Электронная онлайн библиотека

 
 Украинская устное народное творчество

Бурлацькі песни


В период Руины, особенно после отмены крепостного права в 1861 г., появилась еще одна общественная прослойка - бродяги. Преимущественно это были люди, которые не имели собственного дома или приюта, поневірялись по чужим землям, в поисках средств к существованию. Частично это были бывшие казаки, что после уничтожения Сечи, не имея дома, спасались от расправы со стороны российской власти, каторги и ссылки, бежали к окраинам Украины - доходили до Молдавии, Крыму, на Дону. Бродягами становились также бывшие крестьяне, которые не смирились с условиями жизни в крепостничестве, а потому покинули свои дома, родных и сбежали от помещиков; а также те, которые спасались от насильственного предания войска. То есть бродягами называли людей, которые, не имея убежища, по тем или иным причинам скитались в поисках заработка для прожиття. их не следует отождествлять с бродягами в России, где так называли рабочих, что до развития пароходства передвигали речные суда с помощью веревки или весел. В Украине слово «бродяга» имеет другое, более обобщенное значение - бездомная одинокий человек, как правило, не замужем, или которая по определенным причинам покинула семью.

Бурлацькі песни неоднородны по тематике и поэтикой, поскольку различаются и своим происхождением. Наибольшую группу составляют песни о жизни беглецов от крепостничества. Образной структуре они уподобляются до крепостных песен. Основные их мотивы - тяжкий труд, скитания на чужбине, мизерность временных заработков, нищета, сетования на злую судьбу:

Нет горя никому так, Аж пот глаза заливает,

Как бродяге молодому... А хозяин его ругает,

... Что бродяга горько делает, А хозяйка упрекает...

Бродяга выполнял тяжелую работу, за которую мало платили, ему часто приходилось жить в нечеловеческих условиях, однако он был свободен, ни от кого не зависим, мог переходить с места на место (что категорически запрещалось крепостным). Поэтому в бурлацких песнях звучит мотив свободы, что противопоставляется подневольном положению крепостных; появляется образ бескрайней степи, местами встречаются картины бурлацких гуляний:

Ой гук, мамашу, гук, Веселая тая уличенька,

Там, где бродяги пьют. Ой где они идут...

Однако и в этих песнях нет атмосферы безмятежности жизни, настоящей свободы. Все бурлацькі песни проникнуты печальными настроениями, порожденными тоской по родным домом, желанием найти убежище, не путешествуя по миру, потому что хоть «степь веселый, дальний край», и «нигде прожить». Лирического героя этих песен беспокоят тревожные мысли о его осиротевшую семью, воспоминания прошлого, неуверенность в будущем. Он мысленно разговаривает со своими родными, жалуется матери, отцу, жене на свою нелегкую судьбу. Большой тоской проникнуты мысли бродяги, который знает, что семья сторонится его, бездольного:

..Да сидит бурлак на чужбине, Вдали от себя,

И рубашку латает. Ой чую я через люди -

Сам с собой разговаривает: Сторонятся меня...

Примерно семью имеет. («И летит орел над морем»)

Да ой имею родиночку

Здесь картины нелегкого быта, тяжелого труда еще больше затмеваются душевным конфликтом, песня приобретает черты елегійності.

Кульминацией развития мотивов бурлацких песен драматизирующие, глубоко трагические картины смерти бурлака на чужбине, вдали от дома. В них особо подчеркнута тема одиночества, бесполезности прожитой жизни:

И забіліли снега, забіліли снега... Прости меня, брат, верный

Еще и дібровонька. (2) товарищ,

И болело тело бурлацькеє белое Может, я умру. (2)

Еще и головонька. (2) Сделай же мне, брат, верный товарищ,

Никто не заплачет по белому телу С клен-древа гроб. (2)

По бурлацькому (2) Похорони меня, брат, верный товарищ,

Ни отец, ни мать, ни брат, В вишневім сада. (2)

ни сестрица, В вишневім садике, на желтом песочке

Ни жена его. (2) Под рябиною... (2)

Бурлацькі песни вобрали в себя многие черты песен других социальных групп, но поэтизация бродяги как свободного человека, лирические мотивы ностальгии по дому, скорбные картины смерти на чужбине больше сближают их с чумацкими песнями.



Назад