Электронная онлайн библиотека

 
 Гражданское право Украины. Общая часть

статья 1. Гражданская правоспособность государства, Автономной Республики Крым и территориальных общин


Государство действует как субъект гражданского права тогда, когда стороной в гражданских правоотношениях выступает не тот или другой отдельный государственный орган, а именно государство.

Государство - это особый субъект гражданского права, это не юридическое лицо. До государства как субъекта гражданских правоотношений не возможно применить общие положения, которые являются характерными для юридических лиц. Государство само является источником права, она создает правовые нормы относительно возникновения и прекращения деятельности юридических лиц. Юридические лица подлежат государственной регистрации. До государства не возможно применить положения о специальной правоспособности юридических лиц публичного права. Государство как субъект гражданского права не может прекратиться путем ликвидации или реорганизации.

Государство может выступать субъектом гражданского права в случаях, предусмотренных законом. Например, ст. 1170 ГК Украины возлагает на государство возмещения вреда, причиненного владельцу принятием закона, прекращающего право собственности на определенное имущество. Государство может быть субъектом гражданского права в отношениях наследования, если является наследником по завещанию (ч. 1 ст. 1235 ГК Украины). Также государство становится субъектом гражданских правоотношений, которые возникают при обращении в пользу государства клада, который является памятником истории и культуры (ч. 4 ст. 343 ГК Украины). Создавая юридические лица частного права, государство также вступает в гражданские правоотношения. Законодательство Украины предусматривает и другие случаи, когда государство является стороной в частных (гражданских) правоотношениях.

Государство может выступать в качестве субъекта гражданских правоотношений и тогда, когда это прямо законом не предусмотрено. В таком случае должны быть соблюдены требования о юридическое равенство субъектов гражданского права. Кроме того, необходимо учитывать тот фактор, что, вступая в гражданские правоотношения, государство не может действовать в собственных интересах. Целью вступления государства стороной в гражданские правоотношения является эффективное осуществление ею своих публичных функций.

В юридической литературе нет единства относительно определения характера правоспособности государства. Некоторые авторы считают, что государство имеет специальную правоспособность, и, соответственно, может иметь лишь те права и нести только те обязанности, которые определены законом.

Однако, в связи с тем, что государство является носителем публичной власти и должна действовать в интересах всего общества, в юридической литературе гражданскую правоспособность государства называют целевой/ Такая позиция представляется более верным, ведь возможны ситуации, когда государство становится субъектом гражданского права в случаях, определенных законом. Также стоит учитывать и тот факт, что государство способно самостоятельно определять свой объем правоспособности.

Кроме государства, в гражданских правоотношениях могут принимать участие территориальные общины і Автономная Республика Крым.

Названы образования действуют в гражданских правоотношениях на равных правах с другими участниками этих отношений. их участие в гражданских правоотношениях, как и участие в названных отношениях государства, должна быть направлена как на интересы отдельных граждан, которые проживают на определенных территориях, так и народа в целом.

В соответствии со ст. 140 Конституции Украины территориальными общинами являются жители города, поселка, села или добровольно объединены в сельскую общину жители нескольких сел. Такие общины вправе самостоятельно решать вопросы местного значения в пределах Конституции и законов Украины.

Автономная Республика Крым (далее - АРК) является неотъемлемой составной частью Украины и в пределах полномочий, определенных Конституцией Украины, решает вопросы, отнесенные к ее ведению. К нормативных актов, определяющих полномочия республики, является Конституция Автономной Республики Крым. АРК имеет особый статус, поскольку она не признается территориальной громадой. Кроме того, она не относится и к государственных образований. Исходя из этого, в юридической литературе АРК определяют как автономное образование, что является специфическим субъектом гражданских правоотношений. Законодательство Украины предусматривает много общих черт между правовой природе территориальных общин и АРК. При этом, основное отличие АРК от территориальных общин заключается в том, что она имеет большую автономию, как субъект публичных (в том числе конституционных) правоотношений, а в сфере гражданского права - расширенный объем правоспособности.

Автономная Республика Крым и территориальные общины являются субъектами средств соответствующих бюджетов, субъектами права собственности права собственности на имущество, которое принадлежит в соответствии Автономной Республике Крым или территориальным общинам, субъектами соответствующих корпоративных и других прав. Ответственность за неправомерные действия органов и должностных лиц АРК или территориальных общин возлагается соответственно на Автономную Республику Крым или территориальные общины.



Назад