Электронная онлайн библиотека

 
 Дипломатический протокол и этикет

3.1. Роль визита в дипломатической практике. Визиты посла и дипломатов


Необходимость и значение личных визитов вытекают из ст. С Венской конвенции о функции дипломатического представительства, поскольку, не поддерживая контактов с официальными и неофициальными представителями страны пребывания, дипломатического корпуса, дипломат не может накапливать достоверную информацию о политическом, экономическом, научном и культурном жизни в стране пребывания, чтобы правдиво информировать и правильно ориентировать свое правительство. "Знать страну, - писал Же. Камбон, - значит проникнуться ее духом, жить в атмосфере ее идей и научиться понимать связь ее внешней политики с внутренним положением" [1, с. 14].

Конечно, в нынешнем мире с развитием СМИ, особенно сети Интернет, можно получить много информации и там, но никакие печатные или электронные медиа не заменят живых контактов, потому что только во время личных визитов и бесед можно выяснить различные нюансы международных отношений, сделать уточнение и правильные выводы.

Дипломат начинает свою работу в стране пребывания по составлению визитов официальным лицам в соответствии со своего ранга. Первые контакты, как правило, закладываются во время первых визитов, а потом поддерживаются благодаря протокольным мероприятиям, которые проводит дипкорпус, МИД и другие государственные учреждения.

После вступления в должность глава диппредставительства составляет визиты, кроме главы государства и министра иностранных дел, как правило, премьер-министру и членам правительства, парламента, министрам, руководителям общественных и политических организаций. В некоторых странах существует определенный перечень визитов, но в большинстве случаев посол сам его составляет, исходя из уровня отношений его страны со страной пребывания. Визиты посла официальным лицам чередуются, обычно, с визитами коллегам из дипломатического корпуса. При определении последовательности визитов глав диппредставительств желательно исходить из принципа старшинства, то есть учитывая даты вручения им верительных грамот, хотя некоего единого правила не существует, и посол часто сам определяет этот порядок. Само собой разумеется, что визиты составляют послам, с которыми акредитуюча государство поддерживает дипломатические отношения.

Существует правило, что посол в первую очередь составляет визиты лишь послам. Что касается постоянных и временных поверенных в делах, то после получения личной ноты (письма) посла о вручения им верительных грамот, они первыми составляют визиты послу как старшему по рангу, но и такого порядка не всегда соблюдаются.

Иногда, исходя из характера отношений с государствами, которые они представляют, или из политических соображений, посол составляет визит временному поверенному в делах, но только как исключение.

Протокольные визиты составляют и другие дипломатические сотрудники представительства как официальным лицам, так и коллегам из дипкорпуса согласно своей дипломатической должности. При визите к высокопоставленного официального лица, например, к министра или его заместителя, дипломата может сопровождать посол и отрекомендовать его, хотя и это практикуется очень редко.

По правилам, которые сложились в практике прошлых веков, когда в столицах существовало лишь несколько посольств, главе дипломатического представительства или дипломатическом сотруднику, что совершили протокольные визиты в дипломатическом корпусе, составляли визиты-ответы. Сегодня же, при наличии в столицах до сотни, а то и больше представительств, такая практика потребовала бы слишком много времени, поэтому она постепенно отмирает. Визиты-ответы преимущественно заменяют личными нотами, которые присылают в ответ на полученную ноту о вручении верительных грамот.

Визиты может составлять и жена посла женам глав государства, представителей правительства, министра иностранных дел, женам послов, но и этот протокольный момент в странах развитой демократии практически не применяют. Жена посла и жены членов дипломатического персонала посольства приглашаются на различные мероприятия и там общаются со своими коллегами. их помощь очень нужна и ощутима при организации протокольных мероприятий в посольстве, особенно когда приглашается много гостей, однако для этого необходимы знания в области политики и культуры, дипломатического протокола, знание языков.

Протокольные или визиты вежливости носят, как уже говорилось выше, информационный, куртуазный характер и продолжаются, как правило, 15-20, максимум 30 минут.

Основные вопросы, которые касаются проблем как двусторонних, так и многосторонних отношений, решаются во время деловых визитов и встреч. Визиты такого характера могут организовываться с помощью протокольной службы МИД, но чаще всего - путем прямого, непосредственного общения с соответствующими органами или учреждениями государственного управления или организациями. Эти визиты имеют четко определенную цель, могут длиться от 15-20 минут до нескольких часов, в зависимости от важности решаемых проблем.

На завершения своей дипломатической миссии в стране глава диппредставительства и дипломатические сотрудники составляют прощальные визиты, во время которых происходит как бы подведение итогов того, что удалось сделать за время каденции, выражается благодарность официальным лицам и дипломатическому корпусу за содействие и помощь в работе. Прощальных визитов может быть даже больше, чем в начале работы, потому что круг контактов расширяется, появляется больше знакомых, с которыми приходилось иметь дело, решать те или иные вопросы.

Следует помнить, что любой визит дипломата имеет политический характер, поскольку речь идет о контакт представителей двух государств. Независимо от того, какие вопросы обсуждались, дипломат должен информировать об этом министерство иностранных дел. За время работы дипломатам приходится совершать много деловых визитов к министерств, ведомств и учреждений государства пребывания, выполняя конкретные поручения своего правительства относительно получения той или иной информации, таким образом каждый из них принимает непосредственное участие в реализации внешнеполитического курса государства. Об этом надо всегда помнить, потому что мелочей в дипломатической работе не бывает.

Порядок осуществления визитов в разных странах различен и зависит от общего уровня отношений между государствами, от того, какого характера удалось наладить контакты (товарищеские, дружеские или сугубо официальные). В большинстве стран о визитах часто договариваются напрямую с теми лицами, с которыми есть вопросы для обсуждения, но следует помнить, что в некоторых странах все визиты осуществляются только через протокольную службу министерства иностранных дел, что, безусловно, осложняет жизнь и работу дипломатов.

Следует, на наш взгляд, отметить и некоторых общих, но чрезвычайно важных требованиях к организации визитов. О дне и часе и его характер (с женой или без, с сопровождающим лицом, переводчиком) договаривается сотрудник посольства за 4-б дней до ожидаемого визита.

Если дата устанавливается через несколько дней, то накануне визита желательно уточнить, ничего ли не изменилось. Абсолютно обязательным и строгим протокольным правилом является соблюдение точного времени прибытия на визит. Нарушение этого правила может расцениваться лицом, которое принимает, как неуважение и может негативно сказаться на будущих контактах с ней (при этом надо помнить общечеловеческую истину, что от первого знакомства с человеком впечатление остается самым продолжительным). В дипломатической практике опоздание не только на визит, но и на любое мероприятие, в приглашении на который указывается конкретная час, время, абсолютно недопустимо, несмотря на любые оправдательные причины - поиски адреса, интенсивность уличного движения, поломки автомобиля, потому что воспринимается как элементарная неаккуратность визитера и оставляет неприятный осадок. Чтобы избежать этого, водителю не раз стоит просчитать маршрут - лучше приехать заранее, даже подождать минуту-вторую неподалеку, чем допустить опоздание.

Форма одежды во время визитов теперь трактуется (конечно, не минутами, а лицом в частности) более демократично, и все же желательно быть если и не в візитному, то, по крайней мере, в темном костюме и в обуви темного цвета.

По законам гостеприимства инициатива ведения беседы во время визита остается за хозяином, к ней надо тщательно готовиться, продумать, о чем спросить и что же сказать, чтобы беседа была живой и интересной. Длинная пауза в разговоре может восприняться гостем как знак завершения визита.

Очень важным является то, как посадить гостя. В комнате, где происходит встреча, желательно иметь вітальняний гарнитур: диван, кресла, журнальный (или кофейный) стол. Почетным местом для гостя есть диван. Хозяин, как правило, садится в кресло, которое находится с левой стороны дивана, чтобы гость, таким образом, был по правую руку хозяина. Можно сесть с гостем на диван, слева от него.

Абсолютно не принято принимать гостя за письменным столом или сажать его напротив солнца. Гость садится после того, как сядет хозяин. В зависимости от местной практики, во время визита подается чай, кофе, сок или вода, легкие бутерброды, конфеты и печенье, допускается бокал вина.

Во время протокольных визитов к высокопоставленного лица нелишним будет узнать в соответствующих служебных лиц, которые организуют визит, на сколько времени можно рассчитывать, - это очень важно. Деловые визиты не слишком регламентируют во времени, но гость всегда должен помнить о времени и не "засиживаться", если этому не способствует обстановка.

Инициатива завершения визита, как протокольного, так и делового, остается за гостем, за исключением визита к главы государства, тогда она принадлежит исключительно ему. Кстати, следует иметь в виду, что в некоторых государствах с монархическим строем во время аудиенции у главы государства во время беседы не принято задавать никаких вопросов, потому что беседу ведет он сам.



Назад