Электронная онлайн библиотека

 
 Гражданское право Украины. Общая часть

статья 5. Признание физического лица безвестно отсутствующим или объявления его умершим


С местом проживания тесно связаны такие институты гражданского права как признание физического лица безвестно отсутствующим и объявление его умершим.

Эти институты вносят определенность в гражданские, семейные и другие правовые отношения. Субъектом таких отношений является физическое лицо, о местонахождении которой другим субъектам правовых отношений в течение длительного времени ничего не известно. Эта неизвестность является объективным препятствием в реализации другими участниками правоотношений своих субъективных прав или исполнения юридических обязанностей.

Чтобы устранить юридическую неопределенность, которая вызвана длительным отсутствием физического лица, закон предусматривает создание особого юридического статуса для такого лица - признание ее в судебном порядке безвестно отсутствующим.

Безвестное отсутствие - заверенный в судебном порядке факт длительного отсутствия физического лица в месте своего проживания, если не удалось установить место ее пребывания.

В соответствии со ст. 43 ГК Украины физическое лицо может быть признано безвестно отсутствующим при таких условиях:

1) если она отсутствует в месте своего постоянного проживания в течение года;

2) если в течение одного года в месте, где лицо постоянно или преимущественно проживает, нет сведений о ее местонахождении. День получения последних сведений может быть подтверждено предъявлением последнего письма отсутствующего лица, или другим способом.

В случае невозможности установить день получения последних сведений о отсутствующее лицо, началом безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения о ней, а в случае невозможности установить этот месяц - первое января следующего года (ч. 2 ст. 43 ГК Украины);

3) принятыми мерами по розыску отсутствующего лица установить место его нахождения невозможно;

4) признания причин, по которым заявитель просит признать физическое лицо безвестно отсутствующим юридически уважительными.

Согласно ст. 248 Гражданского процессуального кодекса (ГПК) Украины суд до начала рассмотрения дела устанавливает лиц, которые могут дать показания о физическом лице, местонахождение которого неизвестно, а также запрашивает соответствующие организации по последнему месту работы и жительства о наличии сведений в отношении такого лица.

В юридической литературе отмечается, что признание физического лица безвестно отсутствующим не допускается в случаях, когда она скрывается от розыска (например, по уголовному делу), или о которой достоверно известно, что она жива, но нет точных сведений о ее местонахождении.

На наш взгляд, такую позицию нельзя поддержать по следующим причинам:

  • во-первых, закон не содержит указания о невозможности признания такого лица безвестно отсутствующим или объявления его умершим;
  • во-вторых, указанные гражданско-правовые институты направлены также на защиту прав других лиц, которые находятся в правовых отношениях с лицом, местонахождение которого неизвестно. Последняя, например, имеет неисполненные обязательства: в городе ее последнего проживания остается определенное имущество, которое необходимо удерживать, живет жена, которая желает создать новую семью, но не в состоянии разорвать предыдущий брак.

Поэтому, следует согласиться с мнением И.А. Бирюкова о том, что в случае, когда заявитель просит признать безвестно отсутствующим лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело и которая скрылась с места постоянного проживания, нарушив при этом подписку о невыезде, то суд такое заявление должен принять, исследовать все необходимые условия для признания безвестно отсутствующим, и если будут установлены условия - вынести решение по существу. Решение суда о признании лица безвестно отсутствующим не должно влиять на деятельность правоохранительных органов по розыску этого лица. То же можно сказать и об объявлении лица умершим2.

Признание физического лица безвестно отсутствующим влечет определенные правовые последствия, но не отражается на ее правоспособности и дееспособности. Лицо, которое живая, не перестает быть субъектом права.

Согласно ст. 44 ГК Украины на основании решения суда о признании физического лица безвестно отсутствующим нотариус по последнему месту его проживания описывает принадлежащее ей имущество и установить над ним опеку. Это мероприятие не означает ограничения имущественных прав данного лица, а наоборот, способствует охране ее интересов. В то же время он является гарантом удовлетворения имущественных прав лиц, с которыми отсутствует лицо имело определенные обязательственные отношения.

По заявлению заинтересованных лиц, органов опеки и попечительства опека может быть установлена нотариусом над имуществом физического лица, местонахождение которого неизвестно, до принятия судом решения о признании его безвестно отсутствующим.

Опекун обязуется с имуществом лица, признанного безвестно отсутствующим, или лица, местонахождение которого неизвестно, выполнить ряд обязанностей, которые должна была выполнить отсутствует лицо - обеспечить за счет этого имущества содержания лиц, которых последняя обязана по закону содержать (несовершеннолетние дети, постаревшие родители), а также удовлетворить требования об уплате долгов по обязательствам безвестно отсутствующего лица.

Если после исчезновения лица остались недовольны имущественные споры, то опекун имеет право предъявить иск от имени и в интересах отсутствующего лица, а также отвечать от ее имени в пределах имущества, находящегося под опекой.

Кроме установлении опеки над имуществом отсутствующего лица законодательство предусматривает возможность заключения договора передачи его имущества в управление.

Орган опеки и попечительства вправе подыскать для имущества отсутствующего лица управляющего и заключить с ним договор управления имуществом в соответствии со ст. 1029 ГК Украины. Заинтересованными в этой процедуре могут быть как члены семьи безвестно отсутствующего лица, так и, наверное, те, кому такое лицо должно вернуть долг или выполнить другие обязательства.

Прекращаются обязательства, тесно связаны с личностью, которая безвестно отсутствует, в частности силу доверенности, договора поручения.

Любые другие последствия признания физического лица безвестно отсутствующим в ГК Украины не указаны. Но они определены другими нормативными актами.

В соответствии со ст. 46 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» несовершеннолетние и совершеннолетние нетрудоспособные дети, нетрудоспособные родители, жена независимо от возраста и трудоспособности, если она ухаживает за детьми безвестно отсутствующего лица, которые не достигли восьми лет, имеют право требовать назначения им пенсии в связи с признанием кормильца безвестно отсутствующим.

Супруг или супруга безвестно отсутствующего лица приобретают право расторгнуть брак в упрощенном порядке через органы Загса.

Ребенок безвестно отсутствующего лица может быть усыновлен без согласия последней.

Если физическое лицо, которое признано безвестно отсутствующим, появилась или полученные сведения о месте его пребывания, суд по месту нахождения этого лица или то, что принял решение о признании его безвестно отсутствующим, по заявлению этого лица или другого заинтересованного лица отменяет его.

На основании решения суда отменяется опека, установленная над имуществом безвестно отсутствующего лица.

Прекращаются выплаты пенсий соответствующим категориям лиц. Выплаченные ранее денежные суммы возврату не подлежат.

Возможно возобновление брачных отношений между лицом, которая вернулась, и ее женой путем новой регистрации брака, если брак был расторгнут.

Возобновление других личных и имущественных прав такой лица действующее законодательство не предусматривает.

Признание физического лица безвестно отсутствующим не ликвидирует юридическую неопределенность, возникшая, поскольку она остается участником правоотношений. Поэтому в ЦК введен институт - объявления физического лица умершим, который имеет свою специфическую характеристику.

Если безвестное отсутствие означает неполучение сведений о лице в течение года, то объявления его умершим поглощает безвестное отсутствие и определяет несколько сроков, по истечении которых человека можно объявить умершим.

По своим правовым последствиям объявления физического лица умершим почти приравнивается к смерти, а признание его безвестно отсутствующим имеет лишь те последствия, которые предусмотрены в законе.

Согласно ч. 1 ст. 46 ГК Украины физическое лицо может быть объявлен умершим в судебном порядке. При этом не требуется, чтобы предварительно ее было признано безвестно отсутствующим.

Основаниями объявления физического лица умершим являются:

1) отсутствие лица в месте постоянного проживания в течение трех лет со дня получения последних сведений о ней;

2) отсутствие в течение указанных сроков сведений о месте пребывания отсутствующего лица;

3) невозможность установить место пребывания данного лица, несмотря на все принятые меры по розыску;

4) признания юридически уважительными причин, по которым заявитель просит признать гражданина умершим.

Закон устанавливает сокращенный шестимесячный срок для объявления физического лица умершим, если она пропала без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или давали основания предполагать его гибель от определенного несчастного случая. Например, если известно, что лицо было пассажиром или членом экипажа самолета, который потерпел аварию, то ее объявляют умершей через шесть месяцев, поскольку вероятность смерти в таких условиях является достаточно большим. Суд в таком случае не признает факт смерти лица, а объявляет его умершим на основании презумпции смерти во время несчастного случая.

Часть 2 ст. 46 ГК Украины называет еще одну общую основание объявления физического лица умершим: физическое лицо, которая пропала без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен судом умершим после истечения двух лет со дня окончания военных действий. С учетом конкретных обстоятельств дела, которые заслуживают внимания, суд может объявить физическое лицо умершим до истечения этого срока. Такими обстоятельствами следует считать определенные доказательства как документальные, так и показания свидетелей о высокой вероятности гибели данного лица. Другую позицию относительно указанной правовой нормы имел ГК УССР 1963, p. согласно ч. 2 ст. 21 которого лицо, пропавшее без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен умершим не ранее истечения двух лет со дня окончания военных действий.

На основании решения суда об объявлении физического лица умершим, органы Загса выдают заинтересованным лицам свидетельство о ее смерти. Днем смерти лица, объявленного умершим, считается день вступления в силу судебного решения. Физическое лицо, пропавшее без вести при обстоятельствах, которые угрожали ей смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, может быть объявлен умершим со дня ее допустимой смерти (например, день катастрофы пассажирского самолета, день наводнения или другого стихийного бедствия).

До сих пор среди ученых не существует единого мнения по вопросу правовых последствий объявления физического лица умершим. Большинство авторов считают, что человек, объявленный умершим, не лишается правоспособности, если она на самом деле живая'. В то же время предположение о ее смерти, подтверждено судебным решением, регистрируется в органах Загса и влечет потерю лицом приобретенных ранее гражданских прав и обязанностей. Относительно юридических последствий такого судебного решения, то они совпадают с последствиями, предусмотренными в случае смерти лица:

1) к наследникам переходят все права и обязанности, принадлежавших лицу, объявленного умершим. В то же время ч. 2 ст. 47 ГК Украины отмечает, что наследники не имеют права отчуждать в течение пяти лет недвижимое имущество, перешедшее к ним в связи с открытием наследства. Такая норма, по нашему мнению, содержит гарантии прав лица, объявленного умершим, в случае ее появления;

2) брак прекращается;

3) прекращаются обязательства, связанные с лицом, объявленного умершим;

4) определенные лица приобретают право на получение пенсий (как и в случае признания физического лица безвестно отсутствующим).

Так как основанием объявления физического лица умершим есть лишь предположение о ее смерти, поэтому не исключается возможность появления или обнаружения места пребывания.

Статья 48 ГК Украины предусматривает последствия, связанные с появлением физического лица, объявленного умершим:

  • суд по месту нахождения этого лица или суд, который принял решение об объявлении его умершим, по заявлению последней или другого заинтересованного лица отменяет соответствующее решение;
  • возобновляется лично-правовой статус лица;
  • независимо от времени своего появления лицо может требовать от кого-кого возврата имущества, что сохранилось и безвозмездно перешло к нему после объявления физического лица умершим, за исключением имущества, приобретенного по приобретательной давности, а также денег и ценных бумаг на предъявителя;
  • лицо, к которому имущество перешло по платными сделкам, обязана вернуть его, если будет установлено, что на момент приобретения имущества она знала, что физическое лицо, объявленного умершим, живая (в случае невозможности возвратить имущество в натуре, собственнику возмещается стоимость этого имущества);
  • если имущество физического лица, объявленного умершим, перешло в собственность территориальной общины и было реализовано ней, лице, которая появилась, возвращается сумма, полученная от реализации имущества;
  • прекращается выплата пенсий соответствующим категориям лиц;
  • в сфере семейных отношений появление лица, объявленного умершим, является основанием для возобновления брачных отношений путем новой регистрации брака.

Решая дела о признании физического лица безвестно отсутствующим или объявления его умершим, суды сотрудничают с органами внутренних дел в сборе доказательств о безвестно отсутствующих лиц. От оперативности работников милиции обычно зависит качество рассмотрения этих дел. За последние 5 лет количество лиц, объявленных в розыск как безвестно отсутствующих, увеличилась более чем в пять раз. Вместе с тем процент розыска безвестно отсутствующих лиц составляет 85,6% (данные за 9 месяцев 2004г.) и не отвечает требованиям сегодняшнего дня'. В системе МВД Украины созданы специальные подразделения, которые занимаются розыском без вести пропавших граждан. Именно они должны оперативно реагировать на каждую подобную ситуацию, устанавливать судьбу пропавших, а если речь идет о фактах насильственной смерти, разоблачать и передавать преступников к органам правосудия.



Назад