Электронная онлайн библиотека

 
 Гражданское право Украины. Общая часть

статья 2. Формы участия государства, Автономной Республики Крым и территориальных общин в гражданских правоотношениях


От имени государства как субъекта гражданских правоотношений выступают ее органы. Чаще всего такими органами являются Кабинет Министров, Министерство финансов и Фонд государственного имущества Украины. Полномочия государственных органов, представляющих государство в гражданских правоотношениях, закрепленные в законодательстве Украины. Так, полномочия Кабинета Министров Украины закреплены в ст. 116 Конституции Украины. Кроме того, согласно ч. Из ст. 11 Закона Украины «О ценных бумагах и фондовом рынке» от 23 февраля 2006 года, эмитентом казначейских обязательств Украины выступает государство в лице Министерства финансов Украины по поручению Кабинета Министров Украины.

Полномочия Министерства финансов определены в Положении о Министерстве финансов Украины, утвержденном Указом Президента от 26 августа 1999 года № 1081/99. Министерство финансов уполномочено распоряжаться государственными финансами. В частности, оно принимает решение о выпуске облигаций внешних государственных займов.

Фонд государственного имущества осуществляет функции по управлению корпоративными правами государства. Его полномочия закреплены в Указе Президента Украины «Об изменениях в структуре центральных органов исполнительной власти» от 15.12.1999 № 1573/99.

До последнего времени на Государственное казначейство возлагались функции управления средствами государственного бюджета. Однако, согласно Указа Президента Украины «Вопросы Министерства финансов Украины» от 20 апреля 2005 года № 676/2005 Государственное казначейство Украины подлежит реорганизации путем его преобразования в правительственный орган государственного управления в составе Министерства финансов Украины.

Стоит отметить, что полномочия указанных выше органов определены на уровне подзаконных актов. Вместе с тем представляется, что вопросы, связанные с деятельностью высших исполнительных органов власти, должны закрепляться на уровне закона. В связи с этим, стоит отметить, что на рассмотрении в Верховной Раде Украины находятся законопроекты, направленные урегулировать деятельность упомянутых органов.

Территориальная община села, поселка, города является первичным субъектом местного самоуправления, основным носителем его функций и полномочий. Территориальные общины приобретают и осуществляют гражданские права и обязанности через органы местного самоуправления в пределах их компетенции, которая устанавливается законом. Указанные общины могут представлять совета соответствующего уровня (сельские, поселковые, городские) и их исполнительные комитеты, а также сельский, поселковый, городской председатель (Закон Украины «О местном самоуправлении в Украине»).

В соответствии со ст. 11 Закона Украины «О ценных бумагах и фондовой бирже» решение о размещении облигаций местных займов принимает Верховная Рада Автономной Республики Крым или городской совет в соответствии с требованиями, установленными бюджетным законодательством. Таким образом, сельские и поселковые советы не имеют права выпускать облигации.

Стоит отметить, что согласно ст. 2 Закона Украины «Об органах самоорганизации населения» жители села, поселка, города или их частей для решения отдельных вопросов местного значения могут создавать органы самоорганизации населения. Такими органами являются домовые, уличные, квартальные комитеты, комитеты микрорайонов, комитеты районов в городах, сельские, поселковые комитеты.

Указанные органы имеют собственные полномочия, которые могут расширяться за счет полномочий, которые делегируют им соответствующие сельские, поселковые, городские, районные в городе (в случае ее создания) совета. Органы самоорганизации населения могут также вступать в гражданские правоотношения при выполнении своих задач, в частности относительно удовлетворения социальных, культурных, бытовых и других потребностей жителей путем содействия в предоставлении им соответствующих услуг (п. Из ст. Из Закона Украины «Об органах самоорганизации населения»).

Автономная Республика Крым также приобретает и осуществляет гражданские права и обязанности через соответствующие органы власти в пределах их компетенции, установленной законом.

От имени Автономной Республики Крым может действовать Верховная Рада Автономной Республики Крым. В частности, согласно ст. 9 Закона Украины «О Верховной Раде Автономной Республики Крым» в ее компетенцию входит принятие решений о выпуске местных займов. Также, согласно ч. 2 ст. 38 Конституции Автономной Республики Крым осуществлять гражданские права и обязанности АРК может Совет министров АРК.

Стоит отметить, что согласно ст. 173 ГК Украины в случаях, установленных законом от имени государства, Автономной Республики Крым, территориальных общин по специальным поручениям могут выступать физические и юридические лица, органы государственной власти, органы власти Автономной Республики Крым и органы местного самоуправления. Порядок указанного представительства в соответствии с указанной нормой должен определяться законом. Однако на данный момент не принято соответствующих актов законодательства Украины.

Государство, АРК и территориальные общины могут участвовать в гражданских правоотношениях путем создания юридических лиц. Указанные субъекты в случаях и в порядке, установленном законодательством, могут создавать юридические лица публичного права (соответственно - государственные и коммунальные предприятия, учебные заведения и т.д.). Кроме того, они могут создавать юридические лица частного права (предпринимательские общества) или принимать участие в их деятельности на общих основаниях, если иное не установлено законом (ст. ст. 167-169 ГК Украины).

Государство, АРК и территориальные общины принимают участие в разного рода гражданских правоотношениях. В частности, указанные субъекты вступают в отношения собственности в отношении имущества, которое находится соответственно в государственной или коммунальной собственности. Так, государство, АРК и территориальные общины выполняют функции собственника в отношении средств соответствующих бюджетов. Государство выступает субъектом вещного права собственности при приобретении права собственности на сокровище, которое является памятником истории и культуры.

Также государстве, АРК и территориальным общинам принадлежат личные неимущественные права, такие как право на информацию, деловую репутацию и другие. Особый статус в личных неимущественных отношениях занимает государство, которое имеет право на государственную тайну.

Государство, АРК и территориальные общины выступают также субъектами обязательственных отношений. Так, они могут вступать в отношения по наследования по завещанию, если определены как наследники. Кроме того, согласно ст. 11 Закона Украины «О залоге» сторонами договора залога могут быть физические, юридические лица и государство. Среди сторон указанного договора территориальные общины и АРК не определены, однако они могут вступать в залоговые отношения, исходя из того, что Автономная Республика Крым и территориальные общины действуют в гражданских отношениях на равных правах с другими участниками этих отношений (ст. 168; 169 ГК Украины).

Государство является субъектом обязательственных отношений по возмещению вреда, причиненного незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда.

В соответствии со ст. 56 Конституции Украины каждый имеет право на возмещение за счет государства или органов местного самоуправления материального и морального ущерба, причиненного незаконными решениями, действиями или бездеятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных и служебных лиц при осуществлении ими своих полномочий.

Как и другие субъекты гражданского права, государство, АРК и территориальные общины отвечают по своим обязательствам своим имуществом, кроме имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание (ст. 174; ст. 175 ГК Украины). Указанные нормы не предусматривают соответствующего правила об ответственности АРК, однако из анализа других норм ГК Украины следует, что Автономная Республика Крым также отвечает по своим обязательствам своим имуществом, кроме имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание. Такой вывод, в частности, вытекает из ст. 176 ГК Украины, которая определяет разграничения ответственности государства, АРК и территориальных общин.

Статьей 176 ГК Украины установлено личную ответственность государства, Автономной Республики Крым, территориальных

общин по своим обязательствам. То есть, государство не отвечает по обязательствам Автономной Республики Крым и территориальных общин; Автономная Республика Крым не отвечает по обязательствам государства и территориальных общин, а территориальная община не отвечает по обязательствам государства, Автономной Республики Крым и других территориальных общин.

Кроме того, законом установлено разграничение ответственности юридических лиц, созданных государством, АРК или территориальными общинами. Так, указанные юридические лица не отвечают по обязательствам в соответствии государства, АРК или территориальных общин. Зато ответственность по обязательствам созданных указанными субъектами юридических лиц наступает лишь в случаях, установленных законом.

В частности, согласно ч. 7 ст. 77 ГК Украины государство может нести ответственность за деятельность казенных предприятий. Такая ответственность носит субсидиарных характер и наступает в случае недостаточности средств у казенного предприятия.



Назад