторов:

- непреодоления барьеров первичной межотраслевой схемы разделения труда, которая базировалась в основном на заинтересованности партнеров советской сырьем, несмотря на неоднократное стремление внедрить технологическую модель сотрудничества. Например, уровень развития кооперации СССР со странами СЭВ в области машиностроения был в 4-6 раз ниже, чем в торговле между западными странами;

- изолированность отделены от остального мира производителей стран СЭВ от влияния главного двигателя НТП - международной конкуренции. Стратегически негативную роль РЕВ отыграл в период топливно-энергетического кризиса 70-х годов;

- общее нарастание кризисных явлений в странах государственного социализма;

- ухудшение позиций восточноевропейских товаров на мировом рынке;

- непрерывные споры и конфликты между партнерами по поводу цен и принципов сбалансирования товарообмена;

- усиление во второй половине 80-х годов попыток стран Восточной Европы (особенно таких, как Польша, ГДР, Чехословакия, Венгрия) вернуться на западный рыночный путь развития.

Прекращение деятельности СЭВ в 1991 г. по-разному сказалось на экономике стран, которые входили в нее. Для российской и украинской экономик прекращения поставок каналами РЕВ означало дополнительное углубление кризиса. Реакция многих стран Восточной Европы определялась уровнем зависимости их хозяйства от поставок сырья из СССР, альтернативами импорта и перспективами перехода к ресурсосберегающих технологий в этих странах.

 

Экономическая система Китая. Основные черты экономической системы Китая сложились на конец 70-х годов. Она охватила финансы, банковское дело, управление трудом и заработной платой, контроль над ценами и распределением продукции. Характерная особенность системы - надцентралізація. Государство поставляла предприятиям средства производства и покупала всю их продукцию по установленным ею же ценам, изымала все доходы предприятий и покрывала их убытки. Роль рынка и возможность перехода к рыночной экономике опровергались.

В стране внедряли принципы уравниловки, первенства моральных стимулов к труду, хранили карточную систему на промышленные и сельскохозяйственные товары и четко нормували продовольствие. В государственной торговли росли цены, хотя они были в пять - семь раз ниже рыночных. Товарный дефицит родил "черный рынок", массовым явлением стала спекуляция.

Главными методами, с помощью которых обеспечивали влияние на экономику, были военно-административные и принудительные меры, использование армии. Более 1/3 государственного бюджета тратили на наращивание военного потенциала. Милитаризация экономики Китая привела к возникновению во второй половине 70-х годов значительных экономических трудностей. В 1977 г. объем промышленного производства не достиг уровня 1975, p. сократилась продукция сельского хозяйства, резко увеличился импорт продовольствия, снизился жизненный уровень населения.

В декабре 1978 г. был взят курс на реформу экономической системы и глубокие экономические преобразования и определены следующие основные направления реформ: перестройка системы планирования и управления экономикой, обеспечение баланса между отраслями народного хозяйства, укрепление и совершенствование основ социалистической экономики.

На первом этапе реформ (1979-1984) главные преобразование было осуществлено в аграрной сфере. Опираясь на результаты коллективизации сельского хозяйства, перешли на семейный подряд, однако земля оставалась государственной собственностью. Для сельскохозяйственных производственных бригад начали вводить систему ответственности за результаты труда, на которую до 1984 г. перешли 99% всех производственных бригад. Позволяли подсобные крестьянские промыслы. Вместо уравниловки ввели распределение по труду, повысили закупочные цены на продукцию сельского хозяйства и подсобных промыслов.

Принятые меры дали положительный результат. Оживилась деятельность сельскохозяйственных рынков. Сбор зерна за шесть лет первого этапа вырос с 300 млн до 400 млн т, вдвое увеличился сбор хлопка и масличных культур. В 1979-1984 гг. среднегодовые темпы прироста валовой продукции сельского хозяйства составили 9,4%, товарность сельскохозяйственного производства выросла с 33 до 53,3%. Вследствие этого повысился жизненный уровень народа. С учетом роста цен доходы на душу населения увеличились почти в 2 раза.

Китай на середину 80-х годов стал крупнейшим в мире производителем зерна, хлопка, рапса, цукроносних культур, арахиса, соевых бобов, чая, мяса. Он владел самым многочисленным поголовьем скота. Оздоровление произошло и в промышленности, где также был осуществлен переход к новым рыночным формам хозяйствования. В этот период в экономику начали привлекать иностранный капитал. До 1982 г. в Китае насчитывалось шесть "специальных зон", в которых иностранному капиталу предоставили льготы для строительства предприятий. Общая сумма капиталовложений в иностранные и совместные предприятия составила более 1,5 млрд долл. Особенно Китай активно развивал сотрудничество с США, Японией и Западной Германией.



Назад