Электронная онлайн библиотека

 
 Экономическая история

Социально-экономические преобразования в странах Центральной и Восточной Европы


Страны Восточной и Центральной Европы в 1990-1991 гг. провели либерализацию цен. Сначала отпустили цены на многие виды потребительских товаров и продукции производственного назначения. Следующим шагом стала отмена контроля государства над ценами на абсолютное большинство сельскохозяйственной и промышленной продукции и услуги.

Для сокращения дефицита бюджета и создания эффективной системы кредитования провели реформирование бюджетной, банковской и налоговой систем. Как следствие, было сокращено бюджетную поддержку предприятий и капитальные вложения; ограничен кредитования путем резкого поднятия процентных ставок кредита; повышены налоги на доходы предприятий (установлено налоги на добавленную стоимость и общий подоходный налог вместо налога на заработную плату), уменьшено количество налогов.

Страны Восточной и Центральной Европы в той или иной форме провели приватизацию государственных предприятий и положили начало развитию частного сектора. Так, в Чехословакии приватизацию осуществили, прибегнув к купонов. В 1992 г. 8,6 млн человек получили купоны, из них 1 млн человек обменяли их на акции предприятий. В Венгрии прибегли к прямой продажи акций государственных предприятий населению. В Польше применяли разнообразные формы приватизации: продажа предприятий, распределение государственной собственности по купонам и акциями. Позже приватизацию начали осуществлять через такие финансовые институты, как фонды, холдинги, инвестиционные компании.

 

Венгрия. Раньше других в восточноевропейском регионе реформы в направлении рыночного социализма начала Венгрия (с 1968 г.). Однако попытки достичь органического связи централизованного планового управления с активной ролью товарных отношений и рынка на основе социалистической собственности на средства производства не дали желаемых результатов. Поэтому в 80-х годах наряду с созданием рынка потребительских товаров происходило формирование рынка факторов производства, ценных бумаг, иностранной валюты. Возросла доля частного капитала. В 1987 г. им было произведено 7% национального дохода (без учета частного сельскохозяйственного производства). В промышленности позволили частные хозяйства и фирмы по найму рабочей силы до 500 человек. Кроме разнообразных форм и мелких предприятий, широкое распространение набрали хозяйственно-трудовые общества (ГТТ) - добровольные ассоциации частных лиц с целью совместной деятельности в обслуживании, мелком производстве и в других сферах. К ГТТ входили исключительно работники и пенсионеры этого самого предприятия. Общества функционировали в нерабочее время. Предприятия по оплате предоставляли ГТТ для пользования помещения и оборудование, сырье и материалы, оплачивали услуги, предоставленные в нерабочее время. К 1983 г. в Венгрии образовалось более 3,5 тыс. ГТТ.

В стране формировался рынок ценных бумаг и акционерный капитал. Банкам, государственным предприятиям и учреждениям позволяли выпускать облигации и акции, часть которых могло приобрести населения. Поскольку покупательная способность населения была недостаточно высокой, выкупали акции очень медленно, что не оправдало надежд на быстрое формирование важного источника пополнения государственного бюджета. Для активизации приватизации государственной собственности было разрешено осуществлять эмиссию облигаций и акций.

Постепенно расширялся частный сектор в сельскохозяйственном производстве, увеличивалось и кооперативное хозяйство. Заметно сокращалась доля государственных предприятий, которые были созданы двумя большими волнами "коллективизации" (в начале 50-х и в 1959-1961 гг.). Такие же процессы протекали и в промышленности: производство промышленной продукции на государственных предприятиях сокращалось, а в кооперативном и частном секторе - росло.

В начале 80-х годов в Венгрии провели либерализацию цен, что привело к долговременного роста их. Только в конце 1991 г. удалось добиться некоторого снижения уровня инфляции и темпов роста цен. Антиинфляционная политика принесла ощутимые результаты: значительный приток иностранного капитала, прогрессивные рыночные преобразования, эффективные меры против неперспективных предприятий.

В 1991 г. вступил в силу Закон о банкротстве. Он способствовал повышению ответственности хозяйственных руководителей в финансовых вопросах. Закон установил процедуру ликвидации неплатежеспособных предприятий: суд определял сроки, порядок, очередность погашения долга и принимал решения о приватизации, о том, что производство приостанавливается, если предприятие в течение трех месяцев не может удовлетворить претензий кредитора. В 1992 г. было возбуждено 2300 дел о банкротстве против предприятий и организаций.

По оценкам экспертов, в 1992-1993 гг. завершилось создание законодательных основ рыночной экономики. Сформировалась инфраструктура рынка из банков, бирж, инвестиционных фондов и др. Было достигнуто внутренней конвертируемости форінта, а банковскую и налоговую систему приближено к нормам, которые действовали в западноевропейских странах. Увеличился приток иностранного капитала, который составил половину всех инвестиций Запада в Восточной и Центральной Европе и СНГ. Заметно возросла доля негосударственного сектора (частного, кооперативного, иностранного): в 1994 г. она составляла 55% ВВП.

Вместе с тем, в начале 90-х годов Венгрия переживала значительные трудности, сокращался объем инвестиций при одновременном росте дефицита бюджета, который в 1994 г. приблизился к 8-9% ВВП. Перед промышленными предприятиями стоит проблема неплатежей и они оказались на грани банкротства. Дефицит торгового и платежного балансов в 1993 г. составил соответственно 3,6 млрд долл. США и 3,5 млрд долл. В 1992 г. объем производства аграрной продукции после ликвидации сельхозкооперативов сократился примерно на 25%. Росла безработица, оно составляло 12% от трудоспособного населения.

Итак, к 1994 г. страна только преодолела стадию спада, хотя окончательный поворот к подъем в экономике пришло значительно позже.

 

Польша. Переход к рыночным отношениям в стране осуществлялся ускоренными темпами и имел радикальный характер: были применены "шоковую терапию" (автор экономической реформы Лешек Бальцерович, заместитель председателя Совета министров и министр финансов - "план Бальцеровича"). В начале 1990 г. в стране отпустили цены на 90% видов продукции и услуг. Государство максимально отстранилась от вмешательства в экономические процессы. Однако усиление инфляции и роста цен, которое уже в 1990 г. составило 9%, заставило правительство увеличить количество контролируемых цен на продукты питания и продукцию 24 крупнейших предприятий-монополистов, а также резко сократить компенсационные расходы. Инфляция оставалась высокой и составляла 250%, что вынудило правительство проводить жесткую денежно-финансовую политику, в основе которой лежала монетаристська концепция. Как следствие, наметилось снижение инфляции. Во второй половине 1991 г. цены росли лишь на 5-6% за месяц.

Нарастание негативных явлений в экономике - сокращение промышленного производства, трудности с реализацией сельскохозяйственной продукции, увеличение безработицы (более 1 млн человек), снижение реальных доходов населения - продолжалось и в конце 1990 г. Положение в стране осложнялось большой внешней задолженностью, которая в 1989 г. составляла около 39 млрд долл. Для выплаты процентов уже не хватало даже внутренних ресурсов. В поисках спасения власть вынуждена была идти на новые займы. В 1990 г. повысили ставку процента за кредит с 50 до 70-80%. Новая система налогообложения обязывала предприятия отчислять в бюджет до 80% заработанных средств. К тому же действовали и некоторые предыдущие налоги (например, налог на основные фонды), что негативно влияло на экономическую деятельность предприятий. Поэтому во второй половине 1991 г. снизили ставку процента на кредит почти в 1,5 раза. Правительство позволял использования вексельного обращения и предоставление предприятиям банковских кредитов под залог (технических средств, транспорта и т.д.).

Политику приватизации польское правительство начал в 1991 г. в условиях "шоковой терапии". В Польше за короткое время было апробировано несколько форм приватизации: продажа предприятий, распределение государственной собственности по купонам и акциями. Однако приватизация проходила медленно и не носила массового характера. Не изменился и характер деятельности предприятий. Это привело к снижению средней рентабельности приватизированных предприятий с 20-40% до 8% в 1991 г.

Как эксперимент, Польше в 1991 г. единовременно на 50% списан внешний государственный долг. Но международное финансовое сообщество приложило максимум усилий для того, чтобы избежать повторения подобной практики с другими постсоциалистическими странами.

Новые тенденции наметились лишь в 1992 г. Общий спад начал переходить в структурное. При снижении производства в добывающей промышленности и металлургии наметились позитивные изменения в деревообрабатывающей, електромашинобудівній и химической промышленности. В 1992 г. началось некоторое увеличение ВВП и производства промышленной продукции. В 1993 г. ВВП увеличился на 3,8%, в 1994 г. - на 5%. Стабилизационная программа помогла сократить инфляцию до 33,5% в 1993 г. Доля частного капитала в ВВП увеличилась за 1989-1993 гг. с 28 до 50%. Структурная перестройка и спад производства в ряде отраслей обусловили повышение безработицы (самый высокий в странах Восточной и Центральной Европы - 2,4 млн безработных в начале 1993 г.).

Следовательно, ускорение рыночных реформ в Польше с помощью "шоковой терапии" не было однозначным. Оно дало как положительный, удостоверяющих современные достижения Польши, так и негативные результаты.

 

Чехословакия. К 1990 г. в Чехословакии (с июня 1990 г. Чехословацкая Федеративная Республика (ЧСФР), а с января 1993 г. два государства - Чехия и Словакия) положение было относительно стабильным. Здесь наблюдался рост национального дохода (в 1988 г. на 3%). Первые шаги по реформированию экономической системы страны было сделано в конце 80-х годов, когда перестроили централизованные органы с соответствующим сокращением аппарата на 20%, а также приняли меры для повышения самостоятельности промышленных предприятий и их ответственности за эффективное развитие. Однако желаемых результатов достигнуто не было.

В стране в 1989 г. произошли события, которые получили название "бархатной" или "нежной" революции. Вследствие ее к власти пришло новое правительство, что взял курс на радикальный переход к рыночным отношениям, основанным на плюрализме форм собственности и монетаристській концепции. Уже в сентябре 1990 г. в ЧСФР число зарегистрированных частных предприятий составил 339 тыс. Расширению частного сектора и денационализации народного хозяйства способствовал закон "О смягчении последствий некоторых имущественных несправедливостей", который введен в действие с 1 ноября 1990 г. В соответствии с ним бывшим хозяевам или их потомкам возвращалось имущество национализировано после 1948 г. Важную роль сыграла и так называемая малая приватизация - массовая распродажа магазинов, предприятий бытового обслуживания, мастерских.

Наличие крупных предприятий, которые было очень трудно продать, определила распределение собственности в ЧСФР по купонам. В 1992 г. 8,6 млн человек получили купоны, из них 1 млн человек в том же году обменяли эти купоны на акции предприятий. "Малая" и "большая" приватизация сопровождалась нарастанием разбалансированности народного хозяйства и увеличением безработицы (в ноябре 1990 г. оно составляло 0,6% от общего количества трудоспособных). В декабре 1990 г. был принят закон о занятости, который предоставлял безработным право на выплаты в течение одного года: первые шесть месяцев - 60% от их заработка, а затем - 50%. Среди важнейших проблем чехословацкой экономики правительство выделяло почти полную зависимость от импорта энергии и сырья из СССР.

Правительство ЧСФР проводил целенаправленную денежно-кредитную политику. Кредиты получали только рентабельные и перспективные предприятия со стабильным экономическим положением в стране на начальном этапе реформ 79% государственных предприятий были неплатежеспособными). Низкой оставалась и ставка процента за кредит (в 1991 г. она составляла 25%). Учитывая большой удельный вес военной продукции в ВНП, правительство выделило 1,2 млрд крон помощи для реализации программы по переводу оборонных предприятий на выпуск продукции широкого народного потребления. Цены в ЧСФР либерализовали методом "шоковой терапии" (январь 1991 г.). Однако в области труда и оплаты коммунальных услуг соблюдали определенные ограничения, то есть правительство и здесь вел себя осторожно. В целом по 1991 г. цены выросли всего на 59%, что объяснялось относительной устойчивостью чехословацкой экономики.

В 1992 г. в ЧСФР наблюдался минимальный уровень инфляции. В основном сохранялся и уровень реальной заработной платы. Невысокими были налоги, которые не превышали уровня западных стран. Меньшим по сравнению с другими постсоциалистическими странами был спад инвестиций, промышленного и сельскохозяйственного производства. Такой сбалансированности и последовательности, как особенности варианта реформ в ЧСФР, способствовали высокий восходящий уровень экономического развития страны, насыщенность внутреннего рынка, относительно небольшая внешняя задолженность (в конце 1992 г. она составляла 10 млрд долл.).

После распада федерации в 1993 г. усилились кризисные явления в экономике. Однако за короткий срок Чехия достигла неплохих показателей экономического развития. В 1994 г. страна имела бездефицитный бюджет, валютные резервы в середине года составили 7,7 млрд долл., активное сальдо платежного баланса выросло до 600 млн долл. В июле 1994 г. безработицы составил всего 3,2%. На низком уровне инфляция удерживалась. В начале 1995 г. она уже не превышала 10%. В этот период 80% всей собственности Чехии было в частных руках. Во второй половине 90-х годов ликвидировали все катаклизмы перестройки, что указывало на успешное проведение реформ.

Показатели экономического развития Словакии, экономически менее развитой, были ниже. В 1993 г. снижение ВНП составлял не менее 5%. Традиционное привязка к восточного рынка осложнило ситуацию. Была разработана программа пяти приоритетных направлений: энергетики, малотоннажной химии, деревообработки, экологии, туризма. Выполнение этих программ находится в центре внимания правительства Словакии и сейчас.

Можно констатировать, что основными составляющими успеха реформ в Чехии были: а) весомый экономический потенциал, которого достигла страна (для сравнения: Украина также была развитой державой, но главное - в самых реформах, которые в Чехии начались в условиях "бархатной" революции без политической лихорадки); б) в отличие от других стран Восточной Европы, рыночные реформы в Чехии проводились в условиях политического согласия и без правительственных кризисов; в) уверенная, спокойная и предусмотрительная политика правительства, который учитывал специфические условия своей страны и не стремился бездумно отбрасывать все, что связано с прошлым.

 

Югославия. Реформы здесь начались в 1965 г. Был взят курс на повышение самостоятельности республик, которые входили в федерации, и отдельных предприятий. В 1974 г. здесь провозгласили необходимость создания системы самоуправлінського планирования. Ввели свободное ценообразование без государственного контроля за ценами. Появился дефицит внешнеторгового и платежного балансов, выросла внешняя задолженность. Возникли диспропорции регионального и отраслевого характера. Міжреспубліканська неравенство социально-экономического развития стала одним из факторов нестабильности, усиление сепаратистских и националистических тенденций (более богатые республики отказались вкладывать субсидии в фонд федерации для финансирования менее развитых регионов). Поэтому особое внимание уделяли выравниванию экономического развития отдельных республик СФРЮ.

Несмотря на все, Югославия не смогла преодолеть кризисного состояния экономики, несмотря на радикальные по сравнению с другими странами преобразования. Сформированный в 1989 г. новое правительство. Маркевича сделал более радикальные шаги для реформирования хозяйственного механизма (без изменений общественной ориентации). С 1 января 1990 г. правительство приняло ряд мер по борьбе с инфляцией, которая в 1989 г. по показателям роста розничных цен составляла 2665%, а именно: а) замораживание заработной платы при сохранении свободного ценообразования примерно на 80% товаров и услуг; б) либерализацию значительной части импорта; в) введение конвертируемости динара путем его деноминации (10 тыс. старых динаров за один новый) и установления его постоянного курса немецкой марки в соотношении 7:1.

Предпринятые правительством А. Маркевича меры дали положительные результаты. В апреле 1991 г. приостановился рост цен, наблюдалось некоторое оживление в производстве. Но впоследствии стремление республик Югославии к независимости привели к гражданской войне, а потом и к распаду государства. Экономические проблемы, порожденные распадом Югославии на самостоятельные суверенные государства (Хорватия, Словения, Сербия, Македония, Босния и Герцеговина, Черногория (в 1992 г. Сербия и Черногория провозгласили себя Союзной Республикой Югославией (СРЮ) со столицей в Белграде), перешли и в XXI век.

Военные действия НАТО во главе с США против Югославии нанесли значительный ущерб экономике СРЮ.

 

Румыния. Начало процесса реформ в стране связывают с принятыми правительством в 1989 г. мерами для улучшения финансово-экономического механизма страны. Внимание было уделено вопросам хозяйственного расчета, самофинансированию, рабочему самоуправлению. По официальным данным, реформы способствовали увеличению национального дохода на 3,2%, возросла ответственность органов управления в центре и на местах за экономическую и социальную деятельность. По данным иностранных экономистов, реформы этого периода обусловили спад национального дохода на 5%. Наконец-концов режим Н. Чаушеску (1918-1989) было свергнуто в декабре 1989, p. победу на выборах одержал Фронт национального спасения.

Первые декреты нового правительства в сложной экономической обстановке (прежде всего, падение жизненного уровня населения) указывали на умеренность и осторожность подхода к экономическим реформам. В этом же духе было разработано и принято программу оздоровления экономики и преодоления хаоса, рассчитанную на 2-4 года (стабилизационный период перехода к рыночной экономике). Ее выполнение началось с перекачки ресурсов из производства в социальную сферу, особенно для нормализации снабжения населения потребительскими товарами и энергией. Постепенно менялась роль центральных органов управления: сокращалось количество централизованно распределительной продукции (с 1800 до 1400 видов), более гибкой стала система плановых показателей. Была повышена на 40% закупочные и заготовительные цены на сельскохозяйственную продукцию. Членам сельскохозяйственных кооперативов выделили в бесплатное семейное пользования до 0,5 га земли (другим жителям села и города по их желанию и с согласия кооператива - до 0,25 га за определенную плату). Частной собственностью по праву наследства было провозглашено приусадебные участки членов кооперативов, но не более 0,6 га.

Либерализация цен в Румынии в 1990 г. привела к росту их на продовольственные товары на 661%, на промышленные - на 114%. На первом этапе (конец 1990 г.) не позволяли устанавливать свободные цены на потребительские товары, если на рынке было представлено менее трех поставщиков той или иной продукции. Цены на некоторые товары можно было устанавливать по согласованию с государственными органами. На втором этапе либерализации (апрель 1991 г.) свободные цены установили на 83% оборота потребительских товаров и 89% оборота продукции промышленного назначения. Как следствие, за следующие четыре месяца в целом цены выросли на 316%. Недовольство населения ростом цен вызвало социальную напряженность, поэтому правительство вынуждено было в ноябре 1991 г. установить прейскурантные цены на мясо и мясные продукты, снизив цены на них вдвое.

Наиболее резкое сокращение ВНП в Румынии наблюдалось в 1992 г. Производство и потребительский рынок удалось сохранить почти исключительно за счет притока внешних кредитов, которые пошли в основном на покрытие дефицита взаимных платежей хозяйственных субъектов. Структурный кризис затронул как отрасли тяжелой промышленности, которые зависели от импортных ресурсов, так и пищевую промышленность. В 1993 г. наметилось некоторое оживление: выпуск промышленной продукции вырос на 1,3%, а ВНП - на 0,7%. Доля частного сектора экономики в этот период составляла около 30%. В 1994 г. рост выпуска продукции наблюдалось уже в 20 отраслях с 29. Правительство смогло в 1994 г. достичь положительного сальдо во внешней торговле (156,7 млн долл.), привлечь в отечественную экономику 924,9 млн долл. иностранных инвестиций. В настоящее время доля частного сектора в ВНП составляла около 30%. Вторая половина 90-х годов обозначена совершенствованием структуры народного хозяйства страны и последующей приватизацией.

 

Болгария. В 1987-1988 гг. правительство страны, пытаясь вывести экономику страны из кризисного состояния, взял курс на проведение рыночных реформ. С целью смягчения болезненных последствий таких преобразований правительство сочетал элементы ускоренного ("шокового") варианта экономических реформ с постепенным. Главное в принятой антикризисной программе - переход от централизованного управления и планирования экономических отношений, основанных на множестве различных форм собственности и хозяйствования. Предполагали либерализацию цен проводить постепенно, сочетая свободное ценообразование с мерами государства для контроля за инфляцией. Планировали экономию государственного бюджета, а также сокращения импорта и увеличения экспорта, чтобы уменьшить задолженность, которая в июне 1990 г. достигла 11 млрд долл. В Декларации правительства (февраль 1990 г.) отмечалось, что государственное регулирование экономики будет осуществляться косвенным методами с помощью бюджета, налогов, отчислений, таможенных сборов, кредитов, централизованных капиталовложений и т.д.

В феврале 1991 г. осуществили либерализацию цен. Но рост цен на товары (индекс цен по сравнению с декабрем 1990 г. составлял: в июне 1991 г. - 416%, в августе - 467%, в октябре - 504%) не было покончено с дефицитом некоторых товаров, реализация которых осуществлялась как за свободными, так и за контролируемыми ценам. Высокий уровень инфляции (самый высокий в 1991 г. - 600%), финансовая нестабильность, дефицит бюджета, а также спад производства поставили страну в тяжелое положение. В 1991 г. было произведено курс на государственную помощь некоторым отраслям и предприятиям, в первую очередь предприятиям пищевой и легкой промышленности, продукция которых могла конкурировать на внешних рынках. Для выполнения государственных заказов гарантировали предоставление кредитов.

В 1993 г. темпы спада болгарской экономики замедлились (ВНП - на 4%, а бюджетный дефицит - на 6-8% ВНП). Медленнее, чем в других странах Восточной Европы, происходил процесс приватизации. В частности, его осуществляли по линии реституции (возвращение собственности бывшим владельцам). К середине 1994 г. путем прямой продажи удалось приватизировать лишь около 1/1000 части всей государственной собственности (в частном секторе производилось лишь 10% ВНП), что в некоторой степени можно объяснить резким снижением жизненного уровня населения. Незначительными были и зарубежные инвестиции. За все годы реформ к концу 1994 г. их поступило лишь 500 млн долл., тогда как безработица в 1994 г. составило 15%.

Проведенные в Болгарии экономические реформы до конца 90-х годов не дали ощутимых положительных результатов. Болгария больше другие страны пострадала от стремительного развала социалистического блока и оказалась отброшена в своем развитии на много лет назад.

Опыт приватизации постсоциалистических стран позволяет сделать некоторые теоретические обобщения:

- малая приватизация затрагивает только периферию экономики, которая не может втянуть в рынок индустриальное ядро общественного производства, постоянно подтверждается все еще не преодолено в большинстве стран экономическим спадом;

- государственные предприятия, которые составляют это ядро, выйдя из-под прямого контроля государственных органов, несмотря на все меры по "коммерциализации", не могут адекватно реагировать на инструменты макроэкономического регулирования. Поэтому прилагаются максимальные усилия для перевода их в частный сектор;

- отсутствие теоретического решения проблемы приватизации (что более экономически обоснованно для успешного вхождения в рынок - быстрая, но бесплатная приватизация или медленная, но платная "эффективная собственность") побуждает к эмпирическому приспособления приватизационных процессов к нестабильной пока что везде обстановки. Во всех странах раздача собственности населению (чеки, купоны, боны, ваучеры) вызвана идеологическими мотивами ("справедливость" приватизации), отсутствием у населения достаточных средств для выкупа и отсутствием благоприятного инвестиционного климата для иностранных капиталовложений;

- корпоратизация (создание акционерных обществ с контрольным пакетом у государства приводит к практике "перетягивание каната" с центром (только теперь вместо продукта стали делить деньги), что служит препятствием для трансформации;

- осуществление реструктуризации предприятий ведет к повышению их инвестиционных возможностей при сочетании англо-американского пути, когда главный влияние на структуру корпоративного управления осуществляет рынок, с немецко-японской моделью, которая предусматривает использование коммерческих банков в качестве возможных партнеров по управлению корпорациями и финансовых посредников, которые способствуют превращению корпораций - без изменения их внутренней структуры - в эффективных собственников (например, Польша).



Назад