Электронная онлайн библиотека

 
 Дипломатический протокол и этикет

3.2. Официальные контакты дипломатов. Дипломатические беседы


Протокольные и деловые визиты составляют с целью налаживания контактов и проведения бесед с руководителями государства, официальными лицами МИД и других министерств и ведомств, с парламентариями, членами дипломатического корпуса, политическими деятелями партий, представителями профсоюзов, общественных организаций, деловых кругов, военными деятелями, деятелями культуры, науки, искусства, работниками СМИ и т.д. Поэтому искусство устанавливать, поддерживать и развивать контакты с официальными лицами, а также интересными и мудрыми людьми, искусство вести дипломатические беседы в разных условиях и на разных уровнях как в деятельности внешнеполитического ведомства своей страны, так и в работе дипломатического представительства за рубежом, имеет неоценимое значение.

Только в результате установления нужных и полезных контактов, из бесед во время этих контактов, из полученных сведений, предложений, замечаний, высказанных намерений и взглядов создается общий поток информации, анализ которого в значительной мере помогает заложить основу для выработки предложений, выносимых на рассмотрение директивных органов своей страны. "Результат важных дел, - писал Г. Никольсон, - может зависеть от того, какие связи он (посол ли дипломат. - О. С.) имеет и поддерживает во время своего пребывания на посту, от того, насколько ему доверяют в стране пребывания, а также от его умения и такта..." [С, с. 98].

Же. Камбон по этому поводу писал: "Дипломат... должен относиться с уважением к личности, с которой хочет иметь дело, говоря иначе, должен считаться с чувствами страны, в которой он ведет переговоры" [1, с. 19].

Здесь стоит привести советы известного советского дипломата И. М. Майского, который писал, что для дипломата очень важно:

- хорошо знать историю, культуру, литературу, искусство, современное жизни, прессу, телевидение, радио, театр и т.д страны, в которой он аккредитован;

- хорошо практически знать страну (знакомиться с ней, осуществлять различные поездки по ней, посещать города и села, порты, предприятия, культурные учреждения, памятники старины, политические и общественные институты);

- иметь хорошую сеть связей в самых разных кругах страны пребывания, и не только среди чиновников МИД и официальных учреждений, но и среди политиков, журналистов, бизнесменов и общественных деятелей, лидеров профсоюзного движения и служителей Церкви, деятелей науки, культуры и искусства, спортсменов;

- не бояться "инакомыслящих"; дипломат должен иметь связи, по возможности, со всеми партиями, всеми группами, и чем они шире - тем лучше [2, с. 52-53].

Глубокое понимание разнообразных факторов, определяющих внутриполитическое положение страны и влияют на ее внешнюю политику, тенденций развития этих факторов, а также изучение людей, которые стоят у руля большой политики, возглавляют и принимают участие в различных оппозиционных течениях и группировках - всего многогранной жизни страны пребывания, - возможно лишь в том случае, когда дипломатическое представительство осуществляет это планомерно и комплексно, используя все законные формы и методы накопления информации: официальные связи, СМИ, контакты с влиятельными лицами страны пребывания - то есть с теми, кто творит политику и участвует в формировании общественного мнения.

Основные общепринятые методы установления контактов - это визиты, приемы и т.д. Но, используя эти методы, надо учитывать тончайшие нюансы человеческих отношений и специфику каждой страны.

Контакты и связи должны быть многосторонними, давать возможность сопоставлять и перепровіряти информацию с целью правильной оценки и внесения обоснованных предложений. Нехватка таких связей неизбежно сужает базу получения информации и негативно влияет на ее качество и предложения по той или иной проблемы.

Задача каждого посольства - определить, исходя из поставленных задач и имеющихся возможностей, найнеобхід - раньше круг связей и контактов с последующим отслеживанием их состояния. Конечно, жизнь на месте не стоит и по мере получения новых задач или возникновения новых проблем возникает необходимость установления новых контактов, но всегда должно оставаться основным круг связей, которые надежно продуманные, давно установлены и хорошо закреплены.

На первом месте среди контактов диппредставительства, учитывая его статус, стоят контакты с официальными лицами страны пребывания на всех уровнях.

Чрезвычайно важными для посла есть личные контакты с главой государства и премьером, министром иностранных дел и членами Кабинета Министров, главами важнейших департаментов, ключевыми чиновниками страны пребывания. Подобные отношения зависят прежде всего от характера отношений с государством, уровня взаимных контактов и доверия между руководством государств и правительств, от совпадение взглядов на оценку тех или иных международных событий и, в конечном счете, от личных симпатий. Надо учитывать и тот факт, что во многих странах их главы труднодоступные для послов (скажем, даже верительные грамоты, которые адресуют лидеру Ливии, принимаются не им лично, а Секретарем Народного комитета Народного бюро внешних связей Социалистической Народной Ливийской Арабской Джамахирии, который приравнивается к министру иностранных дел). Говорить о возможности контактов посла с главой государства в таких условиях весьма проблематично. В демократических странах, за небольшим исключением, это имеет другой вид.

Надо учитывать и наличие негативных факторов, которые могут иметь место в отношениях между странами, что требует незаурядного дипломатического таланта и искусства для преодоления этих барьеров и налаживания добрых отношений с официальными лицами государства. Регулярные позитивные контакты с официальными лицами страны пребывания - залог успеха в работе каждого дипломатического сотрудничества.

Важное значение, особенно в странах с развитым парламентаризмом, имеют контакты диппредставительства с лидерами парламента - руководителями парламентских комитетов и комиссий, руководителями партийных фракций, активными парламентариями. Беседы с ними дают возможность глубже понять нюансы внутриполитической жизни страны, причины и суть противоречий и общественных процессов помогут лучше понять социальную, политическую и экономическую механику парламентского организма страны пребывания. Налаживая контакты с парламентариями, надо быть внимательным, чтобы не дать оснований для обвинений в излишней поддержке тех или иных партий, в том числе оппозиционных, в разжигании негативных страстей, особенно применительно к сложным вопросам международных отношений. Существенной особенностью контактов с парламентариями является то, что большинство из них связаны с деловыми кругами своего государства, а потому во время бесед они часто обращаются к обсуждению экономических проблем двусторонних отношений, что в условиях экономизации дипломатической службы Украины имеет далеко не второстепенное значение. Такими контактами сотрудники посольств могут поспособствовать активизации экономического сотрудничества. При этом следует учитывать и активно использовать членов так называемых двусторонних парламентских групп (например, польско-украинской, немецко-украинской и т.д.) там, где они существуют. Полезно иметь тесные контакты с парламентариями, представляющих важнейшие регионы страны, потому что это значительно расширяет географию получения информации.

Интересными и полезными в плане формирования позитивного имиджа своей страны есть контакты с парламентариями Европарламента и Парламентской Ассамблеи Совета Европы, которые имеют возможность влиять на своих коллег из других стран и таким образом расширять географию воздействий.

Для диппредставительства очень важно поддерживать добрые и регулярные контакты с лидерами и руководителями различных партий (в том числе оппозиционных), ибо без этого невозможно прогнозирования результатов парламентских выборов, голосование по поводу того или иного вопроса, особенно, когда оно имеет значение для развития двусторонних отношений, формирование состава правительства и его возможной практической деятельности и т.п.

Надо иметь в виду, что важны контакты не только с партиями, которые имеют большинство в парламенте, но и с теми, которые представлены небольшим количеством депутатов, потому что в кризисных ситуациях именно их голоса могут быть решающими для решения той или иной острой проблемы и именно они могут дать больше информации о промахах и проблем в программной и практической деятельности правящей партии или коалиции партий).

Нельзя себе представить диппредставительства, которое не уделяло бы должного внимания вопросам развития науки, культуры, образования, здравоохранения, не интересовался проблемами духовной жизни страны. Исходя из этого, необходимо особое внимание уделять представителям интеллектуальной элиты нации, к которой относятся, прежде всего, профессора ВУЗОВ и руководители научно-исследовательских институтов, ученые-практики, писатели, художники, артисты, музыканты. С ними важно иметь хорошие отношения, ведь они играют важную роль не только в интеллектуальном, но и в политической жизни страны, часто входят в состав правительств, возглавляют или возглавляли министерства или ведомства. Например, профессор Б. Геремек - министр иностранных дел Польши, композитор Г. Паулс - министр культуры Латвии, актер Бы. Ступка - министр культуры и искусств Украины и многих других.

В современном мире роль деятелей культуры в государственных делах будет постоянно расти, и об этом надо помнить. Межгосударственные контакты по линии науки и культуры являются одними из най - перспективных - в будущем они будут играть важную роль в общей схеме международных отношений.

Особое место в деятельности диппредставительства занимают контакты с представителями СМИ, так называемой четвертой власти: главными редакторами газет и журналов, ведущими программ радио и телевидения, известными журналистами. Каждый дипломат должен знать информационное пространство страны пребывания, постоянно контактировать как с действующими журналистами, так и с "грандами журналистской нивы", которые временно находятся в тени или на пенсии, но могут давать интересные аналитические оценки отдельных явлений и событий, прогнозировать их влияние на жизнь страны.

В связи с глобализацией мировых экономических отношений возникает необходимость соответствующей, если можно так сказать, экономизации дипломатической службы. Вот почему решающего значения в плане углубления и расширения торгово-экономического сотрудничества предоставляется контактам и связям диппредставительства с представителями деловых кругов страны пребывания. Расширение и активизация связей диппредставительства с промышленниками и банкирами, представителями торговли и бизнеса увеличивают шансы вызвать в последних интерес к развитию деловых контактов с нашей страной. Поэтому, как правило, во время официальных визитов министра иностранных дел Украины сопровождает большая группа бизнесменов. Это обязывает наши посольства организовывать для них отдельную программу контактов с представителями делового мира страны пребывания, что, безусловно, положительно влияет на развитие экономического сотрудничества.

Устанавливая контакты с бизнесменами, следует всегда помнить, что они заметно влияют не только на общую экономическую ситуацию, ай на политический климат в стране. Поэтому постоянные контакты с ними существенно улучшают состояние экономического сотрудничества и двусторонних отношений между государствами в целом.

Все сотрудники дипломатического представительства, а особенно торгово-экономической миссии, должны иметь прочные контакты в деловых кругах и использовать их для повышения результативности экономического сотрудничества со страной пребывания.

Контакты с лидерами и активистами профсоюзов - важная составляющая связей с общественностью страны пребывания. Они помогают глубже изучить общественно-политическую и социально-экономическую ситуацию в стране пребывания, положение тех или иных слоев населения, понять социально-трудовое законодательство страны.

Необходимо также налаживать контакты с общественными организациями, прежде всего, молодежными и женскими. В этой среде можно получить интересную информацию о молодежную политику страны, положение женщин и детей, их борьбе за надлежащее место в обществе. Огромное значение в работе диппредставительства, как уже отмечалось, имеет установление дружеских, доверительных отношений с дипломатами других стран на разных уровнях - от посла до атташе. Это предоставит возможность получать интересную информацию об оценке и отношение дипломатов других государств к важных событий как внутреннего, так и международного характера, а также информацию о важнейшие моменты положения в стране, которую представляет дипломатический работник. Общение с представителями дипломатического корпуса дает возможность понять, как в местном "микроклимате" отображается ход внутриполитических и мировых событий, как оцениваются перспективы их развития, рассматриваются позиции по важнейшим проблемам международной жизни. Общение такого рода позволяет сопоставлять разные мнения и разные оценки тех или иных фактов, уточнять полученную информацию с целью выработки наиболее объективных предложений и прогнозов.

Чрезвычайно важными и продуктивными являются контакты дип-учреждений с украинской диаспорой и гражданами Украины в каждой из стран пребывания, а особенно там, где они имеют заметное влияние на формирование общественного мнения, принимают участие в деятельности законодательных, исполнительных и судебных органов власти, влияющие на принятие важных решений (Канада, США). Украинская община в любой стране, где она существует, если с ней постоянно и разумно сотрудничать, может оказывать большую помощь в работе наших диппредставительств как в моральном, материальном, так и в информационном плане. Работая с украинцами за границей нашего государства, следует помнить, что среди них есть как граждане страны, где находится диппредставительство, так и лица, что, сохраняя гражданство Украины, находятся там постоянно или временно, а потому формы работы и контактов с ними требуют разного подхода.

Информация, которую можно получить, общаясь с ними, помогает составить представление о некоторых, так сказать, "подводные течения" политической и экономической жизни страны, о которых пишет пресса и не говорят официальные лица. Контакты с представителями украинской общины должны быть важной составной частью общей работы диппредстав - работки.

Полезными для каждого дипломатического представительства могут быть отношения с представителями общественных организаций, деятельность которых направлена на углубление связей с Украиной, например, различных обществ поклонников Украины, дружбы с Украиной, помощи жертвам Чернобыля.

Кроме установления, поддержания и развития вышеназванных контактов, диппредставництву необходимо активно налаживать связи с теми службами государства пребывания, которые призваны помогать в нормальном его функционировании (соответствующие подразделения МИД, МВД, таможенной, пограничной и иммиграционной служб). Связи такого рода помогают в своевременном получении виз, разрешений на проживание или временное пребывание в стране, в рассмотрении судебных дел, решении других вопросов, которые возникают в ходе консульской работы. Иногда, на первый взгляд, мелочи в этих делах могут создавать серьезные проблемы для нормального функционирования диппредставительства.

Большое значение имеют контакты со службами, занимающимися вопросами защиты прав и интересов граждан Украины, которые постоянно проживают или временно находятся на территории страны, особенно в вопросах получения наследства, других имущественных дел.

Сотрудникам консульских отделов посольств чрезвычайно важно иметь хорошие отношения с администрацией аэропортов, железнодорожных и автобусных вокзалов, портов, таможен, гостиниц и т.д.

В современной международной дипломатической практике сохраняется и используется так называемый исторический этикет, который сформировался на протяжении веков, но наше бурное время вносит свои коррективы, вызванные появлением на международной арене новых государств, общей демократизацией, внедрением в жизнь народной дипломатии и т.д.

Эффективной и рациональной формой контактов является организация просмотров интересных видеоматериалов о своей стране, разнообразных концертов, исходя из возможностей посольства (наличии зала).

Практикуют и выезды на природу, спортивные встречи, выступления перед различными аудиториями, особенно студенческими.

Особой формой контактов является прием в посольстве и консульском отделе посетителей по личным вопросам. При этом важно проявлять вежливое и чуткое отношение к каждому человеку, обратившемуся. Надо делать все для того (это уже вершина дипломатического мастерства и такта), чтобы, даже в случае невозможности положительного рассмотрения того или иного вопроса, посетитель покидал посольство довольным проявленным к нему вниманием.

Полезной формой общения с гражданами страны пребывания переписки. Вместе с другими формами контактов и связей работников посольства оно является важной составляющей общего плана работы дипучреждения.

Если же поставить вопрос, что в дипломатической работе является самым тяжелым и самым сложным, самым важным и ответственным, а в то же время интересным и полезным, то ответ может быть один - дипломатическая беседа.

Понятие "дипломатическая беседа" - чрезвычайно широкое. Беседы различаются между собой как тематически, так и конкретными условиями, в которых они происходят, целью, которая относится, составом собеседников и многими другими факторами. Поэтому трудно дать дифференцированные рекомендации для каждого вида бесед, но есть определенные общие закономерности, на которых целесообразно остановиться.

Понятно, что результаты любой беседы зависят от профессиональной подготовки дипломата, его умение мобилизовать и правильно направить знания и опыт, умение слушать собеседника, выделять главные аргументы положений, которые он выдвигает, и быть готовым выставить свои контрарґументи и доказательства.

Конкретные условия, в которых происходит беседа, безусловно, влияют на ее характер, продолжительность. Вряд ли удастся провести содержательную глубокую беседу на официальном приеме, концерте, в театре, когда вокруг много посторонних людей, и кто может вмешаться в ваш разговор. Поэтому в таких случаях происходит короткий обмен информацией (иногда достаточно и нескольких предложений, чтобы выяснить некое конкретный вопрос) или достигается договоренность о более обстоятельный встреча по вопросам, которые представляют взаимный интерес.

Беседа проводится с целью передачи собеседнику информации или сообщения или получения информации от него. Передача информации официальным лицам часто осуществляется по поручению Центра и проводится, как правило, послом или одним из старших дипломатов.

Что касается бесед с представителями неправительственных кругов, то они ведутся на всех дипломатических уровнях, и темы выбираются на собственное усмотрение. Правда, следует помнить, что дипломат должен избегать скучных и "пустых" бесед, которые могут не дать желаемого результата.

Следует быть очень внимательным к собеседнику, проявлять максимальную вежливость, при необходимости переводить разговор на нейтральные темы.

Кроме получения информации, диппрацівник должен уметь передавать и собственную, выгодное для своей страны. Необходимо делать это тактично, чтобы она воспринималась не как навязывание взглядов, оценок, убеждений, а как уместное дополнения во время обсуждения той или иной темы.

Как готовиться к запланированной беседы? Во-первых, определив для себя тему, надо внимательно, в деталях изучить все обстоятельства, документы, связанные с ней, чтобы достичь ее четкого собственного видения.

Во-вторых, следует подготовить весомую арґументацію для защиты собственных мыслей и взглядов, одновременно готовясь к возможному опровержение аргументов собеседника.

В-третьих, целесообразно заранее разработать тактику ведения беседы. Необходимо учесть, что собеседник, часто не заинтересованы в углубленном рассмотрении вопроса, может избегать разговора и сводить ее в сторону.

Очень важно рассчитать время, чтобы иметь его вдоволь для обсуждения основного вопроса и обеспечения деловой части беседы, а не только ее протокольного оформления.

Особенно важно иметь предварительную воображение и необходимую информацию о собеседнике, знать основные моменты его биографии, политические взгляды, личные интересы, предпочтения, состав семьи и т.п. Умелое использование этой информации безусловно будет способствовать установлению добрых личных отношений с собеседником.

Разработав план проведения беседы, надо добиваться его полной реализации (для этого нужен опыт, что набу - ется годы). Дипломат должен хорошо чувствовать "течение времени" во время беседы, не наблюдая за часами, уметь его правильно рассчитать от начала и до завершения. В дипломатической практике известно немало курьезных случаев "перетяжек" или "недотяжок" в подобных ситуациях.

Бывают и другие крайности, когда дипломат начинает беседу с "лобовой атаки", сразу засыпая партнера вопросами, которые его интересуют. Это, как правило, вызывает негативную реакцию противоположной стороны, и рассчитывать в таком случае на положительный результат более, чем проблематично. "Классический" дипломат умеет, учитывая время, незаметно перейти от этикетной к деловой части беседы, сохраняя такт и вежливость при постановке вопросов, и, по реакцией ответа, чувствовать настроение собеседника и его желание или нежелание продолжать беседу.

Французский дипломат Ф. де Кальєр, автор известного труда "О ведении переговоров с монархами", пишет: "Дипломат должен иметь быстрый и уравновешенный ум, уметь хорошо слушать, быть внимательным и вежливым. Прежде всего, хороший дипломат должен иметь достаточную выдержку, чтобы утолять в себе желание высказаться до того, как сам обдумал то, что должен был сказать" [3, с. 82-83].

Никогда нельзя относиться предвзято к своему собеседнику, опираясь на информацию, полученную от других лиц, потому что она далеко не всегда бывает объективной.

Очень важно вести беседу спокойным тоном, ни в коем случае не повышать голос и не показывать даже признаков некоего недовольство или раздражение, не перебивать собеседника. Нетактичность во время беседы может быть использована против вас.

"Спокойствие идеального дипломата, - пишет Г. Никольсон, - должен проявляться в следующем: во-первых, дипломат должен быть в хорошем настроении или, в крайнем случае, уметь не показывать своего плохого настроения, во-вторых, он должен быть исключительно терпеливым" [4, с. 73].

В то же время вежливость и корректность не должны мешать дипломату достичь реализации поставленной задачи.

Для более убедительного течения беседы важно подкреплять собственные мысли ссылками на факты, источники которых должны быть только официальными. Часто случается, что одно и то же явление или событие оцениваются по-разному, и поэтому важно уметь доказать правильность своей позиции.

В беседах очень часто используются формулировки "в неофициальном плане", "мое личное мнение". Эти выражения воспринимаются собеседником, как правило, условно, и трактуются скорее как намек на доверчивость, потому что дипломат любого ранга - лицо официальное, и все сказанное им в том или ином плане воспринимается как официальная точка зрения.

Когда же дипломат заявляет о том, что ему поручено сделать официальное заявление, то этим только подчеркивается важность информации, которая должна быть передана собеседнику. Это бывает, например, когда дипломат посещает МИД и делает "официальное заявление" по поводу, скажем, статьи или возникновения некоего инцидента, направленных против его страны.

Очень умело и внимательно надо пользоваться категоричными формулировками ответов "да" или "нет". По этому поводу даже существует дипломатический каламбур: "Если дипломат говорит "да", то это означает "может быть", если говорит "может быть", то это означает "нет", если же говорит "нет" - это не дипломат". Если же собеседник упорно добивается однозначного ответа, то можно ответить "по моему мнению" или воздержаться от ответа вообще.

Следует быть очень внимательным и осторожным относительно возможности получения дезинформации. Ваш собеседник может сделать это намеренно, и тогда с ним дальше лучше не общаться, чтобы не стать орудием в чужих руках.

Можно наблюдать три типичные случаи получения информации во время бесед с гражданами страны пребывания:

1) когда собеседник все подает в положительном освещении;

2) когда он критически относится к оценке ситуации в своей стране, но обосновывает это конкретными фактами;

3) когда пытается очернить общую ситуацию или действия своих политических противников.

Первый случай редко бывает носителем надежной информации. Относительно второго и третьего, то дипломату надо быть осторожным, чтобы его не обвинили в неприязни, а то и во вмешательстве во внутренние дела страны пребывания.

После проведения беседы в обязательном порядке необходимо сделать запись беседы или записать в документах другой формы.

Подготовленный по результатам беседы документ может быть полезен как средство получения оперативной информации для МИД и других учреждений, заинтересованных в сотрудничестве с этой страной. Он должен содержать подробную информацию о содержании разговора, раскрывать суть основных вопросов, которые обсуждались, показать достигнутые результаты и имеющиеся разногласия. Изложение собственной позиции во время беседы подается сжато, без излишней детализации. Рекомендуют запись беседы оформить сразу после ее завершения, как исключение - на следующий день. Во время беседы делают заметки, особенно тогда, когда речь идет о конкретные даты, фамилии, названия и т.д. Заметки делает или сам участник беседы, или же специально предназначенный для этого работник. Запись беседы должен быть изложен ясно, четко, без двусмысленностей, искажений, намеков, особенно когда это касается сути полученной информации. В сопроводительном (к записи беседы) письме или служебной записке делают выводы и вносят предложения относительно результатов разговора.

Если беседа происходила за пределами Украины, то поднятые в ней важные и срочные вопросы при наличии соответствующих технических возможностей передают в Центр шифрованной телеграммой. Более подробная информация, которая не имеет срочного характера, пересылается дипломатической почтой.

Запись беседы проводится с соблюдением определенной формы, согласно которой в обязательном порядке необходимо:

а) указать страну, место, дату и продолжительность беседы, по чьей инициативе она состоялась;

б) перечислить каждого из участников беседы с указанием их должностей.

Уместно указать, проводилась эта беседа непосредственно или через переводчика; вручались (передавались) при этом некие документы, их копии, другие материалы.

В соответствии с древними традициями, запись беседы оформляется как такой, что сделан "из дневника" дипломата. В свое время от дипломатов требовалось постоянное ведение дневника, в который заранее записывался содержание беседы, который впоследствии оформлялся для ознакомления руководства, других дипломатических учреждений. Все записи бесед имеют гриф "Из дневника (фамилия дипломата)", который расположен в верхнем левом углу листа. Кроме традиций, он свидетельствует также о том, что содержание документа в целом не является срочным, не предназначен для непосредственного ознакомления, хотя отдельные его части могут рассылаться срочно. Как правило, беседа записывается от третьей или от первого лица.

В зависимости от должностного уровня лиц, которые вели беседу, содержания и круг затронутых вопросов, объем документа, который готовится по ее итогам, может колебаться в пределах от 1 до 5 страниц. Чем ниже должностной уровень собеседников, тем короче должен быть соответствующий документ. В нем речь должна идти только о тех вопросах, которые руководитель поручал дипломату возбудить во время беседы.

Одной из рабочих форм переговорного процесса является телефонный разговор. В отличие от производственных, коммерческих и других структур, где в ряде случаев официальные переговоры проводить необязательно, и договоренность может быть достигнута по телефону, в дипломатической практике телефонный разговор, как правило, проводится только для выяснения и уточнения отдельных вопросов.

Телефонный разговор является специфическим видом устной речи: исключается передача информации через мимику, жесты, выражение глаз и др. Поэтому при ее ведении особенно важно использовать лексические возможности делового языка. Следует принимать во внимание, что довольно часто некачественный связь, внешний шум, дефекты произношения собеседника и т.д затрудняют общение, приводят к появлению избыточной информации (вопрошание, повторение). Общение также может осложниться через неумение собеседника высказываться кратко, простыми предложениями. Общаясь по телефону, следует пытаться говорить не очень быстро и, по возможности, четко, понятно. Тон должен быть спокойным, выдержанным, вежливым.

Изложение дела нужно осуществлять лаконично, без лишних подробностей. Короткие фразы лучше воспринимаются на слух, чем длинные, тем более усложненные лишними языковыми конструкциями. Разговор по телефону не должна превращаться в монолог. Излагая многоаспектное вопрос, следует передавать информацию дозированно, вовремя делать паузы. В общем, умение вести телефонный разговор в значительной мере заключается в том, чтобы своевременно сделать паузу и тем самым дать возможность собеседнику выразить свое отношение к обсуждаемому вопросу.

В разговоре об третье лицо ее следует называть по имени и отчеству или по фамилии (повторять все время только "он" - невежливо).

Инициатива завершения разговора принадлежит, как правило, тому, кто позвонил, но если дипломатический ранг собеседника выше, то следует дать возможность закончить разговор именно ему.

В телефонных разговорах дипломаты обычно ограничиваются короткими обнаружениями вежливости, которые являются обязательными. Разговор по телефону с официальными лицами другого государства приравнивается к личной беседы. К ее записи относятся такие же требования, что и к записи беседы или информации о ней.

Запись телефонной беседы, как и устной, должен быть изложен четко и понятно, без двусмысленностей, особенно по сути сказанного собеседником. Этому должны способствовать заметки, которые делаются во время разговора. Он также сопровождается служебной запиской или письмом, содержащие выводы и конкретные предложения относительно эффективного использования полученной информации в оперативной работе.

Запись телефонного разговора проводится с соблюдением определенной формы, согласно которой в обязательном порядке необходимо указать:

- должность, фамилия, имя, отчество собеседника;

- страну, место, дату, продолжительность разговора, по чьей инициативе она состоялась.

Беседы дипломатов были и остаются важным инструментом дипломатической практики, потому что цель дипломатии - устранение разногласий, противоречий и содействия развитию дружественного сотрудничества между государствами. По словам английского дипломата Е. Сатоу, "это применение ума и такта к ведению официальных отношений между правительствами независимых государств" [4, с. 38].

Искусство дипломатических бесед заключается в том, чтобы искать решения сложных проблем международных отношений мирным путем. В процессе дипломатической практики каждый дипломат должен выработать собственную манеру ведения бесед с позиций высокого профессионализма и компетенции.

Во время визитов и бесед нельзя забывать о манеры, то есть вежливое, внимательное отношение к людям, умение добиваться своего, сделав другим удовольствие. Правильные манеры украшают поведение человека, неправильные - портят ее. Во время беседы имеют значение жесты, выражение лица, мимика, зрительный контакт с собеседником. Современные ученые-психологи утверждают, что так называемая язык тела - это подсознательное выражение того, что человек думает и чувствует на самом деле. Интересными в этом смысле являются так называемые невербальные коммуникативные жесты, которые систематизировал американский специалист по паблик рилейшнз Джон Честер:

1. Собеседник барабанит пальцем. Это может означать, что он проявляет нетерпение или нервничает.

2. Собеседник пожимает плечами. Ему неинтересно или безразлично, что вы говорите.

3. Сжатые руки означают отчаяние, безнадежность.

4. Сжатые кулаки - доказательство агрессивности, попытка контролировать свой гнев.

5. Расслабленные руки, возвращены перед собой ладонями вверх, означают затруднения, удивление, обеспокоенность.

6. Если собеседник расстегивает пиджак, это признак того, что он готовится к активным действиям.

7. Скрещенные на груди руки означают вызов или осуждение.

8. Если человек идет быстро, руки свободны, подбородок поднят, то она демонстрирует уверенность в себе и решительность.

9. Если человек "тянет" ноги, руки у нее в карманах, голова уклоняющаяся, то она упала духом, в отчаянии, подавленная, находится в состоянии депрессии.

10.Долоня руки приложена к щеке или подпирает подбородок кулаком означает заинтересованность, которая граничит с удивлением.

11.Якщо собеседник ударяет себя по подбородку, то ему на ум пришел некий догадку, он обеспокоен.

12.Якщо человек затрагивает или потирает нос, то она размышляет, рассуждает о нечто.

13.Поза "руки в боки" - демонстрация преимущества или вызов.

14.если сложенные ладони козырьком, это может означать, что собеседник думает.

15.Якщо собеседник наклоняет голову набок, то он иронизирует или склонен к насмешки.

16. Очки, опущенные на кончик носа, и взгляд поверх оправы - требование большего, особенно фактов.

17. Если человек ходит туда-сюда, то она, очевидно, нечто обеспокоена или нервничает.

18. Сжатие и потирание носа - признак усталости.

19. Если человек сидит на краю стула, то она выжидает и проявляет интерес.

20. Если собеседник сидит, заложив ногу на ногу и слегка покачивая ею, скорее всего, он скучает.

21.Характерний жест указательным пальцем - желание подчеркнуть свою точку зрения.

22. Если собеседник демонстративно протягивает вперед скрещенные ноги, а тем более кладет их на соседний стул или еще куда-нибудь, то он хочет поразить присутствующих своей невоспитанностью.

23. Если человек откинулась назад и поддерживает скрещенными руками голову, то она хочет расслабиться, а также произвести впечатление.

24. Если во время разговора собеседник прикрывает рот руками, то он не хочет, чтобы его поняли.

25. Если человек отвела руку за спину и сжала ее в кулак, а второй держит за руки, то она замкнутая, напряженная [5, с. 134-136].

Итак, уверен и авторитетный внешний вид способствует уверенным и авторитетным действиям, а следовательно - соответствующем восприятию собеседником. Таким образом, внешний вид и поведение используются для того, чтобы достичь поставленной цели. Хотя некоторые из этих наблюдений могут показаться наивными, но все-таки смысл в них есть.



Назад