Электронная онлайн библиотека

 
 Экономическая история

Проблемы вхождения экономики Украины в мировое хозяйство


Факторные условия конкурентоспособности. Украина была и продолжает оставаться составной мирового хозяйства. Однако в отличие от советского прошлого ее современное успешное вхождение в мировой рынок в условиях системной трансформации является важным фактором, который предопределяет ее будущее. В настоящее время страна имеет определенные успехи в развитии международной торговли, о чем свидетельствует положительный торговый баланс: в 2000 и в 2001 гг. - 2,9, в 2002 г. - 3,5 млрд долл. США.

Роль экспорта и импорта в украинской экономике определяется их долей в ВВП, которая составляла в 2000 г. в соответствии 56,8 и 47,6% (при расчете ВВП по паритету покупательной способности, а по официальному обменному курсу гривни в 2000 г.). Доля внешнеторгового оборота страны в ВВП составляла 104,4%. Это между прочим создает объективные предпосылки для дальнейшей либерализации валютного регулирования в стране. Вместе с тем такие опасные диспропорции подрывают условия развития внутреннего рынка, ослабляют экономическую безопасность государства. Определились отрасли производства, которые почти не связаны с внутренним спросом. Например, в начале XXI в. чрезвычайно высокая экспортная ориентация наблюдалась в черной металлургии, где объем экспорта составил 85,3%, в химической и нефтехимической промышленности - 96,9, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной - 77,3, а в легкой промышленности в связи с использованием давальческого сырья он достиг 125,9% общего объема производства. Анализ структуры экспортной продукции наталкивает на прогноз о трудностях в вхождении экономики Украины в мировой рынок в условиях усиления конкурентной борьбы.

Обратимся непосредственно к характеристике основных параметров, которые обеспечивают успех отраслей и фирм в конкуренции: факторные условия (природные, трудовые, технологические и инвестиционные); условия спроса в стране на продукцию и услуги отрасли; наличие родственных и поддерживающих отраслей, конкурентоспособных на международном рынке; стратегия фирмы, ее структура и характер конкуренции на внутреннем рынке.

Конкурентоспособность выступает как универсальное требование, что относится открытой хозяйственной системой до любого национального экономического субъекта. Она дает возможность обеспечивать сравнению с мировым уровнем потребительские качественные и ценовые характеристики товара или услуги независимо от рынка, к которому они принадлежат, - внутреннего или внешнего.

Проведенные отечественными специалистами исследования показали, что по состоянию факторных условий Украина не преобладает большинство стран мира и значительно уступает его индустриально развитом авангарда. Среди других факторов на первом месте за своими негативными последствиями стоит резкое сокращение объемов инвестиций по сравнению с дореформеним уровнем. Это заметно сузило поле деятельности для всей перерабатывающей, машиностроительной, и особенно оборонной промышленности,. Сужение платежеспособного спроса вызвали также инфляция обесценила доходы предприятий и населения, и жесткая правительственная денежно-кредитная политика, направленная на обеспечение умеренной нехватки денег в обращении.

Одна из основных причин сдерживания развития производства и соответственно международной торговли готовой продукцией - существующий дисбаланс между физическим и монетарным секторами экономики Украины. В период трансформации экономики Украины от административно-командных форм организации хозяйственных процессов к рыночным доля денежных ресурсов в общей структуре оборотных средств предприятий имела бы расти. Однако в отечественной экономике развивались противоположные тенденции. Так, в 1997 г. бартерные операции в промышленности составляли 32% общего объема реализованной продукции, в 1998 г. - 37,6, а в 1999 г. - уже 42,5%. Натуральные выплаты доходов за 1996-1999 гг. увеличились почти в 3,3 раза и в 2000 г. составили 11,4% общего фонда оплаты труда. Сбои в формировании хозяйственного механизма, самый главный среди которых - рост неплатежей и бартеризація экономики, является следствием низкого уровня монетизации.

Однако на фоне этих негативных явлений и процессов качество внутреннего спроса в потребительском секторе за 90-е годы существенно изменилась. Исчезла его усередненість, безликость, характерная для периода товарного дефицита, и вместо них появилась большая его структурированность. В условиях заметного усиления роли импорта в обеспечении населения и растущей дифференциации доходов граждан платежеспособный спрос все больше ориентируется на общемировые стандарты потребления, индивидуализируется, становится выборочным и требовательным к ценовых и качественных параметров товаров и услуг. Несомненно, эти сдвиги в характере спроса способствуют развитию конкурентных преимуществ отечественных производителей.

Под решающим влиянием изменения характера платежеспособного спроса уменьшился выпуск потребительской продукции низкого качества и непригодного ассортимента. В условиях товарного дефицита реализация его фактически навязывался потребителям. Сворачивание нежизнеспособного производства, унаследованного от плановой экономики, - неизбежный положительный результат перехода к рынку, даже с учетом того, что это привело к сокращению объема ВВП за годы системной трансформации экономики более чем в 2 раза. Теперь производители вынуждены соотносить объем выпуска продукции, ее ассортимент, потребительские качества и ценовые параметры с реальными потребностями конкретных сегментов рынка.

Специфика нынешней социально-экономической и монетарной ситуации в Украине (невысокий по мировым меркам уровень доходов населения, недостаток оборотных средств у предприятий и др.) предопределяет отношение потребителей к выбору продукции. Предпочтение, как правило, отдается более дешевым, а не более качественным ее видам. Поэтому массовый спрос на внутреннем рынке по своей требовательностью к потребительских качеств и качества продукции уступает спросу в промышленно развитых странах, что лишает отечественные предприятия возможности ориентироваться на преимущество внутреннего рынка при продвижении своих изделий на рынки этих стран. Выход на рынки развивающихся стран и других стран с переходной экономикой, с опорой на относительно нетребователен внутренний спрос, может принести украинским производителям лишь временный успех, а в конечном итоге может привести к консервации технологической отсталости производства.

Украина имеет масштабный и дифференцированный по отраслям промышленный комплекс, способный выпускать разнообразную продукцию - от простейших инструментов до космических объектов. Однако, промышленный производственный аппарат Украины существенно изношен, значительная часть основного капитала морально и физически устарела. Страна, по сути, не имеет никакого важного блока смежных предприятий, все элементы которого были бы конкурентоспособными на мировом рынке. Это одна из основных причин того, что Украина по рейтингу конкурентоспособности Всемирного экономического форума (г. Давос, 1999 г.) занимает предпоследнее 58-ое место среди охватываемых индексом 59 стран.

Опыт развитых стран показывает, что достичь успеха в той или иной отрасли тем легче, чем больше в стране конкурентоспособных родственных отраслей. Деятельность конкурентоспособных поставщиков создает для перерабатывающих отраслей возможность быстрого и эффективного доступа к передового оборудования, технологических и информационных ресурсов. Местные поставщики хорошо знают внутренний рынок, близкие к потребителей географически, а также относительно культуры и стиля ведения бизнеса. Поэтому наличие конкурентоспособных поставщиков в стране важнее, чем ориентация на иностранных, не заинтересованных в создании новых продуктов на местном рынке. Однако это не означает, что для успеха на рынке необходимо иметь всех конкурентоспособных поставщиков внутри страны.

За недостаточного уровня развития смежных отраслей производство готовой продукции, конкурентоспособной по сравнению внутри страны, особенно высокотехнологичной, существенно зависит от импортных поставок. Экономика Украины более чем на 100% связана с внешнеторговым оборотом (1995 г. - 97,3%, 1996 г. - 93,9, 1997 г. - 84,3, 1998 г. - 86,1, 1999 г. - 103,1, 2000 г. - 104,4% ВВП). Это почти вдвое выше, чем в Германии и Великобритании, в 5 раз, чем в Японии, и в 6 раз, чем в США. Проблема осложняется еще и тем, что Украина вынуждена в значительных объемах импортировать продукцию отраслей, традиционно базовых для украинской экономики. Доля импорта в структуре внутреннего потребления продукции черной металлургии в начале XXI в. составляла 44,7%, химической и нефтехимической промышленности - 96,8, машиностроения и металлообработки - 61,4, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной - 78,7%. Почти полностью за счет импорта формируются ресурсы внутреннего потребления продукции таких отраслей, как цветная металлургия и легкая промышленность. Это свидетельствует о необходимости ориентации на импортозамещение.

Основная масса украинских промышленных предприятий, по мнению правительства, способна удерживать свои позиции на рынке, и только примерно 30% мощностей не могут производить конкурентоспособной продукции. Конкурентоспособными во внешней торговле являются предприятия металлургии, оборонного комплекса и других отраслей. Но очевидно, что при отсутствии кластеров конкурентоспособных отраслей задачи по продвижению конечной продукции украинских производителей на внешние рынки является достаточно тяжелым.

 

Источники конкурентных преимуществ. В условиях еще не завершенного перераспределения собственности и отсутствия ее эффективной защиты главная цель менеджерского звена отечественных предприятий (фирм) заключается в "распределении денег", а часто - и в собственном обогащении. Вопросы развития бизнеса отходят на задний план, начинает доминировать идеология сокращение или даже ликвидации предприятий. Именно этим можно объяснить факт "теневого" оборота в Украине (5 млрд долл. США) и значительный отток валюты за рубеж, что продолжается. За рамками банковской системы нашего государства происходит 52% денежного обращения. В то же время, по подсчетам специалистов, до февраля 2000 г. государственный долг Украины составлял 51% ее ВВП и 85% объема украинского экспорта товаров и услуг.

Способность экономической среды Украины определяется возможностью ее предприятий и фирм удерживать и наращивать конкурентные преимущества. Поэтому одна из важнейших задач государства в условиях переходной экономики - формирование среды, которое способствовало бы поддержанию конкурентоспособности на уровне фирмы. Эта задача остается актуальной и в рыночной экономике. Существенной мере этим объясняется дальнейший рост в промышленно развитых странах в последние два десятилетия участия государства в повышении конкурентоспособности отечественных предприятий. Правительства развитых стран разрабатывают и реализуют специальные программы обеспечения конкурентоспособности, берут на себя непосредственную заботу о развитии и удешевление необходимой для этого инфраструктуры - науки, системы связи, сбора информации, просматривают налоговое законодательство с целью поощрения конкурентоспособных отраслей.

Противоположные процессы происходят в период системной трансформации экономики Украины. Макроэкономическая политика государства в 90-х годах имела целью "финансовой стабилизации", под которой розумілось только достижения сравнительно невысоких темпов инфляции и устойчивости национальной валюты. Эта политика осуществлялась с помощью ряда инструментов, в том числе высоких налогов, дорогого кредита и невыполнение государством бюджетных обязательств. Она привела к снижению производственной и инвестиционной активности не менее чем в 2 раза, рост неплатежей в народном хозяйстве, натурализация обмена и выплаты доходов, концентрации отечественного капитала в торгово-денежной сфере и оттока его за границу. Подавляющее большинство отечественных предприятий испытывают трудности с оборотными средствами, имеют ограниченные возможности для расширенного воспроизводства и проведение технической модернизации. Чрезмерная налоговая нагрузка (налоговый коэффициент в Украине составляет 40-45%) и действие других негативных факторов привели к тому, что более половины функционирующих предприятий за последние годы стали убыточными, многие из них перенесли свою деятельность в теневую экономику.

За высокой стоимости кредита, который стал преимущественно краткосрочным, основная масса участников хозяйственного оборота воздерживаются от займов в коммерческих банках.

Несмотря на рост в последние годы экспорта товаров на 3,9% за год, подобные аномалии украинской экономической среды, несомненно, тормозят развитие внешней торговли в качестве основного источника валютных поступлений и основного показателя уровня вхождения экономики Украины в мировое хозяйство. Беспрецедентный спад капиталовложений, по сути, блокирует решения фундаментальных задач: расширение производственной базы экспорта в отраслях высоких технологий, развитие перспективных импортозамещающих производств, совершенствование транспортной и информационной инфраструктуры.

Теория международной конкуренции рассматривает экономический рост как движение в направлении усложнения источников конкурентных преимуществ и укрепление позиций высокоэффективных сегментов и секторов рынка. Уровень экономического развития различных стран она подает как ряд стадий развития конкуренции, которые отличаются масштабами использования основных ее детерминант (конкурентный "ромб").

Характерной особенностью развития конкуренции на основе факторов производства является то, что преимущества в ней обеспечиваются только этих факторов. Опора на последние резко сужает круг отраслей, способных выдержать условия международной конкуренции.

Развитие конкуренции на основе монетарных рычагов предусматривает готовность и способность национальных фирм к жесткому инвестирования. Приоритетными ресурсами конкурентоспособности в этих условиях выступают уже не одна, а три стороны конкурентного "ромба" - производственные факторы, внутренний спрос растет, стратегия и соперничество фирм. Круг отраслей, в которых национальные фирмы проявляют высокую конкурентоспособность, на этой стадии значительно расширяется.

Развитие стадий конкуренции на основе нововведений достигается за взаимодействия всех четырех составляющих конкурентного "ромба" в широком круге отраслей. Развитие экономики на этой стадии способствует созданию и развитию новых специализированных факторов, быстрому развитию родственных и поддерживающих отраслей, перехода фирм к разработке глобальных стратегий. Отрасли становятся менее уязвимыми относительно ценовых шоков и изменения валютных курсов. Круг сегментов, в которых национальные фирмы успешно конкурируют на мировом рынке, все время расширяется.

Экономика Украины застряла на стадии развития конкуренции на основе факторов производства. Для обеспечения стабильного экономического роста и укрепления ее позиций в мировом хозяйстве крайне необходимо расширить источники конкурентных преимуществ за счет инвестиционных рычагов и инноваций.

На современном этапе системной трансформации экономики Украины состояние отечественного технологического базиса такой, что на его основе сложно или вообще невозможно выпускать продукцию, конкурентоспособную на мировом рынке. Полная замена этого базиса или его существенной части требует значительного объема капитальных вложений. По оценкам экспертов, для решения экономических проблем Украина в ближайшие 10 лет требует не менее 40 млрд долл. США только зарубежных инвестиций. В условиях невозможности их привлечения в таких размерах это означает, что в ближайшие 10 лет предприятиям необходимо будет потратить на капитальные вложения более 60% собственных средств - амортизационных отчислений и прибыли. Кроме того, им необходимо было бы привлечь еще 25% средств в виде банковских кредитов, портфельных и прямых зарубежных инвестиций. Остальные общей суммы необходимых инвестиций должны выделить государственный, региональные и местные бюджеты.

Итак, в активизации инвестиционного процесса решающая роль принадлежит предприятиям. Поэтому заметный рост инвестиций возможно только за значительного улучшения финансового состояния предприятий. Однако почти 40% предприятий являются убыточными, и, таким образом, не могут финансировать капиталовложений из прибыли. Таким образом, изменить негативную ситуацию, что сложилась, превратить в положительную будет непросто. Прибыльные предприятия в основном вкладывают средства в восстановление старых и выбывающих мощностей, то есть в капитальный ремонт, что не способствует повышению технологического уровня производства.

В условиях преобразования монетарных рычагов на один из источников конкурентных преимуществ Украины важны не только наращивания их объемов, но и изменения в их отраслевой структуре. В последние годы почти 50% объемов инвестиций приходилось на металлургию, тогда как наиболее острую потребность в капиталовложениях имели химическая, перерабатывающая, пищевая промышленности.

Не менее важной задачей правительства Украины и отечественных предприятий в переходный период является более активное привлечение инновационного фактора развития. Украина пока имеет достаточный научный потенциал, но следует решить целый ряд серьезных вопросов, начиная от финансирования исследований и разработок, их скорейшего воплощения в производство и заканчивая выпуском продукции. Наукоемкие отрасли всегда вырываются вперед и определяют конкурентоспособность страны в современном хозяйстве. Их движущим мотором выступает доходность научно-технологической продукции. Если продажа на мировом рынке одного килограмма сырой нефти приносит 2-2, 5 цента прибыли, то килограмм бытовой техники - 50 долл., килограмм авиационной техники - 1000 долл., а килограмм электроники и информационной техники дает возможность заработать 5 тыс. долл. США.

Усиление конкуренции на внутреннем рынке и активное использование предприятиями стратегий развития бизнеса способствовало бы расширению спроса на результаты исследований и разработок, интенсификации их освоения производством. Пока что количество инновационно активных предприятий в отечественной промышленности и доля наукоемкой продукции в общем объеме производства промышленной продукции слишком мала - не более 2%. Расширению источников конкурентных преимуществ Украины может способствовать последовательная государственная политика, направленная на формирование условий хозяйственной деятельности, рост совокупного спроса, инвестиций и инновационной активности предприятий, сохранение и приумножение научно-технического потенциала, в том числе расширение финансовой поддержки фундаментальной и прикладной науки, образования. Для создания и развития нормальной рыночной среды в стране необходимо обеспечить силами судебных правоохранительных органов защиту собственности, выполнения хозяйственного законодательства и контрактных обязательств. Крайне важно закрепить и повысить эффективность деятельности тех частей государственного аппарата, в функции которых входит осуществление так называемого інфоременту - принуждения к исполнению.

На ближайшее десятилетие развития Украины задачей органов исполнительной власти должны стать совершенствование экономического среды и улучшения монетаристских условий предпринимательского климата, модернизация и подъем отечественной экономики, ее более активное вхождение в систему мировых хозяйственных связей.

 

Проблемы вхождения в мировую экономику. Несмотря на экономический рост в первые два года нового века, оснований для оптимистических оценок еще мало, поскольку оно не опирается достаточной степени на факторы долговременного действия.

Способность современного правительства Украины реализовать намеченные на перспективу программные действия содействие вхождению отечественной экономики в мировое хозяйство - важный фактор повышения ее конкурентоспособности. Без целенаправленной политики государства, которая изменяет состояние экономической среды на лучшее, отечественный бизнес не будет иметь необходимой мотивации для развития своих конкурентных преимуществ.

Политики и чиновники должны осознать, что на рынке товаров и услуг конкурируют не столько государства, сколько конкретные предприятия и фирмы. В процессе дальнейшей адаптации к рыночным условиям украинском предпринимательству придется менять предварительные ориентиры, которые сформировались и утвердились в период "дикого" капитализма. В ходе утверждения и расширения предпринимательской деятельности необходимо будет осваивать нормы цивилизованного ведения бизнеса, формировать новую этику деловых отношений, использовать в своей деятельности стратегии, нацеленные на развитие предприятий и удовлетворения потребностей рынка.

Анализ положительных результатов последних лет развития экономики Украины показал, что выход страны на траекторию роста стал возможным благодаря открытости экономики и активному использованию внешнеэкономического фактора. Они опираются на существующие в Украине, пусть и недостаточно ощутимые конкурентные преимущества. Вместе с тем стране нужно менять нынешнюю одностороннюю метало-сырьевую специализацию, которая не может служить надежной основой для стабильности долговременного экономического роста.

Стратегия правительства Украины относительно дальнейшего вхождения ее в мировую экономику, по нашему мнению, должна заключаться в ориентации на формирование двухполюсной международной специализации, которая базируется на использовании природно-ресурсного и научно-технического потенциала. Опыт, например, Южной Кореи, показывает, что в перспективе последний должен быть приоритетным.

Ближайшие задачи внешнеэкономической деятельности правительства Украины в рамках этой стратегии следующие:

- не допускать снижения ценовой конкурентоспособности отечественного экспорта и импортозаменяющего производства;

- на основе создания свободных экономических зон, государственной монетарной политики стимулировать экспорт, особенно продукции, созданной на основе высоких технологий;

- активно внедрять в жизнь политику гибкого протекционизма, обеспечивать защиту отраслей и производств, которые "становятся на ноги", модернизируются, потенциально конкурентоспособные на внутреннем и внешнем рынках.

В настоящее время набор рычагов для сохранения ценовой конкурентоспособности основной массы украинских экспортных товаров - металла, сырья и полуфабрикатов, а также импортозамещающей продукции достаточно ограничен.

Прежде всего это регулирования цен на продукцию и услуги естественных монополий (электроэнергия, железнодорожные перевозки). От уровня этих цен в значительной степени зависит объем затрат на производство продукции во всех отраслях экономики. В условиях имеющейся еще инфляции регулирования цен естественных монополий не сводится к их замораживания или установления планки увеличение на минимальном уровне. Вопрос стоит о пропорциональности роста монопольных цен и цен в народном хозяйстве в целом. Ведь в последние годы цены на электроэнергию росли почти в 2 раза быстрее, чем в других отраслях промышленности, что привело к постоянному росту убыточности предприятий (почти в 5 раз с 1997 до 2000 г.)

Не менее значительным рычагом поддержания конкурентоспособности отечественных товаров и услуг является целенаправленное воздействие Национального банка на валютный курс гривны. Обменный курс, по нашему мнению, вряд ли стоит рассматривать только как макроэкономический индикатор, по динамике которого оценивается состояние народного хозяйства, и лишь как якорь, удерживающий экономику от гиперинфляции. Мировой опыт показывает, что в развивающихся странах и странах с переходной экономикой сознательно поддерживается заниженный валютный курс. Как правило, это страны, имеющие большую внешнюю задолженность и страдают от вывоза капиталов. Для финансирования того и другого требуется, чтобы экспорт товаров и услуг устойчиво превышал их импорт. Поддерживать положительное торговое сальдо помогает заниженный валютный курс. Использование валютного курса только для борьбы с инфляцией может вызвать рост реального курса и валютный крах.

Укрепление курса национальной валюты или подтягивания его до паритета покупательной способности (ППС) приближает внутренние цены к мировым. В результате неизбежно снижается ценовая конкурентоспособность отечественных производителей, что на самом деле ведет к сокращению экспорта и роста импорта.

Для Украины, которая сталкивается с перманентными трудностями в обслуживании государственного внешнего долга и страдает вследствие нехватки зарубежных инвестиций, в ближайшие годы неприемлема линия на неуклонное укрепление курса гривни. Отечественный опыт это подтверждает: преждевременный переход к фиксированного курса в пределах "валютного коридора" закономерно привел к девальвации национальной валюты в 1997-1998 гг. с 1,9 грн до 5,2 грн за 1 долл. США. От этих ошибок в финансово-денежной политике потери бюджета составили 7,6 млрд грн, валютные резервы сократились с 2,3 млрд до 761 млн долл. США.

Национальный банк Украины, учтя опыт и взяв на вооружение политику плавающего валютного курса, старается не допускать резких курсовых колебаний. При этом он исходит из необходимости обеспечения конкурентоспособности важнейших экспортных отраслей, умеренного протекционизма в отношении жизнеобеспечения населения и поддержания имеющегося активного сальдо по текущим операциям платежного баланса, что дало бы возможность Украине выполнять обязательства по внешним долгам. В 2000-2001 гг. применение режима "плавающего" курса фактически вылилось в укрепление гривни: номинальная девальвация составила 4,18% за год, а в 2002 г. гривна подорожала примерно на 5,2%.

 

Внешнеэкономическая деятельность государства. Украина во внешней торговле в течение последних трех лет имеет положительное сальдо. Экспорт основной массы отечественных товаров (более 60%) пока остается рентабельным, поскольку рост закупочных цен на внутреннем рынке в последние годы компенсируется ростом мировых цен. Текущий рыночный курс гривны обеспечивает значительный запас эффективности внешних торговых операций с экспортными товарами. Одновременно происходит снижение эффективности экспорта - он отстает от темпов роста производства в 1,5 раза.

Укрепления денежной единицы должно стать определяющим атрибутом упрочения позиций национального рынка, его инвестиционной привлекательности, эффективным средством повышения конкурентоспособности отечественного товаропроизводителя и модернизации экономики. Но стоит помнить, что забегание вперед в решении этой проблемы также может иметь негативные последствия. Поэтому в управлении курсом гривни следует изменить акценты, переходя к обеспечению относительной стабильности гривни в режиме плавания. В таком случае под устойчивостью понимается девальвация гривны, которая соответствует темпам инфляции или величине превышения национальных темпов инфляции над зарубежными. Проводя такую монетарную политику относительно курса гривны следует учитывать опыт большинства менее развитых стран, которые в отличие от развитых удерживают соотношение между рыночным курсом и ППС в диапазоне 40-50%. Тем временем намеченная правительством Украины политика укрепления гривни может оказывать сдерживающее влияние на экспортную и импортозамещающее производство, что скажется на размерах активного сальдо по текущим операциям. Учитывая опыт развитых стран, лучшие условия существенного укрепления национальной валюты и приближение ее рыночного курса к ППС создаются тогда, когда вызревают общеэкономические предпосылки - растут эффективность производства и производительность труда, улучшается структура экспорта, снижаются темпы инфляции, повышается конкурентоспособность продукции, особенно по качественным параметрам.

В повышении конкурентоспособности и стимулирования экспорта, прежде всего готовой продукции, невозможно обойтись без использования общепринятых и доказавших свою эффективность, рычагов. Среди них - льготное кредитование и налогообложение, предоставление государственных гарантий под внешнее финансирование экспортного производства и поставки продукции в кредит, страхование экспорта от рисков, государственное содействие проведению отечественной продукции на внешние рынки.

К сожалению, правительство Украины не предусматривает использование подобных мероприятий в этом десятилетии. Правительство намерено оказать поддержку авиастроению, выполнению космических программ, модернизации военного потенциала, а также некоторых других наукоемких и капиталоемких производств в формах, которые исключают возможность легального применения протекционистских рычагов со стороны торговых партнеров. Для решения имеющихся проблем обеспечения прогрессивных сдвигов в структуре экспорта этих мер явно недостаточно. Складывается впечатление, что исполнительная власть недооценивает значение экспорта для экономического развития страны и ее вхождение в мировое хозяйство.

Таким образом, для эффективного использования монетарных рычагов правительства и предприятий Украины в повышении конкурентоспособности в условиях переходной экономики необходима комплексная программа облагораживания экспорта, ее основой должен стать расширение ассортимента и улучшение качества экспортной продукции, совершенствование товарной и географической структуры экспорта, использования прогрессивных форм международного торгово-экономического сотрудничества. Такая программа должна стать составной структурного маневра, направленного на технологическую модернизацию и прогрессивную перестройку национального хозяйства, повышение международной конкурентоспособности Украины.

Зарубежный опыт показывает, что в современных условиях расширения экспорта товаров и услуг и укрепление позиций национальных производителей на внешних рынках слишком сложно обеспечить без финансовой и другой поддержки государства, даже если предлагаемые товары и услуги вполне конкурентоспособны. Поэтому, формируя бюджет, следует предусматривать бюджетные ассигнования на содействие экспорту, эквивалентные не менее чем 0,3% ВВП.

Государство обязано активно поддерживать развитие экспортного потенциала. Следует оказывать активное финансовое содействие путем выдачи гарантий под привлекаемые экспортерами в коммерческих банках ресурсы, страхование и гарантирование экспортных кредитов. Не менее важна долевое участие государства в реализации перспективных инвестиционных, ориентированных на экспорт проектов. Этот показатель должен составлять не менее 40% финансирования.

В условиях переходной экономики значительными рычагами также поощрения экспорта с помощью налоговых льгот, предоставление экспортерам информации, маркетинговых и консультационных услуг через их государственную общенациональную сеть. Особенно важно на нынешнем этапе является государственное содействие участию украинских производителей в международных выставках и ярмарках, продвижению отечественной продукции на внешние рынки с помощью экономической дипломатии.

Принятие и реализация предложенной программы могли бы привести к формированию и развитию новой модели участия Украины в международном разделении труда. Это обеспечило бы эффективный экспорт сырья и продуктов ее переработки с постепенным увеличением роли и повышением качества последних; активное проникновение на внешний рынок украинских поставщиков готовой, прежде всего наукоемкой продукции, которая соответствует зарубежным аналогам, а в отдельных случаях имеет преимущества над ними за счет применения уникальных технологий и технических решений; сравнительно масштабный экспорт капиталоемкой продукции, прежде всего комплектующего оборудования, которое поставляется в рамках технического содействия развивающимся странам.

Не менее важными являются расширение арсенала средств для защиты национальных отраслей и поддержания их конкурентоспособности. В мировой практике используются тарифное регулирование, антидемпинговое законодательство, специальные и компенсационные пошлины, нетарифные ограничения, включая квотирование и лицензирование, так называемые технические барьеры в торговле. Все эти рычаги в соответствии с действующим законодательством могут применяться и в Украине. Однако импорт на внутренний украинский рынок регулируется преимущественно с помощью таможенных тарифов.

Понятно, что выполняя международные соглашения, правительство Украины не может ставить целью создания непреодолимых тарифных и нетарифных барьеров на пути проникновения зарубежных товаров на внутренний рынок. Защитные меры не должны препятствовать выбраковке неэффективных производств, полной или частичной замене импортом отдельных видов отечественной продукции и услуг. В этом случае неизбежна консервация технической отсталости и высокой ресурсомістскості отечественного производства, хранения непригодных по рыночным условиям форм управления и организации хозяйственной деятельности. Однако отечественный рынок нуждается в цивилизованной защиты. Необходимо помочь "встать на ноги" предприятиям, секторам и отраслям экономики, потенциально способным выдержать конкуренцию. Даже такие развитые страны, как США, ЕС и Япония, поддерживают высокие барьеры на пути текстильных товаров, то есть той продукции, перспективы экспорта которой из развивающихся стран, относительно благоприятные. Кроме того, на Западе сохраняется чрезвычайно высокий уровень аграрного протекционизма, который препятствует экспорту продукции сельскохозяйственного производства для развивающихся стран. Так, в Канаде на импортное масло устанавливается пошлина 360%, завозной сыр - 289, яйца зарубежного производства - 236%; в ЕС: на импортную говядину - 213%, пшеницу - 167; в Японии привозные мучные изделия облагаются пошлиной 388%; в США сахар из-за границы - 244%. Защита, разумеется, должен иметь не сплошной, а только выборочный и временный характер, уровень его по мере роста конкурентоспособности отечественных изделий следует снижать. Такова общемировая тенденция развития.

Следовательно, интересы повышение национальной конкурентоспособности в условиях вхождения экономики Украины в мировое хозяйство требуют:

- внесение корректив в внешнеэкономическую политику, не прибегая к унификации тарифных ставок;

- увеличение доли инвестиций в основной капитал и доли затрат на инновации в общем объеме промышленной продукции;

- сохранение научно-технического потенциала, в том числе за счет расширения государственного финансирования фундаментальной науки, исследований и разработок, а также образования.

Не стоит забывать, что в настоящее время более 50% экономически активных граждан развитых стран занято не физическим, а умственным трудом, а в США их более 2/3. Сегодня становится все более очевидным, что будущее не только отдельного человека, но и той или иной страны будет зависеть от общеобразовательного уровня населения. По оценке экономистов, в развитых странах 60% прироста национального дохода связаны с ростом знаний и образованности общества.

Как видим, перед молодым Украинским государством стоят чрезвычайно важные и сложные задачи в сфере экономики. От их решения зависит наше продвижение к цивилизованной жизни.

 

Проблемы расширения Европейского Союза. Во второй половине 90-х годов XX в. в литературе часто употребляется понятие "конвергенция" с новым содержанием. Ранее (60-80-е годы) под конвергенцией понимали сближения, схождения двух противоположных социально-экономических систем - капитализма и социализма - до определенного пункта и образования в результате этого в будущем какой оптимальной системы, которая бы синтезировала преимущества обоих предыдущих и одновременно была бы лишена их недостатков. Системная трансформация экономики государственного социализма сняла проблему такой конвергенции с повестки дня. В настоящее время понятием "конвергенция" обозначают процесс постепенного сокращения экономических различий между нынешними и будущими членами ЕС.

На заседании в Хельсинки (декабрь 1999 г.) члены Совета Европы заявили, что среди стран Центральной и Восточной Европы (ЦСЄ) больше нет разделения на кандидатов первой и второй волны на вступление в ЕС и в дальнейшем они будут рассматриваться на равных. (В этом случае не принимались во внимание несхідноєвропейські страны - Кипр, Мальта и Турция). Однако проблема расширения ЕС заключается прежде всего в различии в уровне ВВП на душу населения за паритетами покупательной способности (ППС) между нынешними и новыми членами ЕС. В 13 стран - кандидатов на вступление в ЕС этот показатель в 1999 г. (при среднем - 7709 долл. США, или 33% от среднего по ЕС-15) колебался от 15 813 долл. в Словении (68% от среднего показателя ЕС-15) до 5441 долл. в Румынии (23%).

Итак, к 2003 г. лишь страны ЦСЄ (Польша, Словакия, Словения, Венгрия и Чехия) преодолели экономический спад и превысили дотрансформаційний уровень ВВП (1989). Во всех постсоциалистических странах ЦСЄ значительно возросли уровни безработицы и социального неравенства. Ни одной из этих стран, за исключением Чехии, не удалось достичь реального среднего уровня заработной платы 1989, p. что отражает растущее неравенство между капиталом и трудом в пользу первого. Бедность, которая ранее была относительно редким явлением в странах ЦСЄ, сейчас стала очень распространенным злом.

Конвергенция или постепенное сокращение различий в основных экономических показателях между нынешними странами - членами ЕС и кандидатами на вхождение в ЕС, отвечает интересам всех стран. Такая конвергенция устраняет значительное неравенство как причину возможной напряженности и нестабильности внутри ЕС.

Однако для практической реализации конвергенции странам-кандидатам необходимые темпы среднегодового экономического роста 5-6%, чтобы через 20-30 лет достичь среднего уровня по ЕС. Примерно таких высоких средних темпов роста достигли за долгое время страны послевоенной Западной Европы, но вопрос заключается в том, смогут ли такие темпы обеспечить нынешние кандидаты в ЕС по совершенно иным, чем в 50-80-е годы, геополитических и геоэкономических условий и при проведении иной экономической политики. Ныне же ограничения при вступлении в ЕС, установленные Маастрихтскому соглашению относительно государственного долга, бюджетного дефицита, темпов инфляции и т.д., вступают в противоречие с стимулами к экономического роста в постсоциалистических странах.


Асимметрия состояния и развития современной мировой экономики. Национальные экономики в рамках мирового хозяйства и международных экономических связей в конце XX - начале XXI века характеризовались асимметричностью состояния и развития. Это нашло свое выражение прежде всего в усилении неравенства между ними. В начале XXI в. членами МВФ и МБРР были 183 страны. Доля "Большой семерки" составляла почти половину мирового производства (45,8%). При этом на США приходилось 21,9%. За ними шли, по мере убывания, Япония - 7,6%, Германия - 4,7, Франция - 3,3, Великобритания - 3,2, Италия - 3,2, Канада - 2,0%. При сопоставлении национальных ВВП по паритету покупательной способности (ППС), а по рыночному валютному курсу доля "семерки" в мировом производстве составила 66%. Между тем в странах "Большой семерки" проживало менее 12% населения планеты, в том числе в США - 4,8%. Наблюдалась примерное соответствие долей указанных стран в мировом производстве с их долями голосов в МВФ (45,2%) и МБРР (43%). Только на США в обеих организациях приходилось соответственно 17,2 и 16,4% всех голосов. Для сравнения: доля Украины в мировом производстве составляла 0,5%, и на страну в указанных организациях приходилось 0,6-0,7% всех голосов.

Значительно возросло неравенство в развитии между странами и регионами, в концентрации доходов, ресурсов и богатства. ВВП на душу населения в развитых странах был в 11-15 раз больше, чем в развивающихся странах. Разрыв в доходах между пятой частью мирового народонаселения, что живет в самых богатых странах, и пятой частью, что живет в беднейших странах, в 1997 г. выражалось соотношением 74 : 1 по сравнению с 60 : 1 в 1990 г. (в 1820 г. - 3 : 1). На промышленно развитые страны, входящие в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР, 29 стран), приходится лишь 19% мирового народонаселения, и вместе с тем 71% глобальной торговли товарами и услугами, 58% ПИИ (прямые иностранные инвестиции) и 91% всех пользователей Интернета.

Доля 64 стран с низкими середньодушовими доходами, в которых проживало 40% населения Земли, составляла не более 1% ПИИ. Во всех без исключения странах, которые развиваются, наблюдалась тенденция усиления социальной дифференциации, рост разрыва в доходах. У многих из них так называемый децильний коэффициент (разница в доходах верхних и нижних 10% населения) достиг жахдивдх, размеров (Колумбия - 41, Бразилия - 61, Нигерия - почти 87 и др.).

Рыночные преобразования в переходных экономиках постсоветских стран способствовали усилению асимметрии состояния и развития национальных экономик мира. Системная трансформационный кризис 90-х годов XX в. количественно и качественно изменила их место в мире, отбросив постсоветские страны далеко назад. По объемам ВВП Украина переместилась в международных рейтингах с 29-го места на 51-ше, а Россия - с 5-го на 10-то (по ППС) и на 16-то (по текущему рыночному курсу). По уровню ВВП на душу населения Украина находится в низькодохідній группе стран наряду с Индией (в 1999 г. - 2348 долл. по ППС). Для сопоставления: в Португалии среднедушевой ВВП составлял 17 тыс. долл. - наименьший уровень среди стран Европейского Союза (47,5% от уровня США). От США наша страна в 2001 г. отставала почти в 10 раз. Резкий разрыв в уровнях жизни между современной Украиной и США превысил тот, который был в начале XX ст. (28% дохода в США против 11,4% в 2001 г.).

Успешное развитие экономики Китая, который строит социалистическое рыночное хозяйство, на фоне трансформационного кризиса народного хозяйства постсоветских стран также усиливает асимметричность развития мировой экономики. За период 1979-1999 гг. Китай был страной с наиболее высокими темпами экономического роста в мире (9,7%). По уровню ВВП на душу населения Китай вошел в средней доходной группы наряду с Беларусью, Казахстаном и Россией. К 2010 г. страна планирует выйти на второе место в мире по объему национального ВВП.

Даже в пределах отдельных, особо крупных многонациональных стран (Индия и др.) практически отсутствует гомогенность экономики и наблюдается асимметрия в ее развитии. Так, значительные региональные различия в основных экономических показателях имеют место в Италии (проблема Юга), в Великобритании (проблема Шотландии), в Германии (проблема восточных земель) и т.д. Это касается и такой устойчивой региональной сообщества, как Европейский Союз.

Итак, мировая экономика в конце XX - начале XXI в. характеризовалась усилением асимметричности развития.



Назад