Электронная онлайн библиотека

 
 Дипломатический протокол и этикет

7.3. Рост значения визитов с развитием международных отношений


Визиты глав государств, правительств, официальных делегаций на высшем уровне является одной из основных форм дипломатической деятельности. Визиты способствуют развитию международных связей, быстрому и авторитетном решению острых и сложных вопросов международной жизни. В то же время они являются средством реализации многих других форм дипломатической деятельности - участие в международных форумах, конгрессах, конференциях, совещаниях; в работе международных организаций; подготовка и заключение международных договоров и соглашений и т.п.

При этом следует различать визиты глав государств, правительств, официальных делегаций и дипломатические визиты, которые являются важнейшим средством установления, поддержания и развития связей с представителями официальных, деловых кругов страны пребывания, а также с дипломатическим корпусом.

Визиты на высшем уровне как форма дипломатической деятельности постоянно развиваются и совершенствуются. В довоенный период они не имели постоянного и систематического характера, были нечастыми и больше протокольными мероприятиями, чем такими, с которыми связано решения тех или иных международных проблем. Такие визиты не всегда завершались подписанием итоговых документов.

Как пример, можно привести такие важнейшие исторические визиты: Г. Чичерина на Генуэзскую конференцию 1922 года; М. Литвинова в США 1933 года; И. Риббентропа в Москву в 1939 году. Особо следует выделить визит в СССР короля Афганистана 1928 года. Это был первый визит в СССР на высшем уровне, и именно в процессе подготовки этого визита были сформулированы основные элементы советского протокола приема высоких гостей [3].

После Второй мировой войны визиты на высшем уровне стали одной из основных форм дипломатической деятельности. В этот период наблюдается определенное упрощение норм дипломатического протокола, связано с желанием сделать их более рациональными, покорить их достижению определенной политической цели. Так, с 60-х годов XX в. было отменено такие элементы протокола визитов, как встреча самолета гостя эскортом самолетов на подступах к столице и сопровождение до аэродрома; обмен речами при встрече на аэродроме; вывешивание портретов на фасаде аэропорта (вокзала) и т.д.

В последнее десятилетие значение визитов на высшем уровне еще более возросло. Динамизм развития международного жизни, скоротечности событий, происходящих на международной арене, их острота и сложность часто требуют срочного авторитетного решения. В этом случае традиционные дипломатические каналы оказываются недостаточными.

В современной внешнеполитической деятельности независимой Украины визиты на высоком и высшем уровнях как одна из основных форм дипломатической деятельности страны занимают видное место. Руководители соседних государств начали визиты в Украину еще до провозглашения независимости. Так, в сентябре 1990 года Украину с визитом посетил Президент Венгрии А. Генц, в марте 1991 года - Президент Турции Т. Озала [1].

90-е годы прошлого века после провозглашения независимости Украины ознаменовались ее активной международной деятельностью, сотнями важных взаимных визитов и

подписанием сотен международных актов, которые удостоверяли появление на карте мира нового суверенного государства - Украины [1, с. 655, 682-692].

Протокольная практика подготовки и проведения визитов в нашей стране полностью соответствует общепринятым международным нормам. При строгом соблюдении принципа суверенности любого государства, что в протокольном плане оказывается в таких нормах, как почести государственному флагу, исполнении государственного гимна и воинской почести (наличии почетного караула, проход ее перед высоким гостем), в протокольной практике нашей страны отсутствует будь-какая разница в процедуре принятия высоких гостей - представителей крупных и малых государств.



Назад