Электронная онлайн библиотека

 
 Украинская устное народное творчество

Тюремно-каторжанські песни


Почти одновременно с эмиграцией украинцев на запад происходила другая еміґрація - на восток. Она имела принципиально другие причины - политические, и носила насильственный характер. Массовое принудительное выселение украинцев с этнических земель в Сибирь, северные и восточные регионы России на ссылки и тюрьмы породило в украинском фольклоре тюремно-каторжанські песни. Собственно это было продолжением развития жанрового разнообразия лирики, начатого еще в 17-18 вв. (имеется в виду песни о тюремной жизни главарей гайдамацько-опришкивских движений, их побег с каторги и т. п.). Политические притеснения и преследования национально сознательных украинцев со стороны правительства царской России, а позже массовые аресты 20 в. вызвали новую волну развития тюремно-политических (в'язнично-лагерных песен).

Поскольку сосланы на каторгу политзаключенные представляли в основном интеллигенцию, то эти песни родственные с авторским творчеством. Среди них ходили и положены на музыку тексты стихотворений П. Грабовского, И. Франко, но есть и анонимные произведения. Они существенно отличаются от распространенных в российском фольклоре тюремных песен, созданных в криминогенной среде бандитском жаргоне, где откровенно с сарказмом преступники хвастаются в совершенных преступлениях, вспоминают при-вольное жизни на свободе и угрожают отомстить виновникам их заключения (таких песен на русском языке вообще нет). Тюремные песни в украинском фольклоре есть группой общественно-бытовой лирики, в которой кроме описаний тяжелой тюремной скорби, каторжного труда, бесчеловечных издевательств, доминируют выразительные патриотические мотивы. Тоска по дому, удаленность от родной земли переплетается с мотивом разлуки с собратьями, звучат обращения к молодых борцов продолжить начатую общее дело. Эти песни ходили не только среди заключенных, но и среди национально сознательных людей на свободе (конечно, скрыто).



Назад