Электронная онлайн библиотека

 
 Украинская устное народное творчество

Ремесленные песни


Ремесленные песни - группа социально-бытовых произведений, очень распространенных в странах Западной Европы и в фольклоре славянских народов. Ремесленники изготавливали ручным способом различные предметы ежедневного потребления. В зависимости от вида ремесла они объединялись в цехи: гончарский, ковальский, ювелирный, швейный, портняжный, пекарский и др. В странах Европы в период средневековья и позже ремесленные цеха занимали значительное место в обществе; будучи основной сферой производства, они могли существенно влиять на социальную жизнь, имели свои правовые уставы, законы и др. Поэтому там были довольно распространены фольклорные произведения о жизни ремесленников (не только лирические песни, но и легенды, сказки, анекдоты).

Как свидетельствуют исторические материалы, такие цеха существовали и в Украине. Однако они действовали вроде тайных организиция, каждая из которых имела свою иерархию управления, условия вступления и поведения, нередко свой язык. Каждый из цехов имел специфический обряд инициации (посвящения в мастера) с предыдущими испытаниями, вивідуванням секретов мастерства других умельцев, приобретением различных умений. Часто обряды, связанные с этими организациями, были засекречены. Наверное, поэтому в Украине ремесленных песен сохранилось немного. Иногда в лирических произведениях встречаются названия людей, указывающие на вид деятельности (чаще всего - коваль); но это не является признаком ремесленной песни, потому что в них не говорится о само ремесло или условия жизни и труда.

Чисто ремесленных песен в украинском фольклоре очень мало. Примером ремесленного творчества, по мнению Ф. Колессы, можно считать юмористическую песню «О цехмайстра Куперяна», записанную М. Лысенко. В ней говорится о старшего мастера цеха Куперяна, что пирует с «братчиками-ремесленниками». Когда до них доносится известие, что «матушка идет - всем беда будет», все заметались, не зная, что делать. И только цехмайстер не теряет равновесия и потешает испуганных подчиненных, мол, «однажды то будет». Это произведение, безусловно, связан с древним укладом таких общин, поскольку фиксирует правила ритуальной антиповедения учеников ремесленного мастера, которая считалась необходимым элементом такого рода инициаций.

Распространенный в средневековой Европе жанровая разновидность ремесленной песни не получил распространение в устной словесности украинцев в связи с другим укладом ремесленников.



Назад