Электронная онлайн библиотека

 
 Дипломатический протокол и этикет

2.3. Дипломатическое старшинство - основа дипломатического протокола. Классы и разряды дипломатических работников


Проблема определения старшинства глав дипломатических представительств и дипломатов всегда была одной из самых важных и сложных в дипломатическом протоколе и часто становилась причиной возникновения конфликтов и осложнения отношений между государствами. Первая попытка кодифицировать дипломатические нормы относительно важности государств было сделано 1504 года главой римо-католической церкви, который претендовал на главенство среди католических государств, а потому составил так называемый список монархов для решения споров о первенство, которые постоянно возникали. Расстановка государств в списке отражала, по мнению его составителей, относительную экономическую и военную силу, а также "древность государств". Но поскольку "сила государств" не была величиной постоянной, а "древность" не подкреплялась реальной силой, то подобные кодифікаційні списки не были долговечными и на них быстро переставали обращать внимание, а проблема старшинства оставалась [1, с. 26-27].

Начало решения проблемы старшинства был положен на Венском конгрессе, согласно регламенту которого только посол - "alter ego" ("второе я" властелина, который послал его) - мог вести переговоры с первым лицом государства. Право назначать послов имели только Австрия, Великобритания, Пруссия, Россия и Франция.

Согласно Венским регламентом представителей европейских государств, который 1818 года был дополнен Аахенским протоколом, были установлены дипломатические классы, которые отвечали дипломатическим рангам:

- класс послов (ватиканские легаты и нунції);

- класс посланников, полномочных министров (ватиканский інтернунцій);

- класс министров-резидентов;

- класс поверенных в делах.

Эта регламентация, хотя и не была совершенной, просуществовала до 1961 года, когда была принята Венская конвенция о дипломатических сношениях, которая стала новым шагом в классификации дипломатов, с учетом тех огромных изменений, которые произошли в мире на протяжении почти 150 лет.

Статья 14 Венской конвенции фиксирует три классы глав дипломатических представительств: класс послов и нунціїв, класс посланников и інтернунціїв (аккредитуются при главах государств) и класс поверенных в делах (аккредитуются при министрах иностранных дел). Как видим, выпал из перечня класс министров-резидентов как такой, что пережил себя и на практике не применяется. Страны-участницы Конвенции единодушно согласились, что "иначе, как в отношения старшинства и этикета не должно проводиться никакого различия между главами представительств по причине их принадлежности к тому или иному классу". В пределах каждого ранга старшинство определяется по времени, прошедший с момента вступления в должность главы соответствующего дипломатического представительства или с учетом даты вручения верительных грамот главе государства, или со времени сообщения им Министерства иностранных дел о своем прибытии или передачи МИД копии своих верительных грамот, в зависимости от того, какая практика существует в той или иной стране. В большинстве стран моментом вступления в должность считается дата вручения верительных грамот, но некоторые, например, Великобритания, признают дату вручения копии верительных грамот [22, с. 46-47].

В некоторых государствах, в основном католических, среди всех глав диппредставительств одного и того же ранга преимущество предоставляется представителю Святого Престола. На собраниях, во время которых присутствуют все главы диппредставительств, постоянный поверенный в делах (en titre) идет по ранга с главами дипломатических миссий, которые находятся в ранге посла, а третьими по старшинству признают временных поверенных в делах (ad interim), причем в отношении каждого из них учитывается дата принятия полномочий. В случае присутствия также других членов диппредставительства (жены дипломатов включительно), они занимают место, что соответствует степени старшинства, который признается за главой дипломатического представительства или поверенным в делах.

Другим работникам дипломатической службы присваиваются дипломатические ранги, которые соответствуют их положению в системе ведомств иностранных дел. Дипломатический ранг является нормой, которая признается во всем мире, ориентиром для власти, которая принимает этого иностранного дипломата. Ранг определяет положение дипломата в дипломатическом корпусе, возможности и уровень его контактов с властями страны пребывания и, в конце концов, его место на иерархической дипломатической лестнице.

Присвоении дипломатического ранга призвано стимулировать профессиональный рост работника, развивать его профессиональные качества. Следовательно, индивидуальный дипломатический ранг - это признак опыта дипломата, его способностей, уровня приобретенных знаний. Кроме всего, лица, которые имеют дипломатические ранги и работают в системе МИД, получают дополнительные денежные начисления в установленных должностных ставок согласно ранга. Как исключение, дипломатический ранг может присваиваться лицам, которые не работают непосредственно в системе ведомства иностранных дел, но имеют отношение (например, в Аппарате Верховной Рады Украины, в Секретариате Президента, Секретариате Кабинета Министров) или заслуги в области внешней политики и дипломаты.

Дипломатия независимого Украинского государства получила в наследство от развалившегося СССР штатные расписания МИД и дипломатические ранги. Кстати, большевики, пришедшие к власти в России после октябрьского переворота, верные своим разрушительным лозунгам "мы все разрушим до основания", ликвидировали дипломатические ранги, а своих руководителей дипломатических миссий именовали "полномочными представителями" (полпредами), что не укладывалось ни в какие рамки дипломатического протокола и этикета. Но необходимость контактов с миром заставила большевистскую власть приблизить свою дипломатическую службу к общепринятой международной системы и соответственно упорядочить ее. А потому Указом от 9 мая 1941 года были введены классы посла, посланника и поверенного в делах, а Указом от 18 мая 1943 года - дипломатические ранги, которые в России и других постсоветских странах существуют практически по сей день [6, с. 52-53; 11, с. 34]. Дипломатические ранги присваиваются персонально и пожизненно.

В современных дипломатических представительствах и миссиях дипломатические должности в соответствии с рангами идут в такой последовательности: посол, советник-посланник, советник, первый секретарь, второй секретарь, третий секретарь, атташе. 18 ноября 2002 года принят Закон Украины "О дипломатических рангах Украины", согласно которому устанавливаются такие дипломатические ранги: Чрезвычайный и Полномочный Посол, Чрезвычайный и Полномочный Посланник первого класса, Чрезвычайный и Полномочный Посланник второго класса, советник первого класса, советник второго класса, первый секретарь первого класса, первый секретарь второго класса, второй секретарь первого класса, второй секретарь второго класса, третий секретарь, атташе - всего 11 рангов. Очень важно подчеркнуть положение Закона о том, что "дипломатические ранги от Чрезвычайного и Полномочного Посла к атташе приравниваются к разрядам государственных служащих в соответствии с первого до одиннадцатого ранга". Дипломатические ранги посла и посланника присваиваются Указом Президента Украины, другие - приказом министра иностранных дел [4].

В ходе многовековой истории формирования дипломатии, борьбы государств за укрепления своего международного престижа происходили изменения как трактовок дипломатических рангов, так и их значение. Например, современное полное наименование посла - "чрезвычайный и полномочный" - возникло не сразу, а в достаточно острой борьбе постоянно аккредитованных полномочных послов за свое протокольное старшинство с чрезвычайными послами, которые находились в стране временно со специальными поручениями (скажем, на коронацию, некие ваяеливі переговоры) и на этом основании претендовали на особые почести и первые места, по сравнению с послом, который находился в стране постоянно. Чтобы это уравновесить, во второй половине XVII в. в верительных грамотах постоянных (полномочных) послов начали добавлять слово "чрезвычайное", уравнивая их таким образом в протокольном плане с послами чрезвычайными. Так возникла полная современное название ранга посла. Изменениям подвергались и названия других дипломатических рангов. В украинской истории, особенно казацкой эпохи, были употребляемые названия "великий посол" или комиссар, посол, посланник, ниже дипломатические ранги - писцы, толмачи (толкователи), гонцы.

Стоит остановиться на разъяснении дипломатического ранга и должности "атташе". В соответствии с Венской конвенцией, это - самый низкий дипломатический ранг или первый ранг молодого дипломата в его дипломатической карьере. Атташе - это младший дипломат, ранг которого в основном совпадает с должностью. Но расширение диапазона межгосударственных отношений и их активизации в XX в. обусловили появление атташе с особыми, специфическими функциями. В составе посольств действуют атташе по вопросам обороны, военные, военно-морские и военно-воздушные атташе, которые являются представителями военных ведомств своей страны в стране пребывания и одновременно советниками посла по военным вопросам.

Кроме этого, в посольствах могут быть атташе по вопросам культуры, науки и техники, сельского хозяйства, финансов и т.д. Некоторые страны назначают даже атташе по вопросам религии. Специальные атташе - это высококвалифицированные работники, которые занимаются наладкой и развитием межгосударственных отношений в конкретных отраслях. Специальные атташе в основном имеют ранг советника или первого секретаря.

В посольствах могут назначаться атташе по вопросам прессы (пресс-атташе), из числа дипломатов (практически от атташе до советника), которые занимаются вопросами прессы и информации.

Все категории атташе являются дипломатическими сотрудниками посольства и входят в состав дипломатического корпуса, пользуются вместе с членами семьи всеми дипломатическими привилегиями.



Назад