Электронная онлайн библиотека

 
 Гражданское право Украины. Общая часть

статья 2. Виды юридических лиц. Порядок возникновения и прекращения юридического лица


Деление юридических лиц на виды может осуществляться по различным признакам. В зависимости от того, имеют ли учредители возможность участвовать в управлении юридическим лицом различают: 1) учреждения і 2) общества.

Учреждением есть организация, созданная одним или несколькими лицами (учредителями), которые не принимают участия в управлении ею. Учреждение создается путем объединения (выделение) имущества учредителей для достижения цели, определенной учредителями, за счет этого имущества.

Обществом признается организация, созданная путем объединения лиц (участников), имеющих право участия в этом обществе. Общество может быть создано одним лицом, если иное не установлено законом.

В зависимости от цели деятельности, юридические лица делятся на коммерческие (предпринимательские) и некоммерческие (непідпри-ємницькі).

Предпринимательскими юридическими лицами есть те, которые возникают с целью достижения прибыли.

В соответствии со ст. 84 ГК Украины предпринимательскими обществами являются общества, осуществляющие предпринимательскую деятельность с целью получения прибыли и дальнейшего его распределения между участниками. Такие общества могут быть созданы только как хозяйственные общества (полное товарищество, коммандитное товарищество, общество с ограниченной или дополнительной ответственностью, акционерное общество) или производственные кооперативы.

Непредпринимательскими юридическими лицами есть общества, которые не имеют целью получения прибыли для его последующего распределения между участниками. Они возникают для удовлетворения социально-культурных, бытовых и других потребностей граждан. К непредпринимательских обществ относятся потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, их объединения, благотворительные фонды и другие организации. При этом непредпринимательские общества и учреждения могут наряду со своей основной деятельностью осуществлять предпринимательскую деятельность, если иное не установлено законом и если эта деятельность соответствует цели, для которой они были созданы, и способствует ее достижению.

В зависимости от степени имущественной обособленности можно выделить следующие виды юридических лиц:

- юридические лица, которые находятся в обязательственных отношениях с их учредителем (собственником) (хозяйственные общества, производственные и потребительские кооперативы, арендные предприятия, коллективные предприятия, хозяйственные объединения юридических лиц и т.п.);

- юридические лица, которые находятся в имущественных отношениях с их учредителями (собственниками) (государственные, кроме казенных, и другие предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, казенные предприятия, основанные на праве оперативного управления);

- юридические лица, которые вступают в неимущественные отношения с их учредителями (общественные организации, религиозные организации, благотворительные и другие фонды).

В зависимости от порядка создания выделяют юридические лица частного и публичного права.

Юридическое лицо частного права создается на основании учредительных документов.

Юридическое лицо публичного права создается распорядительным актом Президента Украины, органа государственной власти, органа власти Автономной Республики Крым или органа местного самоуправления (ч. 2 ст. 81 ГК).

Юридические лица публичного права можно классифицировать в зависимости от источников финансирования:

- юридические лица, находящиеся на хозяйственном расчете, имеют закрепленные за ними основные и оборотные средства, самостоятельный баланс (государственные предприятия и организации);

- юридические лица, находящиеся на государственном бюджете и имеют самостоятельную смету, руководители которых пользуются правами распорядителей кредитов (учреждения и другие государственные организации);

- юридические лица, которые финансируются за счет других источников и имеют самостоятельную смету и самостоятельный баланс.

Однако возможны и другие варианты деления юридических лиц.

Для создания юридического лица прежде всего нужны учредители. Учредителями могут быть собственники имущества либо уполномоченные собственником имущества органы, а в предусмотренных законодательными актами случаях - не собственники, а другие лица.

В зависимости от того, кто является учредителем юридического лица, установлены такие способы их образования: распорядительный, нормативно-явочный, разрешительный, договорный.

Распорядительный порядок образования юридического лица заключается в том, что компетентный орган государственной власти или управления принимает решение (распоряжение) о создании организации-юридического лица - и утверждает ее устав или положение о ней. Таким образом создаются юридические лица публичного права.

Нормативно-явочный порядок заключается в том, что условия создания юридического лица зафиксированы в законодательном акте в виде общего разрешения государства. Для создания конкретного юридического лица нужна соответствующая инициатива ее учредителей и регистрация ее в соответствующем органе. В таком порядке возникают юридические лица частного права.

При их регистрации проверяется соблюдение учредителями действующего законодательства. Если будет обнаружено несоответствие учредительных документов действующему законодательству, то в регистрации может быть отказано. Отказ в регистрации юридического лица можно обжаловать в судебном порядке.

Разрешительный порядок образования юридического лица предполагает наличие инициативе учредителей и разрешения соответствующего органа государственной власти. Например, прекращение юридического лица путем слияния или присоединения может требовать согласия Антимонопольного комитета Украины. Разрешительный порядок применяется при создании юридических лиц, деятельность которых связана с денежно-кредитным оборотом, здоровьем граждан, получением ими образования и в других случаях, предусмотренных законодательством.

Договорный порядок образования юридического лица применяется тогда, когда граждане или юридические лица добровольно объединяются для достижения определенной цели. Свидетельством такого объединения является надлежащим образом оформленный учредительный договор. В таком порядке возникают разнообразные хозяйственные ассоциации, концерны и другие объединения предприятий.

Независимо от порядка создания все юридические лица должны иметь учредительные документы - правовую основу своей деятельности. Учредительными документами юридического лица является распорядительный акт, устав (положение); учредительный договор и устав; протокол собрания и т.д.

Учредительный договор юридического лица заключается между ее учредителями. В случаях, предусмотренных законодательными актами, юридическое лицо может действовать на основе положения1 об организации соответствующего вида.

В учредительных документах должно быть указано: наименование юридического лица, место его нахождения, цели и предмет деятельности, состав и компетенция органов, а также иные сведения, предусмотренные законодательными актами в отношении юридических лиц соответствующего вида.

В учредительном договоре учредители обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи в ее владения, пользования, распоряжения своего имущества и участия в ее деятельности. Договором определяются также условия и порядок распределения между учредителями прибыли и убытков, управления деятельностью юридического лица, выхода учредителей из его состава.

Учредительный договор заключается его участниками, а устав утверждается.

Стадию разработки и утверждения учредительных документов можно назвать подготовительной стадией создания юридического лица. После нее наступает регистрационная стадия.

Регистрационная стадия начинается обращением учредителя в компетентный орган с заявлением о государственной регистрации юридического лица. Регистрацию юридических лиц осуществляют исполкомы районных (городских) советов, а также Министерство юстиции Украины и его органы на местах, которые регистрируют новые общественные организации как юридические лица.

В случаях, предусмотренных законодательными актами, достаточно одной стадии - регистрационной. Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации.

Юридическое лицо может иметь свои филиалы и представительства.

Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все или часть его функций.

Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места ее нахождения. Он осуществляет защиту и представительство интересов юридического лица.

Филиалы и представительства не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом юридического лица, которая их создала, и действуют на основании утвержденного ею положения. Руководители филиалов и представительств назначаются юридическим лицом и действуют на основании выданной им доверенности.

Прекращения юридического лица.

В соответствии со ст. 104 ГК Украины прекращения юридического лица осуществляется путем:

1) передачи всего своего имущества, прав и обязанностей другим юридическим лицам - правопреемникам (слияния, присоединения, разделения, преобразования);

2) ликвидации.

В отличие от ранее действующего законодательства действующий ГК Украины не употребляет термин «реорганизация». В то же время ГК Украины (ч. 1 ст. 59) использует понятие реорганизации как способа «прекращение деятельности субъекта хозяйствования». При этом называются четыре формы реорганизации - слияние, присоединение, разделение и преобразование.

В связи с тем, что в обоих кодексах речь идет о одни и те же пути правопреемства, считаем целесообразным указанные способы прекращения юридического лица в дальнейшем называть реорганизацией.

Основаниями реорганизации может быть решение участников или органа юридического лица, уполномоченного на это учредительными документами. Реорганизация может происходить принудительно в случаях, предусмотренных законом, - по решению суда или соответствующих органов государственной власти. Законом может быть предусмотрена необходимость получения согласия соответствующих органов государственной власти на прекращение юридического лица путем слияния или присоединения. В частности таким органом является Антимонопольный комитет Украины.

При слиянии юридических лиц имущество и неимущественные права и обязанности каждого из них переходят к вновь созданного юридического лица.

В случае присоединения одно юридическое лицо включается в состав другой, при этом до последнего переходит имущество присоединенной лица. Таким образом, одно юридическое лицо прекращает свою деятельность, а другая - продолжает существовать, но уже в расширенном составе.

В результате разделения юридического лица ее имущество переходит к нововиниклих на ее базе юридических лиц в соответствующих частях. Разделение приводит к возникновению двух или более новых юридических лиц.

При преобразовании юридического лица происходит изменение его организационно-правовой формы. В случае преобразования к новому юридическому лицу переходят все имущество, все права и обязанности предыдущего юридического лица.

Имущество переходит к своему правопреемнику в день подписания передаточного баланса, если иное не предусмотрено законом или постановлением о реорганизации.

Участники юридического лица, суд или орган, принявший решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в орган, осуществляющий государственную регистрацию, который вносит в единый государственный реестр сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

При ликвидации юридическое лицо прекращает свою деятельность без правопреемства. Имущество ликвидированного юридического лица не переходит к другим субъектам как целостный комплекс.

Ликвидация юридического лица может быть добровольной і принудительной.

Основанием добровольной ликвидации юридического лица является решение ее участников или органа юридического лица, уполномоченного на это учредительными документами. В частности, соответствующее решение может приниматься в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, достижением цели, для которой она создана, а также в других случаях, предусмотренных учредительными документами.

Принудительная ликвидация юридического лица осуществляется по решению суда о признании недействительной государственной регистрации юридического лица через допущенные при ее создании нарушения, которые нельзя устранить, а также в других случаях, установленных законом. Порядок и случаи принудительной ликвидации предусмотренные ГК Украины и Законом Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом».

Согласно ч. 1 ст. 60 ГК ликвидация субъекта хозяйствования осуществляется ликвидационной комиссией, которая создается собственником (собственниками) имущества субъекта хозяйствования или его (их представителями) (органами), или другим органом, определенным законом. Ликвидации субъекта хозяйствования может быть также возложена на орган управления ликвидируемого субъекта.

В случае принятия хозяйственным судом решения о признании должника банкротом, суд открывает ликвидационную процедуру и назначает ликвидатора (ч. 1 ст. 24 Закона Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом»). Кроме ликвидационной комиссии ликвидатором могут быть участники юридического лица или орган, уполномоченный, учредительными документами принимать решение о ликвидации юридического лица (ч. 2 п. 2 ст. 110 ГК Украины).

Последовательность расчетов с кредиторами ликвидированного юридического лица зависит от того, в каком порядке эта лицо ликвидируется.

Статья 112 ГК Украины устанавливает очередность удовлетворения требований кредиторов платежеспособного ликвидируемого юридического лица:

1) в первую очередь удовлетворяются требования о возмещении вреда, причиненного увечьем, иным повреждением здоровья или смертью, и требования кредиторов, обеспеченные залогом или иным способом;

2) Во вторую очередь удовлетворяются требования работников, связанные с трудовыми отношениями, требования автора о плате за использование результата его интеллектуальной, творческой деятельности;

3) в третью очередь удовлетворяются требования по налогов, сборов (обязательных платежей);

4) в четвертую очередь удовлетворяются все остальные.

Очередность удовлетворения требований кредиторов в случае признания юридического лица банкротом определена ст. 35 Закона Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом». Согласно указанной нормы средства, полученные от продажи имущества банкрота, направляются на удовлетворение требований кредиторов, в таком порядке:

1) в первую очередь удовлетворяются:

а) требования, обеспеченные залогом;

б) требования по выплате задолженности по заработной плате, денежной компенсации за неиспользованные дни ежегодного отпуска и дополнительного отпуска работникам, которые имеют детей, других средств, причитающихся работникам в связи с оплачиваемой отсутствием на работе, а также выходного пособия, причитающейся работникам в связи с прекращением трудовых отношений;

в) расходы Фонда гарантирования вкладов физических лиц, связанные с приобретением им прав кредитора в отношении банка, - в размере всей суммы возмещения по вкладам физических лиц;

г) расходы, связанные с производством по делу о банкротстве в суде и работой ликвидационной комиссии;

2) Во вторую очередь удовлетворяются требования, возникшие из обязательств банкрота перед работниками предприятия-банкрота, обязательств по уплате страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование, а также требования граждан-доверителей (вкладчиков) доверительных обществ или других субъектов предпринимательской деятельности, которые привлекали имущество (денежные средства) доверителей (вкладчиков);

3) в третью очередь удовлетворяются требования по уплате налогов и сборов (обязательных платежей);

4) в четвертую очередь удовлетворяются требования кредиторов, обеспеченные залогом, в том числе и требования кредиторов, возникшие по обязательствам в процедуре распоряжения имуществом должника или в процедуре санации должника;

5) в пятую очередь удовлетворяются требования по возврату вкладов членов трудового коллектива в уставный фонд предприятия;

6) в шестую очередь удовлетворяются другие требования.

Законом установлено, что требования каждой следующей очереди к ликвидируемого юридического лица, удовлетворяются после удовлетворения требований предыдущей.

В случае недостаточности имущества для полного удовлетворения всех требований одной очереди, претензии удовлетворяются пропорционально принадлежащей каждому кредитору суммы.

Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.

При ликвидации банкрота требования, заявленные после истечения срока, установленного для их подачи, не рассматриваются и считаются погашенными.

Так же считаются погашенными:

- требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор в месячный срок после получения уведомления о полном или частичном отказе в признании его требований не обращался в суд с иском;

- требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано;

- требования, которые не довольны ввиду отсутствия имущества ликвидируемого юридического лица.



Назад