Электронная онлайн библиотека

 
 Экономическая история

Развитие экономики переходного периода в странах Азии и на Кубе


Китай. Новый этап экономических реформ начался с принятием в 1984 г. постановления "О реформе хозяйственной системы". Она предусматривала создание життєспроможної социалистической хозяйственной системы с китайской спецификой. Для реализации этого задания предполагали создать:

а) систему планирования, в которой бы сочетались централизм и гибкость;

б) систему цен, способную быстро отражать изменения в производительности общественного труда, в соотношениях спроса и предложения;

в) систему экономического управления с разграничением обязанностей правительственных органов и предприятий;

г) систему заработной платы, основанную на принципе распределения по труду.

Предприятиям позволяли покупать на рынке оборудование и сырье, продавать дополнительно произведенной продукции, не включенной в план предприятия, а иногда и часть плановой продукции. С части прибыли, что оставался на предприятии, формировали фонды поощрения. Согласно постановлению позволяли деятельность небольших частных и коллективных предприятий, кустарных мастерских, преимущественно в сфере торговли и обслуживания.

Уже во второй половине 80-х годов в результате реформ Китай вышел на первое место в мире по валовому производству хлопчатобумажных тканей и цемента, на второе - по выпуску телевизоров и добычей угля, на третье - по производству серной кислоты и химических минудобрений, на четвертое - по выплавке стали.

Были созданы новые отрасли промышленности: производство металлургического и шахтерского оборудования, авиационную, автомобильную, верстатобудівну, цветную металлургию, ядерную и космическую энергетику, производство схем и ЭВМ. Доля промышленности в ВВП увеличилась с 25,2% в 1949 г. до 53,7% в 1985 г. Страна стала индустриально-аграрной.

Экономические реформы в Китае направленные на создание так называемой социалистической системы рыночной экономики. Современную эффективную социалистическую рыночную систему Китай планирует построить поэтапно до 2010 г. Важным этапом ее построения был период с 1984 г. Однако и в настоящее время ведущая роль государства оставалась неизменной, в том числе в осуществлении реформ. Она контролировала запасы важнейших для народного хозяйства товаров, осуществляла единые меры для снабжения городских и сельских рынков всей страны, координировала соотношение между различными сферами торговли, осуществляла распределение товаров между населенными пунктами. Однако государство уменьшило административное вмешательство на микроэкономическом уровне. Правительственное управление экономикой переместилось в сферу макроуровня.

Активно проводилась политика расширения связей с иностранными странами. Начали осуществлять политику "открытых дверей": весной 1984 г. правительство Китая предоставило статус "открытых" 14 приморским городам; в феврале 1985 г. - приморским экономическим районам в дельтах год Янцзы, Чжуцзян, Сямэнь, Чжанчжоу, Цюньчжоу; в мае 1988 г. "открытым" городом стал Пекин, до конца года - еще 30 районов. В начале 90-х годов Китай признали территории, благоприятной для иностранного инвестирования. Китай был крупнейшим индивидуальным получателем ПИИ в 1990-е годы и на международной арене уступал только США. В 1995 г. потоки ПИИ составили 5% ВВП, а объемы ПИИ - 10% ВВП. Только в 1996 г. Китай получил 42,3 млрд долл. США инвестиций. Большинство иностранных инвестиций в Китай поступает от китайцев, проживающих за границей, особенно с территорий, относящихся к Народной Республики, или на которые распространяются ее домогательства, а именно Гонконг и Тайвань. Считается, что один Гонконг сделал 60% ПИИ в Китай. Иностранные капиталы инвестировали не только в специальных зонах, но и в других районах, охватив всю страну. В 1989 г. в Китае насчитывалось уже более 19 тыс. филиалов иностранных фирм. Страна начала экспортировать готовые товары, как и развитые индустриальные государства. В импорте стали преобладать новые технологии и ноу-хау, они способствовали техническому переоснащению экспортных отраслей и повышению конкурентоспособности китайских товаров на мировом рынке.

За два десятилетия политики реформ и открытости ВВП Китая увеличился по сравнению с 1978 г. в 6,2 раза, что практически означает шестикратное рост за 20 лет экономического потенциала страны. В 4,8 раза увеличились реальные среднедушевые доходы населения, что позволило преодолеть уровень бедности для более чем 200 млн человек. Удалось в 7 раз повысить производительность труда, а годовое производство зерна довести до 500 млн т. В стране сформировалась многоукладная экономика, созданы условия для развития различных форм хозяйствования, рядом с рынком потребительских товаров формируются рынки средств производства, ценных бумаг, труда и т.д. К 2010 г. намечено увеличить ВВП по сравнению с 2000 г. еще в два раза и создать основу для того, чтобы к середине XXI века. Китай вошел в число середньорозвинутих государств по уровню национального дохода на душу населения.

Следует отметить, что переход к рыночной экономике не направлен на демонтаж плановой системы. Речь идет о сочетание рыночных отношений с плановыми основами. Переход осуществляется от командных методов управления экономикой к рыночным, от централизованного директивного планирования к индикативного. При этом план и планирования и в дальнейшем играют важную роль в экономике Китая. И еще одно замечание: либерализация экономики происходит постепенно, переходя от одного этапа к другому, без "шоковой терапии". Китай еще до сих пор имеет двойную экономику: с одной стороны, он имеет НПК, где быстро происходит модернизация, а с другой - напівзастійна и неконкурентоспособна на международном уровне государственная система, в которой соседствуют различные типы сельской экономики от успешных ферм МСП к откровенно обнищавших независимых крестьянских участков. Растут и китайские региональные неравенства. Разница в уровнях дохода на душу населения между береговыми провинциями вместе с Пекином и остальных областей возросло в 90-х годах с 7,5 до 10,5 раза.

Таким образом, Китай лишь в конце 70-х годов совершил перелом в тенденциях развития и с огромной скоростью начал сокращать свое отставание от многих стран мира. Успехи китайской экономики обусловлены применяемой моделью экономического реформирования. В отличие от Украины, где осуществлялись либеральные реформы путем так называемой "шоковой терапии" и государство "вышла" из экономики, в Китае реформы носили постепенный (градуалістичний) характер, а государство сохранит значительный контроль за экономикой.

За первые два года экономических реформ в Китае доля занятых в государственном секторе сократилась с 94,9% до 26,6%. На 2001 г. она снизилась до 7,5%. Доля лиц, получающих помощь, субсидии и дотации из государственного бюджета, была достаточно низкой в Китае и в начале реформ, а в дальнейшем была сокращена вдвое. Общая сумма расходов на социальное обеспечение и потребительские субсидии в Китае сократились с 4 до 0,9% ВВП.

Либерализация внешнеэкономической деятельности в Китае привела к сокращению фактически взимаемых импортных таможенных налогов с 17,7% от объема импорта в 1978 г. до 2,5% в 1996 г. Китай практически не использовал такой инструмент протекционистской политики, как девальвация национальной валюты. Среднегодовые темпы снижения валютного курса в 1979-2000 гг. (8,3%) были весьма умеренными.

В течение всего периода реформ китайская власть проводила очень сдержанную денежную политику. Среднегодовые темпы прироста кредитов Национального банка Китая в 1992-2000 гг. не превышали 15%, а среднегодовые темпы прироста денежной массы за вычетом темпов прироста реального ВВП - 17,3%. Благодаря этому среднегодовые темпы инфляции в Китае составляли чуть более 10%, а ее негативное влияние на экономическое развитие оказался незначительным.

Китайская власть совершила беспрецедентное в мировой экономической практике сокращение налогов: с 30,4% ВВП в 1979 г. до 10,3% ВВП в 2000 г. Снижение налогов повлекло уменьшение всех государственных доходов с 31,3% ВВП в 1979 г. до 11,5% ВВП в 2000 г., что происходило одновременно с радикальным сокращением всех государственных расходов: с 36,4% ВВП в 1979 г. до 13,1% ВВП в 2000 г. Благодаря этому было ликвидировано дестабилизирующие макроэкономические последствия. Под сокращение попали практически все составляющие затрат, но особенно расходы на инвестиции, субсидии, дотации, оборону, народное хозяйство, социальное обеспечение.

Государственное потребление было уменьшено с 15,2 до 10,6% ВВП. В структуре общих государственных расходов наиболее резко были сокращены расходы центрального правительства: с 20,7% ВВП в 1979 г. до 3,8% ВВП в 2000 г. Снижение расходов на провинциальном уровне было осуществлено в меньших размерах: с 15,7 до 8,3% ВВП.

Именно эти значительные успехи китайской экономики и политики превратили Китай из аутсайдера на претендента на мировое лидерство.

 

Вьетнам. Реформирование экономической системы Вьетнама началось с конца 70-х - начале 80-х годов и происходило под лозунгом защиты завоеваний социализма. Изменения ограничивались сферой экономики и не задевали политической системы. Составными частями реформы стали: предоставление права провинциям, а затем и отраслям самостоятельно вести экспортно-импортные операции; введение трехзвенной системы планирования на государственных предприятиях; предоставление государственным предприятиям права свободного обращения сверхплановой продукции, произведенной с рыночной сырья и материалов; ослабление контроля за частниками и кустарями; повышение внимания к экономическим методам управления и материального стимулирования. Планирование при этом оставалось непоколебимым, введение рыночных отношений контролировала государство.

Однако даже ограниченные проринкові меры привели к некоторому оздоровление экономической ситуации. Важную роль в этом сыграли развитие частного и кооперативного секторов в промышленности, наделение крестьян землей на правах долгосрочной аренды, свободная реализация произведенной продукции при формальном сохранении кооперативов. Государственный сектор промышленности, несмотря на некоторые предоставленные льготы и роста, в отличие от частного сектора оставался убыточным.

Новый этап реформ начался с 1988, p. когда практическая реализация курса на обновление на основе "освобождение всех производительных сил общества" (провозглашена в 1986 г.) определила, что все имеющиеся уклады включая приватнокапіталістичним имеют равные права. Частный сектор легализовался не только в производстве, но и в розничной и оптовой торговли: частник получил разрешение на торговлю золотом, серебром, драгоценными камнями, на организацию банков.

Важным мероприятием стала отмена в 1989 г. директивного планирования, ликвидация двухуровневой системы цен (вільноринкові и централизованно регулируемые), за исключением ограниченного круга товаров потребительского и производственного назначения. Вьетнамский донг обменивали на иностранную валюту по курсу "черного рынка". В зависимости от темпов инфляции устанавливали размеры процентов на вклады и кредитные ставки, что позволяло осуществлять различные виды накоплений, конвертировать денежную единицу.

Наибольшие трудности начала испытывать государственная промышленность, поскольку она теряла бюджетные дотации, заниженные цены на сырье и материалы, гарантированный сбыт. Поэтому встал вопрос о денационализации в разных вариантах и осуществления структурной перестройки. Преодолевая трудности, связанные с сокращением советской помощи, дефицитом капиталовложений, медленным увеличением иностранных инвестиций и т.п., страна постепенно выходила из кризисного состояния. В 1992 г. ВВП Вьетнама вырос на 8,3%, а в 1993 г. - на 7,5%. Страна сумела решить проблему обеспечения населения минимумом продуктов питания и стала третьим в мире (после США и Таиланда) экспортером риса. Но вскоре начали проявляться негативные тенденции. Вырос уровень безработицы составлял 20-22% от трудоспособного населения, в аграрном секторе происходило имущественное расслоение крестьян, а это усилило его миграцию в город.

Дальнейший ход реформ во второй половине 90-х годов, связанный с поэтапным формированием рыночных отношений, было дополнено социальным аспектом.

 

Лаос. Экономические реформы в Лаосе, как и в других странах Европы и Азии, были направлены на переход к рыночным отношениям при сокращении сферы государственного планирования. При этом важнейшей особенностью преобразований стали темпы введения рыночных отношений в стране и создания условий для привлечения иностранного капитала. Всю государственную промышленность (70 предприятий) в конце 80-х годов перевели на хозрасчет. Это означало, что предприятие получало самостоятельность в вопросах планирования, покупки сырья и материалов, реализации готовой продукции, финансирование.

В то же время началась реализация курса на новые формы хозяйствования - акционерные и арендные, частные, в том числе иностранные и совместные. Сдавать предприятия в аренду иностранным предпринимателям государству было выгодно: увеличились поступления в бюджет, что значительно способствовало более быстрому вхождению промышленности в рыночные отношения, внедрению новейших технологий. В 1990 г. правительство Лаоса провел инвентаризацию имущества государственных предприятий с целью перевода их на арендный подряд. Развития рыночных отношений в стране способствовало создание частных и акционерных предприятий.

Важную роль продолжает играть народнохозяйственное планирование. Главная задача пятилетнего плана - создание условий для сбалансирования развития экономики при изменении структуры народного хозяйства. Решая задачи на макроуровне, план определял роль каждого из экономических укладов в хозяйственной структуре и перспективах развития отдельных районов страны. Вместе с тем, в плане не было директивных показателей. Предполагали, что все будут определять потребности и возможности рынка. В сфере контроля государства оставались банки, оптовая торговля, оборонные предприятия, электроэнергетика, средства связи. Государство брало на себя обязательства гарантировать социальную справедливость в обществе.

Достаточно быстрое движение страны от натурального хозяйства к рыночному, что дает положительные результаты, дает основания некоторым наблюдателям говорить о "лаоське чудо".

 

КНДР. Слабая эффективность действующей системы планирования и управления экономикой, снижение темпов экономического роста до 2%, дефицит продуктов питания, одежды, медикаментов ускорили действия правительства для поиска путей выхода из затруднительного положения. Непосредственными причинами кризисного состояния экономики были недостаточность энергии и сырья, высокие военные расходы (до 30% годового бюджета), небольшой объем экспорта и рост внешней задолженности (в 1989 г. долг западным странам составил 4,5 млрд долл. и СССР - 2,2 млрд долл.).

В этих условиях правительство страны проводил политику, направленную на укрепление государственного социализма. Исходя из его провозглашенных преимуществ (имел поддержку народа, способствовал повышению жизненного уровня и т. п.), правительство КНДР считал важным сохранить достигнутое в социальной сфере - бесплатное образование и медицинское обслуживание, символическую плату за коммунальные услуги, отмене налогов, отсутствие безработицы и т.п. Итак, северокорейское правительство руководствовалось тем, что осуществление преобразований не может вести к снижению достигнутого жизненного уровня народа.

 

Куба. Экономическая ситуация на Кубе остается непростой. С 1986 г. в стране нарастают кризисные явления. В 1989 г. (за исключением транспорта и сахарного производства) ни одна другая отрасль не выполнила плановых заданий. Несмотря на действующую в течение трех десятилетий систему нормативного распределения основных продуктов питания и промышленных товаров, гарантированное снабжение ими населения так и не стало устойчивым. Уровень жизни населения снижается и дальше. Возникло безработицы, который составил 6% от числа занятых в государственном секторе. Это преимущественно молодежь до 30 лет. Внешняя задолженность странам с рыночной экономикой превысила 7 млрд долл.

На Кубе в конце 80-х годов сделана попытка преодолеть негативные явления и процессы, но больше всего усилий было сделано для усиления командных основ в руководстве народным хозяйством. Однако страна не получила заметных положительных результатов. Вместе с тем, правительство отвергло возможность осуществления экономических и политических реформ, аналогичных восточноевропейским.

Таким образом, азиатские страны (Китай, Вьетнам, Лаос, Северная Корея и Куба находятся в переходном периоде от капиталистической к социалистической экономики. Для них характерны определенные различия в экономических системах и достигнутых результатах хозяйствования. КНДР и Куба продолжают придерживаться традиционной модели государственного социализма. Китай и Вьетнам, официально провозгласив о длительное строительство социалистического рыночного хозяйства с национальной спецификой, достигли наибольших успехов на этом пути. Однако отношение к опыта этих стран в экономистов и политиков других стран неоднозначное - от позитивного его восприятия и призывов к творческого использования в условиях постсоциалистических государств к отрицание такой возможности и необходимости. Разумеется, только дальнейшая практика покажет, насколько последовательным и успешным будет курс экономических реформ, направленных на сочетание плановых и рыночных принципов в ходе создания рыночного социализма.

 

Монголия. На характер экономического реформирования в Монголии значительно повлияла большая інтегративність экономики из СССР. В отличие от Китая, Вьетнама, Лаоса экономические реформы 80-х годов в Монголии не дали желаемых положительных последствий. Было осуществлено определенные изменения в экономической системе, что оказались в развертывании бригадной формы организации и стимулирования труда, в увеличении количества кооперативов и др. Однако реформы продвигались медленно, объем национального дохода в 1988 г. был ниже запланированного на 180 млн тугриков.

Распад социалистической системы усложнил социально-экономический кризис. Было парализовано торговлю с основным внешнеторговым партнером - Россией. Объемы двусторонней торговли упали в 5 раз (с 1 млрд долл. США до 200 млн). Индексы роста потребительских цен и, соответственно, инфляции достигли 400%. Была девальвирована национальную валюту - тугрик. В результате произошло значительное падение жизненного уровня населения. По данным ООН, за чертой бедности (менее 20 долл. на 1 человека в месяц) оказались около 40% монголов. От полной нищеты и голода спасли натуральное хозяйство животноводов, а также тесные родственные связи большинства городских жителей (40% населения страны) с частью семей, проживающих в сельской местности.

В 1991 г. к власти пришло новое руководство Монголии. Оно осуществляет переход страны к рыночным отношениям в экономике и демократизации общества. При этом учитывается, что в стране, как и раньше, преобладает кочевое скотоводство. Оно связано с сохранением традиционного образа жизни сельского населения, наличием до последнего времени достаточного количества пастбищ, относительно небольшими материальными и финансовыми затратами на производство экологически чистой конечной продукции. В 1991 г. в стране принят Закон о приватизации скота. Его реализация положительно повлияла на развитие животноводства и в целом на социально-экономическое развитие страны. Приватизация скота, а также иной государственной и кооперативной собственности держгоспів и сельскохозяйственных объединений привела к формированию класса частных собственников. Приватизировано 96% скота. Количество семей, занятых животноводством, достигло 184 тыс, то есть в 3 раза больше, чем в середине 80-х годов. Выросло общее количество скота (с 25,7 млн голов в 1990 г. до 30 млн голов в 2000 г.), а ресурсы мяса в 2000 г. выросли почти втрое по сравнению с 1980 г. По количеству производимого для внутреннего потребления мяса и мясных продуктов, приходящихся на душу населения, Монголия занимала в 2000 г. одно из ведущих мест в мире - 95 кг. Для сравнения: потребление мяса и мясных продуктов на душу населения в развитых странах составляло 80 кг, в развивающихся странах - 22 и в странах СНГ - 38 кг. Однако динамика изменения потребления в Монголии, развитых странах и развивающихся странах, оказалась противоположной. В Монголии по сравнению с 70-80-ми годами произошло значительное падение потребления мяса и мясных продуктов на душу населения (со 144 до 95 кг), тогда как во второй группе стран наблюдался значительный рост этого потребления.

Животноводство - на протяжении многих веков ведущая отрасль сельского хозяйства и монгольской экономики в целом, а также традиционного монгольского экспорта. В 2000 г. его доля в структуре сельскохозяйственного производства составила 75% по сравнению с 82% в 1970 г.

С учетом специфики страны в 1991 г. принят также Закон о земле, который регулирует правовые вопросы землепользования. Закон особо подчеркивает роль государства в общественном характере пользования землей пастбищ. В соответствии с ним все земли, кроме пастбищных угодий, земель общего пользования и земель специального назначения, могут быть переданы на условиях соглашения и на определенный срок в собственность только гражданам Монголии. Тем самым на этом этапе снят вопрос о продаже сельскохозяйственных земель иностранным гражданам и юридическим лицам. Речь может идти лишь о временное пользование землей на условиях аренды. Срок аренды земли, который предоставляется во временное владение монгольским гражданам, хозяйственным единицам и организациям, не может превышать 60 лет с последующим одноразовым продолжением договора о землевладении еще на 40 лет.

В Монголии в макроэкономической сфере наблюдаются те же тенденции, что и в других постсоциалистических странах. Так, в 1991 -1993 гг. произошло значительное падение ВВП, а с 1994 г. - его рост. В целом оно относительно невысокое - в среднем за 1996-2000 гг. составил 2,8%.



Назад