Электронная онлайн библиотека

 
 Экономическая история

Экономика России в период перехода к рыночной модели хозяйствования


Первый этап реформ. Проведение радикальных реформ в России после распада СССР основывалось на неолиберальной модели и так называемой шоковой терапии. Они характеризовались ускоренной приватизацией государственной собственности, отказом от государственного регулирования цен и валютного курса рубля, планового управления экономикой и планового распределения продукции предприятий, бюджетных дотаций отраслям народного хозяйства и населению, административной привязки производителя продукции к потребителю и др.

Либерализация цен в январе 1992 года привела к их безудержного роста: 1992 г. - в 26 раз, или на 31% в месяц, 1993 г. - в 9,4 раза, или на 10% в месяц, 1995 г. - в 2,3 раза, или на 7,3%. Вследствие этого произошло резкое снижение покупательной способности населения. Сочетание гиперинфляции с открытостью внутреннего рынка привело к росту импорта и насыщения потребительского рынка товарами, способствовало изъятию у населения денежной массы и стабилизации потребительского рынка. Малоконкурентна отечественная продукция стала быстро вытесняться с внутреннего рынка, произошло значительное сокращение ее сбыта и производства в стране. Уже в 1992 г. промышленное производство сократилось на 18%, ВВП снизился на 19, а в 1993 г. - на 16% и 12% соответственно.

В 1993-1994 гг. ускоренными темпами в стране происходила приватизация государственной собственности. Провозглашенной ее целью были повышение эффективности работы предприятий, ликвидация государственных дотаций предприятиям, создание условий рыночной экономики, конкуренции производителей продукции и услуг, формирование среднего класса в обществе как социальной основы нового устройства.

В сжатые сроки проведено акционирование государственной собственности в сфере материального производства, где пакеты акций были распределены между трудовыми коллективами и государством. С целью поддержки приватизации директорам предприятий разрешено содержание 5% акций. Все граждане получили по одному ваучера, стоимость которых составляла 150-миллионную долю стоимости всего государственного имущества Российской Федерации. Владельцы ваучеров могли вложить их как свои паи в предприятие, специально созданные фонды или продать.

Как и в других постсоветских странах, такая схема приватизации государственной собственности ставила работников предприятий в неравные условия. Подавляющее большинство их практически ничего не получила: переданные ими ваучеры в основном в инвестиционные фонды позже исчезли вместе с развалом последних.

Форсирование создания среднего класса в России было связано с почти бесплатной передачей частным лицам предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания. Кроме того, промышленные предприятия также в значительной мере оказались в распоряжении их руководителей, которые сосредоточили в своих руках крупные пакеты акций.

С целью содействия первоначальному накоплению капитала частных предпринимателей отменен государственную монополию на производство и реализацию алкогольной продукции, которая составляла 1/4 бюджетного дохода.

Таким образом, в условиях радикальной реформы быстро произошло крупномасштабное присвоение государственной собственности и национального богатства страны олигархическим монополистическим, а частично средним и малым капиталом. Оно сопровождалось резким имущественным расслоением общества. Разница в уровнях дохода на душу населения между обеспеченными слоями населения, доля которых не превышала 10% от всего населения страны, и остальным населением, превышала 20 раз. Для сравнения: в индустриально развитых странах такая разница не превышает 5-8 раз. Естественно, что такие последствия реформирования российской экономики оговаривали формирование негативного отношения значительной части населения к радикальной реформе.

В начале 1993 г. Россия уже завершила так называемую малую приватизацию: в частную собственность перешли все предприятия торговли, общественного питания, бытового обслуживания, треть промышленных предприятий. В частном секторе экономики было занято почти 50% трудоспособного населения, а его предприятия выпускали около 40% промышленной продукции. Быстро развивалась инфраструктура рынка. Создавались торговые биржи, фондовый рынок, финансовые фонды и компании.

В то же время произошел раскол общества на пассивную большинство населения и на сторонников проведения радикальных реформ, которые выступили за жесткую финансово-кредитную политику, ускорение процесса приватизации, и представителей командно-административной системы. Последние в основном были представителями военно-промышленного и агропромышленного комплексов, которые отстаивали позицию усиление государственного регулирования экономики, продолжение бюджетного дотирования предприятий. Раскол в обществе дополнялся глубоким экономическим спадом вплоть до 1996 г. Несмотря на принятие Закона о банкротстве, все больше предприятий входило в "бездеятельной" экономической зоны: они не производили продукцию и услуги, но и не объявлялись банкротами, работников их не увольняли, но они не получали зарплаты.

Уменьшение доходов в виде налогов на прибыль, НДС от предприятий и физических лиц привело к увеличению дефицита государственного бюджета. Дефицитными стали не только федеральный бюджет, но и региональные и местные бюджеты. Начались постоянные невыплаты или задержки заработной платы в бюджетных отраслях и пенсий пенсионерам.

Реформы охватили все отрасли народного хозяйства. В аграрном секторе началась реорганизация колхозов и совхозов. Трудовые коллективы получили в совместную собственность землю и другие основные средства, которые были распределены на паи между работающими и пенсионерами. При этом земля делилась поровну, а имущество - по стоимости и согласно трудового стажа работников. Реформирования в сельском хозяйстве происходило по трем направлениям: 1) организация фермерских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов; 2) сохранение колхозов; 3) организация акционерных обществ. Наиболее массово происходило преобразование колхозов и совхозов в акционерные общества и производственные кооперативы.

Однако отсутствие надлежащей материально-технической базы для радикальных преобразований в аграрном секторе за резкого сокращения государственных дотаций сельскохозяйственных предприятий, значительных размеров импорта продовольственных товаров, снижение платежеспособного спроса населения, общего ухудшения экономической ситуации в стране, обусловило также ухудшение в области сельского хозяйства. Образованы новые фермерские хозяйства не имели реальной возможности создать прочную материальную базу за нехватки финансовой поддержки и других причин. Полученную землю они не имели права продавать или использовать как залог для получения банковского кредита. Земля оставалась вне рынка, что лишало возможности в полной мере использовать рыночные механизмы стимулирования экономики.

 

Внутренние и внешние проблемы развития. Проведение межсистемных реформ в экономике способствовало переходу страны к капиталистическому пути развития. В России, как и в других постсоветских странах, эти радикальные изменения проходили без активного массового сопротивления. Россия довольно быстро стала "безкласовою" страной. Правящая партийно-бюрократическая элита мало сомневалась, что останется у власти, и не выступала против кардинальных социально-экономических изменений. В хаосе разрушения и ослабления государственного управления экономикой руководители предприятий, представители теневой экономики и криминального мира, в руках которых были сосредоточены финансовые средства, легко ею овладели. Население подвергся массированной идеологической обработки по поводу неэффективности государственной собственности и невозможности в условиях ее господство организовать высокоэффективное производство, которое бы способствовало значительному росту жизненного уровня населения. Все это способствовало перехода страны к рыночной экономике без сопротивления, но не болезненно для экономики и населения. Системный экономический кризис углублялся. Она обусловлена комплексом объективных и субъективных причин. К первым относятся кардинальные изменения, связанные с изменением форм собственности на средства производства, государственных и политических институтов, а ко вторым - проведение реформ в спешке, без соответствующей методической и организационной подготовки.

Одной из важных причин было неправильное избрания стратегической линии радикальных преобразований. Под влиянием советников МВФ и МБРР вместо усилий на структурную перестройку промышленности, конверсии военно-промышленного комплекса, наращивание выпуска продукции, необходимой народному хозяйству и в конечном итоге населению страны, главный акцент в реформах делался на проведении монетарной политики, направленной на уменьшение денежной массы в стране. Практически это сводилось лишь к осуществлению мероприятий по снижению темпов роста агрегата М-2, то есть показателя денежной массы. Действительно, если в 1996 г. этот показатель вырос за год на 34%, то в 1997 г. - на 30%. Снизились и темпы роста инфляции - с 21,8% в 1996 г. до 11% в 1997 г.

Такая политика правительства способствовала демонетизации экономики. В стране стала ощущаться нехватка денег, что привело к бартеризации экономики. Последняя привела к ослаблению государственного финансового контроля, расширение возможностей уклонения от налогов и уменьшение поступлений в бюджет. В результате имели место многомесячные задержки выплат заработной платы в бюджетной сфере.

Для компенсации потерянных налоговых поступлений правительство прибегло к выпуску государственных краткосрочных обязательств (ГКО). Для ускорения их реализации устанавливались высокие ставки доходности. Доходы бюджета от реализации государственных ценных бумаг стали динамичным источником увеличения дохода федерального бюджета. В 1998 г. доля потерь федерального бюджета по обслуживанию государственного долга составляла 27% к общим расходам (500 млрд долл., в том числе 130 млрд - внешний долг и 370 млрд - внутренний долг). В этих условиях увеличение бюджетного дефицита финансовых ресурсов еще больше ухудшила экономическое положение война в Чечне, которая началась в конце 1994 г. и поглотила около 1% ВВП.

Отсутствие цивилизованных рыночных условий экономического развития негативно влияет на экономику страны. В 90-е годы под контролем криминальных группировок оказались не только сфера обращения, но и в значительной мере сфера материального производства: промышленность, строительство, транспорт и др. Территории страны, областей, районов, городов разделен на зоны влияния и контроля криминальных групп, а предприятия, организации стали собственностью людей, которые вышли из среды криминалитета. В стране стала процветать коррупция, что способствовало сращиванию криминальных структур с частью чиновников, кредитной системой.

Влияние многочисленных негативных факторов, в том числе связанных с реформами, ощутимым был в важнейших экономических и социальных показателях развития страны. В 90-е годы ВВП России снизился в 1,7-1,8 раза; примерно на столько же сократились общие объемы промышленного и сельскохозяйственного производства. Вдвое снизилось производство в отрасли транспорта и связи, втрое - объемы строительства и инвестиций в основной капитал. Состоялась массовая деградация промышленно-производственного потенциала во многих отраслях экономики; большинство предприятий тяжелой и легкой промышленности 15-20 лет не возобновляли свои основные фонды. Согласно официальным данным Госстроя Российской Федерации, износ основных фондов в жилищно-коммунальной сфере страны достиг 70%. Существенно ухудшилось обеспечение населения продукцией сельского хозяйства: по уровню питания Россия переместилась на 65-67-ме места в мире, хотя еще в 1970 г. входила в первую десятку. За период 1992-1997 гг. реальные доходы населения страны снизились на 43%, а доля населения с доходом ниже прожиточного минимума составляла более 25% общей численности.

Следовательно, социальная цена радикальных реформ вероятных пределов падения экономики, которое могло быть по другому, не "шокового" варианта их проведения - в России оказалась очень высокой. Опыт стран Центральной и Восточной Европы, а также некоторых государств СНГ (Беларуси, Узбекистана) свидетельствует, что в некоторых из них снижение объемов ВВП не выходило за пределы 10-15%.

Углублению экономического кризиса в России способствовали и внешние факторы. Существенное снижение на мировых рынках с 1997 г. цен на энергоносители негативно повлияло на торговое сальдо страны. В 1998 г. экспорт снизился на 17%, а импорт вырос на 20%. С учетом того, что до 1998 г., по сути, весь дефицит бюджета финансировался из внешних источников, это и обусловило августовский кризис 1998 г. В этих условиях правительство и Центральный банк приняли ряд недостаточно обоснованных решений. 17 августа 1998 г. ЦБ объявил о расширении коридора обменного курса валюты, то есть практически о девальвации рубля, о моратории на оплату банками валютных долгов перед иностранными кредиторами; о замораживании выплат по государственным краткосрочным обязательствам.

Последствиями таких мероприятий стали:

- выход иностранных инвесторов с российского рынка ценных бумаг и потеря бюджетом одного из источников дохода;

- тяжелое финансовое положение банков, которые вложили в государственные ценные бумаги значительные финансовые средства своих вкладчиков, что привело к банковского кризиса. Она в свою очередь парализовала расчеты между предприятиями, а также между ними и бюджетом, углубив проблему налоговых поступлений в бюджет;

- скупка банками долларов для восстановления своих потерянных ликвидных активов, что вызвало повышенный спрос на них и повышение цен на валюту. Центральный банк приостановил в связи с этим поддержание курса рубля на валютном рынке, прекратил продажу долларов. С ростом курса доллара цены на потребительском рынке выросли в три - четыре раза.

Все это повлекло за собой углубление общего экономического и политического кризиса в стране, которая привела к смене правительства, руководства Центрального банка. Страна снова оказалась в ситуации первого этапа реформ.

Одна из главных посреднических звеньев между финансовой сферой и реальной экономикой - банковский сектор - находится в той же системе объективных ограничений, что и вся экономика. Отношение активов банковской системы к ВВП в России в 2002 г. составил около 30%, тогда как в большинстве ведущих стран мира 200-300%. В США этот показатель для кредитных институтов находится на уровне 350%. Уменьшение денежной массы способствовало тому, что и после финансового кризиса 1998 г. монетизация экономики составляла 16% ВВП, тогда как в развитых странах этот показатель колеблется в диапазоне 50-100% и даже в государствах с переходной экономикой составляет 30-35%.

Подобные различия, очевидно, свидетельствуют о том, что российская банковская система во время выполнения своих ключевых функций по обслуживанию и обеспечению экономики финансовыми ресурсами наталкивается на существенные количественные ограничения, которые не дают ей возможности принимать адекватное участие в решении современных проблем российской экономики.

Правительство Российской Федерации разработало обновленную программу экономического развития страны на сердньострокову перспективу, направленную на экономический рост, повышение конкурентоспособности и диверсификации производства и т.д. В нее добавлены такие макроэкономические показатели, которые дают представление о реальном (2000-2002 гг.) и прогнозируемый (2003-2005 гг.) развитие российской экономики.

Это свидетельствует о сохранении диспропорций российской экономики в прежних масштабах. Лишь треть ее составляет доля товарного производства, тогда как вдвое больше, - 2/3 - приходится на услуги, прежде всего зарубежного капитала, в виде экспорта сырья и материалов. Увеличение ВВП происходило (и) прогнозируется в первую очередь за счет услуг сокращения товарной части.

Сложность современного экономического развития России заключается и в выборе особого пути. Ведь Россия - страна двух частей мира: она занимает восток Европы и северной Азии. В европейской части проживает 78% ее населения, а в азиатской - 22%, причем в Европе находится 25% территории, а в Азии - 75%. В культурном отношении Россия - страна уникальная. Более 85% славян (русские, украинцы, белорусы и др.) близкие по культурой до европейского христианского мира, а около 10% населения (татары, башкиры, буряты, калмыки и др.) связанные с исламской и буддийской цивилизации Востока. Эту уникальную особенность отметил еще великий философ М. Бердяев, назвав Россию "Великим Востоком-Западом".

На рубеже тысячелетий вопрос о том, какой путь выбрать, снова стало одним из главных в общественной жизни страны. Начиная с 1991, p. сторонники рыночных реформ и развития демократии пытаются вести Россию западным путем, не забывая при этом, разумеется, и о ее особенностях. Однако неудачи и кризисы, которые понесла Россия в этот период, усилили популярность и славянофильских, и евроазиатским идей. Очевидно, общероссийская многовековой спор о выборе между Западом и Востоком в начале XXI в. постепенно заканчивается все-таки в пользу Запада. Россия наверное, будет становиться все более европейской страной, но сохраняя при этом уникальную многонациональную самобытность.

Не менее важным для сохранения этой самобытности является то, что в настоящее время Россия становится экономическим мостом между Западом и Востоком. В Євразії находится два из трех крупнейших экономических регионов планеты, которые не уступают друг другу по количеству производимой продукции, объему торговли и масштабам банковских операций. Первый район - Западная Европа с такими технологически развитыми странами, как Германия, Великобритания, Франция, Италия. Второй - Юго-Восточная Азия: в ней размещены наиболее густонаселенные государства - Китай, Индия, Филиппины и Япония. За активностью хозяйственной деятельности с этими регионами может сравниться только третий район - Северная Америка.

Между двумя євроазіатськими регионами существует большой простор, который замедляет торговлю Запада с Востоком. С середины 90-х годов, когда Россия стала больше доверять своим соседям, началась подготовка к преобразованию Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей в евро-азиатское транспортный коридор.

Через Россию проходит кратчайший морской путь между Атлантическим и Тихим океанами. Сейчас этим освоенным Северным морским путем можно переправлять и российские, и зарубежные товары. Таким образом, на рубеже XXI века. Россия становится не только железнодорожным и морским мостом между Западом и Востоком.

Важной проблемой для современной России является сохранение, на основе уникальной модели развития, единства страны. Иногда Россию подают как уменьшенную копию СССР. Однако Россия пока еще не распалась, и оптимисты утверждают, что подобного не случится. В СССР русские составляли половину населения, а в России их доля - 83%. Они преобладают в 17 из 32 национальных автономий (республик и национальных округов в составе Российской Федерации). Лишь в 8 автономиях, в том числе в Чечне, абсолютное большинство - титульный народ, то есть народ, который дал название республике ли областные. Все они вместе - это 2% площади и менее 3% населения России, а их доля в экономике - 1%. В крупнейших республиках - Татарстане, Башкирии, Дагестане, Якутии - титульный народ не составляет большинства.

Не менее важной проблемой развития России является освоение новых территорий. Еще в 70-80-х годах XX века казалось, что освоение этих богатых ресурсами районов - важнейшая стратегия развития страны, главный путь увеличения ее могущества и богатства. Социально-экономические изменения в начале XXI в. способствовали пересмотру стратегии развития: оставить ее освоения, многовековой движение "расширение", и перейти к обустройству "углубления", вкладывая средства и силы в улучшение уже обжитых территорий. Ведь возникла проблема: кто будет осваивать новые территории, если численность населения России в XX в. возросла всего в 2 раза, а с 1992 г. она вообще перестала расти? Ввиду отсутствия в достаточном количестве минудобрений, современной техники значительная часть освоенной пашни дает урожай на уровне некоторых слаборазвитых стран Африки. Так ли необходимо разрабатывать новые залежи полезных ископаемых, когда значительно выгоднее, как показывает опыт развитых стран, с меньшими потерями добывать ресурсы на старых месторождениях и экономнее их использовать? Ведь в России с нефтяных месторождений изымают не более 30% нефти, во время добычи и переработки теряются 40-50% металлов, более 40% древесины, до 30% урожая сельскохозяйственных культур. Изменение стратегического курса позволит России решить извечные проблемы грязных и разбитых дорог, загрязненности территорий и сохранить для будущих поколений уникальную природу и запасы ресурсов просторных ее регионов.

Нерешенной проблемой остается для России и подавления теневой экономики. Конечно, она не однородна:

- "серая", не уголовная, но те, кто в ней занят, нигде не зарегистрированы и не платят налогов (например ремонт машин, частное репетиторство, медицинские услуги, мелкая торговля и др.);

- "черная" (уголовные наркобизнес, контрабанда, подделка денег);

- "фиктивная" экономика (приписки, фиктивный бизнес и др.).

Общая черта теневой экономики - отсутствие контроля со стороны государства, от чего страдают и поступления в бюджет, и потребители, которым могут подсунуть некачественный товары или услуги. На этой почве возникает рэкет (вымогательство), коррупция (взятки, подкуп чиновников и т.п.).

Теневая экономика мира составляет примерно 15-20% ВВП. В разных странах его доля неодинакова: в США - около 6-15% ВВП, в Греции - 30-35, в Финляндии - 2-4% ВВП. В СССР теневую экономику питала нехватка товаров: их подделывали, выпускали подпольно, продавали из-под прилавка с наценкой. Ослабление государства и системный экономический кризис 90-х годов резко увеличили ее масштабы (так всегда бывает во времена кризиса).

В конце 90-х годов доля всех видов теневой экономики в ВВП России оценивалась в 40-60%. Теневая экономика наиболее развитая в крупных городах, портах и на границе, через которые идут потоки товаров, в том числе нелегальных, а также на юге России.

Не решена для России и проблема широкого привлечения зарубежных инвестиций. В середине 90-х годов ее экономика получала из-за рубежа около 2 млрд долл. в год (в 1997 - 5 млрд). Это 2-3% всех капиталовложений и меньше, чем в сотнях других стран мира. Основной причиной остаются низкая привлекательность страны для иностранного капитала, высокие риски и др. Фирм с иностранным капиталом в России насчитывалось начале XXI вв. 15 тыс., или 0,5% общего числа предприятий с занятостью на них такой же доли работников. Однако, действуя активнее и эффективнее, они дают 3% всей российской продукции, 7-8% экспорта и импорта.

В то же время в иностранных банков из России ежегодно поступало не менее 20 млрд долл. На эти деньги строили не предприятия, а частные виллы в престижных районах Земного шара, транжирили на роскошной образ жизни и т.д. Возвращение их для развития национальной экономики является одной из важных задач, которую решает нынешнее правительство России.

Таким образом, в результате межсистемных реформ в России формируется экономика, которая уже признана рыночной в США и ЕС, но такая, что перегружена серьезными проблемами и по количественным параметрам, прежде всего абсолютными объемами ВВП и ВНП на душу населения, реальными доходами населения и т.д еще не вышла на дотрансформаційний уровень 1990 г.



Назад